Мифологема «счастливое советское детство» в детском портрете 1930–1960-х годов
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2022.402Аннотация
Рассматривается процесс зарождения и развития мифологемы «счастливое советское детство» в одной из форм ее визуальной манифестации — детском живописном портрете. Автор выделяет два этапа: 1930-е годы и послевоенные десятилетия вплоть до конца 1960-х годов, когда идеологическое влияние на концепт детства ослабело, а художники в детском портрете ушли в пространство ретроспективных мечтаний и саморефлексии. В сталинское время детские образы изображались в утопическом мире «светлого будущего», который был подобен «райскому саду» или «золотому веку». В окружении природного изобилия маленькие модели свысока созерцали мир «отцов», будучи образцами для них же. Послевоенный период характеризуется «трансфером» образа ребенка в охранительное пространство дома и семьи, акцентом на материальное благополучие советского детства. В детском портрете появляется много игрушек и иных сугубо детских предметов, особо четко вырисовывается образ детской комнаты. Атрибутика служила для портретистов маркерами «счастливого советского детства». В фокус внимания исследователя также входит проблема изображения «дисциплинированного» тела советского ребенка, особенности «взаимодействия» его «живописного подобия» с социальным и предметным окружением. Отмечается ряд аспектов бытования детского образа в портрете, которые позволяют говорить об «отступлениях» портретистов от идеологически значимой роли коллектива и коллективного труда в сторону доминирования мотива семьи, досуга и домашних праздников. Последнее свидетельствует о тяге к изображению индивидуального начала в ребенка в противовес навязываемому безлично-общественному, а следовательно, о динамике развития мифологемы.
Ключевые слова:
детский портрет, история детства, советское счастливое детство, советское детство, мифологема, концепт советского детства, соцреализм, образ ребенка
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.