Анализ свитка «Мост Ба в метель»: к итогам творческого пути Шэнь Чжоу (1427–1509)

Авторы

  • Вера Георгиевна Белозёрова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-1128-6054

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.202

Аннотация

Шэнь Чжоу является основоположником направления Умэнь-пай, лидировавшего на юге Китая в XV–XVI вв., прославился как поэт, живописец и каллиграф. Поздний этап его творчества исследуется на примере вертикального свитка «Мост Ба в метель». Анализируются техника монохромного письма и композиция зимнего пейзажа. Рассматривается влияние биографических и социальных факторов, конфуцианского учения и даосских практик на живопись Шэнь Чжоу. Разностороннее изучение свитка позволяет комплексно раскрыть мировоззрение мастера. На свитке без топографической достоверности изображен воображаемый вид воспетого многими поэтами моста на реке Башуй. Исследование стихотворной надписи выявляет расхождение между поэтической рифмой и ритмикой каллиграфических форм. Градации тональности туши в каллиграфии объединяют ее с колоритом живописи. Каллиграфическую технику работы запястья и ведения кисти Шэнь Чжоу переносил в живопись. В свитке использован тип композиции «одна река три берега», при котором элементы в зеркально перевернутом виде повторяют друг друга. Художник создает динамичный баланс пустых и заполненных мест. Самым ценным качеством живописи Шэнь Чжоу китайские знатоки считают ее «опресненность» (дань), которая подразумевает уравновешенность эмоционального настроя, возвышенную ясность помыслов и проникновенную искренность их выражения. За простотой и естественностью живописи Шэнь Чжоу стоят эффективные энергетические практики и высокое мастерство скрытых стилистических цитат из шедевров предшествовавших эпох. К концу жизни Шэнь Чжоу осознал утопичность идеала безграничного долголетия и, как показывает анализ свитка, смирился с неизбежностью смерти. Но искусство Шэнь Чжоу прославило его имя в веках.

Ключевые слова:

«четверка великих мастеров [империи] Мин», почерк син-кай, пин-дань, цзинь, гу, циши, цунь, чжэнь-и

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Вера Георгиевна Белозёрова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

доктор искусствоведения, доцент

Библиографические ссылки

Литература

1. Stanley-Baker, Joan. “Identifying Shen Zhou (1427–1509) — Methodological Problems in Authentication: A Work in Progress”. Oriental Art 50, no. 3 (2005): 48–60.

2. 张昆鹏. 沈周的绘画世界.成都: 四川美术出版社, 2017. [Чжан, Куньпэн. Мир живописи Шэнь Чжоу. Чэнду: Сычуаньское художественное изд-во, 2017]. (На кит. яз.)

3. Liscomb, Kathlyn.“The Power of Quiet Sitting at Night: Shen Zhou’s (1427–1509) Night Vigil”. Monumenta Serica 43 (1995): 381–403.

4. Малявин, Владимир, сост., пер. и коммент. Духовный опыт Китая. М.: Астрель: АСТ, 2006. (Китайская классика: новые переводы, новый взгляд).

5. Шнейдер, Евгений. “Шэнь Чжоу”. В изд. Сто памятных дат: Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание, сост. Андрей Сарабьянов, 95–7. М.: Советский художник, 1984.

6. Завадская-Байчжи, Евгения. “Сыновняя любовь и творчество Шэнь Чжоу (1427–1509)”. В изд. Двадцать четвертая научная конференция “Общество и государство в Китае”: тезисы докладов, сост. Наталья Свистунова, 85–9. 2 части. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1993, ч. 1.

7. Cahill, James. Parting at the Shore: Chinese Painting of the Early and Middle Ming Dynasty, 1368–1580. 2 vols. New York: Weatherhill, 1978, vol. 1.

8. Barnhart, Richard M. Painters of the Great Ming: The Imperial School and the Zhe School. Dallas: Dallas Museum of Art, 1993.

9. Chaves, Jonathan. The Chinese Painter as Poet. New York: China Institute, 2000.

10. Edwards, Richard. The Field of Stones: A Study of the Art of Shen Chou (1427–1509). Washington D.C.: Smithsonian Institution Freer Gallery of Arts, 1962.

11. Liscomb, Kathlyn Lannon. “Early Ming Painters: Predecessors and Elders of Shen Chou (1427–1509)”. 2 vols. PhD diss., University of Chicago, 1984.

12. Ma, Jen-mei. “Shen Chou’s Topographical Landscape”. PhD diss., University of Kansas, 1990.

13. Wang, Chi-ying Alice. “Revisiting Shen Zhou (1427–1509): Poet, Painter, Literatus, Reader”. PhD diss., Indiana University, 1995.

14. Wetherell, Ann Elizabeth. “Reading Birds: Confucian Imagery in the Bird Paintings of Shen Zhou (1427–1509)”. PhD diss., University of Oregon, 2006.

15. Lee, Chun-yi. “The Immortal Brush: Daoism and the Art of Shen Zhou (1427–1509)”. PhD diss., Arizona State University, 2009.

16. 石田詩選. 華珵 (1500) 编辑. 重印. 10 卷. 上海: 上海古籍出版社, 1997. [Чэн, Хуа, сост. Собрание поэзии Шитяня (ок. 1500). 10 томов. Б. д. Репринт, Шанхай: Шанхайское изд-во древних книг, 1987]. (На кит. яз.)

17. 石田先生詩钞. 程嘉燧 (1565–1643) 编辑. 重印. 8 卷. 北京: 北京大学出版社, 1997. [Цзясуй, Чэнь (1565–1643), сост. Собрание избранной поэзии Шитяня. 8 томов. 1644. Репринт, Пекин: Изд-во Пекинского университета, 1997]. (На кит. яз.)

18. 陈正宏. 沈周年谱. 上海: 复旦大学出版社, 1993. [Чэнь, Чжэнхун. Хроника жизни Шэнь Чжоу. Шанхай: Изд-во Университета Фудань, 1993]. (На кит. яз.)

19. 陈根民. 沈周交游及传世书画作品考辩. 博士论文. 浙江大学, 2002. [Чэнь, Гэнминь. “Изучение каллиграфии и живописи Шэнь Чжоу и его социальных связей”. PhD diss., Чжэцзянский университет, 2002]. (На кит. яз.)

20. 阮荣春. 沈周. 长春: 吉林美书出版社, 1996. [Жуань, Жунчунь. Шэнь Чжоу. Чанчунь: Художественное изд-во Цзилинь, 1996]. (На кит. яз.)

21. 张万夫. 沈周书画集. 2 卷. 天津: 天津人民美书出版社, 1996. [Чжан, Ваньфу, сост. Собрание каллиграфии и живописи Шэнь Чжоу. 2 тома. Тяньцзинь: Тяньцзиньское народное художественное изд-во, 1996]. (На кит. яз.)

22. 单国强. 沈周精品集. 北京: 人民美书出版社, 1997. [Шань, Гоцян. Собрание шедевров Шэнь Чжоу. Пекин: Народное художественное изд-во, 1997]. (На кит. яз.)

23. 吳敢. 沈周. 深圳: 河北敎育出版社, 2003. [У, Гань. Шэнь Чжоу. Шэньчжэнь: Хэбэйское образовательное изд-во, 2003]. (На кит. яз.)

24. 沈周. 吴山明主编翁方宁编著. 杭州: 浙江摄影出版社, 2018. [У, Шаньмин, ред. Шэнь Чжоу. Ханчжоу: Чжэцзянское фотоизд-во, 2018]. (На кит.яз.)

25. Chaves, Jonathan. “‘Meaning Beyond the Painting’: The Chinese Painter as Poet”. In Words and Images: Chinese Poetry, Calligraphy and Painting, ed. by Alfreda Murch and Wen C.Fong, 431–58. New York: The Metropolitan Museum of Art; Princeton University Press, 1991.

26. Sturman, Peter. “Spreading Falling Blossoms: Style and Replication in Shen Zhou’s Late Calligraphy”. Tsing Hua Journal of Chinese Studies, New Series 40, no. 3 (2010), 365–410.

References

1. Stanley-Baker, Joan. “Identifying Shen Zhou (1427–1509) — Methodological Problems in Authentication: A Work in Progress”. Oriental Art 50, no. 3 (2005): 48–60.

2. Zhang, Kunpeng. Shen Zhou’s World of Painting. Chengdu: Sichuan meishu chubanshe, 2017. (In Chinese)

3. Liscomb, Kathlyn. “The Power of Quiet Sitting at Night: Shen Zhou’s (1427–1509) Night Vigil”. Monumenta Serica 43 (1995): 381–403.

4. Maliavin, Vladimir, comp, transl. and comment. China’s Spiritual Experience. Moscow: Astrel’ Publ.: AST Publ., 2006. (Kitaiskaia klassika: novye perevody, novyi vzgliad). (In Russian)

5. Shneider, Evgenii. “Shen Zhou”. In Sto pamiatnykh dat: Khudozhestvennyi kalendar‘. Ezhegodnoe illiustrirovannoe izdanie, comp. by Andrei Sarab’ianov, 95–7. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1984. (In Russian)

6. Zavadskaia-Baichzhi, Evgeniia. “Filial Love and Creativity of Shen Zhou (1427–1509)”. In Dvadtsat’ chetvertaia nauchnaia konferentsiia “Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae”: tezisy dokladov, comp. by Natal’ia Svistunova, 85–9. 2 parts. Moscow: In-t vostokovedeniia RAN Publ., 1993, pt. 1. (In Russian)

7. Cahill, James. Parting at the Shore: Chinese Painting of the Early and Middle Ming Dynasty, 1368–1580. 2 vols. New York: Weatherhill, 1978, vol. 1.

8. Barnhart, Richard M. Painters of the Great Ming: The Imperial School and the Zhe School. Dallas: Dallas Museum of Art, 1993.

9. Chaves, Jonathan. The Chinese Painter as Poet. New York: China Institute, 2000.

10. Edwards, Richard. The Field of Stones: A Study of the Art of Shen Chou (1427–1509). Washington D.C.: Smithsonian Institution Freer Gallery of Arts, 1962. https://doi.org/10.5479/sil.884985.39088014370704.

11. Liscomb, Kathlyn Lannon. “Early Ming Painters: Predecessors and Elders of Shen Chou (1427–1509)”. 2 vols. PhD diss., University of Chicago, 1984.

12. Ma, Jen-mei. “Shen Chou’s Topographical Landscape”. PhD diss., University of Kansas, 1990.

13. Wang, Chi-ying Alice. “Revisiting Shen Zhou (1427–1509): Poet, Painter, Literatus, Reader”. PhD diss., Indiana University, 1995.

14. Wetherell, Ann Elizabeth. “Reading Birds: Confucian Imagery in the Bird Paintings of Shen Zhou (1427–1509)”. PhD diss., University of Oregon, 2006.

15. Lee, Chun-yi. “The Immortal Brush: Daoism and the Art of Shen Zhou (1427–1509)”. PhD diss., Arizona State University, 2009.

16. Chen, Hua, comp. Selected Poems by Shitian (1500). 10 vols. S. d. Reprint, Shanghai: Shanghai guji chubanshe, 1987. (In Chinese)

17. Jiasui, Chen (1565–1643), comp. Shitian Poetry Notes. 8 vols. 1644. Reprint, Beijing: Bejing daxue chubanshe, 1997. (In Chinese)

18. Chen, Zhenghong. Shen Zhou’s Chronicle of Life. Shanghai: Fudan University Press, 1993. (In Chinese)

19. Chen, Gengmin. “Study of Shen Zhou’s Calligraphy and Painting and His Social Connections”. PhD diss., Zhejiang University, 2002. (In Chinese)

20. Ruan, Rongchun. Shen Zhou. Changchun: Jilin meishu chubanshe, 1996. (In Chinese)

21. Zhang, Wanfu, comp. Collection of Calligraphy and Painting by Shen Zhou. 2 vols. Tianjin: Tianjin renming meishu chubanshe, 1996. (In Chinese)

22. Shan, Guoqiang. Shen Zhou’s Masterpiece Collection. Beijing: Renming meishu chubanshe, 1997. (In Chinese)

23. Wu, Gan. Shen Zhou. Shenzhen: Hebei jiaoyu chubanshe, 2003. (In Chinese)

24. Wu, Shanming, ed. Shen Zhou. Hangzhou: Zhejiang sheying chubanshe, 2018. (In Chinese)

25. Chaves, Jonathan. “‘Meaning Beyond the Painting’: The Chinese Painter as Poet”. In Words and Images: Chinese Poetry, Calligraphy and Painting, ed. by Alfreda Murch and Wen C.Fong, 431–58. New York: The Metropolitan Museum of Art; Princeton University Press, 1991.

26. Sturman, Peter. “Spreading Falling Blossoms: Style and Replication in Shen Zhou’s Late Calligraphy”. Tsing Hua Journal of Chinese Studies, New Series 40, no. 3 (2010), 365–410.

Загрузки

Опубликован

09.06.2021

Как цитировать

Белозёрова, В. Г. (2021). Анализ свитка «Мост Ба в метель»: к итогам творческого пути Шэнь Чжоу (1427–1509). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(2), 186–203. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.202

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство