О некоторых особенностях работы Г. А. Товстоногова над спектаклем «Тихий Дон»

Авторы

  • Нина Владимировна Бочкарева Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

Аннотация

Творчество Г. А. Товстоногова, одного из самых интересных режиссеров второй половины XX в., всегда будет вызывать пристальный интерес теоретиков, историков театра, режиссеров, педагогов — всех, кто неравнодушен к театральному процессу. Посылом к написанию настоящей статьи послужила вышедшая в 2010 г. книга «Товстоногов репетирует „Тихий Дон“» (запись стажера М. Е. Карнаухова). В статье анализируются некоторые особенности работы Г. А. Товстоногова над этим спектаклем, принципы включения в ткань спектакля Хора — одного из ведущих персонажей инсценировки. Доработка текста и перестановка эпизодов велась в процессе работы. Инсценировка «Тихого Дона» не была окончательно готова к началу репетиций, что, с одной стороны, создавало дополнительные трудности, с другой, было стимулом к коллективному сотворчеству. Композиционный принцип построения спектакля через прием переплетения сцен прошлого и настоящего в работе над спектаклем «Тихий Дон» стал основным. Эдуард Кочергин, художник спектакля, на заседании Художественного совета отмечал, что идея ввести наплывы создала объемность и былинность. Даже краткий анализ репетиционного периода спектакля «Тихого Дона», представленный в настоящей статье, поможет раскрыть, как рождалось то или иное решение сцен при работе над спектаклем, позволит дополнить обширный материал по творчеству Г. А. Товстоногова.

Ключевые слова:

творчество Г. А. Товстоногова, спектакль «Тихий Дон», анализ репетиционного процесса

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Нина Владимировна Бочкарева, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

старший преподаватель кафедры эстрадного искусства и музыкального театра факультета актерского искусства и режиссуры

Библиографические ссылки

Литература

1. Берковский Н. Я. Литература и театр. М.: Искусство, 1969. 639 с.

2. Полякова Е. И. Театр Льва Толстого (опыты воплощения прозы Толстого на сцене). М.: Искусство, 1978. 344 с.

3. Пыжова О. В. Фрагменты театральной судьбы. М.: Сов. Россия, 1986. 331 с.

4. Рудницкий К. Л. Проза и сцена. М.: Знание, 1981. 112 с.

5. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. 351 с.

6. Сокурова О. Б. Большая проза и русский театр. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 240 с.

7. Товстоногов репетирует «Тихий Дон». (Запись стажера М. Е. Карнаухова) / отв. ред. Н. В. Бочкарева; вступ. сл. Е. И. Горфункель. СПб.: Дом проектов, 2010. 166 с.

8. Попов А. Д. Спектакль и режиссер. М.: ВТО, 1961. 128 с.

9. Товстоногов Г. А. Профессиональность — залог художественности // Рождение спектакля. М.: Знание, 1975. С. 10–19.

10. Товстоногов Г. А. Режиссерский замысел // Товстоногов Г. А. Записки о театре. М.: Искусство. 1960. С. 40–43.

11. Товстоногов репетирует и учит. Литературная запись С. Лосева. СПб.: Балтийские сезоны, 2007. 608 с.

12. «Тихий Дон». Сценическая композиция Г. А. Товстоногова, Д. М. Шварц. М.: ВААП, 1977. 80 с.


References

1. Berkovskii N.Ia. Literatura i teatr (Literature and theater). Moscow: Iskusstvo, 1969. 639 p.

2. Poliakova E.I. Teatr L’va Tolstogo (opyty voploshcheniia prozy Tolstogo na stsene) (Theatre Leo Tolstoy (experiments translating Tolstoy’s prose on stage)). Moscow: Iskusstvo, 1978. 344 p.

3. Pyzhova O.V. Fragmenty teatral’noi sud’by (Fragments theatrical fate). Moscow: Sov. Rossiia, 1986. 331 p.

4. Rudnitskii K.L. Proza i stsena (Prose and Stage). Moscow: Znanie, 1981. 112 p.

5. Smelianskii A.M. Predlagaemye obstoiatel’stva. Iz zhizni russkogo teatra vtoroi poloviny XX veka (Given circumstances. From the life of the Russian theater of the second half of the XX century). Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr, 1999. 351 p.

6. Sokurova O.B. Bol’shaia proza i russkii teatr (Most of the prose and the Russian Theatre). St Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2004. 240 p.

7. Tovstonogov repetiruet "Tikhii Don". (Zapis’ stazhera M.E.Karnaukhova) (Tovstonogov rehearsing “The Quiet Don”. (Record intern M.E.Karnauhova)). Ed. by N.V.Bochkareva; vstup. sl. E.I.Gorfunkel’. St Petersburg: Dom proektov, 2010. 166 p.

8. Popov A.D. Spektakl’ i rezhisser (The play and film director). Moscow: VTO, 1961. 128 p.

9. Tovstonogov G.A. Rozhdenie spektaklia (The birth of the play). Moscow: Znanie, 1975, pp.10–19.

10. Tovstonogov G.A. Zapiski o teatre (Notes on theater). Moscow: Iskusstvo. 1960, pp.40–43.

11. Tovstonogov repetiruet i uchit. Literaturnaia zapis’ S.Loseva (Tovstonogov rehearses and teaches. Literary record S.Loseva). St Petersburg: Baltiiskie sezony, 2007. 608 p.

12. "Tikhii Don". Stsenicheskaia kompozitsiia G.A.Tovstonogova, D.M.Shvarts (“Quiet Flows the Don.” Stage composition Towstonogow, D.M.Shvarts). Moscow: VAAP, 1977. 80 p.

Загрузки

Опубликован

18.03.2013

Как цитировать

Бочкарева, Н. В. (2013). О некоторых особенностях работы Г. А. Товстоногова над спектаклем «Тихий Дон». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(1), 40–51. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1645

Выпуск

Раздел

Театр