Надписи в художественной структуре произведений средневековых серебряников. Памятники церковного искусства из древнего Тихвина в собрании Русского музея

Авторы

  • Анна Александровна Макарова Государственный Русский Музей https://orcid.org/0000-0002-9701-1026
  • Ольга Витальевна Клюканова Государственный Русский Музей
  • Надежда Валерьевна Пивоварова Государственный Русский Музей

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.306

Аннотация

Представлены результаты изучения произведений прикладного искусства XVI–XVII вв. с надписями и датами из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. Предметом анализа служит комплекс богослужебных принадлежностей, происходящих из Успенского Богородицкого и Введенского монастырей в городе Тихвине, а также драгоценная цата с иконы Божией Матери Тихвинской (Стокгольмской) из Спасо-Преображенского собора в Тихвине. Предметы поступили в Государственный Русский музей в 1928 г. из Отделения церковного имущества Государственного музейного фонда. Большая часть произведений прикладного искусства, рассмотренных в статье, была исполнена в Москве. Исследование позволило выявить также предметы, изготовленные тихвинскими мастерами. В основном тихвинские серебряники исполняли заказы монастырских властей. Среди богослужебных предметов выделяются две рипиды 1656 г., изготовленные тихвинцами Иваном Чернятиным и Игнатием Голубовым для Успенского Богородичного монастыря. Их создание было связано с утверждением в монастыре в 1651 г. архимандритии. Авторами проанализированы иконография, стиль, конструктивные особенности и техника исполнения литургических сосудов, церковного светильника и напрестольных Евангелий. Обоснованы новые атрибуции потира (1625) и лампады (1637/1638) из Успенского собора Большого Тихвинского монастыря. Особое внимание уделено надписям на предметах. Некоторые из них прочитаны и публикуются впервые. Авторы рассматривают своеобразие форм надписей и приводят новые данные о вкладчиках: И.Н.Романове, И.И.Шуйском, Михалковых. В исследовании вводятся в научный оборот новые сведения из архивных документов Тихвинского Успенского монастыря.

Ключевые слова:

Тихвин, литургическая утварь, коллекция, серебряники, надписи, иконография, стиль, Государственный Русский музей

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Анна Александровна Макарова, Государственный Русский Музей

старший научный сотрудник

Ольга Витальевна Клюканова, Государственный Русский Музей

старший научный сотрудник

Надежда Валерьевна Пивоварова, Государственный Русский Музей

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник

Библиографические ссылки

Литература

1. Клюканова, Ольга. “Новгородский амвон 1533 г.” В изд. Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век, отв. ред. Андрей Баталов, 373–85. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.

2. Клюканова, Ольга, и Надежда Пивоварова. “Рака преподобного Саввы Вишерского. История и реставрация”. В изд. Новгород и новгородская земля. Искусство и реставрация, отв. ред. Т. Воронина, 205–16. Великий Новгород: Новгородский музей-заповедник, 2017, вып. 7.

3. Макарова, Анна, и Ольга Клюканова. “Два серебряных потира из собрания Государственного Русского музея (палеографические и графико-орфографические особенности надписей)”. София. Издание Новгородской епархии, no. 3 (2008): 14–8.

4. Макарова, Анна. “Потир из Большого Успенского Тихвинского монастыря в коллекции Государственного Русского музея: к вопросу об атрибуции”. В изд. На рубеже культур. Тихвин в XVII столетии: материалы научно-практической конференции, сост. Леся Колесникова, 72–6. СПб.: Каламос, 2015.

5. Пивоварова, Надежда. “Новые материалы о деятельности мастерских Оружейной палаты во второй половине XVII века. К истории реставрации раки преподобного Саввы Вишерского”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 6, no. 4 (2016): 16–35.

6. Пивоварова, Надежда. “Шитый образ святого Димитрия царевича из собрания Русского музея. К вопросу о типологии и литургической функции памятника”. Университетский научный журнал, no. 25 (2016): 102–12.

7. Пивоварова, Надежда. “Надписи на шитых пеленах, иконах и хоругвях. К постановке проблемы”. В изд. Seminarium Bulkinianum. К 80-летию со дня рождения В. А. Булкина, отв. ред. Евгений Ходаковский, 283–95. СПб.: Каламос, 2017, вып. 4.

8. Клюканова, Ольга, и Надежда Пивоварова. “Деревянный резной складень 1680 года царя Феодора Алексеевича из фондов Русского музея”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 9, no. 4 (2019): 671–87.

9. Пивоварова, Надежда, и Анна Макарова. “Напольные светильники в пространстве русского храма. К вопросу о конструктивных особенностях и первоначальном назначении нескольких датированных произведений из фондов Русского музея”. София. Издание Новгородской епархии, no. 1 (2019): 26–31.

10. Лихачев, Д., Л. Дмитриев, А. Алексеев, и Н. Понырко, ред. “Повесть временных лет”. В изд. Библиотека литературы Древней Руси, ред. Дмитрий Лихачев, 62–315. 20 томов. СПб.: Наука, 1997, т. 1: XI–XII века.

11. Успенский, Леонид. Богословие иконы православной церкви. М.: Изд-во Западно-Европейского экзархата; Московский патриархат, 1989.

12. Пивоварова, Надежда. “Отделение церковного имущества Государственного музейного фонда и поступление памятников христианского искусства в Русский музей в 1920-е годы”. В изд. Государственный Русский музей. Страницы истории отечественного искусства: сборник научных трудов, ред. Ирина Самцова, 32–49. СПб.: Palace Editions, 2007, вып. 14: XVI–XX века.

13. Пивоварова, Надежда. “Из истории поступления тихвинских памятников в собрание Государственного Русского музея в 1920–1930-е годы”. В изд. На рубеже культур. Тихвин в XVII столетии: материалы научно-практической конференции, сост. Леся Колесникова, 96–100. СПб.: Каламос, 2015.

14. Тутова, Татьяна. “История поступления Соловецкого собрания в Оружейную палату”. В изд. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: каталог выставки, сост. И. Бобровницкая и др., ред. Елена Гусарова и др., 10–42. М.: Белый берег, 2001.

15. Пивоварова, Надежда. “Из истории поступления памятников лицевого шитья в ГРМ в 1920–1930-е годы”. В изд. Государственный Русский музей. Страницы истории отечественного искусства: сборник научных трудов, общ. подгот. изд. Надежда Пивоварова, науч. ред. Евгения Петрова, 65–76. СПб.: Palace Editios, 2012, вып. 21: К 75-летию со дня рождения Л. Д. Лихачевой.

16. Анисимов, Александр, сост. Каталог выставки XV Всероссийского археологического съезда в Новгороде. Новгород: тип. М. О. Селиванова, 1911, отд. II: Церковный.

17. Helsinki City Art Museum, Art Museum Tennis Palace. Athos. Monastic Life on the Holy Mountain, exhibition curator Berndt Arell. [Helsinki]: Maahenki, 2006. (Helsinki City Art Museum’s Publications, no. 93).

18. Пивоварова, Надежда. “Из истории поступления памятников греческого искусства в Государственный Русский музей: 1898–1941 гг.”. В изд. Санкт-Петербург и Греция. Прошлое и настоящее: материалы Международной конференции, 26–29 октября 2006 г., ред. Фатима Елоева и Димитрис Летсиос, пер. А. Бориова и др., 38–47. СПб.: Алетейя, 2008. (Новогреческие исследования).

19. Стерлигова, Ирина, ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII веков. Отв. ред. Лев Лифшиц. М.: Северный паломник, 2008. (Центры художественной культуры средневековой Руси).

20. Макарий, архим. [Миролюбов, Николай]. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. 2 части. М.: тип. В. Готье, 1860, ч. 1.

21. Игошев, Валерий. “Новгородские серебряные потиры XVI–XVII вв. К вопросу о типологии христианской утвари”. В изд. Искусство христианского мира, отв. ред. Ариадна Воронова, 227–38. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2001, вып. 5.

22. Макарий, архим. [Миролюбов, Николай]. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. 2 части. М.: тип. В. Готье, 1860, ч. 2.

23. [Бередников, Яков]. Историко-статистическое описание первокласснаго Тихвинскаго Богородицкаго Большаго мужскаго монастыря, состоящаго Новгородской епархии в г. Тихвине. 2-е изд. 1888. Репринт, СПб.: Ника, 2004. (Новгородская библиотека).

24. Антропова, И., Т. Вилинбахова, П. Западалова, О. Клюканова, А. Макарова, С. Новаковская-Бухман, Т. Петренко, Н. Пивоварова, И. Сосновцева, и др. Осень русского средневековья. Искусство XVII века в собрании Русского музея. Сост. Полина Западалова и Ирина Сосновцева, науч. ред. Евгения Петрова. СПб.: Palace Edition, 2018. (Альманах. Государственный Русский музей, вып. 535).

25. Пивоварова, Надежда. Московские царские мастерские и региональные художественные центры в конце XVI — начале XVIII века. Опыт атрибуции произведений искусства позднего русского средневековья. М.: БуксМАрт, 2020.

26. Пивоварова, Надежда. “К истории коллекции древнерусского церковного и светского серебра Государственного Русского музея”. В изд. Искусство христианского мира, отв. ред. Ариадна Воронова, 505–14. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2007, вып. 10.

27. Пивоварова, Надежда, и Ольга Клюканова. “Драгоценная литургическая утварь из Тихвина в собрании Государственного Русского музея”. София. Издание Новгородской епархии, no. 3 (2007): 25–8.

28. Макарова, Анна. “Потир из Большого Успенского Тихвинского монастыря в коллекции Государственного Русского музея: к вопросу об атрибуции”. В изд. Государственный Русский музей. Страницы истории отечественного искусства: сборник научных трудов, науч. ред. Евгения Петрова, 7–13. СПб.: Palace Editions, 2015, вып. 26.

29. Петров, Петр, сост. История родов русского дворянства. 2 книги. М.: Современник, 1991, кн. 1.

30. Колесов, Владимир, ред. Русская диалектология. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1998.

31. Строев, Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб.: тип. В. С. Балашева, 1877.

32. Бобровницкая, И., М. Вилкова, И. Вишневская, Р. Клевцова, И. Костина, К. Кудрявцева, М. Мартынова, Е. Моршакова, и др. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: каталог выставки, ред. Елена Гусарова и др. М.: Белый берег, 2001.

33. Мартынова, Марина. “Художественный металл в интерьере Архангельского собора”. В изд. Архангельский собор Московского Кремля: сборник статей, сост. и ред. Наталия Маясова, 399–430. М.: Красная площадь, 2002.

34. Покровский, Николай. Древняя Софийская ризница в Новгороде. М.: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1913.

35. Петрова, Евгения, ред. Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV–XX веков. СПб.: Palace Editions, 2000.

36. Игошев, Валерий. “Новгородская церковная утварь XVI–XVII веков: типология, стилистические и технологические особенности”. В изд. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII веков, ред.-сост. Ирина Стерлигова, отв. ред. Лев Лифшиц, 99–193. М.: Северный паломник 2008. (Центры художественной культуры средневековой Руси).

37. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. “Премудрая двоица”. Сост. Ирина Бобровницкая и Марина Мартынова, науч. ред. А. Левыкин. М.: Художник и книга, 2005.

38. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. Подгот. Е. Клитина и др., отв. ред. Борис Рыбаков. М.: Наука, 1987.

39. Grierson, Roderick, ed. Gates of Mystery. The Art of Holy Russia. Fort Worth: InterCultura, 1992.

40. Булкин, В., Н. Пивоварова, Н. Пак, И. Соловьева, И. Шалина, и И. Сосновцева. Святой Николай Мирликийский в произведениях XII–XIX столетий из собрания Русского музея, ред. Ирина Соловьева. СПб.: Palace Editions, 2006. (Альманах. Государственный Русский музей, вып. 132).

41. Пивоварова, Надежда. Тихвинская икона Божией Матери. СПб.: Метропресс, 2014. (Русская икона. Образы и символы).

42. Шалина, Ирина, и Леся Колесникова. “Икона Богоматери Стокгольмской — святыня и покровительница Тихвина”. В изд. На рубеже культур. Тихвин в XVII столетии: материалы научно-практической конференции, сост. Леся Колесникова, 159–81. СПб.: Каламос, 2015.

43. Преображенский, Александр. “Пелена чудотворной Тихвинской иконы Богоматери 1681 года”. В изд. Церковное шитье в Древней Руси: сборник статей, ред.-сост. Энгелина Смирнова, 255–62, 295. М.: Галарт, 2010.

Источники

I. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 2 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 2].

II. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 4. Д. 15 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 4. Д. 15].

III. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 6 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 6].

IV. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 33 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 33].

V. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 61 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 61].

VI. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 71 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 71].

VII. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 166 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 166].

VIII. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 606 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 606].

IX. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 720 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 720].

X. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 67 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 67].

XI. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 159 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 159].

XII. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 407 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 407].

XIII. Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 494 [Россия. Санкт-Петербург. Архив Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Ф. 132. Оп. 2. Д. 494].

References

1. Klukanova, Olga. “The Amso from Novgorod of 1533”. In Drevnerusskoe iskusstvo. Russkoe iskusstvo pozdnego srednevekov’ia: XVI vek, ed. by Andrei Batalov, 373–85. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., 2003. (In Russian)

2. Klukanova, Olga, and Nadezhda Pivovarova. “The Shrine of Savva of Vishera. The History and Restoration”. In Novgorod i novgorodskaia zemlia. Iskusstvo i restavratsiia, executive ed. T. Voronina, 205–16. Velikii Novgorod: Novgorodskii muzei-zapovednik Publ., 2017, iss. 7. (In Russian)

3. Makarova, Anna, and Olga Klukanova. “Two Silver Chalices from the State Russian Museum (The Paleographic and Graphic-Orthographical Features of Inscriptions)”. Sophia. Izdanie Novgorodskoi eparkhii, no. 3 (2008): 14–8. (In Russian)

4. Makarova, Anna. “The Chalice from the Tikhvin Monastery of the Dormition of Our Lady in the Collection of the State Russian Museum: On the Question of Attribution”. In Na rubezhe kul’tur. Tikhvin v XVII stoletii: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii, comp. by Lesia Kolesnikiva, 72–6. St. Petersburg: Kalamos Publ., 2015. (In Russian)

5. Pivovarova, Nadezhda. “New Materials on a Activities of the Workshop of Moscow Armory in Second Half of 17th Century. On the History of the Restoration of the Shrine of Savva of Vishera”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie 6, no. 4 (2016): 16–35. (In Russian)

6. Pivovarova, Nadezhda. “Embroidered Icon of St. Tsarevich Dmitrii of Uglich from the Collection of the State Russian Museum. The Problem of Typology and Liturgical Purpose”. Universitetskii nauchnyi zhurnal, no. 25 (2016): 102–12. (In Russian)

7. Pivovarova, Nadezhda. “The Inscription on the Embroidered Podeas, Icons and Church Banner. On a Problem”. In Seminarium Bulkinianum, ed. by Evgenii Khodakovskii, 283–95. St. Petersburg: Kalamos Publ., 2017, iss. 4: К 80-letiiu so dnia rozhdeniia V. A. Bulkina (In Russian)

8. Klukanova, Olga, and Nadezhda Pivovarova. “The Carved Triptych of Tsar Fyodor Alexeyevich of the Year 1680 from the State Russian Museum”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie 9, no. 4 (2019): 671–87. (In Russian)

9. Pivovarova, Nadezhda, and Anna Makarova. “A Stand Lamps in the Interior of Russian Church. On the Question of the Construction and the Primary Purpose of a Some Dating Items from the Russian Museum”. Sophia. Izdanie Novgorodskoi eparkhii, no. 1 (2019): 26–31. (In Russian)

10. Likhachev, D., L. Dmitriev, A. Alekseev, and N. Ponyrko, eds. “Primary Chronicle [Povest’ vremennych let]”. In Biblioteka literatury Drevnei Rusi, ed. by Dmitrii Likhachev, 62–315. 20 vols. St. Petersburg: Nauka Publ., 1997, vol. 1: XI–XII veka. (In Russian)

11. Uspenskii, Leonid. The Theology of Icons of Orthodox Church. Moscow: Izd-vo Zapadno-evropeiskogo ekzarkhata Publ.; Moskovskii Patriarkhat Publ., 1989. (In Russian)

12. Pivovarova, Nadezhda. “The Department of Ecclesiastical Property of the State Museum Fund and the Arrival of the Items of Christian Art in the State Russian Museum in the Twenties”. In Gosudarstvennyi Russkii muzei. Stranitsy istorii otechestvennogo iskusstva: sbornik nauchnykh trudov, ed. by Irina Samtsova, 32–49. St. Petersburg: Palace Editions, 2007, iss. 14: XVI–XX veka. (In Russian)

13. Pivovarova, Nadezhda. “The History of Arrival of the Tikhvin’s Works of Art in the Collection of State Russian Museum in the Twenties and the Thirties”. In Na rubezhe kul’tur. Tikhvin v XVII stoletii: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii, comp. by Lesia Kolesnikiva, 96–100. St. Petersburg: Kalamos Publ., 2015. (In Russian)

14. Tutova, Tatiana. “The History of Arrival of the Collection of Solovetskii Monastery in the Armoury”. In Sokhranennie sviatyni Solovetskogo monastyria: katalog vystavki, ed. by Elena Gusarova et al., 10–42. Moscow: Belyi bereg Publ., 2001. (In Russian)

15. Pivovarova, Nadezhda. “The History of Arrival of the Embroidered Works in the State Russian Museum in the Twenties and the Thirties”. In Gosudarstvennyi Russkii muzei. Stranitsy istorii otechestvennogo iskusstva: sbornik nauchnykh trudov, prepared by Nadezhda Pivovarova; science ed. by Evgeniia Petrova, 65–76. St. Petersburg: Palace Editions, 2012, iss. 21: K 75-letiiu so dnia rozhdeniia L. D. Likhachevoi. (In Russian)

16. Anisimov, Aleksander, comp. Catalogues of the Exhibition on the Fifteenth Archeological Congress in Novgorod. Novgorod: tip. M. O. Selivanova Publ., 1911, pt. 2: Tserkovnyi. (In Russian)

17. Helsinki City Art Museum, Art Museum Tennis Palace. Athos. Monastic Life on the Holy Mountain, exhibition curator Berndt Arell. [Helsinki]: Maahenki, 2006. (Helsinki City Art Museum’s Publications, no. 93).

18. Pivovarova, Nadezhda. “From the History of Arrival of the Works of the Greek Arts in the State Russian Museum: 1898–1941 years”. In Sankt-Peterburg i Gretsiia. Proshloe i nastoyashchee: materialy Mezhdunarodnoi konferentsii, 26–29 oktiabria 2006 g., ed. by Fatima Eloeva and Dimitris Letsios, 38–47. St. Petersburg: Aleteia Publ., 2008. (In Russian)

19. Sterligova, Irina, ed. and comp. Decorative and Applied Art of Great Novgorod. Metalwork of the 16th–17th Centuries. Executive ed. Lev Lifshits. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2008. (Tsentry khudozhestvennoi kul’tury srednevekovoi Rusi). (In Russian)

20. Makarii, arkhimandrit [Mirolubov, Nikolai]. Archeological Description of the Church Antiquities in Novgorod and His Environs. 2 parts. Moscow: tip. V. Got’e, 1860, pt. 1. (In Russian)

21. Igoshev, Valerii. “Novgorod Silver chalices of the 16th — 17th Centuries. To the Question on the Typology of Church Plate”. In Iskusstvo khristianskogo mira, executive ed. Ariadna Voronova, 227–38. Moscow: Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii bogoslovskii institut Publ., 2001, iss. 5. (In Russian)

22. Makarii, arkhimandrit. [Mirolubov, Nikolai]. Archeological Description of the Church Antiquities in Novgorod and His Environs. 2 parts. Moscow: tip. V. Got’e, 1860, pt. 2. (In Russian)

23. [Berednikov, Iakov]. Historical and Statistic Description of the First-Class Great Men’s Monastery of the Our Lady of Tikhvin in the Diocese of Novgorod. 2nd ed. 1888. Reprint, St. Petersburg: Nika Publ., 2004. (Novgorodskaia biblioteka). (In Russian)

24. Antropova, I., T. Vilinbakhova, P. Zapadalova, O. Klukanova, A. Makarova, S. Novakovskaia-Bukhman, T. Petrenko, N. Pivovarova, I. Sosnovtseva, et al. The Autumn of the Middle Ages in Russia. The Art of the 17th Century in the Collection of the State Russian Museum. Comp. by Polina Zapadalova and Irina Sosnovtseva, science ed. by Eugenia Petrova. St. Petersburg: Palace Edition, 2018. (Al’manakh. Gosudarstvennyi Russkii muzei, iss. 535). (In Russian)

25. Pivovarova, Nadezhda. Moscow Tsar’s Workshops and Regional Art Centers from the Late 16th to the Early 18th Century. Essay on Attribution of the Works of Art of the Late Russian Middle Ages. Moscow: BooksMArt Publ., 2020. (In Russian)

26. Pivovarova, Nadezhda. “To the History of the Church and Secular Old Russian Silverwork Collection in the State Russian Museum”. In Iskusstvo khristianskogo mira, executive ed. Ariadna Voronova, 505–14. Moscow: Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii bogoslovskii universitet Publ., 2007, iss. 10. (In Russian)

27. Pivovarova, Nadezhda, and Olga Klukanova. “The Precious Liturgical Church Plate from Tikhvin in the Collection of the State Russian Museum”. Sophia. Izdanie Novgorodskoi eparkhii, no. 3 (2007): 25–8. (In Russian)

28. Makarova, Anna. “The Chalice from the Tikhvin Great Monastery of the Dormition of Our Lady in the Collection of the State Russian Museum: On the Question of Attribution”. In Gosudarstvennyi Russkii muzei. Stranitsy istorii otechestvennogo iskusstva: sbornik nauchnykh trudov, ed. by Evgeniia Petrova, 7–13. St. Petersburg: Palace Editions, 2015, iss. 26. (In Russian)

29. Petrov, Petr, comp. The History of Families of Russian Nobility. 2 books. Moscow: Sovremennik Publ., 1991, bk. 1. (In Russian)

30. Kolesov, Vladimir, ed. Russian Dialectology. 2nd ed. Moscow: Vysshaia shkola Publ., 1998. (In Russian)

31. Stroev, Pavel. The List of Hierarchs and Fathers Superiors of the Monasteries of Russian Church. St. Petersburg: tip. V. S. Balasheva Publ., 1877. (In Russian)

32. Bobrovnitskaia, I., M. Vilkova, I. Vishnevskaia, R. Klevtsova, I. Kostina, K. Kudryavtseva, M. Martynova, E. Morshakova, et al. Preserved Shrines of the Solovetsky Monastery: Exhibition Catalogue. Ed. by Elena Gusarova et al. Moscow: Belyi bereg Publ., 2001. (In Russian)

33. Martynova, Marina. “Decorative Metallwork in the Interior of the Cathedral of St. Archangel Michael”. In Arkhangel’skii sobor Moskovskogo Kremlia: Collection of Materials, ed. by Nataliia Maiasova, 399–430. Moscow: Krasnaia ploshchad’ Publ., 2002. (In Russian)

34. Pokrovskii, Nikolai. Old Sacristy of St. Sophia in Novgorod. Moscow: tip. G. Lissnera i D. Sobko Publ., 1913. (In Russian)

35. Petrova, Evgeniia, ed. Jesus Christ in Christian Art and Culture of the 14th–20th Centuries. St. Petersburg: Palace Editions, 2000. (In Russian)

36. Igoshev, Valerii. “Novgorodian Church Plate of the 16th–17th Centuries: The Typology, Stylistic and Technological Features”. In Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Velikogo Novgoroda. Khudozhestvennyi metall XVI–XVII vekov, comp. and ed. by Irina Sterligova, executive ed. Lev Lifshits, 99–193. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2008. (Tsentry khudozhestvennoi kul’tury srednevekovoi Rusi). (In Russian)

37. Tsar Alexei Mikhailovich and Patriarch Nikon. “Premudraia dvoitsa”. Comp. by Irina Bobrovnitskaia and Marina Martynova, science ed. by A. Levykin. Moscow: Khudozhnik i kniga Publ., 2005. (In Russian)

38. The Contribution Book of the Monastery of Trinity and St. Sergii. Prepared by E. Klitina et al., executive ed. Boris Rybakov. Moscow: Nauka Publ., 1987. (In Russian)

39. Grierson, Roderick, ed. Gates of Mystery. The Art of Holy Russia. Fort Worth: InterCultura, 1992.

40. Bulkin, V., N. Pivovarova, N. Pak, I. Solov’eva, I. Shalina, and I. Sosnovtseva. St. Nicholas of Myra in the Objects of the 12th–19th from the Collection of Russian Museum. Ed. by Irina Solov’eva. St. Petersburg: Palace Edition, 2006. (Al’manakh. Gosudarstvennyi Russkii muzei, iss. 132). (In Russian)

41. Pivovarova, Nadezhda. The Icon of the Mother of God of Tikhvin. St. Petersburg: Metropress Publ., 2014. (Russkaia ikona. Obrazy i simvoly). (In Russian)

42. Shalina, Irina, and Lesya Kolesnikova. “The Icon of the Mother of God of Stockholm — The Shrine and Patroness of Tikhvin”. In Na rubezhe kul’tur. Tikhvin v XVII stoletii: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii, comp. by Lesia Kolesnikiva, 159–81. St. Petersburg: Kalamos Publ., 2015. (In Russian)

43. Preobrazhenskii, Aleksandr.“The Podea of the Miraculous Tikhvin Icon of the Holy Virgin Dated Back to 1681”. In Tserkovnoe shit’e v Drevnei Rusi: sbornik statei, comp. and ed. by Engelina Smirnova, 255–62, 295. Moscow: Galart Publ., 2010. (In Russian)

Sources

I. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 2 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 2]. (In Russian)

II. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 4. D. 15 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 4. File 15]. (In Russian)

III. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 6 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 6]. (In Russian)

IV. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 33 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 33]. (In Russian)

V. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 61 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 61]. (In Russian)

VI. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 71 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 71]. (In Russian)

VII. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 166 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 166]. (In Russian)

VIII. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 606 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 606]. (In Russian)

IX. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 720 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 720]. (In Russian)

X. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 67 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 67]. (In Russian)

XI. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 159 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 159]. (In Russian)

XII. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 407 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 407]. (In Russian)

XIII. Archive SPbII RAN. F. 132. Op. 2. D. 494 [Russia. St. Petersburg. Archive of Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science. Stock 132. Inventory 2. File 494]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

02.10.2021

Как цитировать

Макарова, А. А., Клюканова, О. В., & Пивоварова, Н. В. (2021). Надписи в художественной структуре произведений средневековых серебряников. Памятники церковного искусства из древнего Тихвина в собрании Русского музея. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(3), 467–493. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.306

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)