«Гроза» Джорджоне. Произведение искусства в обстановке ренессансного studiolo

Авторы

  • Евгений Валерьевич Яйленко Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.208

Аннотация

Рассматривается культурная среда, в которой сложился замысел картины Джорджоне, известной как «Гроза», из венецианской Галереи Академии. Оставляя в стороне вопрос о точном значении ее сюжета, автор отыскивает связи между отдельными аспектами художественного содержания и практикой составления домашних коллекций, существовавшей в Венеции в эпоху Возрождения. Заказчиком и первым владельцем картины был венецианский патриций и ценитель искусств Габриэле Вендрамин, чьи эстетические предпочтения и жизненные воззрения могли отразиться в ее образно-художественном строе. Интересом венецианца к собиранию картин мастеров Северного Возрождения объясняется то значение, которое в «Грозе» получает изображение пейзажа. Его живописная трактовка как пасторального убежища становится ясной в свете интереса раннего венецианского чинквеченто к аркадской поэтике, нашедшей выражение в возрастании популярности романа Якопо Саннадзаро «Аркадия», с которым «Грозу» сближает художественный метод показа образов сельской природы.

Ключевые слова:

Венеция, Возрождение, станковая картина, Гроза, Джорджоне, коллекция, Габриэле Вендрамин

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Евгений Валерьевич Яйленко, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

кандидат искусствоведения, доцент кафедры семиотики и общей теории искусства факультета искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Settis, Salvatore. La “Tempesta” interpretata. Giorgione, i commitenti, il soggetto. Torino: G. Einaudi, 1978.

2. Anderson, Jaynie. Giorgione. The Painter of “Poetic Brevity”. Paris; New York: Flammarion, 1997.

3. Paoli, Marco. La “Tempesta” svelata. Giorgione, Gabriele Vendramin, Cristoforo Marcello e la “Vecchia”. Lucca: M. Pacini Fazzi, 2011.

4. Büttner, Frank. “Die Geburt des Reichtums und der Neid der Götter”. Münchner Jahrbuch der bildenden Kunst, no. 37 (1986): 113–30.

5. Rapp, Jürgen. “‘Die Favola’ in Giorgione’s ‘Gewitter’”. Pantheon, no. 56 (1988): 44–74.

6. Kilpatrick, Ross Stuart. “Hagar and the Angel in Giorgione’s ‘Tempest’”. Artibus et historiae, no. 36 (1997): 81–6.

7. Motzkin, Elhanan. “Giorgione’s ‘Tempesta’”. Gazette des Beaux-Arts, no. 122 (1993): 163–74.

8. Ferriguto, Arnaldo. Attraverso i “misteri” di Giorgione. Castelfranco Veneto: Arti Grafiche A. Trevisan, 1933.

9. Wind, Edgar. Giorgione’s “Tempesta”. With Comments on Giorgione’s Poetic Allegories. Oxford: Clarendon Press, 1969.

10. Eisler, Colin. “La ‘Tempesta’ di Giorgione: il primo ‘capriccio’ della pittura veneziana”. Arte Veneta, no. 59 (2002): 84–97.

11. Gilbert, Creighton. “On Subject and Non-Subject in Italian Renaissance Pictures”. The Art Bulletin, no. 34 (1952): 202–16.

12. Einem, Herbert von. “Giorgione. Der Maler als Dichter”. In Abhandlungen der Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Klasse. Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Klasse 2, 12–6. Mainz: Verlag der Akademie der Wissenschaften und der Literatur, 1972.

13. Howard, Deborah. “Giorgione’s ‘Tempesta’ and Titian’s ‘Assunta’ in the Context of the Cambrai Wars”. Art History 8, no. 3 (1985): 271–89.

14. Kaplan, Paul Henry Daniel. “The Storm of War: The Paduan Key to Giorgione’s ‘Tempesta’”. Art History 9, no. 4 (1986): 405–27.

15. Boscardin, Antonio. “Padova nella ‘Tempesta’”. Arte Veneta, no. 62 (2005): 87–98.

16. Banzato, Davide, Franca Pellegrini and Ugo Soragni, red. Giorgione a Padova. L’enigma del carro. Milano: Skira, 2010.

17. Soragni, Ugo. “Giorgione a Padova (1493–1506)”. In Giorgione a Padova. L’enigma del carro, a cura di Davide Banzato, Franca Pellegrini and Ugo Soragni, 19–48. Milano: Skira, 2010.

18. Frimmel, Theodor, Hrsg. Der Anonimo Morelliano (Marcanton Michiel’s “Notizia D’opere del disegno”). Wien: Verlag von Carl Graeser, 1896.

19. Вазари, Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. 5 томов. М.: Издательский центр «Терра», 1994, т. 3.

20. Vasari, Giorgio. Le vite de’ più eccellenti pittori, scultori ed architettori. Con nuove annotazioni e commenti di Gaetano Milanesi. 9 volumi. Firenze: G. C. Sansoni, 1879, vol. 4.

21. Muraro, Michelangelo. “The Political Interpretation of Giorgione’s Frescoes on the Fondaco dei Tedeschi”. Gazette des Beaux-Arts, no. 117 (1975): 177–84.

22. Sansovino, Francesco. Venezia, città nobilissima et singolare. Venezia: S. Curti, 1663.

23. Ludvig Georg, Wilhelm Bode von, Georg Gronau und Detlev Baron von Hadeln. Archivalische Beiträge zur Geschichte der venezianischen Kunst: aus dem Nachlass Gustav Ludwigs. Berlin: B. Cassirer, 1911.

24. Beltramini, Guido, Davide Gasparotto and Giulio Manieri Elia. Aldo Manuzio. Renaissance in Venice. Venice: Marsilio, 2016.

25. Thornton, Peter. Italian Renaissance Interior. 1400–1600. London: Harry N. Abrams Inc., 1991.

26. Favaretto, Irene. Arte antica e cultura antiquaria nelle collezione venete al tempo della Serenissima. Roma: “L’Erma” di Bretschneider, 1990.

27. Campbell, Stephen John. “Giorgione’s ‘Tempest’, ‘Studiolo’ Culture and the Renaissance Lucretius”. Renaissance Quarterly, no. 56 (2003): 299–332.

28. Stefanik, Regina. “Of Founding Fathers and the Necessity of Place: Giorgione’s ‘Tempesta’”. Artibus et historiae, no. 58 (2008): 121–56.

29. Lettieri, Dan. “Landscape and Lyricism in Giorgione’s ‘Tempesta’”. Artibus et historiae, no. 30 (1994): 55–70.

30. Яйленко, Евгений. Венецианская античность. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

31. Sanazzaro, Jacopo. Arcadia. Milano: Società Tip. De’Classici Italiani, 1827.


References

1. Settis, Salvatore. La “Tempesta” interpretata. Giorgione, i commitenti, il soggetto. Torino: G. Einaudi, 1978.

2. Anderson, Jaynie. Giorgione. The Painter of “Poetic Brevity”. Paris; New York: Flammarion, 1997.

3. Paoli, Marco. La “Tempesta” svelata. Giorgione, Gabriele Vendramin, Cristoforo Marcello e la “Vecchia”. Lucca: M. Pacini Fazzi, 2011.

4. Büttner, Frank. “Die Geburt des Reichtums und der Neid der Götter”. Münchner Jahrbuch der bildenden Kunst, no. 37 (1986): 113–30.

5. Rapp, Jürgen. “‘Die Favola’ in Giorgione’s ‘Gewitter’”. Pantheon, no. 56 (1988): 44–74.

6. Kilpatrick, Ross Stuart. “Hagar and the Angel in Giorgione’s ‘Tempest’”. Artibus et historiae, no. 36 (1997): 81–6.

7. Motzkin, Elhanan. “Giorgione’s ‘Tempesta’”. Gazette des Beaux-Arts, no. 122 (1993): 163–74.

8. Ferriguto, Arnaldo. Attraverso i “misteri” di Giorgione. Castelfranco Veneto: Arti Grafiche A. Trevisan, 1933.

9. Wind, Edgar. Giorgione’s “Tempesta”. With Comments on Giorgione’s Poetic Allegories. Oxford: Clarendon Press, 1969.

10. Eisler, Colin. “La ‘Tempesta’ di Giorgione: il primo ‘capriccio’ della pittura veneziana”. Arte Veneta, no. 59 (2002): 84–97.

11. Gilbert, Creighton. “On Subject and Non-Subject in Italian Renaissance Pictures”. The Art Bulletin, no. 34 (1952): 202–16.

12. Einem, Herbert von. “Giorgione. Der Maler als Dichter”. In Abhandlungen der Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Klasse. Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Klasse 2, 12–6. Mainz: Verlag der Akademie der Wissenschaften und der Literatur, 1972.

13. Howard, Deborah. “Giorgione’s ‘Tempesta’ and Titian’s ‘Assunta’ in the Context of the Cambrai Wars”. Art History 8, no. 3 (1985): 271–89.

14. Kaplan, Paul Henry Daniel. “The Storm of War: The Paduan Key to Giorgione’s ‘Tempesta’”. Art History 9, no. 4 (1986): 405–27.

15. Boscardin, Antonio. “Padova nella ‘Tempesta’”. Arte Veneta, no. 62 (2005): 87–98.

16. Banzato, Davide, Franca Pellegrini and Ugo Soragni, ed. Giorgione a Padova. L’enigma del carro. Milano: Skira, 2010.

17. Soragni, Ugo. “Giorgione a Padova (1493–1506)”. In Giorgione a Padova. L’enigma del carro, a cura di Davide Banzato, Franca Pellegrini and Ugo Soragni, 19–48. Milano: Skira, 2010.

18. Frimmel, Theodor, Hrsg. Der Anonimo Morelliano (Marcanton Michiel’s “Notizia D’opere del disegno”). Wien: Verlag von Carl Graeser, 1896.

19. Vazari, Dzhordzho. Zhizneopisaniia naibolee znamenitykh zhivopistsev, vaiatelei i zodchikh. 5 volumes. Moscow: Izdatel’skii tsentr “Terra”, 1994, vol. 3. (In Russian)

20. Vasari, Giorgio. Le vite de’ più eccellenti pittori, scultori ed architettori. Con nuove annotazioni e commenti di Gaetano Milanesi. 9 volumi. Firenze: G. C. Sansoni, 1879, vol. 4.

21. Muraro, Michelangelo. “The Political Interpretation of Giorgione’s Frescoes on the Fondaco dei Tedeschi”. Gazette des Beaux-Arts, no. 117 (1975): 177–84.

22. Sansovino, Francesco. Venezia, città nobilissima et singolare. Venezia: S. Curti, 1663.

23. Ludvig Georg, Wilhelm Bode von, Georg Gronau und Detlev Baron von Hadeln. Archivalische Beiträge zur Geschichte der venezianischen Kunst: aus dem Nachlass Gustav Ludwigs. Berlin: B. Cassirer, 1911.

24. Beltramini, Guido, Davide Gasparotto and Giulio Manieri Elia. Aldo Manuzio. Renaissance in Venice. Venice: Marsilio, 2016.

25. Thornton, Peter. Italian Renaissance Interior. 1400–1600. London: Harry N. Abrams Inc., 1991.

26. Favaretto, Irene. Arte antica e cultura antiquaria nelle collezione venete al tempo della Serenissima. Roma: “L’Erma” di Bretschneider, 1990.

27. Campbell, Stephen John. “Giorgione’s ‘Tempest’, ‘Studiolo’ Culture and the Renaissance Lucretius”. Renaissance Quarterly, no. 56 (2003): 299–332.

28. Stefanik, Regina. “Of Founding Fathers and the Necessity of Place: Giorgione’s ‘Tempesta’”. Artibus et historiae, no. 58 (2008): 121–56.

29. Lettieri, Dan. “Landscape and Lyricism in Giorgione’s ‘Tempesta’”. Artibus et historiae, no. 30 (1994): 55–70.

30. Iailenko, Evgenii. Venetsianskaia antichnost’. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2010. (In Russian)

31. Sanazzaro, Jacopo. Arcadia. Milano: Società Tip. De’Classici Italiani, 1827.

Загрузки

Опубликован

08.06.2018

Как цитировать

Яйленко, Е. В. (2018). «Гроза» Джорджоне. Произведение искусства в обстановке ренессансного studiolo. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(2), 300–319. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.208

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство