Традиции знаточества (цзянь) и эксцентрики (се) в каллиграфии Фу Шаня (1607–1684)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.204Аннотация
Творчество прославленного эрудита и мастера эксцентричной скорописи Фу Шаня (1607–1684) хорошо изучено в Китае, но мало исследовано в западном искусствознании и практически неизвестно в отечественном востоковедении. Фу Шань использовал древнее эпиграфическое наследие для реформирования как скорописного почерка (цаошу), так и уставных почерков (чжуаньшу, лишу, кайшу). Фу Шань исходил из идеи единства пластических принципов всех почерков. Его экспрессивная скоропись содержит простейшие исходные элементы уставных почерков, а уставные почерки в его исполнении обладают динамическим потенциалом скорописи. Широчайшая знаточеская эрудиция Фу Шаня сделала его предтечей архаизирующего «направления изучения стел» (бэйсюэпай). Вместе с тем он прославился своими эксцентричными экспериментами с формами иероглифов и композициями их столбцов, что стало актуальным для каллиграфии Китая XX–XXI вв. В статье изложены вехи биографии Фу Шаня, показаны линии его преемственности и представлена общая эволюция творчества. Художественные принципы Фу Шаня исследуются на основании его собственных высказываний и на примерах наиболее показательных произведений мастера. Объясняются «четыре нормы, четыре запрета» (сы нин сы у) Фу Шаня, с которыми связаны специфическая эстетика сокрытия мастерства и принцип пластического диссонанса (чжили). Для Фу Шаня отсутствие апломба виртуозности (цяо) и качество безобразно-неотесанного (чжо) служили признаками соответствия произведения искусства естественному миропорядку Дао. Разносторонность художественных исканий каллиграфа и синкретический характер его мировоззрения позволяли Фу Шаню оставаться свободным при сохранении верности традиции. Характерное для китайской культуры соединение знаточества с эксцентричными новациями обусловило целостность искусства Фу Шаня и непреходящую ценность его наследия.
Ключевые слова:
знаточество цзянь, эксцентрика се, почерки цаошу, куанцао, ляньмяньцао, чжуаньшу, лишу, кайшу, энергия-ци, Тяньцзи
Скачивания
Библиографические ссылки
<
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.