Деревянный резной складень 1680 года царя Феодора Алексеевича из фондов Русского музея

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.405

Аннотация

Представлены результаты изучения датированных произведений прикладного искусства. Предметом анализа служит резной деревянный складень-триптих из фондов Русского музея, изготовленный в период краткого правления царя Феодора Алексеевича (1676–1682). Складень поступил в Русский музей в составе собрания Музея христианских древностей Императорской Академии художеств, куда, в свою очередь, был доставлен в 1871 г. из Мироваренной палаты Московского Кремля. Согласно описи имущества палаты, резная надпись на складне, до наших дней не сохранившаяся, указывала время его создания по старому летоисчислению (от сотворения мира). Неверный перевод даты на новый стиль привел составителей описи к ошибочной датировке памятника (8 ноября 1681 г.). Пересчет даты позволил авторам статьи уточнить время завершения работы над складнем — 8 ноября 1680 г. — и рассмотреть его иконографическую программу в контексте событий царствования Феодора Алексеевича. Особенность иконографии триптиха — изображение святых, соименных царю Феодору Алексеевичу, его отцу Алексею Михайловичу и его супруге Агафье Семеновне Грушецкой, — и сравнительно небольшие размеры средника и створ указывают на индивидуальный замысел резного произведения, безусловно относившегося к предметам личного царского благочестия. Архивные документы позволяют проследить путь перемещения складня из царских палат в церковный интерьер, а затем в кремлевское хранилище древностей. Анализ техники и художественных особенностей триптиха приводит к заключению о создании его украинскими мастерами. Этот вывод подтверждается сравнением произведения с деревянными складнями и иконой из фондов Музеев Московского Кремля, по преданию доставленными в Москву из Киева. На основе изучения материальных данных складня из Русского музея (использование пяти пород дерева: кипарис, липа, сосна, дуб, бук), особенностей техники его исполнения и исторических обстоятельств авторы статьи приходят к выводу, что местом изготовления памятника были мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, в штат которых входили украинские резчики. Поводом для создания складня послужило бракосочетание царя Феодора Алексеевича и Агафьи Семеновны Грушецкой.

Ключевые слова:

складень, 1680 год, царь Феодор Алексеевич, Московский Кремль, мастерские Оружейной палаты, Государственный Русский музей

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Ольга Витальевна Клюканова, Государственный Русский Музей

старший научный сотрудник

Надежда Валерьевна Пивоварова, Государственный Русский Музей

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник

Библиографические ссылки

Литература

1. Вилинбахова, Т., О. Клюканова, С. Новаковская-Бухман, Т. Петренко, Н. Пивоварова, И. Сосновцева, и И. Шалина. Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее. Сост. Надежда Пивоварова; науч. ред. Евгения Петрова. СПб.: Palace Edition, 2014.

2. Антропова, И., Т. Вилинбахова, П. Западалова, О. Клюканова, А. Макарова, С. Новаковская-Бухман, Т. Петренко, Н. Пивоварова, И. Сосновцева, и др. Осень русского средневековья. Искусство XVII века в собрании Русского музея. Сост. Полина Западалова и Ирина Сосновцева; науч. ред. Евгения Петрова. СПб.: Palace Edition, 2018.

3. Соколова, Ирина. “Резной складень царя Федора Алексеевича — памятник русско-украинских связей второй половины XVII века”. В изд. Искусство христианского мира, отв. ред. Ариадна Воронова, 196–213. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004, вып. 8.

4. Соколова, Ирина. Украинские резные иконы и кресты XVII–XIX веков. Каталог. М.: ФГБУК “ГИКМЗ ‘Московский Кремль’”, 2013.

5. Пивоварова, Надежда. Памятники церковной старины в Петербурге — Петрограде — Ленинграде. Из истории формирования музейных коллекций : 1850–1930-е годы. М.: БуксМАрт, 2014.

6. Соболев, Николай. Русская народная резьба по дереву. 1934. Репринт, М.: СВАРОГ и К°, 2000.

7. Сычев, Николай, и Владимир Мясоедов. Фрески Спаса-Нередицы. Л.: Государственная типография им. Ивана Федорова, 1925.

8. Царевская, Татьяна. Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси второй половины XIV века. М.: Северный паломник, 2007.

9. Маясова, Наталия, сост. и ред. Архангельский собор Московского Кремля. М.: Красная площадь, 2002.

10. Цицинова, Ольга, сост. Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV — начала XX века. Каталог. М.: ФГБУК “ГИКМЗ ‘Московский Кремль’”, 2016.

11. Творогов, Олег. “Мучение Феодора Стратилата”. В изд. Словарь книжников и книжности Древней Руси, отв. ред. Дмитрий Лихачев, 268–71. 3 выпуска. Л.: Наука, 1987, вып. 1: XI — первая половина XIV в.

12. Муратов, Павел, и Александр Анисимов. Новгородская икона Св. Феодора Стратилата. М.: Изд-во К. Ф. Некрасова, 1916.

13. Сорокатый, Виктор. “Икона св. Феодора Стратилата в церкви св. Марии и Христофора в Кальбенштайнберге (Бавария)”. В изд. Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова, отв. ред. Мария Орлова, 261–84. М.: Северный паломник, 2008.

14. Булкин, В., Н. Пивоварова, Н. Пак, И. Соловьева, И. Шалина, и И. Сосновцева. Святой Николай Мирликийский в произведениях XII–XIX столетий из собрания Русского музея, ред. Ирина Соловьева. СПб.: Palace Editions, 2006.

15. Кравец, Сергей, отв. ред. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”, 2000, т. 1: А — Алексий Студит.

16. Успенский, Александр. Записные книги и бумаги старинных дворцовых приказов. Документы XVIII–XIX вв. бывшего Архива Оружейной палаты. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1906.

17. Успенский, Александр, ред. Труды Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии. 4 тома. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1906, т. 2: Извеков, Николай. Московские Кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке.

18. Бекенева, Надежда, сост. Симон Ушаков — царский изограф. Каталог выставки. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015.

19. Протопопов, Владимир. “Нотная библиотека царя Федора Алексеевича”. В изд. Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1976, отв. ред. Дмитрий Лихачев, 119–33. М.: Наука, 1977.

20. Пивоварова, Надежда. “Кремлевские древности в Музее древнерусского искусства Императорской Академии художеств”. Научное мнение: философские и филологические науки, искусствоведение: научный журнал, no. 7 (2015): 65–9.

21. Московский Публичный и Румянцевский Музеи. Каталог Отделения древностей. б) Древности русские. М.: Тип. К. Л. Меньшова, 1905.

22. Бусева-Давыдова, Ирина, и Мария Николаева. “‘Белорусская резь’: ‘Высочайшая степень совершенства’”. В изд. Белорусы Москвы. XVII век, сост. Ольга Баженова и Татьяна Белова; науч. ред. Ольга Баженова, 238–51. Минск: Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi, 2013.

23. Николаева, Мария. “Материалы к словарю резчиков, токарей и столяров Оружейной палаты и приказа Большого дворца”. В изд. Белорусы Москвы. XVII век, сост. Ольга Баженова и Татьяна Белова; науч. ред. Ольга Баженова, 364–96, Минск: Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi, 2013.

24. Бусева-Давыдова, Ирина. “Белорусская резь в украшении церквей Московского Кремля”. В изд. Белорусы Москвы. XVII век, сост. Ольга Баженова и Татьяна Белова; науч. ред. Ольга Баженова, 252–7, Минск: Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi, 2013.


Источники

I. РГИА. Ф. 789. Оп. 6 (1869). Д. 111.

II. РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 1122.

III. РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 1278.

IV. РГИА. Ф. 796. Оп. 145. Д. 974.


References

1. Vilinbakhova, T., O. Kliukanova, S. Novakovskaia-Bukhman, T. Petrenko, N. Pivovarova, I. Sosnovtseva, and I. Shalina. The Ancient Repository of Monuments of Iconography and Church Antiquity in the Russian Museum in the State Russian Museum. Comp. by Nadezhda Pivovarova; science ed. by Eugenia Petrova. St. Petersburg: Palace Edition, 2014. (In Russian)

2. Antropova, I., T. Vilinbakhova, P. Zapadalova, O. Kliukanova, A. Makarova, S. Novakovskaia-Bukhman, T. Petrenko, N. Pivovarova, I. Sosnovtseva, et al. The Autumn of the Middle Ages in Russia. The Art of the 17th Century in the Collection of the State Russian Museum. Comp. by Polina Zapadalova and Irina Sosnovtseva; science ed. by Eugenia Petrova. St. Petersburg: Palace Edition, 2018. (In Russian)

3. Sokolova, Irina. “Tsar Fyodor Alexeyevich’s Carved Winged Altarpiece as a Monument of Russian-Ukrainian Relations in the 2nd Half of 17th Century”. In Iskusstvo khristianskogo mira, ed. by Ariadna Voronova, 196–213. Moscow: Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii bogoslovskii institut Publ., 2004, iss. 8. (In Russian)

4. Sokolova, Irina. Ukrainian carved Icons and Crosses of the 17th–19th Centuries. The Catalogue. Moscow: FGBUK “GIKMZ ‘Moskovskii Kreml’” Publ., 2013. (In Russian)

5. Pivovarova, Nadezhda. The Old Church Monuments in the St.-Petersburg — Petrograd — Leningrad. On the History of the Forming of Museum Collections. 1850–1930 years. Moscow: BuksMArt Publ., 2014. (In Russian)

6. Sobolev, Nikolai. The Russian Folk Woodcarving. 1934. Reprint, Moscow: SVAPOG i К° Publ., 2000. (In Russian)

7. Sychev, Nikolai, and Vladimir Miasoedov. The Frescoes of Spas-Nereditsy. Leningrad: Gosudarstvennaia tipografiia imeni Ivana Fedorova Publ., 1925. (In Russian)

8. Tsarevskaia, Tatiana. Frescoes of the Church of St. Theodore Stratelates “On Thespring” in Novgorod and Their Place in Byzantine and Russian Art of the 2nd Half of 14th Century. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2007. (In Russian)

9. Maiasova, Nataliia, comp. and ed. The Cathedral of St. Archangel Michael in the Moscow Kremlin. Moscow: Krasnaia ploshchad’ Publ., 2002. (In Russian)

10. Tsitsinova, Ol’ga, comp. The Icons of The Cathedral of St. Archangel Michael in the Moscow Kremlin of the 14th–20th Century. Moscow: FGBUK “GIKMZ ‘Moskovskii Kreml’” Publ., 2016. (In Russian)

11. Tvorogov, Oleg. “The Torment of St. Theodore Stratelates”. In Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi, ed. by Dmitrii Likhachev, 268–71. Leningrad: Nauka Publ., 1987, iss. 1: XI — pervaia polovina XIV v. (In Russian)

12. Muratov, Pavel, and Aleksandr Anisimov. The Novgorod Icon of St. Theodore Stratelates. Moscow: K. F. Nekrasov Publ., 1916. (In Russian)

13. Sorokatyi, Viktor. “The 16th-Century Icon of St. Theodore Stratelates from the Church of Sts. Mary and Christopher in Kalbensteinberge (Bavaria)”. In Drevnerusskoe iskusstvo. Khudozhestvennaia zhizn’ Pskova i iskusstvo pozdnevizantiiskoi epokhi. K 1100-letiiu Pskova, ed. by Mariia Orlova, 261–84, 516. Moscow: Severnyi palomnik Publ., 2008. (In Russian)

14. Bulkin, V., N. Pivovarova, N. Pak, I. Solov’eva, I. Shalina, and I. Sosnovtseva. St. Nicholas of Myra in the Objects of the 12th–19th from the Collection of Russian Museum, ed. by Irina Solov’eva. St. Petersburg: Palace Edition, 2006. (In Russian)

15. Kravets, Sergei, ed. Orthodox Encyclopaedia. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr “Pravoslavnaya entsiklopediya” Publ., 2000, vol. 1: A — Aleksii Studit. (In Russian)

16. Uspenskii, Aleksandr. The Books and Paperwork of the Old Palace Departments. Documents of the 18th–19th from the Former Archives of Moscow Armory. Moscow: Pechatnia A. I. Snegirevoi Publ., 1906. (In Russian)

17. Uspenskii, Aleksandr, ed. The Papers of the Commission of Examination and Study of the Old Church Monuments in the Moscow and the Moscow Diocese. 4 vols. Moscow: Pechatnia A. I. Snegirevoi Publ., 1906, vol. 2: Izvekov, Nikolai. The Palace Churches of the Moscow Kremlin and Their Servants in the 17th Centuries. (In Russian)

18. Bekeneva, Nadezhda, comp. Simon Uschakov — the Tsar Painter. Moscow: Gosudarstvennaia Tret’iakovskaia galereia Publ., 2015. (In Russian)

19. Protopopov, Vladimir. “Musical Library of the Tsar Fyodor Alexeyevich”. In Pamiatniki kul’tury. Novye otkrytiia. Pis’mennost’. Iskusstvo. Arkheologiia. Ezhegodnik 1976, ed. by Dmitrii Likhachev, 119–33. Moscow: Nauka Publ., 1977. (In Russian)

20. Pivovarova, Nadezhda. “The Kremlin Antiquities in the Museum of Old Russian Art of the Imperial Academy of Arts”. Nauchnoe mnenie: filosofskie i filologicheskie nauki, iskusstvovedenie. Nauchnyi zhurnal, no. 7 (2015): 65–9. (In Russian)

21. Moscow Public and Rumiantsev Museums. The Catalogue of the Department of Antiquities. b) The Russian Antiquities. Moscow: Tip. K. L. Men’shova Publ., 1905. (In Russian)

22. Buseva-Davydova, Irina, and Mariia Nikolaeva. “‘Belorusskaia Res’: ‘The Pink of Perfection’”. In Belorusy Moskvy. XVII vek, comp. by Ol’ga Bazhenova and Tatiana Belova; science ed. by Ol’ga Bazhenova, 238–51, Minsk: Belaruskaia entsyklapedyia imia Petrusia Broўki Publ., 2013. (In Russian)

23. Nikolaeva, Mariia. “The Materials for Dictionary of the Carvers, Wood Turners and Joiners of Moscow Armory and Department of Great Palace”. In Belorusy Moskvy. XVII vek, comp. by Ol’ga Bazhenova and Tatiana Belova; science ed. by Ol’ga Bazhenova, 364–96, Minsk: Belaruskaia entsyklapedyia imia Petrusia Broўki Publ., 2013. (In Russian)

24. Buseva-Davydova, Irina. “‘Belorusskaia Res’ in the Decoration of the Church of the Moscow Kremlin”. In Belorusy Moskvy. XVII vek, comp. by Ol’ga Bazhenova and Tatiana Belova; science ed. by Ol’ga Bazhenova, 252–7, Minsk: Belaruskaia entsyklapedyia imia Petrusia Broўki Publ., 2013. (In Russian)


Sources

I. RGIA. F. 789. Op. 6 (1869). D. 111 [State Russian Archives of History. Fund 789. Inventory 6 (1869). Dossier 111]. (In Russian)

II. RGADA. F. 396. Op. 2. D. 1112 [State Russian Archives of Ancient Documents. Fund 396. Inventory 2. Dossier 1112]. (In Russian)

III. RGADA. F. 396. Op. 2. D. 1278 [State Russian Archives of Ancient Documents. Fund 396. Inventory 2. Dossier 1278]. (In Russian)

IV. RGIA. F. 796. Op. 145. D. 974 [State Russian Archives of History. Fund 796. Inventory 145. Dossier 974]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.11.2019

Как цитировать

Клюканова, О. В., & Пивоварова, Н. В. (2019). Деревянный резной складень 1680 года царя Феодора Алексеевича из фондов Русского музея. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(4), 671–687. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.405

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)