Флора, Лаура и другие: аллегоризированный портрет «красавицы» в искусстве раннего венецианского чинквеченто

Авторы

  • Евгений Валерьевич Яйленко Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.208

Аннотация

Основную задачу статьи составляет описание и изучение заметного явления художественной культуры Венеции эпохи Возрождения, так называемого портрета «красавицы». Актуальность исследования, до сих пор не предпринимавшегося в отечественной науке, состоит в том, что оно, рассматривая такие «идеальные портреты» в качестве целостного историко-художественного феномена со своей исторической эволюцией и социокультурным фоном, также способно пролить свет на смысловое значение ряда отдельных произведений, изучаемых в общем контексте. Зарождение типологической разновидности портрета «красавицы» связано с наступлением новой фазы в развитии ренессансного искусства в Венеции — Высокого Возрождения, у истоков которого располагается творческая деятельность Джорджоне и скульптора Туллио Ломбардо. Их произведения, рельеф «Портрет молодой пары» Туллио Ломбардо и картина Джорджоне «Лаура», сыграли определяющую роль в сложении его композиционной формулы и основ содержательной программы, которая характеризуется сложностью и многозначностью замысла. Воплощаясь в формате ренессансного портрета, он строится на развитии сюжетных мотивов, почерпнутых из произведений античной и ренессансной литературы. Дальнейшая эволюция жанровой формы портрета «красавицы» была осуществлена в работах следующего поколения венецианских художников, главным образом у Тициана, который выполнил ряд его иконографических версий, по своему содержанию связанных с библейской и классической сюжетной тематикой. Под влиянием Тициана портрету «красавицы» также отдали дань Пальма Веккио, Парис Бордоне, Бернардино Личинио, своими произведениями внесшие существенный вклад в развитие его художественной типологии. В дальнейшем решающее воздействие на развитие портрета «красавицы» оказывала деятельность Тициана-портретиста, что привело к обогащению его образно-стилистического строя новыми чертами аристократической элегантности и утонченности, нашедшими выражение в произведениях Паоло Веронезе. Однако проникновение новых образно-стилистических мотивов привело к постепенному видоизменению эстетической природы портрета «красавицы», что имело следствием его перемещение на периферию художественного процесса в конце XVI в.

Ключевые слова:

искусство Возрождения, Венеция, портрет, портрет «красавицы», Туллио Ломбардо, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе

Скачивания

  • Social Media
  • Facebook - Shares, Likes & Comments: 205
 

Биография автора

Евгений Валерьевич Яйленко, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

кандидат искусствоведения, доцент кафедры семиотики и общей теории искусства факультета искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Яйленко, Евгений. “‘Гроза’ Джорджоне. Произведение искусства в обстановке ренессансного studiolo”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 8, no. 2 (2018): 300–19.

2. Гращенков, Виктор. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М.: Искусство, 1996.

3. Humfrey, Peter. “The Portrait in Fifteenth-Century Venice”. In The Renaissance Portrait. From Donatello to Bellini, edited by Keith Christiansen and Stefan Weppelmann, 48–63. New Haven; London: Yale University Press, 2011.

4. Luchs, Alison. Tullio Lombardo and Venetian High Renaissance Sculpture. New Haven; London: Yale University Press, 2009.

5. Головин, Виктор. Скульптура и живопись итальянского Возрождения: влияния и взаимосвязь. М.: Издательство МГУ, 1985.

6. Wilk, Sarah Blake. The Sculpture of Tullio Lombardo. Studies in Sources and Meaning. New York: Garland, 1978.

7. King, Margaret L. Women of the Renaissance. Chicago; London: University of Chicago Press, 1991.

8. Luchs, Alison. “Tullio Lombardo’s Ca’ d’Oro Relief: A Self-Portrait with Artist’s Wife”. The Art Bulletin 71, no. 2 (1989): 230–6.

9. Ceriana, Matteo, ed. Tullio Lombardo. Scultore e architetto nella Venezia del Rinascimento. Atti del Convegno di studi. Venezia: Cierri, 2007.

10. Koos, Marianne. “Amore dolce-amaro. Giorgione und das ideale Knabenbildnis der venezianischen Renaissancemalerei”. In Marbürger Jahrbuch für Kunstwissenschaft 33 (2006): 113–74.

11. Royal Academy of Arts (Great Britain). The Genius of Venice. 1500-1600. Edited by Jane Martineau, and Charles Hope. New York: H. N. Abrams, 1984.

12. Anderson, Jaynie. Giorgione. The Painter of “Poetic Brevity”. Paris; New York: Flammarion, 1997.

13. Eller, Wolfgang L. Giorgione. Werkverzeichnis. Rätsel und Lösung. Petersberg: Imhof, 2007.

14. Bayer, Andrea Jane, ed. Metropolitan Museum of Art. Art and Love in Renaissance Italy. New Haven; London: Yale University Press, 2008.

15. Verheyen, Egon. “Der Sinngehalt von Giorgiones ‘Laura’”. Pantheon, no. 26 (1968): 220–7.

16. Dal Pozzolo, Enrico Maria. “Il lauro di Laura e delle maritate venetiane”. Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florens 37, H. 2/3 (1993): 257–92.

17. Junkerman, Anne Christine. “The Lady and the Laurel: Gender and Meaning in Giorgione’s ‘Laura’”. Oxford Art Journal 16, no. 1 (1993): 49–58.

18. Brown, David Alan. Leonardo da Vinci. Origins of a Genius. New Haven; London: Yale University Press, 1998.

19. Маркова, Виктория, и Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Италия VIII–XVI веков. М.: Галарт, 2002, т. 1.

20. Петрарка, Франческо. Лирика. Автобиографическая проза. Сост. Николай Томашевский. М.: Правда, 1989.

21. Freccero, John. “The Fig Tree and the Laurel: Petrarch’s Poetics”. Diacritics 5, no. 1. (1975): 34–40.

22. Aikema, Bernard, and Beverly Louise Brown, eds. Renaissance Venice and the North. Crosscurrents in the Time of Dürer, Bellini and Titian. London: Thames and Hudson, 1999.

23. Freedman, Luba. “‘The Schiavona’: Titian’s Response to the Paragone Between Painting and Sculpture”. Arte Veneta 41 (1987): 31–40.

24. Mellencamp, Emma H. “A Note on the Costume of Titian’s ‘Flora’”. The Art Bulletin 51, no. 2 (1969): 174–7.

25. Шестаков, Вячеслав, сост. и пер. О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М.: Республика, 1992.

26. Goffen, Rona. “Lotto’s ‘Lucretia’”. Renaissance Quarterly 52, no. 3 (1999): 742–81.

27. Humfrey, Peter. Titian. London: Phaidon, 2007.

28. Finzi, Alessandra, und Silvia Giacobone, eds. Il gioco dell’amore. Le cortigiane di Venezia. Dal Trecento al Settecento. Milano: Berenice, 1990.

29. De Vecchi, Pierluigi, Giandomenico Romanelli, and Claudio Strinati. Veronese. Gods, Heroes and Allegories. Milano: Skira, 2004.

30. Aliverti, Maria Ines. “An Icon for a New Woman: A Previously Unidentified Portrait of Isabella Andreini by Paolo Veronese”. Early Theatre 11, no. 2 (2008): 159–80.


References

1. Iailenko, Evgenii. “‘Groza’ Dzhordzhone. Proizvedenie iskusstva v obstanovke renessansnogo studiolo” [“‘Tempest’ by Giorgione. The Artwork in the Context of the Renaissance Studiolo.]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie [Vestnik of Saint Petersburg University. Arts] 8, no. 2 (2018): 300–19. (In Russian)

2. Grashchenkov, Viktor. Portret v ital’ianskoi zhivopisi Rannego Vozrozhdeniia. Moscow: Iskusstvo, 1996. (In Russian)

3. Humfrey, Peter. “The Portrait in Fifteenth-Century Venice”. In The Renaissance Portrait. From Donatello to Bellini, edited by Keith Christiansen and Stefan Weppelmann, 48–63. New Haven; London: Yale University Press, 2011.

4. Luchs, Alison. Tullio Lombardo and Venetian High Renaissance Sculpture. New Haven; London: Yale University Press, 2009.

5. Golovin, Viktor. Skul’ptura i zhivopis’ ital’ianskogo Vozrozhdeniia: vliianiia i vzaimosviaz’. Moscow: Izdatel’stvo MGU, 1985. (In Russian)

6. Wilk, Sarah Blake. The Sculpture of Tullio Lombardo. Studies in Sources and Meaning. New York: Garland, 1978.

7. King, Margaret L. Women of the Renaissance. Chicago; London: University of Chicago Press, 1991.

8. Luchs, Alison. “Tullio Lombardo’s Ca’ d’Oro Relief: A Self-Portrait with Artist’s Wife”. The Art Bulletin 71, no. 2 (1989): 230–6.

9. Ceriana, Matteo, ed. Tullio Lombardo. Scultore e architetto nella Venezia del Rinascimento. Atti del Convegno di studi. Venezia: Cierri, 2007.

10. Koos, Marianne. “Amore dolce-amaro. Giorgione und das ideale Knabenbildnis der venezianischen Renaissancemalerei”. In Marbürger Jahrbuch für Kunstwissenschaft 33 (2006): 113–74.

11. Royal Academy of Arts (Great Britain). The Genius of Venice. 1500-1600. Edited by Jane Martineau, and Charles Hope. New York: H. N. Abrams, 1984.

12. Anderson, Jaynie. Giorgione. The Painter of “Poetic Brevity”. Paris; New York: Flammarion, 1997.

13. Eller, Wolfgang L. Giorgione. Werkverzeichnis. Rätsel und Lösung. Petersberg: Imhof, 2007.

14. Bayer, Andrea Jane, ed. Metropolitan Museum of Art. Art and Love in Renaissance Italy. New Haven; London: Yale University Press, 2008.

15. Verheyen, Egon. “Der Sinngehalt von Giorgiones ‘Laura’”. Pantheon, no. 26 (1968): 220–7.

16. Dal Pozzolo, Enrico Maria. “Il lauro di Laura e delle maritate venetiane”. Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florens 37, H. 2/3 (1993): 257–92.

17. Junkerman, Anne Christine. “The Lady and the Laurel: Gender and Meaning in Giorgione’s ‘Laura’”. Oxford Art Journal 16, no. 1 (1993): 49–58.

18. Brown, David Alan. Leonardo da Vinci. Origins of a Genius. New Haven; London: Yale University Press, 1998.

19. Markova, Viktoriia, and Gosudarstvennyi muzei izobrazitel’nykh iskusstv imeni A. S. Pushkina. Italiia VIII–XVI vekov [Italy VIII–XVI centuries]. Moscow: Galart, 2002, vol. 1. (In Russian)

20. Petrarka, Franchesko. Lirika. Avtobiograficheskaia proza. Compiled by Nikolai Tomashevskii. Moscow: Pravda, 1989. (In Russian)

21. Freccero, John. “The Fig Tree and the Laurel: Petrarch’s Poetics”. Diacritics 5, no. 1. (1975): 34–40.

22. Aikema, Bernard, and Beverly Louise Brown, eds. Renaissance Venice and the North. Crosscurrents in the Time of Dürer, Bellini and Titian. London: Thames and Hudson, 1999.

23. Freedman, Luba. “‘The Schiavona’: Titian’s Response to the Paragone Between Painting and Sculpture”. Arte Veneta 41 (1987): 31–40.

24. Mellencamp, Emma H. “A Note on the Costume of Titian’s ‘Flora’”. The Art Bulletin 51, no. 2 (1969): 174–7.

25. Shestakov, Viacheslav, comp. and transl. O liubvi i krasotakh zhenshchin. Traktaty o liubvi epokhi Vozrozhdeniia. Moscow: Respublika, 1992. (In Russian)

26. Goffen, Rona. “Lotto’s ‘Lucretia’”. Renaissance Quarterly 52, no. 3 (1999): 742–81.

27. Humfrey, Peter. Titian. London: Phaidon, 2007.

28. Finzi, Alessandra, und Silvia Giacobone, eds. Il gioco dell’amore. Le cortigiane di Venezia. Dal Trecento al Settecento. Milano: Berenice, 1990.

29. De Vecchi, Pierluigi, Giandomenico Romanelli, and Claudio Strinati. Veronese. Gods, Heroes and Allegories. Milano: Skira, 2004.

30. Aliverti, Maria Ines. “An Icon for a New Woman: A Previously Unidentified Portrait of Isabella Andreini by Paolo Veronese”. Early Theatre 11, no. 2 (2008): 159–80.

Загрузки

Опубликован

30.05.2019

Как цитировать

Яйленко, Е. В. (2019). Флора, Лаура и другие: аллегоризированный портрет «красавицы» в искусстве раннего венецианского чинквеченто. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(2), 371–396. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.208

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство