Триптих Григора Ханджяна как визуализация коммеморации в контексте армянского этногенетического мифа

Авторы

  • Гаяне Саркисовна Маргарян Российско-Армянский университет, Ереванская государственная консерватория им. Комитаса
  • Ерванд Грантович Маргарян Российско-Армянский университет, Институт востоковедения Национальной академии наук Республики Армения

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.108

Аннотация

Статья посвящена визуализации трех узловых событий истории Армении в творчестве художника Григора Ханджяна: изобретения армянского алфавита Месропом Маштоцем, войны Варданидов и обретения независимости. Для достижения идейных и эстетических целей художник обратился к монументальному жанру. Конечным результатом стал триптих, ныне хранящийся в архитектурно-монументальном комплексе «Каскад», в центре искусств Джерарда Гафесчяна, в зале, носящем имя художника. Фрески объединяют кумуляция и намеренная атемпоральность персонажей. Другой характерной чертой триптиха является то, что для воплощения замысла Ханджян обратился к академическому классицизму. Как художественный прием мастер использует ахронию, смещая временны́е рамки для разных персонажей, но при этом сохраняя верность сюжету и антуражу изображаемых событий. Центральная часть триптиха напоминает временной дромос, разъединяющий и одновременно соединяющий первый и третий хораны — эпохальные события, изменившие парадигму бытия армянской нации. Через временной портал происходит перетекание армянского этноса из раннего Средневековья в наши дни. Сквозной идеей является искомый Ханджяном идеал общественного устройства армянской нации, обретшей суверенитет. Художник моделирует золотой век по типу социального устройства раннего Средневековья, экстраполируя средневековую парадигму на современность и завтрашний день. Созданная художником ухрония возрожденной Армении является проекцией Армении раннесредневековой. Среди исследователей, проводивших искусствоведческий анализ этой работы Ханджяна, пожалуй, стоит выделить имена таких исследователей, как Н. Степанян, Н. Эйрамджян, В. Гамагелян и др., на работы которых мы ссылаемся в нашем исследовании. Данная статья призвана частично восполнить этот очевидный пробел. Научная новизна исследования заключается в его междисциплинарном подходе, обусловленном тем, что один из соавторов историк, а другой — искусствовед. Это позволило авторам провести разноплановый анализ с использованием исторического, культурологического, семиотического, антропологического, этнографического и, конечно же, искусствоведческого подходов.

Ключевые слова:

Григор Ханджян, триптих, фрески, техника темперы, создание армянского алфавита, Вардананк, возрождение Армении, академизм, композиция, этногенетический миф

Скачивания

 

Библиографические ссылки

Литература

1. Плутарх. “О злокозненности Геродота”. В кн. Лурье, Соломон. Геродот, 161–202. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1947.

2. Юнг, Карл Густав, и Мишель Фуко. Матрица безумия: сборник. М.: Алгоритм, 2013.

3. Partizpanyan, Jane. “Grigor Khanjyan and the mural that defined his artistry”. The Armenian Weekly. November, 29 (2022). Дата обращения май 12, 2022. https://clck.ru/34BDSz.

4. Симян, Тигран. “От биосферы до ноосферы: теория и практика”. Критика и семиотика, no. 1 (2019): 173–97. https://doi.org/10.25205/2307-1737-2019-1-173-197

5. Альберти, Леон. “Три книги о живописи”. В изд. Эстетика Ренессанса, 319–41. М.: Искусство, 1981.

6. Roemer, Kenneth. “Paradise transformed: varieties of nineteenth-century utopias”. In The Cambridge Companion to Utopian Literature, ed. by Gregory Claeys, 79–106. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

7. Альберти, Леон. Сборник статей. M. : Наука, 1977.

8. Симян, Тигран. “Святой Mесроп Mаштоц в городском и в академическом пространстве Еревана”. Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города, no. 2/3 (2022): 57–72. https://doi.org/10.34680/urbis-2022-2(3)-57-72

9. Переписка Микель-Анджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви. Пер. [и предисл.] Маргариты Павлиновой. СПб.: Шиповник, 1914.

10. Маргарян, Ерванд, и Лусине Маргарян. “Роль Маштоца и Вульфилы в формировании новой цивилизационной идентичности”. Вестник Санкт-Петербургского университета. История 68, no. 2 (2023): 432–53. https://doi.org/10.21638/spbu02.2023.208

11. Гамагелян, Вардитер. “Григор Ханджян — живописец, график”. Вестник общественных наук НАН РА, no. 3 (1996): 82–95.

12. Гамагелян, Вардитер. “От станковой серийности к декоративно-монументальному единству. О некоторых аспектах творчества живописца, графика, монументалиста Григора Ханджяна”. Арменоведческий журнал 38, no. 4 (2017): 219–26.

13. Маргарян, Ерванд. “Або Тбилели. Арабский парфюмер — протектор Тифлиса”. Критика и семиотика, вып. 2 (2020): 286–301.

14. Маргарян, Ерванд. “Христианские святые в броне и с парамерием наголо: образ воина-исповедника в византийской иконографии (1). Приевфратская пограничная зона и христианство”. Визуальная теология, no. 4/1 (2022): 39–57. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-39-57

15. Эйрамджянц, Нарине. “Взорванное молчание. ‘Аварайрская битва’ Григора Ханджяна”. Литературная Армения, no. 3 (2015): 137–44.

16. Маргарян, Ерванд. “Христианские святые в броне и с парамерием наголо: Христианские святые в броне и с парамерием наголо: образ воина-исповедника в византийской иконографии (2). Вооруженные угодники и страстотерпцы”. Визуальная теология, no. 4/2 (2022): 202–26. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-2-202-226

17. Степанян, Нонна. Искусство Армении. Черты историко-художественного развития. М.: Советский художник, 1989.

18. Эйрамджянц, Нарине. “‘Вернатун’: история литературной мансарды Ованеса Туманяна”. Центр армянской культуры и культуры наций «АРМКУЛЬТ». Дата обращения ноябрь 23, 2018. https://www.armmuseum.ru/news-blog/vernatun.

19. Dumézil, Georges. L’ideologie tripartie des Indo-Europennes. Paris: Collection Latomus, 1958.

20. Dumézil, Georges. Naissance d’archanges, Jupiter, Mars, Quirinus III: Essai sur la formation de la theologie zoroastrienne. Paris: Gallimard, 1945.

References

1. Plutarch. “On the malice of Herodotus”. In Lurie, Solomon. Gerodot, 161–202. Moscow; Leningrad: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1947. (In Russian)

2. Jung, Karl Gustav, and Michel Foucault. The Matrix of Madness: collection. Moscow: Algoritm Publ., 2013. (In Russian)

3. Partizpanyan, Jane. “Grigor Khanjyan and the mural that defined his artistry”. The Armenian Weekly. November, 29 (2022). Accessed May 12, 2022. https://clck.ru/34BDSz.

4. Simyan, Tigran. “From the biosphere to the noosphere: theory and practice”. Kritika i semiotika, no. 1 (2019): 173–97. https://doi.org/10.25205/2307-1737-2019-1-173-197 (In Russian)

5. Al’berti, Leon. “Three books about painting”. In Estetika Renessansa, 319–41. Moscow: Iskusstvo Publ., 1981. (In Russian)

6. Roemer, Kenneth. “Paradise transformed: varieties of nineteenth-century utopias”. In The Cambridge Companion to Utopian Literature, ed. by Gregory Claeys, 79–106. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

7. Al’berti, Leon. Collection of articles. Moscow: Nauka Publ., 1977. (In Russian)

8. Simyan, Tigran. “Saint Mesrop Machtots in the urban and academic development of Yerevan”. Urbis et Orbis. Mikroistoriia i semiotika goroda, no. 2/3 (2022): 57–72. https://doi.org/10.34680/urbis-2022-2(3)-57-72 (In Russian)

9. The correspondence of Michelangelo Buonarroti and the life of the master, written by his student Ascanio Condivi. Rus. ed. Transl. by Margarita Pavlinova. St Petersburg: Shipovnik Publ., 1914. (In Russian)

10. Margaryan, Yervand, and Lusine Margaryan. “The Role of Mashtots and UlU la in the Creation of a New Civilizational Identity”. Vestnik of Saint Petersburg University. History 68, no. 2 (2023): 432–53. https://doi.org/10.21638/spbu02.2023.208 (In Russian)

11. Gamagelyan, Varditer. “Grigor Khanjyan is a painter, graphic artist”. Vestnik obshchestvennykh nauk NAN RA, no. 3 (1996): 82–95. (In Russian)

12. Gamagelyan, Varditer. “From easel seriality to decorative and monumental unity. About some aspects of the work of the painter, graphic artist, muralist Grigor Khanjyan”. Armenovedcheskii zhurnal 38, no. 4 (2017): 219–26. (In Russian)

13. Margaryan, Yervand. “Abo Tbileli. ‘Arab perfumer — protector of Tiflis’”. Kritika i semiotika, no. 2 (2020): 286–301. (In Russian)

14. Margaryan, Yervand. “Christian Saints in Armor and with a Naked Paramerium: The Image of a Warrior-Confessor in Byzantine Iconography (1). Euphrates Border Zone and Christianity”. Vizual’naia teologiia, no. 4/1 (2022): 39–57. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-39-57 (In Russian)

15. Eyramjants, Narine. “Exploded silence. ‘The Battle of Avarayr’ by Grigor Khanjyan”. Literaturnaia Armeniia, no. 3 (2015): 137–44. (In Russian)

16. Margaryan, Yervand. “Christian Saints in Armor and with a Naked Paramerium: The Image of a Warrior-Confessor in Byzantine Iconography (2). Armed God-Pleasers and Passion-Bearers”. Vizual’naia teologiia, no. 4/2 (2022): 202–26. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-2-202-226 (In Russian)

17. Stepanyan, Nonna. The Art of Armenia. Features of historical and artistic development. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1989. (In Russian)

18. Eyramjants, Narine. “‘Vernatun’: The History of Hovhannes Tumanyan’s Literary Attic”. Tsentr armianskoi kul’tury i kul’tury natsii ‘ARMKUL’T’. Accessed November 23, 2018. https://www.armmuseum.ru/news-blog/vernatun. (In Russian)

19. Dumézil, Georges. L’ideologie tripartie des Indo-Europennes. Paris: Collection Latomus, 1958.

20. Dumézil, Georges. Naissance d’archanges, Jupiter, Mars, Quirinus III: Essai sur la formation de la theologie zoroastrienne. Paris: Gallimard, 1945.

Загрузки

Опубликован

23.05.2024

Как цитировать

Маргарян, Г. С., & Маргарян, Е. Г. (2024). Триптих Григора Ханджяна как визуализация коммеморации в контексте армянского этногенетического мифа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(1), 142–164. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.108

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство