Образ античного треножника в русском декоративно-прикладном искусстве второй половины XVIII века

Авторы

  • Татьяна Анатольевна Литвин Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Автор рассматривает образ треножника в предметах дворцовой утвари второй половины XVIII в. в России. Треножники конца XVIII в. задумывались как декоративные и по функции не повторяли античные. Столики-треножники делались к случаю, демонстрировали образованность членов императорской семьи, высокую культуру великокняжеского быта, иногда напоминали о реальных событиях. Подножие нескольких столиков часто делалось по одному рисунку, тогда как в разнообразии столешниц отразились высокие достижения художественной и горнодобывающей промышленности. Однако предметов, напоминающих античный треножник, было еще слишком мало, чтобы говорить о национальном почерке.

Ключевые слова:

треножник, столик, фарфор, стекло, бронза, классицизм, античность, этруски, Рим, Помпеи, Геркуланум, Санкт-Петербург, Павловск, Гатчина

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Татьяна Анатольевна Литвин, Санкт-Петербургский государственный университет

соискатель кафедры истории русского искусства исторического факультета; историк, искусствовед

Библиографические ссылки

Источники и литература

1. Власов В. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. СПб.: Азбука-классика, 2008. Т. IX. 765 с.

2. Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб.: Азбука-классика, 2007. 460 с.

3. Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М.: Искусство, 1982. 112, LXIII с. (Памятники мирового искусства. Вып. 7.)

4. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство, 1982. 577 с.

5. Соколов Г. И. Искусство этрусков. М.: Слово, 2002. 206 с.

6. Pfister K. Die Etrusker. München: F. Bruckmann, 1940. 135 S.

7. Соколова Т. М. Художественная мебель. М.: Сварог и К, 2000. 164 с.

8. Della Antichita di Ercolano. T. 1–10. Napoli: Regia Stamperia, 1792. T. 8. Le Lucerne ed I candelabra. D’Ercolano e contorni incise con qualche spiegazione. 346 p.

9. Violet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné du mobilier français de l’époque carlovingienne a la Renaissance. Vol. 1–6. Paris: A. Morel, Éditeur, 1868. Vol. 1. 443 р.

10. Violet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné du mobilier français de l’époque carlovingienne a la Renaissance. Vol. 1–6. Paris: A. Morel, Éditeur, 1871. Vol. 2. 536 р.

11. Акимова Л. И. Античный мир: вещь и миф // Вопросы искусствознания. 1994. № 2–3. С. 53–93.

12. Кес Д. Стили мебели. М.: Изд-во В. Шевчук, 2008. 268 с.

13. Миллер Д. Мебель. Все стили от древности до современности. М.: АСТ-Астрель, 2006. 560 с.

14. Муратов П. П. Образы Италии. М.: Терра: Республика, 1999. 588 с.

15. Дмитриева М. Винкельман и метаморфозы классического идеала. Искусство Германии конца XVIII — первой трети XIX века // Вопросы искусствознания. 1996. Т. IX, № 2. С. 304–321.

16. Соколова Т. М. Орнамент — почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972. 148 с.

17. Государственный музей-заповедник Павловск. Полный каталог коллекций. СПб.: ГМЗ «Павловск», 2008. Т. I. Дворец. Вып. 2. Интерьеры. Парадные залы. 239 с.

18. Павловск: дворцово-парковый ансамбль / сост. В. А. Беланина. Л.: Лениздат, 1989. [382] с.

19. Ефремова И., Петухова И. Осветительные приборы. Коллекция Музея-усадьбы Останкино. М.: Издательский дом Руденцовых, 2005. 446 с.

20. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764–1917). Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1986. 423 с.

21. Сычев И. Русская бронза. М.: Трилистник, 2003. 231 с.

22. Воронов М. Г. Гавриил Игнатьевич Козлов. Жизнь и творчество. Л.: Художник РСФСР, 1982. 115 с.

23. Тройницкий С. Н. Баллотировальник екатерининского времени // Известия Российской Академии Истории Материальной Культуры. 1921. Т. I, № 24. С. 257–260.

24. Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств за сто лет ее существования: в 3 ч. / под ред. Н. П. Петрова. СПб.: [Б. и.], 1864. Ч. 1. 1758–1811. IV, 782 с.

25. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. М.: Молодая гвардия, 1992. 276 с.

26. Козьмян Г. К. Чарлз Камерон. Л.: Лениздат, 1987. 177 с.

27. Швидковский Д. О. Чарлз Камерон и архитектура императорских резиденций. М.: Улей, 2008. 320, LXX с.

28. Артемьева Е. А. Французская декоративная бронза XVIII — начала XIX века: коллекция Гатчинского дворца: альбом-каталог. Гатчина: Дон Боско, 2003. 72 с.

29. Сиповская Н. В. Фарфор Императорского фарфорового завода последней четверти XVIII века. К проблеме рокайльных традиций в классицизме // Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 121–126.

30. Моряхина В. Н. «Надобно Вам быть и покровителем муз российских» — образ Аполлона и личность Павла I // Император Павел I — взгляд XXI века. Материалы Гатчинской научной конференции. СПб.: Селеста, 2004. С. 232–241.

31. Осминская Н. История одного замысла, или Судьба одной утопии. «Большой и Красивый дом» графа Н. П. Шереметева и идея Пантеона Искусств // Искусствознание. 1998. № 2. С. 303–332.

32. Неверов О. Михайловский замок — пластическая аллегория судьбы «русского Гамлета» // Наше наследие. 1996. № 38. С. 17–24.

33. Государственный музей-заповедник Павловск. Полный каталог коллекций. СПб.: ГМЗ «Павловск», 2009. Т. VII. Фарфор. Вып. 1. Императорский фарфоровый завод. Конец XVIII — начало XX века. 172 с.

34. Казакова В. В. Частные собрания декоративно-прикладного искусства в контексте русской культуры XVIII — первой половины XIX вв.: дис. … канд. искусств. / С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад. им. А. Л. Штиглица. СПб., 2009. 24 с.

35. Горяинов С. Художественные впечатления короля Станислава-Августа о своем пребывании в С.-Петербурге в 1797 г. // Старые годы. 1908. Окт. С. 584–614.

36. Сиповская Н. В. Фарфор в России XVIII века. М.: Пинакотека, 2008. 389 с.

37. Ботт И. К., Канева М. И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. СПб.: Искусство-СПб, 2003. 507 с.

38. Кудрявцева Т. В. Русский императорский фарфор. СПб.: Славия, 2003. 279 с.

39. Ёлкина А. Завещание императрицы // Старая Гатчина. 200 лет / сост. А. Бурлаков. СПб.: Лига, 1996. С. 35–46.

40. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968. 295 с.

41. Грашин А. А. Краткий курс стилевой эволюции мебели. М.: Архитектура-С, 2007. 413 с.

42. Вейнер П. Убранство Гатчинского дворца // Гатчина при Павле Петровиче, цесаревиче и императоре. СПб.: Лига, 1995. С. 67–164.

43. Verlet P. Les bronzes dorés français du XVIIIè siècle. Cahors: Grand manuels Picard, 1987. 478 р.

44. Соколова Т. М., Орлова К. А. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1982. 182 с.

45. Кучумов А. М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л.: Художник РСФСР, 1981. 379 с.


References

1. Vlasov V. Novyi entsiklopedicheskii slovar' izobrazitel'nogo iskusstva. 10 vols. St. Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2008, vol. IX. 765 p. (In Russian)

2. Akimova L. I. Iskusstvo Drevnei Gretsii. Klassika. St. Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2007. 460 p. (In Russian)

3. Kolpinskii Iu. D., Britova N. N. Iskusstvo etruskov i Drevnego Rima. Moscow, Iskusstvo Publ., 1982. 112, LXIII p. (Pamiatniki mirovogo iskusstva. Iss. 7.) (In Russian)

4. Moran A. de. Istoriia dekorativno-prikladnogo iskusstva ot drevneishikh vremen do nashikh dnei. Moscow, Iskusstvo Publ., 1982. 577 p. (In Russian)

5. Sokolov G. I. Iskusstvo etruskov. Moscow, Slovo Publ., 2002. 206 p. (In Russian)

6. Pfister K. Die Etrusker. München, F. Bruckmann Publ., 1940. 135 S.

7. Sokolova T. M. Khudozhestvennaia mebel'. Moscow, Svarog i K Publ., 2000. 164 p. (In Russian)

8. Della Antichita di Ercolano. T. 1–10. Napoli: Regia Stamperia, 1792. T. 8. Le Lucerne ed I candelabra. D’Ercolano e contorni incise con qualche spiegazione. 346 p.

9. Violet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné du mobilier français de l’époque carlovingienne a la Renaissance. Vol. 1–6. Paris, A. Morel, Éditeur, 1868, Vol. 1. 443 p.

10. Violet-le-Duc E. E. Dictionnaire raisonné du mobilier français de l’époque carlovingienne a la Renaissance. Vol. 1–6. Paris, A. Morel, Éditeur, 1871. Vol. 2. 536 p.

11. Akimova L. I. Antichnyi mir: veshch' i mif. Voprosy iskusstvoznaniia, 1994, no. 2–3, pp. 53–93. (In Russian)

12. Kes D. Stili mebeli. Moscow, Izd-vo V. Shevchuk, 2008. 268 p. (In Russian)

13. Miller D. Mebel'. Vse stili ot drevnosti do sovremennosti. Moscow, AST-Astrel' Publ., 2006. 560 p. (In Russian)

14. Muratov P. P. Obrazy Italii. Moscow, Terra: Respublika Publ., 1999. 588 p. (In Russian)

15. Dmitrieva M. Vinkel'man i metamorfozy klassicheskogo ideala. Iskusstvo Germanii kontsa XVIII — pervoi treti XIX veka. Voprosy iskusstvoznaniia, 1996, vol. IX, no. 2, pp. 304–321. (In Russian)

16. Sokolova T. M. Ornament — pocherk epokhi. Leningrad, Avrora Publ., 1972. 148 p. (In Russian)

17. Gosudarstvennyi muzei-zapovednik Pavlovsk. Polnyi katalog kollektsii. St. Petersburg, GMZ "Pavlovsk", 2008, vol. I. Dvorets, iss. 2. Inter'ery. Paradnye zaly. 239 p. (In Russian)

18. Pavlovsk: dvortsovo-parkovyi ansambl'. Comp. by V. A. Belanin. Leningrad, Lenizdat, 1989. [382] p. (In Russian)

19. Efremova I., Petukhova I. Osvetitel'nye pribory. Kollektsiia Muzeia-usad'by Ostankino. Moscow, Izdatel'skii dom Rudentsovykh, 2005. 446 p. (In Russian)

20. Levinson-Lessing V. F. Istoriia kartinnoi galerei Ermitazha (1764–1917). Leningrad, Iskusstvo Publ. Leningr. otd-nie, 1986. 423 p. (In Russian)

21. Sychev I. Russkaia bronza. Moscow, Trilistnik Publ., 2003. 231 p. (In Russian)

22. Voronov M. G. Gavriil Ignat'evich Kozlov. Zhizn' i tvorchestvo. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1982. 115 p. (In Russian)

23. Troinitskii S. N. Ballotiroval'nik ekaterininskogo vremeni. Izvestiia Rossiiskoi Akademii Istorii Material'noi Kul'tury, 1921, vol. I, no. 24, pp. 257–260. (In Russian)

24. Sbornik materialov dlia istorii Imperatorskoi Sankt-Peterburgskoi Akademii Khudozhestv za sto let ee sushchestvovaniia. 3 parts. Ed. by N. P. Petrov. St. Petersburg, 1864. Pt. 1. 1758–1811. IV, 782 p. (In Russian)

25. Menar R. Mify v iskusstve starom i novom. Moscow, Molodaia gvardiia Publ., 1992. 276 p. (In Russian)

26. Koz'mian G. K. Charlz Kameron. Leningrad, Lenizdat, 1987. 177 p. (In Russian)

27. Shvidkovskii D. O. Charlz Kameron i arkhitektura imperatorskikh rezidentsii. Moscow, Ulei Publ., 2008. 320, LXX p. (In Russian)

28. Artem'eva E. A. Frantsuzskaia dekorativnaia bronza XVIII — nachala XIX veka: kollektsiia Gatchinskogo dvortsa: al'bom-katalog. Gatchina, Don Bosko Publ., 2003. 72 p. (In Russian)

29. Sipovskaia N. V. Farfor Imperatorskogo farforovogo zavoda poslednei chetverti XVIII veka. K probleme rokail'nykh traditsii v klassitsizme. Russkii klassitsizm vtoroi poloviny XVIII — nachala XIX veka. Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1994, pp. 121–126. (In Russian)

30. Moriakhina V. N. "Nadobno Vam byt' i pokrovitelem muz rossiiskikh" — obraz Apollona i lichnost' Pavla I. Imperator Pavel I — vzgliad XXI veka. Materialy Gatchinskoi nauchnoi konferentsii. St. Petersburg, Selesta Publ., 2004, pp. 232–241. (In Russian)

31. Osminskaia N. Istoriia odnogo zamysla, ili Sud'ba odnoi utopii. "Bol'shoi i Krasivyi dom" grafa N. P. Sheremeteva i ideia Panteona Iskusstv. Iskusstvoznanie, 1998, no. 2, pp. 303–332. (In Russian)

32. Neverov O. Mikhailovskii zamok — plasticheskaia allegoriia sud'by "russkogo Gamleta". Nashe nasledie, 1996, no. 38, pp. 17–24. (In Russian)

33. Gosudarstvennyi muzei-zapovednik Pavlovsk. Polnyi katalog kollektsii. St. Petersburg, GMZ "Pavlovsk", 2009, vol. VII. Farfor. Iss. 1. Imperatorskii farforovyi zavod. Konets XVIII — nachalo XX veka. 172 p. (In Russian)

34. Kazakova V. V. Chastnye sobraniia dekorativno-prikladnogo iskusstva v kontekste russkoi kul'tury XVIII — pervoi poloviny XIX vv.: dis. … kand. iskusstv. S.-Peterb. gos. khudozhestv.-prom. akad. im. A. L. Shtiglitsa. St. Petersburg, 2009. 24 p. (In Russian)

35. Goriainov S. Khudozhestvennye vpechatleniia korolia Stanislava-Avgusta o svoem prebyvanii v S.-Peterburge v 1797 g. Starye gody, 1908. October, pp. 584–614. (In Russian)

36. Sipovskaia N. V. Farfor v Rossii XVIII veka. Moscow, Pinakoteka Publ., 2008. 389 p. (In Russian)

37. Bott I. K., Kaneva M. I. Russkaia mebel'. Istoriia. Stili. Mastera. St. Petersburg, Iskusstvo-SPb Publ., 2003. 507 p. (In Russian)

38. Kudriavtseva T. V. Russkii imperatorskii farfor. St. Petersburg, Slaviia Publ., 2003. 279 p. (In Russian)

39. Elkina A. Zaveshchanie imperatritsy. Staraia Gatchina, 200 let. Comp. by A. Burlakov. St. Petersburg, Liga Publ., 1996, pp. 35–46. (In Russian)

40. Saltykov A. B. Samoe blizkoe iskusstvo. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1968. 295 p. (In Russian)

41. Grashin A. A. Kratkii kurs stilevoi evoliutsii mebeli. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2007. 413 p. (In Russian)

42. Veiner P. Ubranstvo Gatchinskogo dvortsa. Gatchina pri Pavle Petroviche, tsesareviche i imperatore. St. Petersburg, Liga Publ., 1995, pp. 67–164. (In Russian)

43. Verlet P. Les bronzes dorés français du XVIIIè siècle. Cahors, Grand manuels Picard, 1987. 478 p.

44. Sokolova T. M., Orlova K. A. Glazami sovremennikov. Russkii zhiloi inter'er pervoi treti XIX veka. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1982. 182 p. (In Russian)

45. Kuchumov A. M. Russkoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sobranii Pavlovskogo dvortsa-muzeia. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1981. 379 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.11.2012

Как цитировать

Литвин, Т. А. (2012). Образ античного треножника в русском декоративно-прикладном искусстве второй половины XVIII века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 2(4), 245–260. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1600

Выпуск

Раздел

Декоративно-прикладное искусство