Становление российского жанрового кино в начале XXI в.

Авторы

  • Виталий Федорович Познин Российский институт истории искусств https://orcid.org/0000-0002-6936-6241

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.308

Аннотация

Проблема жанрообразования в кино постоянно вызывает споры и разночтения в среде искусствоведов, поскольку данный вид творчества является синтетическим, использующим творческие возможности других видов искусств. Общим в определении термина «жанр» является лишь положение о том, что жанр есть способ воплощения в произведении определенной концепции действительности, создающей художественную картину или художественную модель мира, воспринимаемую под определенным углом зрения, что предполагает ограничение в выборе средств художественного воплощения темы произведения. Как всякое сложное понятие, жанр должен рассматриваться в системе нескольких координат, среди которых наиболее существенную роль играют доминирующие признаки, присущие тому или иному жанру. Такими двумя доминантами являются: 1) эмоция, которую фильм должен вызвать у зрителя (смех, ужас, сочувствие и т. д.); 2) тематика фильма (исторический, военный, научно-фантастический и т. д.). Исследуя проблему жанрообразования, не следует также забывать о том, что жанр является исторической категорией и что немаловажную роль при определении жанровых характеристик того или иного фильма имеет конкретный период, в который он создавался. За минувшие 30 лет в российском кино произошли значительные перемены в эстетической и этической парадигме, включая изменения в тематике и жанровой палитре фильмов. Данная статья представляет собой первую попытку анализа процесса освоения отечественным кинематографом новых для него жанров, которых не было ранее в репертуаре российского кино (фэнтези, фильм-катастрофа, хоррор, байопик, мюзикл). Рассмотрена проблема взаимодействия культурной глобализации и национального менталитета, и сделан вывод о том, что, пережив период подражания зарубежным образцам, российский жанровый кинематограф на современном этапе имеет возможность самоидентифицироваться и стать искусством, востребованным широкой зрительской аудиторией.

Ключевые слова:

жанр, современное российское кино, фэнтези, фильм-катастрофа, киносказка, спецэффекты, культурная глобализация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Томашевский, Борис. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1996.

2. Канудо, Ричотто. “Манифест семи искусств”. В сб. Из истории французской киномысли: немое кино 1911–1933 гг., сост. Михаил Ямпольский. М.: Искусство, 1988.

3. Пушкин, Александр. “О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина”. В кн. Пушкин, Александр. Собрание сочинений в 10 т. Т. 6. Статьи и заметки 1824–1836. Незавершенное. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1959.

4. Арабов, Юрий. Кинематограф и теория восприятия. М.: ВГИК, 2003.

5. Арабов, Юрий. Жанр как машина эмоции (Начальные главы большой книги). Учебное пособие. М.: ВГИК, 2020.

6. Казин, Александр. “Кинематографический образ и жанр”. В сб. Актуальные проблемы теории жанров. Сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1982.

7. Салынский, Дмитрий. “Наброски к проблеме жанров в кино”. Киноведческие записки, no. 69 (2004): 175–203.

8. Галкина, Мария. “О жанровом своеобразии фэнтези”. Театр. Живопись. Кино. Музыка, no. 1 (2021): 97–108.

9. Jule, Selbo. Film Genre for the Screenwriter. New York: Routledge. 2014. https://doi.org/10.4324/9781315778174

10. Altman, Rick. Film/genre. London: BFI Publishing, 1999.

11. Altman, Rick. The American Film Musical. Bloomington: Indiana University Press, 1989.

12. Каган, Моисей. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.

13. Фрейлих, Семен. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. Раздел II. Жанры. М.: Альма Матер, 2005.

14. Маркулан, Янина. “Киножанры. Способы определения и классификации”. В сб. Вопросы истории и теории кино. Л.: Искусство, 1975.

15. Мельников, Виталий. “И снова об атмосфере творчества”. «Кадр», газета киностудии «Ленфильм», 27.09.1983.

16. Стишова, Елена. “Несколько слов в защиту женской добродетели”. Журнал «Экран 1981–1982». М.: Искусство, 1984.

17. Трегубович, Виктор. “Жизнь требует новых свершений”. «Кадр», газета киностудии «Ленфильм», 29.04.1986.

18. Караваев, Дмитрий, и Валерий Фомин. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат. Отчет о научно-исследовательской работе. М.: НИИК ВГИК, 2012.

19. “Собеседование первое. Почему?” Участники дискуссии — Д. Дондурей, З. Абдулавева, Л. Кархан, Т. Иенсен. Искусство кино, no. 6, 1990: 3–8.

20. Раззаков, Федор. Гибель советского кино. Тайны закулисной войны 1973–1991. М.: Эксмо, 2008.

21. Жабский, Михаил. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969–2005 гг. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009.

22. Комм, Дмитрий. “Должники и кредиторы: русский жанр”. Искусство кино, no. 2 (2002): 93–103.

23. Фурсов, Андрей. “Зима близко, а Иные уже пришли. Какой мир строят хозяева мировой игры”. Андрей Фурсов. Дзен. Дата обращения июль 18, 2022. https://zen.yandex.ru/media/govoritfursov/zima-blizko-a-inye-uje-prishli-kakoi-mir-stroiat-hoziaeva-mirovoi-igry-andrei-fursov-630a6e345fd7420709e1cc12?fbclid= IwAR00ItOvABhhyh8lMri8qP2SUPYThbXrxEkveAIx_b1UNDJbL1EhpMwLJk.

24. Мончаковская, Ольга. “Феномен фэнтези и критерии оценки жанра в эпоху постмодерна”. В сб. Проблемы истории, филологии, культуры, no. 19 (2008): 342–9.

25. Гусарова, Светлана, и Коноплев, Михаил. “Художественно-концептуальные и компенсаторные функции литературного жанра фэнтези”. В сб. Наука и образование: Сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции 15.03.2017, под общ. ред. Германа Гуляева, 133–7. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017.

26. Приходько, Алексей. “Жанр «фэнтези» в литературе Великобритании: проблемы утопического мышления”. Дис. канд. филол. наук, Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова, 2001.

27. Пилюгина, Елена. “Постмодерн в формате «Нового Средневековья»”. В сб. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, no. 1 (2016): 118–123.

28. Бурлака, Людмила. “Образ Средневековья в культуре постмодерна”. Дис. канд. филос. наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2007.

29. Савицкая, Татьяна. Культура электронной эры. Екатеринбург: Издательские решения, 2018.

30. Сахарнова, Ксения. “«Книга мастеров»: Герои русских сказок в стране Disney»”. Информационный портал для профессионалов кинобизнеса «Профисинема». Дата обращения июнь 15, 2022. https://www.proficinema.ru/questions-problems/reviews/detail.php?ID=69936.

31. Шахназаров, Карен. “«Наш рынок был схвачен американцами. Вот они ушли. Что делать?»” Интернет-портал «Кино-театр.ру». Дата обращения апрель 25, 2022. https://www.kino-teatr.ru/lifestyle/news/y2022/6-4/28329/?ysclid=lgv4ai0y9342085210.

References

1. Tomashevskii, Boris. Theory of Literature. Poetics. Moscow: Aspect-Press, 1996. (In Russian)

2. Canudo, Richotto. “Manifesto of the Seven Arts”. In Iz istorii frantsuzskoi kinomysli: Nemoe kino 1911–1933 gg., comp. by Mikhail Iampol’skii. Rus. ed. Transl. by S. Yutkevich. Moscow: Iskusstvo Publ., 1988. (In Russian)

3. Pushkin, Alexander. “About the folk drama and about ‘Martha the Posadnitsa’ by M. P. Pogodin”. In Pushkin, Alexander. Sobranie sochinenii v 10 t. T. 6. Stat’i i zametki 1824–1836. Nezavershennoe. Moscow: Goserstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury Publ., 1959. (In Russian)

4. Arabov, Yuri. Cinematography and the theory of perception. Moscow: VGIK Publ., 2003. (In Russian)

5. Arabov, Yuri. Genre as an Emotion Machine (Initial Chapters of a Big Book). Textbook. Moscow: VGIK Publ., 2020. (In Russian)

6. Kazin, Alexander. “Cinematic image and genre”. In Aktual’nye problemy teorii zhanrov. Sbornik nauchnykh trudov. Leningrad: LGITMiK Publ., 1982. (In Russian)

7. Salynskii, Dmitrii. “Sketches for the problem of genres in cinema”. Kinovedcheskie zapiski, no. 69 (2004): 175–203. (In Russian)

8. Galkina, Mariia. “On genre originality of fantasy”. Teatr. Zhivopis’. Kino. Muzyka, no. 1 (2021): 97–108. (In Russian)

9. Jule, Selbo. Film Genre for the Screenwriter. New York: Routledge. 2014. https://doi.org/10.4324/9781315778174

10. Altman, Rick. Film/genre. London: BFI Publishing, 1999.

11. Altman, Rick. The American Film Musical. Bloomington: Indiana University Press, 1989.

12. Kagan, Moisei. Morphology of art. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1972. (In Russian)

13. Freilikh, Semen. Film theory: from Eisenstein to Tarkovsky. Section II. Genres. Moscow: Al’ma Mater Publ., 2005. (In Russian)

14. Markulan, Ianina. “Movie genres. Ways of definition and classification”. In Voprosy istorii i teorii kino. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1975. (In Russian)

15. Mel’nikov, Vitalii. “And again about the atmosphere of creativity”. “Kadr”, gazeta kinostudii “Lenfil’m”, 27.09.1983. (In Russian)

16. Stishova, Elena. “A few words in defense of female virtue”. Zhurnal “Ekran 1981–1982”. Moscow: Iskusstvo Publ., 1984. (In Russian)

17. Tregubovich, Viktor. “Life requires new achievements”. “Kadr”, gazeta kinostudii “Lenfil’m”, 29.04.1986. (In Russian)

18. Karavaev, Dmitrii, and Valerii Fomin. History of the film industry in Russia: management, film production, distribution. Research report. Moscow: NIIK VGIK Publ., 2012. (In Russian)

19. “First interview. Why?” Discussion partisipants — D. Dondurey, Z. Abdulaeva, L. Karahan, T. Jensen. Iskusstvo kino, no. 6, 1990: 3–8. (In Russian)

20. Razzakov, Fedor. The death of Soviet cinema. Secrets of the behind-the-scenes war 1973–1991. Moscow: Eksmo Publ., 2008. (In Russian)

21. Zhabskii, Mikhail. Sociocultural drama of cinema. Analytical chronicle 1969–2005. Moscow: Kanon+; ROOI “Reabilitatsiia” Publ., 2009. (In Russian)

22. Komm, Dmitrii. “Debtors and creditors: Russian genre”. Iskusstvo kino, no. 2 (2002): 93–103. (In Russian)

23. Fursov, Andrei. “Winter is near, and Others have already come. What kind of world is being built by the masters of the world game”. Andrey Fursov. Dzen. Accessed July 18, 2022. https://zen.yandex.ru/media/govoritfursov/zima-blizko-a-inye-uje-prishli-kakoi-mir-stroiat-hoziaeva-mirovoi-igry-andrei-fursov-630a6e345fd7420709e1cc12?fbclid=IwAR00ItOvABhhyh8lMri8qP2SUPYThbXrx-EkveAIx_b1UNDJbL1EhpMwLJk. (In Russian)

24. Monchakovskaia, Ol’ga. “Phenomenon of fantasy and genre evaluation criteria in the postmodern era”. In Problemy istorii, filologii, kul’tury, no. 19: 342–9. (In Russian)

25. Gusarova, Svetlana, and Konoplev, Mikhail. “Artistic-Conceptual and Compensatory Functions of the Fantasy Literary Genre”. In Nauka i obrazovanie: Sokhraniaia proshloe, sozdaem budushchee: sbornik statei VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 15.03.2017, ed. German Guliaev, 133–7. Penza: MTsNS “Nauka i prosveshchenie” Publ., 2017. (In Russian)

26. Prikhod’ko, Aleksei. “The Fantasy Genre in British Literature: Problems of Utopian Thinking”. PhD diss., Moskovskii gosudarstvennyi otkrytyi pedagogicheskii universitet im. M. A. Sholokhova, 2001. (In Russian)

27. Piliugina, Elena. “Postmodern in the format of the ‘New Middle Ages’”. In Gumanitarnye issledovaniia v vostochnoi Sibiri i na dal’nem vostoke, no. 1 (2016): 118–23. (In Russian)

28. Burlaka, Ludmila. “The image of the Middle Ages in postmodern culture”. PhD diss., Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A. I. Gertsena , 2007. (In Russian)

29. Savitskaia, Tat’iana. Culture of the electronic era. Ekaterinburg: Izdatel’skie resheniia Publ., 2018. (In Russian)

30. Sakharnova, Kseniia. “‘The Book of Masters’: Heroes of Russian Fairy Tales in Disneyland”. Informatsionnyi portal dlia professionalov kinobiznesa ‘Profisinema’. Accessed June 15, 2022. https://www.proficinema.ru/questions-problems/reviews/detail.php?ID=69936. (In Russian)

31. Shakhnazarov, Karen. “Our market was taken over by the Americans. Here they are gone. What to do?” Internet-portal ‘kino-teatr.ru’. Accessed April, 25, 2022. https://www.kino-teatr.ru/lifestyle/news/y2022/6-4/28329/?ysclid=lgv4ai0y9342085210. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.09.2023

Как цитировать

Познин, В. Ф. (2023). Становление российского жанрового кино в начале XXI в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 13(3), 535–556. https://doi.org/10.21638/spbu15.2023.308

Выпуск

Раздел

Кино