Парадоксы исторического сознания в монументальной скульптуре Улан-Батора. Об идеологической роли памятников в контексте «монгольского национального возрождения» XXI в.

Авторы

  • Евгений Валерьевич Яйленко Монгольский национальный университет искусств и культуры
  • Доржсурэнгийн Уранчимэг Монгольский национальный университет искусств и культуры

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.207

Аннотация

В статье рассматривается монументальная скульптура Улан-Батора, возникшая в последние 20 лет. Исследуются различные процессы из области социально-политической и культурной жизни современной Монголии, определившие особенности образного содержания и художественной стилистики памятников выдающимся деятелям монгольской истории. Центральной идеей для них служит концепция национальной идентичности, утвердившаяся в духовной жизни страны после демократической революции 1990 г. и основанная на базе общего исторического прошлого. Представления о его великих достижениях в сегодняшней Монголии сконцентрированы в образе Чингисхана, который сам по себе служит воплощением национальной идеи монголов. Утверждение его культа, осуществляемое в условиях демократической страны с рыночной экономикой, является базовым элементом в процессе, обозначаемом нами как «монгольское национальное возрождение». Одной из форм его проявления стало возведение большого количества памятников Великому хану и другим историческим деятелям средневековой Монголии, осуществленное в рамках культурной политики монгольского государства. С другой стороны, в ней отчетливо прослеживается развитие идеи исторической преемственности, соединяющей разные исторические эпохи, что заставляет рассматривать, к примеру, коммунистических лидеров Монгольской Народной Республики как продолжателей дела средневековых властителей страны, с которыми их объединяли усилия по построению монгольской цивилизации. В статье показано, как происходит выражение данной идеи художественными средствами. Кроме того, рассмотрено, как разрешение проблемы включения зрителя в художественно-смысловое пространство памятника привело к появление оригинальной типологии монументально-дидактического скульптурного ансамбля, высшей точкой в развитии которой стал памятник певцу и политику С. Цогтсайхану.

Ключевые слова:

Монголия, Чингисхан, Монгольская Народная Республика, национальная идентичность, монгольское национальное возрождение, скульптура, памятник, Институт имени И. Е. Репина

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Смеляков, Ярослав. Ярослав Смеляков: Стихотворения и поэмы. М.: Звонница-МГ, 2019.

2. Сономцэрэн, Лувсангийн, и Лунтэнгийн Батчулуун. Монголын дүрслэх урлагийн товч түүх (1940–1989). Улаанбаатар: Улсын хэвлэх газар, 1989.

3. Энхтувшин, Жалцавын. “Традиции народного искусства в монгольской скульптуре XX века”. Дис. канд. иск., Российская академия художеств, 2000.

4. Сонинтогос, Эрдэнэтсогт, ред. Дүрслэх Урлагийн Сургуулийн Түүхэн Товчоон. Улаанбаатар: Мөнхийн ʏсэг, 2021.

5. Salinas, Rafael Gil. “Imagining Spain: Building a National Identity in Spain through the Art of the 19th century”. In Constructing Cultural Identity, Representing Social Power, eds Kim Esmark, Cana Bilsel, Olafur Rastrick, and Niyazi Kizilyürek, 125–50. Pisa: Pisa University Press, 2010. (Power and Culture, 5).

6. Gooch, George. Frederick the Great. The Ruler, the Writer, the Man. New York: Dorset Press, 1990.

7. Шмыт, А. “Культ Чингисхана в период Монгольской Народной Республики и в современной Монголии как элемент национальной идентичности монголов”. Мир науки, культуры, образования 47, no. 4 (2014): 307–10.

8. Ермакова, Татьяна. “Опоры этнокультурной идентичности монголов и их символическая презентация в XXI веке”. В сб. Этнокультурная идентичность: феноменология и вариативность в контекстах истории XIX–XXI веков: м-лы XIX Междунар. С.-Петерб. этнограф. чтений, под ред. Дмитрия Баранова и др., 125–9. СПб.: Рос. этнограф. музей, 2020.

9. Романова, Илона, Очир Зимин, Артем Жуков, и Алена Жукова. “Религиозное мифотворчество в политической жизни современной Монголии”. Вестник Забайкальского государственного университета 119, no. 4 (2015): 95–102.

10. Грайворонский, Владимир. “Современное аратство Монголии: проблемы социального развития (1980–1995)”. Дис. д-ра ист. наук, Российская академия наук, 1995.

11. Гандолгор, Б. “Энхтайван Рэнцэнгийн. ‘Человек должен читать скульптуру, как книгу’”. Дата обращения ноябрь 24, 2023. http://oros-oros.blogspot.com/2013/11/blog-post_24.html.

12. Базарова, Бальжинима. “Буддизм и монгольские летописи XVII–XIX веков (К критике идеи преемственности происхождения монгольских ханов)”. В сб. Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии, отв. ред. Регби Пубаев, 59–72. Новосибирск: Наука, 1986.

13. “Богд хааны дурсгалын цэцэрлэгт хүрээлэнг нээлээ”. Дата обращения ноябрь 25, 2023. https://mongolia.gov.mn/news/view/25506.

References

1. Smeliakov, Iaroslav. Iaroslav Smeliakov: Poems and poetry. Moscow: Zvonnitsa-MG Publ., 2019. (In Russian)

2. Sonomzeren, Luvsangijn, and Lungengijn Batchuluun. A Concise History of Mongolian Art (1940–1989). Ulaanbaatar: Ulsin hevleh gazar, 1989. (In Mongolian)

3. Enkhtuvshin, Zhaltsavyn. “Traditions of Domestic Art in Mongolian 20th Century Sculpture”. PhD diss., Rossiiskaia akademiia khudozhestv Publ., 2000. (In Russian)

4. Sonintogos, Erdenetsogt, ed. History of Academy of Fine Art. Ulaanbaatar: Munhijn useg, 2021. (In Mongolian)

5. Salinas, Rafael Gil. “Imagining Spain: Building a National Identity in Spain through the Art of the 19th century”. In Constructing Cultural Identity, Representing Social Power, eds Kim Esmark, Cana Bilsel, Olafur Rastrick, and Niyazi Kizilyürek, 125–50. Pisa: Pisa University Press, 2010. (Power and Culture, 5).

6. Gooch, George. Frederick the Great. The Ruler, the Writer, the Man. New York: Dorset Press, 1990.

7. Shmyt, А. “The Cult of Genghis Khan in the Period of Mongolian People’s Republic and in Modern Mongolia as an Element of Mongolian National Identity”. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniia 47, no. 4 (2014): 307–10. (In Russian)

8. Ermakova, Tat’iana. “Basis of Ethnical Identity of the Mongols and its Symbolical Presentation at 21st Century”. In Etnokul’turnaia identichnost’: fenomenologiia i variativnost’ v kontekstakh istorii XIX–XXI vekov: materialy XIX Mezhdunarodnykh Sankt-Peterburgskikh etnograficheskikh chtenii, eds Dmitrii Baranov et al., 125–9. St. Petersburg: Rossiiskii etnograficheskii muzei Publ., 2020. (In Russian)

9. Romanova, Ilona, Ochir Zimin, Artem Zhukov, and Alena Zhukova. “Religious Formation of Myths in Political Life of Modern Mongolia”. Vestnik Zabaikal’skogo gosudarstvennogo universiteta 119, no. 4 (2015): 95–102. (In Russian)

10. Grayvoronskii, Vladimir. “The Arats in Modern Mongolia: Some Questions of Social Development (1980–1995)”. Dr. Sci. diss., Rossiiskaia akademiia nauk Publ., 1995. (In Russian)

11. Gandolgor, B. “Enkhtaivan Rentsengijn. ‘Man Should Read Sculpture as a Book’”. Accessed November 24, 2023. http://oros-oros.blogspot.com/2013/11/blog-post_24.html. (In Russian)

12. Bazarova, Bal’zhinima. “Buddhism and Mongolian Chronicles of the 17th–19th Centuries (Towards a Criticism of the Idea of the Continuity in the Mongolian Khans’ Origins)”. In Istochnikovedenie i istoriografiia istorii buddizma. Strany Tsentral’noi Azii, exec. ed. Rеgbi Pubaev, 59–72. Novosibirsk: Nauka Publ., 1986. (In Russian)

13. “The Memorial Park of Bogd-Khan Has Been Opened”. Accessed November 25, 2023. https://mongolia.gov.mn/news/view/25506. (In Mongolian)

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Яйленко, Е. В., & Уранчимэг, Д. (2024). Парадоксы исторического сознания в монументальной скульптуре Улан-Батора. Об идеологической роли памятников в контексте «монгольского национального возрождения» XXI в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(2), 363–381. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.207

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство