Традиции знаточества (цзянь) и эксцентрики (се) в каллиграфии Фу Шаня (1607–1684)

Авторы

  • Вера Георгиевна Белозёрова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики https://orcid.org/0000-0002-1128-6054

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.204

Аннотация

Творчество прославленного эрудита и мастера эксцентричной скорописи Фу Шаня (1607–1684) хорошо изучено в Китае, но мало исследовано в западном искусствознании и практически неизвестно в отечественном востоковедении. Фу Шань использовал древнее эпиграфическое наследие для реформирования как скорописного почерка (цаошу), так и уставных почерков (чжуаньшу, лишу, кайшу). Фу Шань исходил из идеи единства пластических принципов всех почерков. Его экспрессивная скоропись содержит простейшие исходные элементы уставных почерков, а уставные почерки в его исполнении обладают динамическим потенциалом скорописи. Широчайшая знаточеская эрудиция Фу Шаня сделала его предтечей архаизирующего «направления изучения стел» (бэйсюэпай). Вместе с тем он прославился своими эксцентричными экспериментами с формами иероглифов и композициями их столбцов, что стало актуальным для каллиграфии Китая XX–XXI вв. В статье изложены вехи биографии Фу Шаня, показаны линии его преемственности и представлена общая эволюция творчества. Художественные принципы Фу Шаня исследуются на основании его собственных высказываний и на примерах наиболее показательных произведений мастера. Объясняются «четыре нормы, четыре запрета» (сы нин сы у) Фу Шаня, с которыми связаны специфическая эстетика сокрытия мастерства и принцип пластического диссонанса (чжили). Для Фу Шаня отсутствие апломба виртуозности (цяо) и качество безобразно-неотесанного (чжо) служили признаками соответствия произведения искусства естественному миропорядку Дао. Разносторонность художественных исканий каллиграфа и синкретический характер его мировоззрения позволяли Фу Шаню оставаться свободным при сохранении верности традиции. Характерное для китайской культуры соединение знаточества с эксцентричными новациями обусловило целостность искусства Фу Шаня и непреходящую ценность его наследия.

Ключевые слова:

знаточество цзянь, эксцентрика се, почерки цаошу, куанцао, ляньмяньцао, чжуаньшу, лишу, кайшу, энергия-ци, Тяньцзи

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Вера Георгиевна Белозёрова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

доктор искусствоведения, доцент, профессор Факультета гуманитарных наук Института классического Востока и античности (ИКВИА)

Библиографические ссылки

Литература

1. Соколов-Ремизов, Сергей. Восемь янчжоуских чудаков. Из истории китайской живописи XVIII в. М.: Государственный институт искусствознания, 2000.

2. Белозёрова, Вера. Искусство китайской каллиграфии. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007.

3. Tseng, Yu-ho. A History of Chinese Calligraphy. 2nd ed. Hong Kong: The Chinese University Press, 1993.

4. Bai, Qianshen. “Fu Shan (1607–1684/85) and The Transformation of Chinese Calligraphy in the Seventeenth Century”. PhD diss, Yale University, 1996.

5. Bai, Qianshen. Fu Shan’s World. The Transformation of Chinese Calligraphy in the Seventeenth Century. Cambridge; London: Harvard University Asia Center, 2003.

6. 白, 谦慎. 傅山的交往和应酬. 上海书画出版社, 2003. [Бай, Цяньшэнь. Взаимосвязи и услады Фу Шаня. Шанхай: Шанхайское изд-во книг по каллиграфии и живописи, 2003]. (На кит. яз.).

7. 白, 谦慎.傅山的世界——十七世纪中国书法的嬗变. 北京: 三联书店, 2006. [Бай, Цяньшэнь. Мир Фу Шаня: Эволюция китайской каллиграфии в XVII в. Пекин: Изд-во Торгового дома Саньлянь, 2006]. (На кит. яз.)

8. 沈, 尹默.论书丛稿. 香港: 三联书店香港分店, 1981. [Шэнь, Иньмо. Сборник статей о каллиграфии. Гонконг: Гонконгский филиал изд-ва Торгового дома Саньлянь, 1981]. (На кит. яз.)

9. 王, 镇远. 中国書法理论史. 上海古籍出版社, 2009. [Ван, Чжэньюань. История теории китайской каллиграфии. Шанхай: Шанхайское изд-во древних книг, 2009]. (На кит. яз.)

10. 朱, 仁夫. 中国古代書法史. 北京: 北京大学出版社, 1992. [Чжу, Жэньфу. История китайской каллиграфии. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 1992]. (На кит. яз.)

11. 王鐸傅山行草书字典. 禚效鋒,王詩然主编. 长春: 吉林文史出版社, 2016. [Словарь иероглифов, прописанных Ван До и Фу Шанем курсивом и скорописью. Ред. Чжо Сяофэн, Ван Шижань. Чанчунь: Изд-во Цзилинь, 2016]. (На кит. яз.)

12. 傅山书法小楷金刚经. 徐宇. 主编 南京: 江苏凤凰美术出版社, 2016. [Алмазная сутра, прописанная мелкоформатным уставом Фу Шанем. Ред. Сюй Юй. Нанкин: Художественное изд-во провинции Цзянсу, 2016]. (На кит. яз.)

13. 朱, 百钢. 傅山草书 条幅名品精选. 12冊. 北京: 西苑出版, 2012. [Чжу, Байган, ред. Прославленные скорописные вертикальные свитки Фу Шаня. 12 томов. Пекин: Изд-во Сиюань, 2012]. (На кит. яз.)

14. 傅, 山. 傅山论书画. 侯文正主编. 太原: 山西人民出版社, 1986. [Фу, Шань. Рассуждения Фу Шаня о каллиграфии и живописи. Ред. Хоу Вэньчжэн. Тайюань: Народное изд-во провинции Шаньси, 1986]. (На кит. яз.)

15. 傅, 山. 傅山全书.7册. 刘贯文,张海瀛,尹協理主编. 太原: 山西人民出版社, 1991. [Фу, Шань. Собрание сочинений Фу Шаня. Ред. Гуаньвэнь Лю, Хайин Чжан, Инь Сели. 7 томов. Тайюань: Народное изд-во провинции Шаньси, 1991]. (На кит. яз.).

16. 傅, 山. 傅山全书.20册. 尹協理主编. 太原: 山西人民出版社, 2016. [Фу, Шань. Собрание сочинений Фу Шаня . Ред. Инь Сели. 20 том. Тайюань: Народное изд-во провинции Шаньси, 2016]. (На кит. яз.).

17. 崔, 爾平. 明清書論文選. 上海:上海书店, 1994. [Цуй, Эрпин. Собрание сочинений по каллиграфии династий Мин и Цин. Шанхай: Шанхайский дом книги, 1994]. (На кит. яз.)

18. Schlombs, Adele. Huai-su and the Beginnings of Wild Cursive Script in Chinese Calligraphy. Stuttgart: F. Steiner, 1998.

19. 王, 鐸.擬山園選集.南京: 江苏古籍出版社, 1986. [Ван, До. Избранные произведения Сада горы Нишань. Нанкин: Изд-во древностей провинции Цзянсу, 1986]. (На кит. яз.)

20. Legeza, Laszlo. Tao Magic: The Secret Language of Diagrams and Calligraphy. London: Thames and Hudson, 1975.

21. Соколов-Ремизов, Сергей. “‘Куанцао’ — ‘дикая скоропись’ Чжан Сюя”. В сб. АН СССР и Институт востоковедения. Сад одного цветка, сост. Наталья Пригарина, 167–97. М.: Наука, 1991.

<

22. Barrass, Gordon S. The Art of Calligraphy in Modern China. London: British Museum; Berkeley: University of California Press, 2002.


References

1. Sokolov-Remizov, Sergei. Vosem’ ianchzhouskikh chudakov. Iz istorii kitaiskoi zhivopisi XVIII v. Moscow: Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniia, 2000. (In Russian)

2. Belozerova, Vera. Iskusstvo kitaiskoi kalligrafii [The Art of Chinese Calligraphy]. Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, 2007. (In Russian)

3. Tseng, Yu-ho. A History of Chinese Calligraphy. 2nd ed. Hong Kong: The Chinese University Press, 1993.

4. Bai, Qianshen. “Fu Shan (1607–1684/85) and The Transformation of Chinese Calligraphy in the Seventeenth Century”. PhD diss, Yale University, 1996.

5. Bai, Qianshen. Fu Shan’s World. The Transformation of Chinese Calligraphy in the Seventeenth Century. Cambridge; London: Harvard University Asia Center, 2003.

6. Bai, Qianshen. Fu Shan de jiaowang he yingchou. Shanghai: Shanghai shuhua chubanshe, 2003. (In Chinese)

7. Bai, Qianshen. Fu Shan de shijie: shiqi shiji Zhongguo shufade shanbian. Beijing: Sanlian shudian, 2006. (In Chinese)

8. Shen, Yinmo. Lun shu cong gao. Xianggang: Sanlianshudian Xianggang fendian, 1981. (In Chinese)

9. Wang, Zhenyuan. Zhongguo shufa lilun shi. Hefei: Huangshan shushe, 1990. (In Chinese)

10. Zhu, Renfu. Zhongguo gudai shufa shi. Beijing: Beijing daxue chubanshe, 1992. (In Chinese)

11. Zhuo, Xiaofeng, Shiran Wang, bian. Wang Duo Fu Shan xing cao zidian. Changchun: Jilin wenshi chubanshe, 2016. (In Chinese)

12. Xu, Yu. Fu Shan shufa xiaokai Jingang jing. Nanjing: Jiangsu fengfeng meishu chubanshe, 2016. (In Chinese)

13. Zhu, Baigang, bian. Fu Shan caoshu tiaofu mingpin jing xuan. Shi er juan. Beijing: Xiyuan chubanshe, 2012. (In Chinese)

14. Fu, Shan. Fu Shan lun shuhua. Taiyuan: Shanxi renmin chubanshe, 1986. (In Chinese)

15. Fu, Shan. Fu Shan quanshu. Bian Guanwen Liu, Zhang Haiying, Xieli Yin. Qi juan. Taiyuan: Shanxi renmin chubanshe, 1991. (In Chinese)

16. Fu, Shan. Fu Shan quanshu. Er shi juan. Taiyuan: Shanxi renmin chubanshe, 2016. (In Chinese)

17. Cui, Erping. Ming Qing shufa lunwen xuan. Shanghai: Shanghai shudian, 1994. (In Chinese)

18. Schlombs, Adele. Huai-su and the Beginnings of Wild Cursive Script in Chinese Calligraphy. Stuttgart: F. Steiner, 1998.

19. Wang, Duo. Nishanyuan xuanji. Nanjing: Jiansu guji chubanshe, 1986. (In Chinese)

20. Legeza, Laszlo. Tao Magic: The Secret Language of Diagrams and Calligraphy. London: Thames and Hudson, 1975.

21. Sokolov-Remizov, Sergei. “‘Kuantsao’ — ‘dikaia skoropis’ Chzhan Siuia”. In AN SSSR, and Institut vostokovedeniia. Sad odnogo tsvetka, compiled by Natal’ia Prigarina, 167–97. Moscow: Nauka, 1991. (In Russian)

22. Barrass, Gordon S. The Art of Calligraphy in Modern China. London: British Museum; Berkeley: University of California Press, 2002.

Загрузки

Опубликован

30.05.2019

Как цитировать

Белозёрова, В. Г. (2019). Традиции знаточества (цзянь) и эксцентрики (се) в каллиграфии Фу Шаня (1607–1684). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(2), 280–299. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.204

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство