Трагическое в смешном: «Доктор Штокман» Станиславского в критике и в истории театра

Авторы

  • Ольга Эдуардовна Маркарьян Российский государственный институт сценических искусств https://orcid.org/0000-0002-7831-2958

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.305

Аннотация

Рассматривается восприятие спектакля Московского Художественного театра «Доктор Штокман» 1900 г. в театрально-эстетической мысли начала ХХ в., а также видоизменение образа спектакля в историко-театральной памяти. «Доктор Штокман» — одна из первых постановок пьесы Хенрика Ибсена «Враг народа» в режиссерском театре. Причем Константин Сергеевич Станиславский выступил здесь одновременно как режиссер и как исполнитель главной роли. Образ Томаса Штокмана в интерпретации Станиславского был значительно преобразован: он оказался менее сатирическим и более трогательно-комическим, чем тот же персонаж в пьесе Ибсена. Этот образ многими был воспринят как трагический, несмотря на его комическую природу и даже благодаря ей. Критика чутко уловила здесь повод к полемике. Изменялась сама сущность трагического героя: он спускался с котурн, он больше не был надземным, мог даже стать объектом насмешек. Однако в смешном персонаже Станиславского была исключительность такого рода, как в князе Мышкине Ф. М. Достоевского. Во второй половине ХХ в., после массовых катастроф, которые ставили частного человека перед трагическим выбором, вновь стал актуален невозвышенный герой: один из нас. Это сформировало тип советского героя-шестидесятника, который нашел выражение в творчестве Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы. Хотя созданные ими образы не похожи на образ Штокмана-Станиславского, тем не менее мышление шестидесятников прослеживается в том, как трактовку Станиславского переосмыслили советские историки театра. Сравнительный анализ критических отзывов современников и трудов историков советского времени с позиции нынешнего дня позволяет создать объективную картину спектакля и прояснить ключевые для разных эпох вопросы и понятия.

Ключевые слова:

Ф. М. Достоевский, Х. Ибсен, Доктор Штокман, Враг народа, К. С. Станиславский, Московский Художественный театр, Ю. Д. Беляев, П. М. Ярцев, К. Л. Рудницкий

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Ольга Эдуардовна Маркарьян, Российский государственный институт сценических искусств

аспирантка кафедры русского театра

Библиографические ссылки

Литература

1. Немирович-Данченко, Владимир. Рождение театра. М.: Правда, 1989.

2. Чехов, Антон. Полное собрание сочинений. Гл. ред. Николай Бельчиков. 30 томов. М.: Наука, 1980, т. 9: Письма 1900 — март 1901.

3. Рудницкий, Константин. Русское режиссерское искусство: 1898–1907. Отв. ред. Екатерина Горячкина-Полякова, Олег Фельдман. М.: Наука, 1990.

4. Айхенвальд, Юлий. Этюды о западных писателях. М.: Научное слово, 1910.

5. Иванов, Иван. “Горе героям! (письмо в редакцию)”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1898–1905, сост. Юрий Виноградов, ред. Ольга Радищева, 143–7. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005, т. 1.

6. Беляев, Юрий. “Художественный театр. III. ‘Доктор Штокман’”. В кн. Беляев, Юрий. Статьи о театре, 94–6. СПб.: Гиперион, 2003.

7. Станиславский, Константин. “Моя жизнь в искусстве”. В кн. Станиславский, Константин. Собрание сочинений, гл. ред. Олег Ефремов, 51–498. 9 томов. М.: Искусство, 1988, т. 1.

8. Строева, Марианна. Режиссерские искания Станиславского: 1898–1917. М.: Наука, 1973.

9. А. Б. [Богданович, Ангел]. “Критические заметки. Московский Художественный театр…” В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1898–1905, сост. Юрий Виноградов, ред. Ольга Радищева, 199–206. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005, т. 1.

10. Ярцев, Павел. “Искусство будней (Московский Художественный театр)”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1898–1905, сост. Юрий Виноградов, ред. Ольга Радищева, 189–92. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005, т. 1.

11. Зигфрид [Старк, Эдуард]. “Эскизы. ‘Доктор Штокман’”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1906–1918, сост. Ольга Радищева и Екатерина Шингарёва, 133–5. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007, т. 2.

12. Рудницкий, Константин. “Песни Окуджавы и Высоцкого”. Театральная жизнь, no. 15 (1987): 14–5.

13. Полякова, Елена. Станиславский-актер. М.: Искусство, 1972.

14. Вересаев, Викентий. Воспоминания. 3-е изд. М.; Л.: Гослитиздат, 1946.

15. Н. Р-н [Ракшанин, Николай]. “По театрам”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1898–1905, сост. Юрий Виноградов, ред. Ольга Радищева, 138–41. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005, т. 1.

16. Андреев, Леонид. “Москва. Мелочи жизни [29 октября 1900 г.]”. В кн. Андреев, Леонид. Полное собрание сочинений, гл. ред. Всеволод Келдыш, 153–5. 23 тома. М.: Наука, 2014, т. 13: Статьи, 1895–1900.

17. Достоевский, Фёдор. Полное собрание сочинений, гл. ред. Василий Базанов, подгот. текста и коммент. Анатолий Батюто. 30 томов. Л.: Наука, 1985, т. 28, кн. 2: Письма. 18. Бентли, Эрик. Жизнь драмы. М.: Айрис-пресс, 2004.

18. Бентли, Эрик. Жизнь драмы. М.: Айрис-пресс, 2004.

19. Юрьев, Андрей. “Ибсен на сегодняшней петербургской сцене”. В сб. Новая драма рубежа XIX–XX веков: проблематика, поэтика, пути сценического воплощения: материалы научной конференции, 8–10 ноября 2013 года, ред.-сост. Андрей Юрьев, 307–21. СПб.: СПбГАТИ, 2014.

20. Ибсен, Генрик. “Письма”. В кн. Ибсен, Генрик. Собрание сочинений, общ. ред. Владимир Адмони, коммент. Виктор Берков и Моисей Янковский, 485–823. 4 тома. М.: Искусство, 1958, т. 4.

21. Адмони, Владимир. Генрик Ибсен: очерк творчества. 2-е изд. Л.: Художественная литература, 1989.

22. А. К-ель [Кугель, Александр]. “Заметки о Московском Художественном театре”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1898–1905, сост. Юрий Виноградов, ред. Ольга Радищева, 179–83. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005, т. 1.

23. Андреев, Леонид. “Письма о театре”. В кн. Андреев, Леонид. Собрание сочинений, ред. Ирина Андреева и др., сост. и подгот. текста Владимир Александров и Вадим Чуваков, 510–41. 6 томов. М.: Художественная литература, 1996, т. 6.

24. Иванов, Иван. “От великого до жалкого (окончание)”. Театр и искусство, no. 5 (1900): 98–100.

25. А. К-ель [Кугель, Александр]. “Заметки о Московском Художественном театре”. Театр и искусство, no. 9 (1901): 184–7.

26. Виноградов, Юрий, Ольга Радищева, и Екатерина Шингарева. “Комментарии”. В кн. Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1898–1905, сост. Юрий Виноградов, ред. Ольга Радищева, 129–32. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005, т. 1.

27. Белый, Андрей. “Театр и современная драма”. В кн. Белый, Андрей. Собрание сочинений, сост. и коммент. Лариса Сугай, ред. Александр Поляков и Пётр Апрышко, 20–38. 8 томов. М.: Республика: Дмитрий Сечин, 2012, т. 8.

28. Берковский, Наум. “Достоевский на сцене”. В кн. Берковский, Наум. Литература и театр: статьи разных лет, 558–88. М.: Искусство, 1969.


References

1. Nemirovich-Danchenko, Vladimir. The Birth of Theatre. Moscow: Pravda Publ., 1989. (In Russian)

2. Chekhov, Anton. Complete Works. Ed. By Nicolay Bel’chikov. 30 vols. Moscow: Nauka Publ., 1980, vol. 9: The Letters 1900 — March 1901. (In Russian)

3. Rudnitskii, Konstantin. Russian Directing Art: 1898–1907. Ed. by Ekaterina Goriachkina-Poliakova, Oleg Fel’dman. Moscow: Nauka Publ., 1990. (In Russian)

4. Aikhenval’d, Iulii. Studies on the Western Writers. Moscow: Nauchnoe slovo Publ., 1910. (In Russian)

5. Ivanov, Ivan. “Woe to the Heroes! (Letter to the Editor)”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1898–1905, comp. by Iurii Vinogradov, ed. by Ol’ga Radishcheva, 143–7. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2005, vol. 1. (In Russian)

6. Beliaev, Iurii. “The Art Theatre. III. ‘Doctor Stockmann’”. In Beliaev, Iurii. Stat’i o teatre, 94–6. St. Petersburg: Giperion Publ., 2003. (In Russian)

7. Stanislavskii, Konstantin. “My Life in Art”. In Stanislavskii, Konstantin. Sobranie sochinenii, ed. by Oleg Efremov, 51–498. 9 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1988, vol. 1. (In Russian)

8. Stroeva, Marianna. The Director’s Search of Stanislavsky: 1898–1917. Moscow: Nauka Publ., 1973. (In Russian)

9. A. B. [Bogdanovich, Angel]. “Critical Notes. The Moscow Art Theatre…” In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1898–1905, comp. by Iurii Vinogradov, ed. by Ol’ga Radishcheva, 199–206. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2005, vol. 1. (In Russian)

10. Iartsev, Pavel “The Art of Weekdays (The Moscow Art Theatre)”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1898–1905, comp. by Iurii Vinogradov, ed. by Ol’ga Radishcheva, 189–92. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2005, vol. 1. (In Russian)

11. Zigfrid [Stark, Eduard]. “Stydies. ‘Doctor Stockmann’”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1906–1918, comp. by Ol’ga Radishcheva and Ekaterina Shingareva, 133–5. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2007, vol. 2. (In Russian)

12. Rudnitskii, Konstantin. “Pesni Okudzhavy i Vysotskogo”. Teatral’naia zhizn’, no. 15 (1987): 14–5. (In Russian)

13. Poliakova, Elena. Stanislavskiy the Actor. Moscow: Iskusstvo Publ., 1972. (In Russian)

14. Veresaev, Vikentii. Memoirs. 3rd ed. Moscow; Leningrad: Goslitizdat Publ., 1946. (In Russian)

15. N. R-n [Rakshanin, Nicolay]. “In the Theatres”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1898–1905, comp. by Iurii Vinogradov, ed. by Ol’ga Radishcheva, 138–41. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2005, vol. 1. (In Russian)

16. Andreev, Leonid. “Moscow. The Little Things in Life [October 29, 1900]”. In Andreev, Leonid. Polnoe sobranie sochinenii, ed. by Vsevolod Keldysh, 153–5. 23 vols. Moscow: Nauka Publ., 2014, vol. 13: Articles, 1895–1900. (In Russian)

17. Dostoevskii, Fedor. Complete Works, ed. by. Vasily Bazanov, prepared and comment. by Anatolii Batiuto. 30 vols. Leningrad: Nauka Publ., 1985, vol. 28, bk. 2: Letters. (In Russian)

18. Bentley, Eric. The Life Of Drama. Moscow: Iris-press, 2004. (In Russian)

19. Iur’ev, Andrei. “Ibsen on the Today’s Petersburg Stage”. In Novaia drama rubezha XIX–XX vekov: problematika, poetika, puti stsenicheskogo voploshcheniia: Materialy nauchnoi konferentsii, 8–10 noiabria 2013 goda, ed. and comp. by Andrei Iur’ev, 307–21. St. Petersburg: SPbGATI Publ., 2014. (In Russian)

20. Ibsen, Genrik. “Letters”. In Ibsen, Genrik. Sobranie sochinenii, ed. by Vladimir Admoni, comment. by Viktor Berkov and Moisei Iankovskii, 485–823. 4 vols. Moscow: Iskusstvo Publ., 1958, vol. 4. (In Russian)

21. Admoni, Vladimir. Henrik Ibsen: The Essay About the Creativity. 2nd ed. Leningrad: Khudozhestvennaia literature Publ., 1989. (In Russian)

22. A. K-el’ [Kugel’, Aleksandr]. “Notes About the Moscow Art Theatre”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1898–1905, comp. by Iurii Vinogradov, ed. by Ol’ga Radishcheva, 179–83. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2005, vol. 1. (In Russian)

23. Andreev, Leonid. “Letters About the Theatre”. In Andreev, Leonid. Sobranie sochinenii, ed. by Irina Andreeva et al., comp. and prepared by Vladimir Aleksandrov and Vadim Chuvakov, 510–41. 6 vols. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ., 1996, vol. 6 (In Russian)

24. Ivanov, Ivan. “From the Great to the Pitiful (The End)”. Teatr i iskusstvo, no. 5 (1900): 98–100. (In Russian)

25. A. K-el’ [Kugel’, Alexandr]. “Notes About the Moscow Art Theatre”. Teatr i iskusstvo, no. 9 (1901): 184–7. (In Russian)

26. Vinogradov, Iurii, Ol’ga Radishcheva, and Ekaterina Shingareva. “Comments”. In Moskovskii Khudozhestvennyi teatr v russkoi teatral’noi kritike: 1898–1905, comp. by Iurii Vinogradov, ed. by Ol’ga Radishcheva, 129–32. Moscow: Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2005, vol. 1. (In Russian)

27. Belyi, Andrei. “Theatre and Modern Drama”. In Belyi, Andrei. Sobranie sochinenii, comp. and comment. by Larisa Sugai, ed. by Aleksandr Poliakov and Petr Apryshko, 20–38. 8 vols. Moscow: Respublika: Dmitrii Sechin Publ., 2012, vol. 8. (In Russian)

28. Berkovskii, Naum. “Dostoevsky on the Stage”. In Berkovskii, Naum. Literatura i teatr: Stat’i raznykh let, 558–88. Moscow: Iskusstvo Publ., 1969. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.09.2019

Как цитировать

Маркарьян, О. Э. (2019). Трагическое в смешном: «Доктор Штокман» Станиславского в критике и в истории театра. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(3), 512–523. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.305

Выпуск

Раздел

Театр