Английские сюиты И. С. Баха — загадка названия

Авторы

  • Юрий Семёнович Бочаров Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского https://orcid.org/0000-0003-0345-0173

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.101

Аннотация

Статья посвящена истории возникновения названия «Английские сюиты» применительно к собранию из шести клавирных сюит И. С. Баха (BWV 806–811), сложившемуся в первой половине 1720-х годов. Рассматриваются различные версии происхождения этого названия, впервые обнародованного И. Н. Форкелем в 1802 г., включая запись Fait pour les Anglois, которая содержится на титульном листе одной из рукописных копий конца 1730-х годов. По мнению автора статьи, эта запись с учетом других обстоятельств дает основание предполагать, что, создавая сюиты, Бах намеревался издать их в Лондоне. Более того, высказывается версия, что сами сюиты, так и не опубликованные в британской столице, композитор вполне мог неофициально назвать «английскими сюитами» и это название через его учеников постепенно распространилось среди немецких музыкантов и впоследствии было зафиксировано в рукописных копиях второй половины XVIII в.

Ключевые слова:

И. С. Бах, Английские сюиты, барокко, клавирная музыка, музыкальные рукописи XVIII в., И. Н. Форкель

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Юрий Семёнович Бочаров, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания

Библиографические ссылки

Литература

1. Бочаров Ю. С. Английские сюиты И. С. Баха: страницы истории // Старинная музыка. 2016. № 4. С. 8–15.

2. Musikalische Bibliothek oder Gründliche Nachricht, nebst unpartheyischem Urtheil von Musikalischen Schrifften und Büchern. Bd. 4. Erster Theil. Leipzig: Im Mizlerischen Bücher-Verlag, 1754. S. 169.

3. Документы жизни и деятельности И. С. Баха / cост. Х.-Й. Шульце; пер. с нем. В. Ерохина. М.: Музыка, 1980. 271 с.

4. Forkel J. N. Über Johann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke. Leipzig: Hoffmeister und Kühnel (Bureau de Musique), 1802. x + 69 S.

5. Johann Sebastian Bach. Neue Ausgabe Sämtlicher Werke. Serie V. Band 7. Die Sechs englischen Suiten. Kritischer Bericht von A. Dürr. Leipzig: DVfM, 1981. 244 S.

6. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. 2 Bände. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1873; 1880.

7. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / пер. с нем. Я. С. Друскина. М.: Музыка, 1965. 728 с.

8. Parry C. H. Johann Sebastian Bach. The Story of the Development of a Great Personality. New York; London: G. P. Putnam’s Sons, 1909. 584 p.

9. Fuller D., Hollman P. Dieupart, Charles [François] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. London: Macmillan, 2001. Vol. 7. Р. 338–339.

10. Бочаров Ю. С. Увертюра в эпоху барокко. М.: Композитор, 2005. 280 с.

11. Bach Klavier- und Orgelwerke: Das Handbuch / hrsg. von S. Rampe. Teilband I. Laaber: Laaber Verlag, 2007. 532 S.

12. Jones R. D. P. The Creative Development of Johann Sebastian Bach. Vol. II: 1717–1750. Oxford: Oxford University Press, 2013. 456 p.

13. Wollny P. Ein “musikalischer Veteran Berlins”: Der Schreiber Anonymus 300 und seine Bedeutung für die Berliner Bach-Überlieferung // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung Preußischer Kulturbesitz. 1995. S. 80–113.


References

1. Bocharov Yu. Angliiskie siuity J. S. Bakha: stranitsy istorii [J. S. Bach’s English suites: the pages of history]. Starinnaya muzyka [Early music quarterly], 2016, no. 4, pp. 8–15. (In Russian).

2. Musikalische Bibliothek oder Gründliche Nachricht, nebst unpartheyischem Urtheil von Musikalischen Schrifften und Büchern. Bd 4. Erster Theil. Leipzig, Im Mizlerischen Bücher-Verlag, 1754, S. 169.

3. Dokumenty zhizni i deiatel’nosti J. S. Bakha [Documents of J. S. Bach’s life and work]. Ed. by H.-J. Schultze, transl. from German by V. Erokhin. Moscow, Muzyka Publ., 1980, 271 p. (In Russian).

4. Forkel J. N. Über Johann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke. Leipzig, Hoffmeister und Kühnel (Bureau de Musique), 1802, x + 69 S.

5. Johann Sebastian Bach. Neue Ausgabe Sämtlicher Werke. Serie V. Band 7. Die Sechs englischen Suiten. Kritischer Bericht von A. Dürr. Leipzig, DVfM, 1981, 244 S.

6. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. 2 Bände. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1873; 1880.

7. Schweitser A. Iogann Sebastian Bakh [Johann Sebastian Bach]. Transl. from German by J. S. Druskin. Moscow, Muzyka Publ., 1965, 728 p. (In Russian).

8. Parry C. H. Johann Sebastian Bach. The Story of the Development of a Great Personality. New York, London, G. P. Putnam’s Sons, 1909, 584 p.

9. Fuller D., Hollman P. Dieupart, Charles [François]. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. Vol. 7. London, Macmillan Publ., 2001, pp. 338–339.

10. Bocharov Yu. S. Uvertiura v epokhu barokko [The Overture in the Baroque Era]. Moscow, Kompositor Publ., 2005, 280 p. (In Russian).

11. Bach Klavier- und Orgelwerke: Das Handbuch. Hrsg. von S. Rampe. Teilband I. Laaber, Laaber Verlag, 2007. 532 S.

12. Jones R. D. P. The Creative Development of Johann Sebastian Bach. Vol. II: 1717–1750. Oxford, Oxford University Press, 2013, 456 p.

13. Wollny P. Ein “musikalischer Veteran Berlins”: Der Schreiber Anonymus 300 und seine Bedeutung für die Berliner Bach-Überlieferung. Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung Preußischer Kulturbesitz, 1995, S. 80–113.

Загрузки

Опубликован

23.03.2018

Как цитировать

Бочаров, Ю. С. (2018). Английские сюиты И. С. Баха — загадка названия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(1), 3–16. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.101

Выпуск

Раздел

Музыка