Деревянный резной складень 1680 года царя Феодора Алексеевича из фондов Русского музея
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.405Аннотация
Представлены результаты изучения датированных произведений прикладного искусства. Предметом анализа служит резной деревянный складень-триптих из фондов Русского музея, изготовленный в период краткого правления царя Феодора Алексеевича (1676–1682). Складень поступил в Русский музей в составе собрания Музея христианских древностей Императорской Академии художеств, куда, в свою очередь, был доставлен в 1871 г. из Мироваренной палаты Московского Кремля. Согласно описи имущества палаты, резная надпись на складне, до наших дней не сохранившаяся, указывала время его создания по старому летоисчислению (от сотворения мира). Неверный перевод даты на новый стиль привел составителей описи к ошибочной датировке памятника (8 ноября 1681 г.). Пересчет даты позволил авторам статьи уточнить время завершения работы над складнем — 8 ноября 1680 г. — и рассмотреть его иконографическую программу в контексте событий царствования Феодора Алексеевича. Особенность иконографии триптиха — изображение святых, соименных царю Феодору Алексеевичу, его отцу Алексею Михайловичу и его супруге Агафье Семеновне Грушецкой, — и сравнительно небольшие размеры средника и створ указывают на индивидуальный замысел резного произведения, безусловно относившегося к предметам личного царского благочестия. Архивные документы позволяют проследить путь перемещения складня из царских палат в церковный интерьер, а затем в кремлевское хранилище древностей. Анализ техники и художественных особенностей триптиха приводит к заключению о создании его украинскими мастерами. Этот вывод подтверждается сравнением произведения с деревянными складнями и иконой из фондов Музеев Московского Кремля, по преданию доставленными в Москву из Киева. На основе изучения материальных данных складня из Русского музея (использование пяти пород дерева: кипарис, липа, сосна, дуб, бук), особенностей техники его исполнения и исторических обстоятельств авторы статьи приходят к выводу, что местом изготовления памятника были мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, в штат которых входили украинские резчики. Поводом для создания складня послужило бракосочетание царя Феодора Алексеевича и Агафьи Семеновны Грушецкой.
Ключевые слова:
складень, 1680 год, царь Феодор Алексеевич, Московский Кремль, мастерские Оружейной палаты, Государственный Русский музей
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
References
Sources
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.