О примечательной композиционной разновидности фуг в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.102Аннотация
Статья посвящена фугам баховского ХТК, строящимся по принципу «матрешек». В работе рассмотрены предпосылки к формированию подобных структур и проанализировано несколько их образцов. Наиболее яркими среди них являются фуги G-dur из I тома и E-dur из II тома. В каждой из них непосредственно после экспозиции проводится во всех голосах, соблюдая правила строгой контрэкспозиции, измененная тема (в первом случае обращенная, во втором — сжатая в цепь стретт). Идея фуги в фуге согласуется с тяготением Баха к суперформам. Но если в его циклических сочинениях эта идея реализуется как разрастание вширь, вовне, то в фугах-«матрешках» суперформа растет вглубь, делая структуру внутренне сложной, намного более значительной. Вместе же оба типа суперформ репрезентируют единое устройство большого и малого, единство и стабильность мироздания.
Ключевые слова:
И. С. Бах, Хорошо темперированный клавир, фуга, суперфуга, экспозиция, контрэкспозиция, дополнительное проведение
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.