Трагические мотивы Достоевского в чеховском театре: спектакль Немировича-Данченко «Братья Карамазовы» (1910)

  • Ольга Эдуардовна Маркарьян Российский государственный институт сценических искусств https://orcid.org/0000-0002-7831-2958

Аннотация

Исследуется спектакль Немировича-Данченко «Братья Карамазовы» 1910 г., ставший первой инсценировкой прозы в истории режиссерского театра. Целью исследования стало определение жанра этого спектакля по отношению к жанровым установкам романа Достоевского. В начале ХХ в. о Достоевском писали крупнейшие деятели искусства, особенно широко обсуждалась близость его романов к жанру трагедии. А вот Московскому Художественному театру трагедия не давалась, в чем его не раз упрекала критика. Но ведь МХТ сформировался в русле поэтики Чехова, который, поэтизируя повседневность, далеко уводил от канонов классической трагедии с ее героикой и предельностью. Тем не менее «чеховский» театр хотел охватить и этот чуждый ему жанр. В поисках путей трагедии Немирович-Данченко обратился к Достоевскому. Очевидно, что при работе над «Братьями Карамазовыми» изначальные позиции театра и литературного материала были взаимоотталкивающими. Эта коллизия выводит нас
к принципиальному для театроведения вопросу о бытовании трагического жанра в театре жизненных соответствий, который автор статьи и стремится разрешить на примере спектакля «Братья Карамазовы». В ходе авторских рассуждений выявлено, что принципиальный конфликт между мировоззренческими установками жизнеподобной эстетики и трагическим мировидением Достоевского неустраним, однако театральный потенциал его прозы позволяет актерам подниматься к трагическим высотам. И кризис катарсиса как основного элемента трагедии, с которым театр столкнулся на пороге ХХ в., по-своему разрешается театром жизненных соответствий.

Ключевые слова:

Достоевский, катарсис, Вячеслав Иванов, инсценировки прозы, Московский Художественный театр, Немирович-Данченко, трагедия, трагическое, психологический театр, театр жизненных соответствий

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ольга Эдуардовна Маркарьян, Российский государственный институт сценических искусств

аспирантка кафедры русского театра

Литература

Литература

1. Рудницкий, Константин. Русское режиссерское искусство: 1908–1917. М.: Наука, 1990.

2. Достоевский, Федор. Полное собрание сочинений. Гл. ред. Василий Базанов. 30 томов. Л.: Наука, 1986, т. 29, ч. 1.

3. Иванов, Вячеслав. “Достоевский и роман-трагедия”. В кн. Иванов, Вячеслав. Собрание сочинений. Ред. Дмитрий Иванов и О. Дешарт [Ольга Шор], 399–437. 4 тома. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1987, т. 4.

4. Мережковский, Дмитрий. Л. Толстой и Достоевский. Изд. подгот. Елена Андрущенко. М.: Наука, 2000.

5. Философов, Дмитрий. “Споры о задачах театра”, Речь, май 7, 1911.

6. Чехов, Антон. Полное собрание сочинений и писем. Гл. ред. Николай Бельчиков. 30 томов. М.: Наука, 1976, т. 3.

7. Бескин, Эммануил. “Карамазовы на сцене”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1906–1918, сост. Ольга Радищева и Екатерина Шингарёва, 287‒9. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007, т. 2.

8. Мейерхольд, Всеволод. “Балаган”. В кн. Мейерхольд, Всеволод. Статьи. Письма. Речи. Беседы, сост., ред. и коммент. Александр Февральский, 207–29. 2 части. М.: Искусство, 1968, ч. 1.

9. Философов, Дмитрий. “Иван и черт”, Речь, апрель 21, 1911.

10. Яр-в П. [Ярцев, Петр]. “Отрывки из романа ‘Братья Карамазовы’ на сцене Московского Художественного театра”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1906–1918, сост. Ольга Радищева и Екатерина Шингарёва, 303–21. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007, т. 2.

11. Немирович-Данченко, Владимир. Избранные письма. Сост. и ред. Виталий Виленкин. 2 тома. М.: Искусство, 1979, т. 2.

12. Андреев, Леонид. “Письма о театре”. В кн. Андреев, Леонид. Собрание сочинений, ред. Ирина Андреева, Юрий Верченко, Владимир Чуваков, 509‒62. 6 томов. М.: Художественная литература, 1996, т. 6.

13. Сологуб, Федор. “Театр одной воли”. В сб. “Театр”. Книга о новом театре, 148–66. СПб.: Шиповник, 1908.

14. Мейерхольд, Всеволод. “К истории и технике театра”. В кн. Мейерхольд, Всеволод. Статьи. Письма. Речи. Беседы, сост., ред. и комм. Александр Февральский, 105‒42. 2 части. М.: Искусство, 1968, ч. 1.

15. Глаголь, Сергей. [Голоушев, Сергей.] “Упрощенный Достоевский. ‘Братья Карамазовы’ на сцене Художественного театра”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1906–1918, сост. Ольга Радищева и Екатерина Шингарёва, 295‒7. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007, т. 2.

16. Одинокий Дий [Туркин, Никандр]. “Дневник театрала. ‘Братья Карамазовы’ в Художественном театре. — Итоги. — Что не удалось и что удалось. — Сущность романа. — Глубина отрицания. — Новое завоевание театра”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1906–1918, сост. Ольга Радищева и Екатерина Шингарёва, 289‒91. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007, т. 2.

17. Волошин, Максимилиан. “Достоевский и русская трагедия: Русская трагедия возникнет из Достоевского”. В кн. Волошин, Максимилиан. Лики творчества, подгот. Виктор Мануйлов, 362‒5. Л.: Наука, 1988.

18. Волконский, Сергей. Человек на сцене. СПб.: Аполлон, 1912.

19. Яблоновский, Сергей [Потресов, Сергей]. “‘Братья Карамазовы’. (Художественный театр)”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1906–1918, сост. Ольга Радищева и Екатерина Шингарёва, 284‒6. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007, т. 2.

20. Бэн [Назаревский, Борис.] “‘Братья Карамазовы’ на сцене Художественного театра”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1906–1918, сост. Ольга Радищева и Екатерина Шингарёва, 297‒300. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007, т. 2.

21. Бенуа, Александр. “Художественные письма. Мистерия в русском театре”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1906–1918, сост. Ольга Радищева и Екатерина Шингарёва, 437‒41. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007, т. 2.

22. Иванов, Вячеслав. “Эстетическая норма театра”. В кн. Иванов, Вячеслав. Собрание сочинений. Ред. Дмитрий Иванов и О. Дешарт [Ольга Шор], 205‒14. 4 тома. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1974, т. 2.


References

1. Rudnitskii, Konstantin. Russkoe rezhisserskoe iskusstvo: 1908–1917. Moscow: Nauka, 1990. (In Russian)

2. Dostoevskii, Fedor. Polnoe sobranie sochinenii. Edited by Vasilii Bazanov. 30 vols. Leningrad: Nauka, 1986, vol. 29, pt. 1. (In Russian)

3. Ivanov, Viacheslav. “Dostoevskii i roman-tragediia”. In Ivanov, Viacheslav. Sobranie sochinenii. Edited by Dmitrii Ivanov and O. Deshart [Ol’ga Shor], 399–437. 4 vols. Briussel’: Foyer Oriental Chrétien, 1987, vol. 4. (In Russian)

4. Merezhkovskii, Dmitrii. L. Tolstoi i Dostoevskii. Prepared by Elena Andrushchenko. Moscow: Nauka, 2000. (In Russian)

5. Filosofov, Dmitrii. “Spory o zadachakh teatra”, Rech’, May 7, 1911. (In Russian)

6. Chekhov, Anton. Polnoe sobranie sochinenii i pisem. Edited by Nikolai Bel’chikov. 30 vols. Moscow: Nauka, 1976, vol. 3. (In Russian)

7. Beskin, Emmanuil. “Karamazovy na stsene”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1906–1918, compiled by Ol’ga Radishcheva and Ekaterina Shingareva, 287‒9. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr, 2007, vol. 2. (In Russian)

8. Meierkhol’d, Vsevolod. “Balagan”. In Meierkhol’d, Vsevolod. Stat’i. Pis’ma. Rechi. Besedy, compiled, edited and commented by Aleksandr Fevral’skii, 207–29. 2 parts. Moscow: Iskusstvo, 1968, pt. 1. (In Russian)

9. Filosofov, Dmitrii. “Ivan i chert”, Rech’, April 21, 1911. (In Russian)

10. Iar-v P. [Iartsev, Petr]. “Otryvki iz romana ‘Brat’ia Karamazovy’ na stsene Moskovskogo Khudozhestvennogo teatra”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1906–1918, compiled by Ol’ga Radishcheva and Ekaterina Shingareva, 303–21. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr, 2007, vol. 2. (In Russian)

11. Nemirovich-Danchenko, Vladimir. Izbrannye pis’ma. Compiled and edited by Vitalii Vilenkin. 2 vols. Moscow: Iskusstvo, 1979, vol. 2. (In Russian)

12. Andreev, Leonid. “Pis’ma o teatre”. In Andreev, Leonid. Sobranie sochinenii, edited by Irina Andreeva, Yuriy Vetchenko, Vladimir Chuvakov, 509‒62. 6 vols. Moscow: Khudozhestvennaia literatura, 1996, vol. 6. (In Russian)

13. Sologub, Fedor. “Teatr odnoi voli”. In “Teatr”. Kniga o novom teatre, 148–66. St. Petersburg: Shipovnik, 1908. (In Russian)

14. Meierkhol’d, Vsevolod. “K istorii i tekhnike teatra”. In Meierkhol’d, Vsevolod. Stat’i. Pis’ma. Rechi. Besedy, compiled, edited and commented by Aleksandr Fevral’skii, 105‒42. 2 parts. Moscow: Iskusstvo, 1968, pt. 1. (In Russian)

15. Glagol’, Sergei. [Goloushev, Sergei.] “Uproshchennyi Dostoevskii. ‘Brat’ia Karamazovy’ na stsene Khudozhestvennogo teatra”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1906–1918, сompiled by Ol’ga Radishcheva and Ekaterina Shingareva, 295‒7. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr, 2007, vol. 2. (In Russian)

16. Odinokii Dii [Turkin, Nikandr]. “Dnevnik teatrala. ‘Brat’ia Karamazovy’ v Khudozhestvennom teatre. — Itogi. — Chto ne udalos’ i chto udalos. — Sushchnost’ romana. — Glubina otritsaniia. — Novoe zavoevanie teatra”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1906–1918, compiled by Ol’ga Radishcheva and Ekaterina Shingareva, 289‒91. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr, 2007, vol. 2. (In Russian)

17. Voloshin, Maksimilian. “Dostoevskii i russkaia tragediia: Russkaia tragediia vozniknet iz Dostoevskogo”. In Voloshin, Maksimilian. Liki tvorchestva, prepared by Viktor Manuilov, 362‒5. Leningrad: Nauka, 1988. (In Russian)

18. Volkonskii, Sergei. Chelovek na stsene [The man on stage]. St. Petersburg: Apollon, 1912. (In Russian)

19. Iablonovskii, Sergei [Potresov, Sergei]. “‘Brat’ia Karamazovy’. (Khudozhestvennyi teatr)”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1906–1918, compiled by Ol’ga Radishcheva and Ekaterina Shingareva, 284‒6. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr, 2007, vol. 2. (In Russian)

20. Ben [Nazarevskii, Boris.] “‘Brat’ia Karamazovy’ na stsene Khudozhestvennogo teatra”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1906–1918, compiled by Ol’ga Radishcheva and Ekaterina Shingareva, 297‒300. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr, 2007, vol. 2. (In Russian)

21. Benua, Aleksandr. “Khudozhestvennye pis’ma. Misteriia v russkom teatre”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1906–1918, compiled by Ol’ga Radishcheva and Ekaterina Shingareva, 437‒41. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr, 2007, vol. 2. (In Russian)

22. Ivanov, Viacheslav. “Esteticheskaia norma teatra”. In Ivanov, Viacheslav. Sobranie sochinenii. Edited by Dmitrii Ivanov and O. Deshart [Ol’ga Shor], 205‒14. 4 vols. Briussel’: Foyer Oriental Chrétien, 1974, vol. 2. (In Russian)

Опубликован
2018-08-27
Как цитировать
Маркарьян, О. (2018). Трагические мотивы Достоевского в чеховском театре: спектакль Немировича-Данченко «Братья Карамазовы» (1910). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(3), 399-410. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.304
Раздел
Театр