Типология и основы эстетики традиционного китайского портрета

Авторы

  • Вера Георгиевна Белозёрова Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” https://orcid.org/0000-0002-1128-6054

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.302

Аннотация

Портрет — один из древнейших и популярных жанров китайской живописи. Задачей исследования является создание расширенной типологии портрета, а также изучение основ портретной эстетики с учетом последних достижений в востоковедении. Разветвленная типология форм китайского портрета X–XIX вв. свидетельствует о зрелости изобразительной традиции. Портретируемые изображались стоя, сидя, лежа, представали в полный рост или по грудь, писались в фас, в трехчетвертных ракурсах, иногда со спины. Социальную типологию портрета составляли гробничные портреты, прижизненные парадные портреты, прижизненные непарадные портреты, поминальные портреты, историко-дидактические портреты, дипломатические портреты, компрометирующие портреты, культовые портреты, портреты донаторов и автопортреты. Развитие стилистики портретов всех типов определялось тремя главными принципами национальной эстетики. Первый принцип, заимствованный из физиогномики сянфа, утверждал непосредственную связь между особенностями строения физического тела, психикой и умственными способностями человека, совокупно определявшими его судьбу. Традиция визуальной психосемиотики не позволяла заказчику требовать от художника изменения облика портретируемого под какие-либо  деализирующие стандарты, так как считалось, что это приведет к подмене личности. Второй принцип основывался на концепции «единотелесности» (и ти) Вселенной, в соответствии с которой каждая часть человеческого лица пребывала в энергетическом резонансе с различными астрономическими и ландшафтными объектами. В портрете человек характеризовался одновременно как часть космоса, социума и рода. Третий принцип касался духовного содержания образа портретируемого, обозначаемого термином шэнь. Проведенный анализ случаев употребления термина шэнь в трактатах показывает, что их авторы подразумевали под шэнь не индивидуальность портретируемого (некую душу) и не сакральное начало (дух), а персонифицированное проявление связи единичного с Всеобщим.

Ключевые слова:

шэнь, лин, сянфа, и ти, чуаньшэнь, чуаньчжэнь, сечжао, сечжэнь, интан, таймяо

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Вера Георгиевна Белозёрова, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”

доктор искусствоведения, доцент, профессор Факультета гуманитарных наук Института классического Востока и античности (ИКВИА)

Библиографические ссылки

Литература

1. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно. Пер. и коммент. Евгения Завадская, отв. ред. Лев Эйдлин. М.: Главная редакция восточной литературы, 1969.

2. Vinograd, Richard Ellis. Boundaries of the Self: Chinese Portraits, A.D. 1600–1900. Cambridge [England]; New York: Cambridge University Press, 1992.

3. Ching, Dora. “Icons of Rulership: Imperial Portraiture During the Ming Dynasty (1368–1644)”. 2 vols. PhD diss., Princeton University, 2011.

4. Lee, Sherman. “Varieties of Portraiture in Chinese and Japanese Art”. Bulletin of the Cleveland Museum of Art, no. 64 (1977): 118–36.

5. Spiro, Audrey. Contemplating the Ancients: Aesthetics and Social Issues in Early Chinese Portraiture. Berkeley: University of California Press, 1990.

6. Wu, Hung. “Emperor’s Masquerade — ‘Costume Portraits’ of Yongzheng and Qianlong”. Orientations 26, no. 7. (1995): 25–41.

7. Fong, Wen C. “Imperial Portraiture in the Song, Yuan, and Ming Periods.” Ars Orientalis 25 (1995): 47–60.

8. Stuart, Jan, Evelyn Sakakida Rawski. Worshiping the Ancestors: Chinese Commemorative Portraits. Washington, DC: Freer Gallery of Art and Arthur M. Sackler Gallery, Smithsonian Institution; Stanford: Stanford University Press, 2001.

9. Самосюк, Кира. “Портретный жанр в Китае”. В изд. Общество и государство в Китае: Семнадцатая научная конференция: тезисы докладов, сост. Наталия Свистунова, 154–9. М.: Институт востоковедения РАН, 1986.

10. Городецкая, Ольга. “Об истоках формирования портрета в Китае”. В изд. Общество и государство в Китае: Двадцать четвертая научная конференция: тезисы докладов, сост. Наталия Свистунова, 135–40. М.: Институт востоковедения РАН, 1993.

11. Рядчикова, Юля. “Устные и письменные формы развития эстетики традиционного китайского портрета”. В изд. Общество и государство в Китае: Тридцать пятая научная конференция, сост. Наталия Свистунова, 257–62. М.: Восточная литература, 2005.

12. Неглинская, Марина. “Портрет императора Цянь-луна как образ эпохи”. В изд. Ученые записки Отдела Китая Института Востоковедения РАН, ред.-сост. С. Дмитриев, 307–14. М.: Восточная литература, 2014, вып. 12: В пути за Китайскую стену. К 60-летию А. И. Кобзева.

13. Панова, Ольга. “Роль портретной живописи в придворной культуре Китая X–XI веков”. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, no. 46 (2019): 115–25.

14. Завадская, Евгения. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975.

15. Китайские трактаты о портрете. Пер. и комм. Константин Разумовский, ред. Евгений Лубо-Лесниченко, М. Рудова. Л.: Аврора, 1971.

16. 李文儒,杨新主编.明清肖像画作者:故宫博物院藏文物珍品大系. 上海: 上海科学技术出版 社, 2008. [Вэньжу, Ли, и Ян Синь, ред. Портрет эпох Мин и Цин. Шанхай: Шанхайское научное издательство, 2008. (Сокровища музея Гугун)]. (На кит. яз.)

17. 盛天哗主编.明清肖像.历代经典绘画解析. 武汉:湖北美术出版社, 2014. [Тяньхуа, Чэн, ред. Портрет эпох Мин и Цин. Ухань: Художественное изд-во провинции Хубэй, 2014. (Исследование живописи династий прошлых эпох)]. (На кит. яз.)

18. 作者:山西博物院, 南京博物院.形妙神合:明清肖像画:太原:山西人民出版社, 2015. [Музей провинции Шаньси, Нанкинский музей, сост. Облик совершенен, дух гармоничен: портретная живопись эпох Мин и Цин. Тайюань: Шаньсийское народное издательство, 2015]. (На кит. яз.)

19. 周,晋, 主编.明清肖像.历代经典绘画解析. 盛天哗主编. 武汉:湖北美术出版社, 2018. [Чжоу, Цзинь, ред. Портрет эпох Мин и Цин. Ухань: Художественное изд-во провинции Хубэй, 2018. (Анализ классической живописи династий прошлого. Гл. ред. Чэн Тяньхуа)]. (На кит. яз.)

20. 谢钧主编.传神阿堵:明清人物画精品展. 莞城美术馆, 浙江博物館编. 南宁:广西美术出版社 出版的图书, 2011. [Издание Гуаньчэнского художественного музея и Музея провинции Чжэцзян. Воплощение души: выставка шедевров жанровой живописи династий Мин и Цин. Ред. Се Цзюнь. Нанкин: Художественное изд-во провинции Гуанси, 2011]. (На кит. яз.)

21. 莊伯和. “民间肖像畫谈” 美育, no. 99 (2008): 31–8. [Чжуан, Бохэ. “О живописи народного портрета”. Эстетическое воспитание, no. 99 (2008): 31–8]. (На кит. яз.)

22. 增丁本.中国美术简史. 北京: 中国青年出版社, 2002. [Цзэн, Динбэнь. Краткая история китайского искусства. Пекин: Китайское молодежное издательство, 2002]. (На кит. яз.)

23. 王,概.芥子園畫譜. 4 册. 北京: 北京联合出版公司, 2017. 册4. [Ван, Гай. Слово о живописи из сада с горчичное зерно. 4 тома. Пекин: Пекинская совместная издательская компания, 2017. Т. 4]. (На кит. яз.)

24. 潘运告主编.清人论画.长沙:湖南美术出版社, 2003. [Пань, Юньгао, ред. Сочинения о живописи представителей эпохи Цин. Чанша: Хунаньское художественное издательство, 2003]. (На кит. яз.)

References

1. Painting Manual of the Mustard Seed Garden. Rus. ed. Transl. and comment. by Evgeniia Zavadskaia, ed. by Lev Eidlin. Moscow: Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury Publ., 1969. (In Russian)

2. Vinograd, Richard Ellis. Boundaries of the Self: Chinese Portraits, A. D. 1600–1900. Cambridge [England]; New York: Cambridge University Press, 1992.

3. Ching, Dora. “Icons of Rulership: Imperial Portraiture During the Ming Dynasty (1368–1644)”. 2 vols. PhD diss., Princeton University, 2011.

4. Lee, Sherman. “Varieties of Portraiture in Chinese and Japanese Art”. Bulletin of the Cleveland Museum of Art, no. 64 (1977): 118–36.

5. Spiro, Audrey. Contemplating the Ancients: Aesthetics and Social Issues in Early Chinese Portraiture. Berkeley: University of California Press, 1990.

6. Wu, Hung. “Emperor’s Masquerade — ‘Costume Portraits’ of Yongzheng and Qianlong”. Orientations 26, no. 7. (1995): 25–41.

7. Fong, Wen C. “Imperial Portraiture in the Song, Yuan, and Ming Periods”. Ars Orientalis 25 (1995): 47–60.

8. Stuart, Jan, Evelyn Sakakida Rawski. Worshiping the Ancestors: Chinese Commemorative Portraits. Washington, DC: Freer Gallery of Art and Arthur M. Sackler Gallery, Smithsonian Institution; Stanford: Stanford University Press, 2001.

9. Samosiuk, Kira. “The Portrait Genre in China”. In Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae: Semnadtsataia nauchnaia konferentsiia: tezisy dokladov, comp. by Nataliia Svistunova, 154–9. Moscow: Institut vostokovedeniia RAN Publ., 1986. (In Russian)

10. Gorodetskaia, Ol’ga. “About the Origins of Portrait Formation in China”. In Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae: Dvadtsat’ chetvertaia nauchnaia konferentsiia: tezisy dokladov, comp. by Nataliia Svistunova, 135–40. Moscow: Institut vostokovedeniia RAN Publ., 1993. (In Russian)

11. Riadchikova, Iulia. “Oral and Written Forms of Development of Traditional Chinese Portrait Aesthetics”. In Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae: Tridtsat’ piataia nauchnaia konferentsiia, comp. by Nataliia Svistunova, 257–62. Moscow: Vostochnaia literatura Publ., 2005. (In Russian)

12. Neglinskaia, Marina. “Portrait of the Qianlong Emperor as an Image of the Epoch”. In Uchenye zapiski Otdela Kitaia Instituta Vostokovedeniia RAN, ed. and comp. by S. Dmitriev, 307–14. Moscow: Vostochnaia literatura Publ., 2014, iss. 12: V puti za Kitaiskuiu stenu. K 60-letiiu A. I. Kobzeva. (In Russian)

13. Panova, Ol’ga. “The Role of Portraiture in the Chinese Court Culture of the 10th–11th Centuries”. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, no. 46 (2019): 115–25. (In Russian)

14. Zavadskaia, Evgeniia. Aesthetic Problems of Painting in Old China. Moscow: Iskusstvo Publ., 1975. (In Russian)

15. Chinese Treatises on Portraiture. Transl. and comment. by Konstantin Razumovskii, ed. by Evgenii Lubo-Lesnichenko, M. Rudova. Leningrad: Avrora Publ., 1971. (In Russian)

16. Wenru, Li, Yang Xin, zhubian. Portrait of the Ming and Qing Eras. Shanghai: Shanghai kexue jishu chubanshe, 2008. (Gugong bowuyuan wenwu zhenpin da xi). (In Chinese)

17. Tianhua, Cheng, zhubian. Portrait of the Ming and Qing Eras. Wuhan: Hubei mieshu chubanshe, 2014. (Lidai jingdian huihua jiexi) (In Chinese)

18. Shanxi bowuyuan, Hahjing bowuyuan, Zuozhe. The Image is Perfect, the Spirit is Harmonious: Portrait Painting of the Ming and Qing Eras. Taiyuan: Shanxi renmin chubanshe, 2015. (In Chinese)

19. Zhou, Jin, bianzhe. Portrait of the Ming and Qing Eras. Wuhan: Hubei mieshu chubanshe, 2018. (Lidai jingdian huihua jiexi. Cheng Tianhua zhubian). (In Chinese)

20. Guancheng meishu guan, Zhejiang bowuguan bian. Embodiment of the Soul: Exhibition of Masterpieces of Genre Painting of the Ming and Qing Dynasties. Xie Jun zhubian. Nanning: Guangxi mieshu chubanshe, 2011. (In Chinese)

21. Zhuang, Bohe. “About Painting of National Portrait”. Mei yu, no. 99 (2008): 31–8. (In Chinese)

22. Zeng, Dingben. A Brief History of Chinese Art. Beijing: Zhongguo qingnian chubanshe, 2002. (In Chinese)

23. Wang, Gai. Painting Manual of the Mustard Seed Garden. 4 ce. Beijing: Beijing lianhe chuban gongsi, 2017. (In Chinese)

24. Pan, Yungao. Essays on the Painting of Representatives of the Qing Era. Changsha: Hunan meishu chubanshe, 2003. (In Chinese)

Загрузки

Опубликован

22.09.2020

Как цитировать

Белозёрова, В. Г. (2020). Типология и основы эстетики традиционного китайского портрета. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(3), 398–418. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.302

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство