Флора, Лаура и другие: аллегоризированный портрет «красавицы» в искусстве раннего венецианского чинквеченто

Авторы

  • Евгений Валерьевич Яйленко Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.208

Аннотация

Основную задачу статьи составляет описание и изучение заметного явления художественной культуры Венеции эпохи Возрождения, так называемого портрета «красавицы». Актуальность исследования, до сих пор не предпринимавшегося в отечественной науке, состоит в том, что оно, рассматривая такие «идеальные портреты» в качестве целостного историко-художественного феномена со своей исторической эволюцией и социокультурным фоном, также способно пролить свет на смысловое значение ряда отдельных произведений, изучаемых в общем контексте. Зарождение типологической разновидности портрета «красавицы» связано с наступлением новой фазы в развитии ренессансного искусства в Венеции — Высокого Возрождения, у истоков которого располагается творческая деятельность Джорджоне и скульптора Туллио Ломбардо. Их произведения, рельеф «Портрет молодой пары» Туллио Ломбардо и картина Джорджоне «Лаура», сыграли определяющую роль в сложении его композиционной формулы и основ содержательной программы, которая характеризуется сложностью и многозначностью замысла. Воплощаясь в формате ренессансного портрета, он строится на развитии сюжетных мотивов, почерпнутых из произведений античной и ренессансной литературы. Дальнейшая эволюция жанровой формы портрета «красавицы» была осуществлена в работах следующего поколения венецианских художников, главным образом у Тициана, который выполнил ряд его иконографических версий, по своему содержанию связанных с библейской и классической сюжетной тематикой. Под влиянием Тициана портрету «красавицы» также отдали дань Пальма Веккио, Парис Бордоне, Бернардино Личинио, своими произведениями внесшие существенный вклад в развитие его художественной типологии. В дальнейшем решающее воздействие на развитие портрета «красавицы» оказывала деятельность Тициана-портретиста, что привело к обогащению его образно-стилистического строя новыми чертами аристократической элегантности и утонченности, нашедшими выражение в произведениях Паоло Веронезе. Однако проникновение новых образно-стилистических мотивов привело к постепенному видоизменению эстетической природы портрета «красавицы», что имело следствием его перемещение на периферию художественного процесса в конце XVI в.

Ключевые слова:

искусство Возрождения, Венеция, портрет, портрет «красавицы», Туллио Ломбардо, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Евгений Валерьевич Яйленко, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

кандидат искусствоведения, доцент кафедры семиотики и общей теории искусства факультета искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Яйленко, Евгений. “‘Гроза’ Джорджоне. Произведение искусства в обстановке ренессансного studiolo”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 8, no. 2 (2018): 300–19.

2. Гращенков, Виктор. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М.: Искусство, 1996.

3. Humfrey, Peter. “The Portrait in Fifteenth-Century Venice”. In The Renaissance Portrait. From Donatello to Bellini, edited by Keith Christiansen and Stefan Weppelmann, 48–63. New Haven; London: Yale University Press, 2011.

4. Luchs, Alison. Tullio Lombardo and Venetian High Renaissance Sculpture. New Haven; London: Yale University Press, 2009.

5. Головин, Виктор. Скульптура и живопись итальянского Возрождения: влияния и взаимосвязь. М.: Издательство МГУ, 1985.

6. Wilk, Sarah Blake. The Sculpture of Tullio Lombardo. Studies in Sources and Meaning. New York: Garland, 1978.

7. King, Margaret L. Women of the Renaissance. Chicago; London: University of Chicago Press, 1991.

8. Luchs, Alison. “Tullio Lombardo’s Ca’ d’Oro Relief: A Self-Portrait with Artist’s Wife”. The Art Bulletin 71, no. 2 (1989): 230–6.

9. Ceriana, Matteo, ed. Tullio Lombardo. Scultore e architetto nella Venezia del Rinascimento. Atti del Convegno di studi. Venezia: Cierri, 2007.

10. Koos, Marianne. “Amore dolce-amaro. Giorgione und das ideale Knabenbildnis der venezianischen Renaissancemalerei”. In Marbürger Jahrbuch für Kunstwissenschaft 33 (2006): 113–74.

11. Royal Academy of Arts (Great Britain). The Genius of Venice. 1500-1600. Edited by Jane Martineau, and Charles Hope. New York: H. N. Abrams, 1984.

12. Anderson, Jaynie. Giorgione. The Painter of “Poetic Brevity”. Paris; New York: Flammarion, 1997.

13. Eller, Wolfgang L. Giorgione. Werkverzeichnis. Rätsel und Lösung. Petersberg: Imhof, 2007.

14. Bayer, Andrea Jane, ed. Metropolitan Museum of Art. Art and Love in Renaissance Italy. New Haven; London: Yale University Press, 2008.

15. Verheyen, Egon. “Der Sinngehalt von Giorgiones ‘Laura’”. Pantheon, no. 26 (1968): 220–7.

16. Dal Pozzolo, Enrico Maria. “Il lauro di Laura e delle maritate venetiane”. Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florens 37, H. 2/3 (1993): 257–92.

17. Junkerman, Anne Christine. “The Lady and the Laurel: Gender and Meaning in Giorgione’s ‘Laura’”. Oxford Art Journal 16, no. 1 (1993): 49–58.

18. Brown, David Alan. Leonardo da Vinci. Origins of a Genius. New Haven; London: Yale University Press, 1998.

19. Маркова, Виктория, и Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Италия VIII–XVI веков. М.: Галарт, 2002, т. 1.

20. Петрарка, Франческо. Лирика. Автобиографическая проза. Сост. Николай Томашевский. М.: Правда, 1989.

21. Freccero, John. “The Fig Tree and the Laurel: Petrarch’s Poetics”. Diacritics 5, no. 1. (1975): 34–40.

22. Aikema, Bernard, and Beverly Louise Brown, eds. Renaissance Venice and the North. Crosscurrents in the Time of Dürer, Bellini and Titian. London: Thames and Hudson, 1999.

23. Freedman, Luba. “‘The Schiavona’: Titian’s Response to the Paragone Between Painting and Sculpture”. Arte Veneta 41 (1987): 31–40.

24. Mellencamp, Emma H. “A Note on the Costume of Titian’s ‘Flora’”. The Art Bulletin 51, no. 2 (1969): 174–7.

25. Шестаков, Вячеслав, сост. и пер. О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М.: Республика, 1992.

26. Goffen, Rona. “Lotto’s ‘Lucretia’”. Renaissance Quarterly 52, no. 3 (1999): 742–81.

27. Humfrey, Peter. Titian. London: Phaidon, 2007.

28. Finzi, Alessandra, und Silvia Giacobone, eds. Il gioco dell’amore. Le cortigiane di Venezia. Dal Trecento al Settecento. Milano: Berenice, 1990.

29. De Vecchi, Pierluigi, Giandomenico Romanelli, and Claudio Strinati. Veronese. Gods, Heroes and Allegories. Milano: Skira, 2004.

30. Aliverti, Maria Ines. “An Icon for a New Woman: A Previously Unidentified Portrait of Isabella Andreini by Paolo Veronese”. Early Theatre 11, no. 2 (2008): 159–80.


References

1. Iailenko, Evgenii. “‘Groza’ Dzhordzhone. Proizvedenie iskusstva v obstanovke renessansnogo studiolo” [“‘Tempest’ by Giorgione. The Artwork in the Context of the Renaissance Studiolo.]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie [Vestnik of Saint Petersburg University. Arts] 8, no. 2 (2018): 300–19. (In Russian)

2. Grashchenkov, Viktor. Portret v ital’ianskoi zhivopisi Rannego Vozrozhdeniia. Moscow: Iskusstvo, 1996. (In Russian)

3. Humfrey, Peter. “The Portrait in Fifteenth-Century Venice”. In The Renaissance Portrait. From Donatello to Bellini, edited by Keith Christiansen and Stefan Weppelmann, 48–63. New Haven; London: Yale University Press, 2011.

4. Luchs, Alison. Tullio Lombardo and Venetian High Renaissance Sculpture. New Haven; London: Yale University Press, 2009.

5. Golovin, Viktor. Skul’ptura i zhivopis’ ital’ianskogo Vozrozhdeniia: vliianiia i vzaimosviaz’. Moscow: Izdatel’stvo MGU, 1985. (In Russian)

6. Wilk, Sarah Blake. The Sculpture of Tullio Lombardo. Studies in Sources and Meaning. New York: Garland, 1978.

7. King, Margaret L. Women of the Renaissance. Chicago; London: University of Chicago Press, 1991.

8. Luchs, Alison. “Tullio Lombardo’s Ca’ d’Oro Relief: A Self-Portrait with Artist’s Wife”. The Art Bulletin 71, no. 2 (1989): 230–6.

9. Ceriana, Matteo, ed. Tullio Lombardo. Scultore e architetto nella Venezia del Rinascimento. Atti del Convegno di studi. Venezia: Cierri, 2007.

10. Koos, Marianne. “Amore dolce-amaro. Giorgione und das ideale Knabenbildnis der venezianischen Renaissancemalerei”. In Marbürger Jahrbuch für Kunstwissenschaft 33 (2006): 113–74.

11. Royal Academy of Arts (Great Britain). The Genius of Venice. 1500-1600. Edited by Jane Martineau, and Charles Hope. New York: H. N. Abrams, 1984.

12. Anderson, Jaynie. Giorgione. The Painter of “Poetic Brevity”. Paris; New York: Flammarion, 1997.

13. Eller, Wolfgang L. Giorgione. Werkverzeichnis. Rätsel und Lösung. Petersberg: Imhof, 2007.

14. Bayer, Andrea Jane, ed. Metropolitan Museum of Art. Art and Love in Renaissance Italy. New Haven; London: Yale University Press, 2008.

15. Verheyen, Egon. “Der Sinngehalt von Giorgiones ‘Laura’”. Pantheon, no. 26 (1968): 220–7.

16. Dal Pozzolo, Enrico Maria. “Il lauro di Laura e delle maritate venetiane”. Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florens 37, H. 2/3 (1993): 257–92.

17. Junkerman, Anne Christine. “The Lady and the Laurel: Gender and Meaning in Giorgione’s ‘Laura’”. Oxford Art Journal 16, no. 1 (1993): 49–58.

18. Brown, David Alan. Leonardo da Vinci. Origins of a Genius. New Haven; London: Yale University Press, 1998.

19. Markova, Viktoriia, and Gosudarstvennyi muzei izobrazitel’nykh iskusstv imeni A. S. Pushkina. Italiia VIII–XVI vekov [Italy VIII–XVI centuries]. Moscow: Galart, 2002, vol. 1. (In Russian)

20. Petrarka, Franchesko. Lirika. Avtobiograficheskaia proza. Compiled by Nikolai Tomashevskii. Moscow: Pravda, 1989. (In Russian)

21. Freccero, John. “The Fig Tree and the Laurel: Petrarch’s Poetics”. Diacritics 5, no. 1. (1975): 34–40.

22. Aikema, Bernard, and Beverly Louise Brown, eds. Renaissance Venice and the North. Crosscurrents in the Time of Dürer, Bellini and Titian. London: Thames and Hudson, 1999.

23. Freedman, Luba. “‘The Schiavona’: Titian’s Response to the Paragone Between Painting and Sculpture”. Arte Veneta 41 (1987): 31–40.

24. Mellencamp, Emma H. “A Note on the Costume of Titian’s ‘Flora’”. The Art Bulletin 51, no. 2 (1969): 174–7.

25. Shestakov, Viacheslav, comp. and transl. O liubvi i krasotakh zhenshchin. Traktaty o liubvi epokhi Vozrozhdeniia. Moscow: Respublika, 1992. (In Russian)

26. Goffen, Rona. “Lotto’s ‘Lucretia’”. Renaissance Quarterly 52, no. 3 (1999): 742–81.

27. Humfrey, Peter. Titian. London: Phaidon, 2007.

28. Finzi, Alessandra, und Silvia Giacobone, eds. Il gioco dell’amore. Le cortigiane di Venezia. Dal Trecento al Settecento. Milano: Berenice, 1990.

29. De Vecchi, Pierluigi, Giandomenico Romanelli, and Claudio Strinati. Veronese. Gods, Heroes and Allegories. Milano: Skira, 2004.

30. Aliverti, Maria Ines. “An Icon for a New Woman: A Previously Unidentified Portrait of Isabella Andreini by Paolo Veronese”. Early Theatre 11, no. 2 (2008): 159–80.

Загрузки

Опубликован

30.05.2019

Как цитировать

Яйленко, Е. В. (2019). Флора, Лаура и другие: аллегоризированный портрет «красавицы» в искусстве раннего венецианского чинквеченто. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(2), 371–396. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.208

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство