Works of Moscow Art Workshops During the Reign of Tsar Fyodor Alexeyevich: Defining the Issue
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.407Аннотация
В статье изложены результаты работы по изучению произведений московских царских мастерских в непродолжительный период правления царя Федора Алексеевича (1676–1682). Анализируются история создания, иконография и художественные особенности некоторых произведений искусства из фондов петербургских и московских музеев. Основное внимание уделяется иконографической программе и надписи на иконе «Распятие с апостолами и святыми» из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. Содержание надписи и колористическое решение иконы позволили ее первому и единственному исследователю Т. Ананьевой определить «житейский смысл» иконы, которая, по ее мнению, была создана для царя Федора Алексеевича и отразила радость в связи с избавлением от тягот войны и установлением мира. Возможным автором текста надписи Т. Ананьева считала Иоанна Максимовича, искавшего помощи Москвы в годы военного противоборства Заднепровской Малороссии и Турции. Новое обращение к надписи дало возможность опровергнуть предложенную версию. Установлено, что текст не является оригинальным произведением, а заимствован из службы праздника Воздвижения креста (14 сентября). Определение источника текста служит веским основанием для переосмысления идейного замысла иконы. Автор обосновывает гипотезу о связи иконы с проектом устройства в царствование Федора Алексеевича «Нового Иерусалима» в Московском Кремле. Высказывается мнение о создании иконы группой мастеров под руководством ведущего изографа Оружейной палаты Михаила Милютина. Для анализа привлекаются также два литургических прибора и несколько напрестольных Евангелий, происходящих из домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля. Автор рассматривает особенности их техники и устанавливает отличия в художественном оформлении.
Ключевые слова:
царь Федор Алексеевич, домовые церкви, Московский Кремль, московские мастерские
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Sources
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.