Концепция художественных парадигм фотоискусства

Авторы

  • Надежда Николаевна Дроздова-Пичурина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Аннотация

В статье рассмотрено формирование и обоснование концепции художественных парадигм фотоискусства. Актуальность избранной темы связана с необходимостью разработки новых критериев оценки фотографии различных периодов и концепции, которая позволит в рамках искусствоведческого изучения фотоискусства объединить различные направления исследований. Исследование опирается на работы признанных ученых (Г. Г. Дадамян, В. И. Тюпа, Б. М. Бернштейн и др.). Автором дано научное определение понятию «художественная парадигма фотоискусства», отобраны признаки, структурирующие художественную парадигму фотоискусства, создана теоретическая структура художественных парадигм фотоискусства, в соответствии с которой возможна их дальнейшая типологизация. При упорядочивании типоразличительных признаков художественных парадигм автор предлагает использовать концепцию исторической типологии Б. М. Бернштейна. Предложенная автором статьи концепция позволяет раскрыть широкий круг вопросов развития фотографии, рассматривая историческую, эстетическую, техническую, художественную, идеологическую ее составляющие. Подход автора значительно отличается от ранее предлагаемых подходов искусствоведения к фотоискусству и может служить методологической основой для изучения фотографии как вида искусства.

Ключевые слова:

художественная парадигма фотоискусства, фотография, методология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Надежда Николаевна Дроздова-Пичурина, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

аспирантка кафедры художественного образования и музейной педагогики факультета изобразительного искусства

Библиографические ссылки

Литература

1. Фризо М. Вступление: век света // Новая история фотографии / под. ред. М. Фризо. М.: Machina, 2009. 334 с.

2. Дадамян Г. Г. Атлантида советского искусства. 1917–1991. М.: ГИТИС, 2010. Ч. 1. 1917–1932. 521 с.

3. Тюпа В. И. Парадигмы художественности (конспект цикла лекций) // Дискурс: коммуникация — Образование — Культура. 1997. № 3–4. URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/discourse34 22.htm (дата обращения: 30.09.2012).

4. Фоменко А. Н. Поэтика советского фотоавангарда и концепция производственно-утилитарного искусства: автореф. дис. … д-ра иск. СПб., 2009. 32 с.

5. Сарторти Р. Фотокультура II, или «Верное видение» // Советская власть и медиа: сб. ст. / под ред. Х. Гюнтера, С. Хэнсген. СПб.: Академический проект, 2005. С. 145–163.

6. Бернштейн Б. М. Принципы построения исторической типологии художественной культуры // Художественная культура в докапиталистических формациях: структурно-типологическое исследование / науч. ред. М. С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 303 с.

7. Борев Ю. Б. Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд. М.: АСТ: Олимп, 2008. 478 с.


References

1. Frizo M. Novaia istoriia fotografii (New History of Photography). Ed. by. M.Frizo. Moscow: Machina, 2009. 334 p.

2. Dadamian G.G. Atlantida sovetskogo iskusstva. 1917–1991 (Atlantis Soviet art. 1917-1991). Moscow: GITIS, 2010. Ch.1. 1917–1932. 521 p.

3. Tiupa V.I. Diskurs: kommunikatsiia — Obrazovanie — Kul’tura (Discourse: Communication - Education - Culture). 1997. N 3–4. URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/discourse34 22.htm (accessed: 30.09.2012).

4. Fomenko A.N. Poetika sovetskogo fotoavangarda i kontseptsiia proizvodstvenno-utilitarnogo iskusstva (Poetics Soviet fotoavangarda production and concept-utilitarian art): avtoref. dis. … d-ra isk. St Petersburg, 2009. 32 p.

5. Sartorti R. Sovetskaia vlast’ i media (Soviet power and the media): sb. st. Eds Kh.Giuntera, S.Khensgen. St Petersburg: Akademicheskii proekt, 2005, pp.145–163.

6. Bernshtein B.M. Khudozhestvennaia kul’tura v dokapitalisticheskikh formatsiiakh: struktur-no-tipologicheskoe issledovanie (Artistic culture in pre-capitalist formations: structural and typological study). Ed. by M.S.Kagan. Leningrad: Izdvo LGU, 1984. 303 p.

7. Borev Iu.B. Sotsialisticheskii realizm: vzgliad sovremennika i sovremennyi vzgliad (Socialist realism: a view of a contemporary and modern look). Moscow: AST: Olimp, 2008. 478 p.

Загрузки

Опубликован

18.03.2013

Как цитировать

Дроздова-Пичурина, Н. Н. (2013). Концепция художественных парадигм фотоискусства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(1), 93–97. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1661

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство