Художественное пространство и время в экранном хронотопе

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.105

Аннотация

Время и пространство — самые существенные понятия, определяющие структуру экранного произведения и его художественное наполнение. Предложенный в свое время М. М. Бахтиным термин «хронотоп» для определения пространственных и временных характеристик литературного произведения давно вошел в практику искусствоведения, в частности стал широко использоваться при анализе фильмов. Однако в последнее время в отечественном киноведении начало утверждаться мнение, что данное понятие лишено конкретного содержания и потому не может быть использовано при анализе экранных произведений. В статье доказывается, что сегодня, когда в киноискусстве идет активный поиск новых форм взаимодействия художественного времени и пространства, использование термина «хоронотоп» позволяет продуктивно выявлять стилистические особенности произведения, трактуя экранное время-пространство как динамичное, изменчивое явление. В связи с этим особое внимание уделяется зрительскому восприятию экранного хронотопа. Автор статьи высказывает гипотезу о том, что в конкретном хронотопе в зависимости от сюжетного и композиционного построения эпизода или фильма может доминировать либо экранное художественное время, либо экранное художественное пространство. В экранных произведениях, в которых преобладает «горизонтальный монтаж», действие развивается в многочисленных экранных пространствах, темпоральные же характеристики представлены небольшим промежутком условно настоящего времени, а сюжетно важную роль играет прошлое экранных героев. В фильмах с динамичной фабулой и фильмах с постоянным смещением повествования в прошлые события или события, воображаемые героем, доминантным для зрителя становится время, а пространство играет функциональную роль. Понятие хронотопа позволяет точно определять назначение в фильме флешбэков и флешфорвардов, онейрического и воображаемого времени-пространства, а также анализировать приемы, передающие на экране субъективное восприятие героями фильма времени или пространства.

Ключевые слова:

кино, хронотоп, экранное время, экранное пространство, восприятие фильма, пространственно-временной континуум, роль звука в кино, монтаж

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Виталий Федорович Познин, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор искусствоведения, профессор кафедры телерадиожурналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

Библиографические ссылки

Литература

1. Бахтин, Михаил. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.

2. Мариевская, Наталья. Время в кино. М.: Прогресс-Традиция, 2015.

3. Фаликова, Наталья. “Хронотоп как категория исторической поэтики”. В сб. Петрозаводский государственный университет. Проблемы исторической поэтики, отв. ред. Владимир Захаров, 45–57. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1992, вып. 2.

4. Гинзбург, Семен. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974.

5. “Пространство-время”. Википедия. Дата обращения апрель 20, 2018. http://www.wikipedia.org.wiki/Пространство-время.

6. Тарковский, Андрей. “Запечатленное время”. В сб. Академия наук СССР, Институт истории искусств. Вопросы киноискусства, отв. ред. Юрий Калашников, 79–100. М.: Искусство, 1967,вып. 10.

7. Делёз, Жиль. Кино. Пер. Борис Скуратов. М.: АдМаргинем Пресс, 2016.

8. Эйзенштейн, Сергей. “Диккенс, Гриффит и мы”. В кн. Эйзенштейн, Сергей. Избранные произведения, гл. ред. Сергей Юткевич, сост. Пера Аташева, Юрий Красовский и Владимир Михайлов. 6 томов. М.: Искусство, 1969, т. 5.

9. Мукаржовский, Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. Пер. Виктория Каменская, сост. и коммент. Юрий Лотман и Олег Малевич. М.: Искусство, 1994.

10. Bergson, Henri. Durée et simultanéit. A propos de la théorie d'Einstein. Paris: Alcan, 1922.

11. Лотман, Юрий. О русской литературе: Статьи и исследования (1958–1993): История русской прозы. Теория литературы. Сост. Надежда Николаюк, и О. Нечипуренко. СПб.: Искусство-СПб., 1997.

12. Завьялова, Лия, и Марианна Шатерникова, сост., пер. Ален Рене. М.: Искусство, 1982.

13. Юран, Айтен. “Размышления у зеркала, или пространство и время в психоанализе”. Дата обращения июль 14, 2018. http://www.psyagora.narod.ru/zerkalo.doc.

14. Вайсфельд, Илья. Искусство в движении. М.: Искусство, 1981.

15. Эльзессер, Томас, и Мальте Хагенер. Теория кино. Глаз, эмоции, тело. Пер. Сергей Афонин и др. СПб.: Сеанс, 2016.

16. Арнхейм, Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. Пер. В. Самохин, общ. ред. Вячеслав Шестаков. М.: Прогресс, 1974.

17. Тарковский, Андрей. “Запечатленное время”. В сб. Андрей Тарковский. Архивы. Документы, воспоминания. Сост. Паола Волкова. М.: Подкова; Эксмо-Пресс, 2002.

18. Кракауэр, Зигфрид. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. Пер. Д. Соколова. М.: Искусство, 1974.

19. Грей, Гордон. Кино: Визуальная антропология. Пер. Мария Неклюдова. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

20. Трюффо, Франсуа. Хичкок. Трюффо. Кинематограф по Хичкоку. Пер., примеч., фильмография Нина Цыркун. М.: Общественное объединение “Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры”, 1996.

21. Маркалова, Надежда. “Все секреты ‘Бёрдмана’”. Стартфильм. Дата обращения апрель 12, 2018. https://www.startfilm.ru/news/main/7776.


References

1. Bakhtin, Mikhail. Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniia raznykh let. Moscow: Khudozhestvennaia literatura, 1975. (In Russian)

2. Marievskaia, Natal’ia. Vremia v kino. Moscow: Progress-Traditsiia, 2015. (In Russian)

3. Falikova, Natal’ia. “Khronotop kak kategoriia istoricheskoi poetiki”. In Petrozavodskii gosudarstvennyi universitet. Problemy istoricheskoi poetiki [The Problems of Historical Poetics], edited by Vladimir Zakharov, 45–57. Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 1992, iss. 2. (In Russian)

4. Ginzburg, Semen. Ocherki teorii kino. Moscow: Iskusstvo, 1974. (In Russian)

5. “Prostranstvo-vremia” [“Spacetime”]. Vikipediia [Wikipedia]. Accessed April 20, 2018. http://www.wikipedia.org.wiki/Пространство-время. (In Russian)

6. Tarkovskii, Andrei. “Zapechatlennoe vremia”. In Akademiia nauk SSSR, Institut istorii iskusstv. Voprosy kinoiskusstva, edited by Iurii Kalashnikov, 79–100. Moscow: Iskusstvo, 1967, iss. 10. (In Russian)

7. Deleuze, Gilles. Cinéma. 1. L’Image-mouvement. Paris: Les Éditions de Minuit, 1983; Deleuze, Gilles. Cinéma. 2. L’Image-temps. Paris: Les Éditions de Minuit, 1985. (Russ. ed.: Delez, Zhil’. Kino. Translated by Boris Skuratov. Moscow: AdMarginem Press, 2016).

8. Eizenshtein, Sergei. “Dikkens, Griffit i my”. In Eizenshtein, Sergei. Izbrannye proizvedeniia,edited by Sergei Iutkevich, compiled by Pera Atasheva, Iurii Krasovskii and Vladimir Mikhailov. 6 vols. Moscow: Iskusstvo, 1969, vol. 5. (In Russian)

9. Mukařovský, Jan. Studie z estetiky. Praha: Odeon, 1966. (Russ. ed.: Mukarzhovskii, Ian. Issledovaniia po estetike i teorii iskusstva. Translated by Viktoriia Kamenskaia, compiled and commented by Iurii Lotman and Oleg Malevich. Moscow: Iskusstvo, 1994).

10. Bergson, Henri. Durée et simultanéit. A propos de la théorie d'Einstein. Paris: Alcan, 1922.

11. Lotman, Iurii. O russkoi literature: Stat’i i issledovaniia (1958–1993): Istoriia russkoi prozy. Teoriia literatury. Compiled by Nadezhda Nikolaiuk, and O. Nechipurenko. St. Petersburg: Iskusstvo-SPb., 1997. (In Russian)

12. Zav’ialova, Liia, and Marianna Shaternikova, comp., transl. Alen Rene. Moscow: Iskusstvo, 1982. (In Russian)

13. Iuran, Aiten. “Razmyshleniia u zerkala ili prostranstvo i vremia v psikhoanalize”. Accessed Jule 14, 2018. http://www.psyagora.narod.ru/zerkalo.doc. (In Russian)

14. Vaisfel’d, Il’ia. Iskusstvo v dvizhenii. Moscow: Iskusstvo, 1981. (In Russian)

15. Elsaesser, Thomas, and Malte Hagener. Film theory. An introduction Through the Senses. New York: Routledge, 2010 (Russ. ed.: El’zesser, Tomas, and Mal’te Khagener. Teoriia kino. Glaz, emotsii, telo. Translated by Sergei Afonin et al. St. Petersburg: Seans, 2016).

16. Arnheim, Rudolf. Art and visual perception. Berkley, Los Angeles. London: University of California Press, 1954. (Russ. ed.: Arnkheim, Rudol’f. Iskusstvo i vizual’noe vospriiatie. Translated by V. Samokhin, edited by Viacheslav Shestakov. Moscow: Progress, 1974).

17. Tarkovskii, Andrei. “Zapechatlennoe vremia”. In Andrei Tarkovskii. Arkhivy. Dokumenty, vospominaniia. Compiled by Paola Volkova. Moscow: Podkova; Eksmo-Press, 2002. (In Russian)

18. Kracauer, Siegfried. Theory of film. New York: Oxford University Press, 1960. (Russ. ed.: Krakauer, Zigfrid. Priroda fil’ma. Reabilitatsiia fizicheskoi real’nosti. Translated by D. Sokolova. Moscow: Iskusstvo, 1974).

19. Gray, Gordon T. Cinema. A visual anthropology. Oxford; New York: Berg, 2010. (Russ. ed.: Grei, Gordon. Kino: Vizual’naia antropologiia. Translated by Mariia Nekliudova. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014).

20. Truffaut, François. Hitchcock. Truffaut. Le Cinéma selon Alfred Hitchcock. Paris: Éditions Robert Laffont, 1966. (Russ. ed.: Triuffo, Fransua. Khichkok. Triuffo. Kinematograf po Khichkoku. Translated, commennted, filmography made by Nina Tsyrkun. Moscow: Obshchestvennoe ob”edinenie “Eizenshteinovskii tsentr issledovanii kinokul’tury”, 1996).

21. Markalova, Nadezhda. “Vse sekrety ‘Berdmana’”. Startfil’m. Accessed April 12, 2018. https://www.startfilm.ru/news/main/7776. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.03.2019

Как цитировать

Познин, В. Ф. (2019). Художественное пространство и время в экранном хронотопе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(1), 93–109. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.105

Выпуск

Раздел

Кино