Георгий Крыжицкий как сооснователь и теоретик ФЭКС (к столетию творческого объединения)

Авторы

  • Александр Алексеевич Пронин Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева https://orcid.org/0000-0001-8606-2867
  • Алексей Владимирович Святославский Московский педагогический государственный университет https://orcid.org/0000-0002-4909-8323

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.104

Аннотация

В статье поднимается вопрос о роли Георгия Крыжицкого в формировании теоретической платформы и создании театральной мастерской ФЭКС (Фабрики эксцентрического актера). Впервые в научной практике предпринимается сравнительный анализ публикаций Крыжицкого 1921–1922 гг.: «Театр духа плоти», «Философский балаган», «Философский балаган. Театр наоборот», «Азарт» в сборнике «Эксцентризм» — как единого корпуса теоретических текстов. Выявляются базовые эстетические категории, основанные на принципах античной философии и театра, а также динамика его концепции нового театра; оценивается значение теоретических построений Крыжицкого в формировании идейно-художественных принципов эксцентрического театра, заявленных в «Манифесте эксцентрического театра» (1921) и в сборнике «Эксцентризм» (1922). На основе анализа текстов и историко-биографических сведений утверждается гипотеза о влиянии Крыжицкого как «единственного взрослого» из фэксов на творческое мировоззрение его юных сподвижников (Г. Козинцева, Л. Трауберга, С. Юткевича) в южный период их знакомства (1918–1920), а также о ключевой роли Крыжицкого в петроградском процессе образования творческого объединения в конце 1921 — начале 1922 г. Раскол первоначального ядра ФЭКС и дальнейшая история взаимоотношений Крыжицкого с ушедшими в кинематограф Козинцевым, Траубергом и Юткевичем также рассматриваются сквозь призму теории — как результат выявившихся разногласий в оценке коммуникативной стороны творческого процесса. В статье утверждается, что Крыжицкий остался верен «живому» сценическому представлению с реальным зрителем, которое воплощает «единое чувство театра», а его бывшие сподвижники выбрали для самовыражения виртуальное экранное действие, то есть принципиально иной медиум.

Ключевые слова:

русский авангард, эксцентризм, театр, ФЭКС, Георгий Крыжицкий, манифест, автор, Петроград

Скачивания

 

Библиографические ссылки

Литература

1. Эмиро. “Кому это надо?”. Жизнь искусства, no. 675 (1921): 5.

2. Мейерхольд, Всеволод. Статьи, письма, речи, беседы: 1917–1939. 2 части. М.: Искусство, 1968, ч. 2.

3. Анненков, Юрий. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. 2 тома. М.: Искусство, 1991, т. 2.

4. Крусанов, Андрей. Русский авангард: 1907–1932. Исторический обзор. 3 тома. М.: Новое литературное обозрение, 2003, т. 2, кн. 1.

5. Радлов, Сергей. “‘Любовь и золото’ (к премьере театра Народной комедии)”. Жизнь искусства, no. 661–662 (1921): 1.

6. Кузнецов, Е. “‘Любовь и золото’ (Театр народной комедии)”. Жизнь искусства, no. 669–671 (1921): 1.

7. Козинцев, Григорий. Глубокий экран. Собрание сочинений. 5 томов. Л.: Искусство, 1983, т. 3.

8. Радлов, Сергей. “К пятилетию гостеатров”. Жизнь искусства, no. 8 (1923): 9.

9. Крыжицкий, Георгий. Дороги театральные. М.: Всерос. театр. о-во, 1976.

10. Меньшиков, Михаил. “Злая сила”. Новое время, no. 12597 (1911): 3.

11. Бутовский, Яков, и Валентина Козинцева. От балагана до Шекспира. Хроника театральной деятельности Г. Козинцева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.

12. Крыжицкий, Георгий. Режиссерские портреты. М.: Теакинопечать, 1928.

13. Нусинова, Наталья. “‘Внешторг на Эйфелевой башне’. Комментарий к спектаклю ФЭКСА сквозь тексты эпохи и свидетельства”. В изд. Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX века, cост. и общ. ред. Владислав Иванов. М.: ГИТИС, 1996, вып. 1.

14. Козинцева, Валентина, и Яков Бутовский. “Манифест эксцентрического театра”. Киноведческие записки, no. 7 (1990): 73–4.

15. Изволов, Николай. “ФЭКС и ‘Красная газета’”. Киноведческие записки, no. 7 (1990): 176–81.

16. Туберовский, Михаил. “Рассказы петербургского гимназиста”. В изд. Люди и судьбы на рубеже веков: Воспоминания. Дневники. Письма. 1895–1925, отв. сост. Виталия Ярошецкая. СПб.: Лики России, 2000.

17. Еженедельник Петроградских государственных академических театров, no. 3 (1922): 51–2.

18. Булгакова, Оксана. “Бульвардизация авангарда — феномен ФЭКС”. Киноведческие записки, no. 7 (1990): 27–47.

19. Крыжицкий, Георгий. Аблесимов и Руссо. Пг.: Изд-во Акад. наук, 1917–1918.

20. Крыжицкий, Георгий. Из литературной истории од Ломоносова. Пг.: Изд-во Акад. наук, 1918.

21. Лопе-де-Руэда. Две интермедии. Пер. с исп. и вступ. ст. Г. Крыжицкого. Одесса: [б. и.], 1921.

22. Крыжицкий, Георгий. “Актер трех измерений”. Лава, no. 2 (1920).

23. Крыжицкий, Георгий. Театр духа и плоти. Одесса: [б. и.], 1921.

24. Крыжицкий, Георгий. “Философский балаган”. Театруда, no. 5 (1921): 11–4.

25. Вертов, Дзига. Из наследия. 2 тома. М.: Эйзенштейн-центр, 2008, т. 2.

26. Крыжицкий, Георгий. Философский балаган. Театр наоборот. Пг.: Третья стража, 1922.

27. Летопись Дома литераторов, no. 6 (1921).

28. Евреинов, Николай. Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в ее возникновении. Фольклорный очерк. Пг.: Петрополис, 1921.

29. Хили, Дан. Гомосексуальное влечение в революционной России: регулирование сексуально-гендерного диссидентства, науч. ред. Л. Бессмертных, Ю. Михайлов, пер. с англ. Т. Логачевой, В. Новикова. М.: Ладомир, 2008.

30. Козинцева, Валентина, ред. Переписка Г. М. Козинцева. 1922–1973 гг. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1998.

31. Трауберг, Леонид. “Рассказы о глубокой юности”. Наука и жизнь, no. 12 (1967): 106–12.

32. Крыжицкий, Георгий. “Внешторг на Эйфелевой башне”. Музыка и театр, no. 23 (1923): 5–6.

33. Недоброво, Владимир. ФЭКС. Григорий Козинцов. Леонид Трауберг. М.; Л.: Кинотеапечать, 1928.

Источники

I. Архивное управление ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Д. П-82888. Т. 7. Л. 59.

References

1. Jemiro. “Who needs it?”. Zhizn’ iskusstva, no. 675 (1921): 5. (In Russian)

2. Meyerhold, Vsevolod. Articles, letters, speeches, conversations: 1917–1939. 2 pts. Moscow: Iskusstvo Publ., 1968, pt. 2. (In Russian)

3. Annenkov, Iurii. A diary of my meetings. The cycle of tragedies. 2 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1991, vol. 2. (In Russian)

4. Krusanov, Andrei. Russian Avant-garde: 1907–1932. Historical overview. 3 vols. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2003, vol. 2(1). (In Russian)

5. Radlov, Sergei. “‘Love and Gold’ (for the premiere of the Folk Comedy Theater)”. Zhizn’ iskusstva, no. 661–662 (1921): 1. (In Russian)

6. Kuznecov, E. “‘Love and Gold’ (The Folk Comedy Theater)”. Zhizn’ iskusstva, no. 669–671 (1921): 1. (In Russian)

7. Kozincev, Grigorii. Deep screen. Collected works. 5 vols. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1983, vol. 3. (In Russian)

8. Radlov, Sergei. “For the fifth anniversary of the state theaters”. Zhizn’ iskusstva, no. 8 (1923): 9. (In Russian)

9. Kryzhickii, Georgii. The roads are theatrical. Moscow: Vserossiiskoe teatral’noe obshchestvo Publ., 1976. (In Russian)

10. Men’shikov, Mihail. “An evil force”. Novoe vremia, no. 12597 (1911): 3. (In Russian)

11. Butovskii, Jakov, and Valentina Kozinceva. From the farce to Shakespeare. Chronicle of theatrical activity of G. Kozintsev. St Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., 2002. (In Russian)

12. Kryzhickii, Georgii. Director’s portraits. Moscow: Teakinopechat’ Publ., 1928. (In Russian)

13. Nusinova, Natal’ja. “‘Vneshtorg on the Eiffel Tower’. Commentary on the performance of FEX through the texts of the era and evidence”. In Mnemozina: Dokumenty i fakty iz istorii russkogo teatra XX veka, comp. and ed. by Vladislav Ivanov. Moscow: Gitis Publ., 1996, iss. 1. (In Russian)

14. Kozinceva, Valentina, and Iakov Butovskii. “Manifesto of the eccentric theater”. Kinovedcheskie zapiski, no. 7 (1990): 73–4. (In Russian)

15. Izvolov, Nikolai. “FEX and ‘Krasnaya Gazeta’”. Kinovedcheskie zapiski, no. 7 (1990): 176–81. (In Russian)

16. Tuberovskii, Mihail. “Stories of a St. Petersburg high school student”. In Liudi i sud’by na rubezhe vekov: Vospominaniia. Dnevniki. Pis’ma. 1895–1925, comp. by Vitaliia Jarosheckaia. St Petersburg: Liki Rossii Publ., 2000. (In Russian)

17. Weekly of Petrograd State Academic Theaters, no. 3 (1922): 51–2. (In Russian)

18. Bulgakova, Oksana. “The bulwardization of the avant-garde is a phenomenon of the FEKS”. Kinovedcheskie zapiski, no. 7 (1990): 27–47. (In Russian)

19. Kryzhitskii, Georgii. Ablesimov and Rousseau. Petrograd: Izdatel’stvo Akademii nauk Publ., 1917–1918. (In Russian)

20. Kryzhitskii,Georgii. From the literary history of od Lomonosov. Petrograd: Izdatel’stvo Akademii nauk Publ., 1918. (In Russian)

21. Lope de Rueda. Two interludes. Transl. from Spanish and introd. art. by G. Kryzhitskii. Odessa: [s. n.], 1921. (In Russian)

22. Kryzhitskii, Georgii. “An actor of three dimensions”. Lava, no. 2 (1920). (In Russian)

23. Kryzhitskii, Georgii. The theater of spirit and flesh. Odessa: [s. n.], 1921. (In Russian)

24. Kryzhickii, Georgii. “A philosophical farce”. Teatruda, no. 5 (1921): 11–4. (In Russian)

25. Vertov, Dziga. From the heritage. 2 vols. Moscow: Eizenshtein-tsentr Publ., 2008, vol. 2. (In Russian)

26. Kryzhickii, Georgii. A philosophical farce. The theater is the opposite. Petrograd: Tret’ia strazha Publ., 1922. (In Russian)

27. The Chronicle of the House of Writers, no. 6 (1921). (In Russian)

28. Evreinov, Nikolai. The origin of drama. Primitive tragedy and the role of the goat in its origin. Folklore essay. Petrograd: Petropolis Publ., 1921. (In Russian)

29. Hili, Dan. Homosexual Desire in Revolutionary Russia: The Regulation of Sexual and Gender Dissent. Rus. ed. Eds L. Bessmertnyh, Iu. Mihajlov, transl. by T. Logacheva and V. Novikov. Moscow: Ladomir Publ., 2008. (In Russian)

30. Kozinceva, Valentina, ed. Correspondence of G. M. Kozintsev. 1922–1973. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 1998. (In Russian)

31. Trauberg, Leonid. “Stories about deep youth”. Nauka i zhizn’, no. 12 (1967): 106–12. (In Russian)

32. Kryzhickii, Georgii. “Vneshtorg on the Eiffel Tower”. Muzyka i teatr, no. 23 (1923): 5–6. (In Russian)

33. Nedobrovo, Vladimir. FEKS. Grigorii Kozintsov. Leonid Trauberg. Moscow; Leningrad: Kinoteapechat’ Publ., 1928. (In Russian)

Sources

I. Arkhivnoe upravlenie FSB RF po Sankt-Peterburgu i Leningradskoi oblasti. D. P-82888. Т. 7. L. 59 [Archive Department of the FSB of the Russian Federation in St Petersburg and Leningrad Oblast. Stock P-82888. Vol. 7. Sheet 59]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

23.05.2024

Как цитировать

Пронин, А. А., & Святославский, А. В. (2024). Георгий Крыжицкий как сооснователь и теоретик ФЭКС (к столетию творческого объединения). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(1), 60–77. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.104

Выпуск

Раздел

Театр