Идея «меланхолии» и ее воплощение в испанской полихромной скульптуре XVII в.

Авторы

  • Александр Флорентинович Эсоно Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

Аннотация

В статье рассмотрена тема меланхолии — в русле специальной проблемы — испанской барочной полихромной скульптуры XVII в. Нельзя сказать, что меланхолия — неизученная область культуры XVII столетия в Испании, но необходимо признать специфику и научную новизну термина «меланхолия» по отношению к раскрашенной скульптуре. И полихромная пластика — продукт диалектических отношений между идеалистической и натуралистической тенденциями в барокко, то статья говорит не только о природе полихромной скульптуры, но о меланхолическом характере в сознании испанцев XVII в. Делаются предположения относительно меланхолического характера барокко в Испании, нашедшего свое буквальное материальное воплощение в феномене полихромной пластики. Можно заключить, что меланхолия если и была «злом столетия», то на примере раскрашенной скульптуры можно четче всего увидеть и попытки борьбы с меланхолией, т. е. возможно мыслить испанскую полихромную пластику как парадоксальное психотерапевтическое средство.

Ключевые слова:

Испания, барокко, меланхолия, полихромная скульптура

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Флорентинович Эсоно, Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

аспирант кафедры зарубежного искусства факультета теории и истории искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Европейская поэзия XVII века. М.: Художественная литература. 1977. 927 с.

2. Pujante D. La melancolía hispana, entre la enfermedad, el carácter nacional y la moda social // Revista de la Asociación Española de Neuropsiquiatría. Madrid, 2008. Vol. 28, No 102. P. 401–418.

3. Viana L., Maria Teresa. O contributo de Francisco de Holanda para definicao de Personalidade Artistica: Entre a Melancolia e a Genialidade. A Parte Rei // Revista de Filosofia. 2009. 64. Julio.

4. Кемпинский А. Меланхолия. СПб.: Наука. 2002. 405 с.

5. Бертон Р. Анатомия Меланхолии. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 832 с.

6. Huarte Juan de San Juan. Examen de ingenios para las ciencias // Electroneurobiología. 1996. Vol. 3, No 2. P. 1–322.

7. Rico Callado Fr. L. Las misiones interiores en la España de los siglos XVII–XVIII: Tesis de doctorado. Alicante: Universidad de Alicante, 2002. 579 p.

References

1. Evropeiskaia poeziia XVII veka. M.: Khudozhestvennaia literatura. 1977. 927 p.

2. Pujante D. La melancolía hispana, entre la enfermedad, el carácter nacional y la moda social, Revista de la Asociación Española de Neuropsiquiatría. Madrid, 2008. Vol. 28, No 102. P. 401–418.

3. Viana L., Maria Teresa. O contributo de Francisco de Holanda para definicao de Personalidade Artistica: Entre a Melancolia e a Genialidade. A Parte Rei, Revista de Filosofia. 2009. 64. Julio.

4. Kempinskii A. Melankholiia. SPb.: Nauka. 2002. 405 p.

5. Berton R. Anatomiia Melankholii. M.: Progress-Traditsiia, 2005. 832 p.

6. Huarte Juan de San Juan. Examen de ingenios para las ciencias, Electroneurobiología. 1996. Vol. 3, No 2. P. 1–322.

7. Rico Callado Fr. L. Las misiones interiores en la España de los siglos XVII–XVIII: Tesis de doctorado. Alicante: Universidad de Alicante, 2002. 579 p.

Загрузки

Опубликован

11.10.2018

Как цитировать

Эсоно, А. Ф. (2018). Идея «меланхолии» и ее воплощение в испанской полихромной скульптуре XVII в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(4), 100–108. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2459

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство