О примечательной композиционной разновидности фуг в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха

Авторы

  • Кира Иосифовна Южак Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова https://orcid.org/0000-0002-7579-9617

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.102

Аннотация

Статья посвящена фугам баховского ХТК, строящимся по принципу «матрешек». В работе рассмотрены предпосылки к формированию подобных структур и проанализировано несколько их образцов. Наиболее яркими среди них являются фуги G-dur из I тома и E-dur из II тома. В каждой из них непосредственно после экспозиции проводится во всех голосах, соблюдая правила строгой контрэкспозиции, измененная тема (в первом случае обращенная, во втором — сжатая в цепь стретт). Идея фуги в фуге согласуется с тяготением Баха к суперформам. Но если в его циклических сочинениях эта идея реализуется как разрастание вширь, вовне, то в фугах-«матрешках» суперформа растет вглубь, делая структуру внутренне сложной, намного более значительной. Вместе же оба типа суперформ репрезентируют единое устройство большого и малого, единство и стабильность мироздания.

Ключевые слова:

И. С. Бах, Хорошо темперированный клавир, фуга, суперфуга, экспозиция, контрэкспозиция, дополнительное проведение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Кира Иосифовна Южак, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

Литература

1. [Riemann H.] Katechismus der Fugen-Komposition (Analyse von J. S. Bachs «Wohltemperiertem Klavier» und «Kunst der Fuge»). 2. Aufl. In 3 Teilen. Leipzig: M. Hesse, 1906–1907.

2. [Праут Э.] Фуга / пер. с англ. А. Г. Тимашевой-Беринг; под ред. Г. Э. Конюса; предисл. С. И. Танеева. М.: П. Юргенсон, 1900. 238 с.

3. [Праут Э.] Анализ фуг. Продолжение «Фуги», содержащее в себе собрание фуг различных стилей, изложенных в партитурном виде и анализированных / пер. с 3-го англ. изд. В. Беляева. М.: П. Юргенсон, [1913]. 249 с.

4. Czaczkes L. Analyse des Wohltemperierten Klaviers: Form und Aufbau der Fuge bei Bach. Bde. 1–2. Wien: Kaltschmid, 1956. Bd. 1. 236 S. Bd. 2. 319 S.

5. [Misch L.] Unerkannte Formen im Wohltemperierten Klavier: Die c-moll-Fuge und das fis-moll-Präludium des ersten Teils // Die Musikforschung. 1. Jg., 1948. S. 39–47.

6. Дубравская Т. Н. Полифония: Учеб. для высш. школы. М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. 360 с. (Фундаментальный учебник).

7. Милка А. П. Полифония: Учеб. для музык. вузов. Ч. II / науч. ред. К. Южак. СПб.: Композитор, 2016. 248 с.

8. Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. Кн. 2. Фуга: ее логика и поэтика. М.: Композитор, 2007. 800 с.

9. Фраёнов В. П. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1987. 207 с.

10. Чугаев А. Г. Особенности строения клавирных фуг Баха. М.: Музыка, 1975. 255 с.

11. Гершкович Ф. М. Об одной инвенции Иоганна Себастьяна Баха (К вопросу о происхождении венской сонатной формы) // Гершкович Ф. М. О музыке / отв. ред. Л. Гофман. М.: Советский композитор, 1991. С. 190–213.

12. Протопопов В. В. Западноевропейская музыка XVII — первой четверти XIX века. М.: Музыка, 1985. 494 с. (История полифонии. Вып. 3 / под общ. ред. Т. Н. Ливановой).

13. Протопопов В. В. Полифония в русской музыке XVII — начала XX века. М.: Музыка, 1987. 319 с. (История полифонии. Вып. 5).

14. Кюрегян, Т. С. Гомофония и полифония лицом к лицу: смешанные формы // В пространстве смыслов: текст и интертекст: Сб. ст. / отв. ред. Е. Г. Окунева. Петрозаводск: Verso, 2016. С. 44–54.

15. Dürr A. Johann Sebastian Bach — Das Wohltemperierte Klavier. Kassel; Basel etc.: Bärenreiter, 2000. 459 S.

16. Милка А. П. Полифония: Учеб. для музык. вузов. Ч. I / науч. ред. К. Южак. СПб.: Композитор, 2016. 336 с.

17. Фрид Р. З. О художественно-смысловом аспекте строения баховской фуги (К изучению ХТК-II) // Третьи Баховские чтения: Хорошо темперированный клавир, Второй том: Мат-лы науч. конф. 3 мая 1996 / сост. А. П. Милка; науч. ред. К. И. Южак. СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1996. С. 69–79.

18. Кац Б. А. Сюжет в баховской фуге // Советская музыка. 1981. № 10. С. 100–110.

19. Майский В. Л. О композиционной роли обращения темы в инструментальных фугах И. С. Баха // Александр Наумович Должанский (1908–1966). Сборник статей к 100-летию со дня рождения / предисл. и коммент. к статьям К. Южак. СПб.: тип. «Сударыня», 2008. С. 265–292.

20. Keller H. Die Klavierwerke Bachs. Leipzig: C. F. Peters, 1950. 280 S.

21. Южак К. И. Дуэты из Clavier-Übung III: единство в многообразии // Opera musicologica. 2009. № 1 [1]. C. 83–100.

22. David J. N. Das Wohltemperierte Klavier: Der Versuch einer Synopsis. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1962. 92 S.

23. Баранова И. Н. Симметрия музыкальной структуры (на материале советской музыки): дис.… канд. искусствоведения. Л., 1985. 166 с. (машинопись).

24. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Bd. 2. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1921, 1880. [2], XIV, 1014, 20, [3] S.

25. Южак К. И. Фуга: от жанра к форме // Южак К. И. Полифония и контрапункт: вопросы методологии, истории, теории. СПб.: тип. «Сударыня», 2006. Кн. 1. С. 54–62.

Нотные издания

I. Bach J. S. Das wohltemperierte Klavier. Erster Teil. H. 1. BWV 846–853 / Johann Sebastian Bach; bearb. und erläut., mit daran anknüpfend. Beispielen u. Anweisungen für das Studium der modernen Klaviertechnik von Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1975. [2], 53 S. (Busoni-Ausgabe EB 4301a. Johann Sebastian Bach. Klavierwerke I / unter Mitwirkung von Egon Petri und Bruno Mugellini hrsg. von Ferruccio Busoni).

II. Bach J. S. Das wohltemperierte Klavier. Erster Teil. H. 2. BWV 854–861: Instruktive Ausgabe / [hrsg.] von Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf & Härtel, [1975]. [2], 46 S. (Busoni-Ausgabe EB 4301b. Johann Sebastian Bach. Klavierwerke I / unter Mitwirkung von Egon Petri und Bruno Mugellini hrsg. von Ferruccio Busoni).

III. Bach J. S. Das wohltemperierte Klavier. Zweiter Teil. H. II. BWV 877–882 / Johann Sebastian Bach; bearb. und erläut., mit daran anknüpfend. Beispielen u. Anweisungen für das Studium der modernen Klaviertechnik von Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1973. [2], 53 S. (Busoni-Ausgabe № 4302b. Johann Sebastian Bach. Klavierwerke II / unter Mitwirkung von Egon Petri und Bruno Mugellini hrsg. von Ferruccio Busoni).

IV. Bach J. S. Das wohltemperierte Klavier. Zweiter Teil. H. 3. BWV 883–888 / Johann Sebastian Bach; bearb. und erläut., mit daran anknüpfend. Beispielen u. Anweisungen für das Studium der modernen Klaviertechnik von Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1973. 58 S. (Busoni-Ausgabe № 4302c. Johann Sebastian Bach. Klavierwerke II / unter Mitwirkung von Egon Petri und Bruno Mugellini hrsg. von Ferruccio Busoni).

V. [Bach J. S.] The first twenty-four preludes and fugues of the Well-Tempered Clavichord / revis., annotate. and provid. with parallel and suggestions for the study of modern pianoforte-technique by Ferruccio B. Busoni. New York: G. Schirmer, inc., 1926. 207 р.

VI. Бах И. С. Хорошо темперированный клавир. Т. II: 870–893 / ред. Б. Муджеллини. М.: Музыка, [б/г]. 141 с.

VII. Бах И. С. Хорошо темперированный клавир: 48 прелюдий и фуг. Т. I / расположение пьес в порядке трудности, аппликатура пальцев, исполнит. указания и коммент. обраб. Б. Барток. Будапешт: ЕМВ, 1961. 113 c.

VIII. Liber usualis Missæ et Officii pro Dominicis et Festis duplicibus. Cum cantu gregoriano. Romæ; Tornaci, 1904. xxij, 10, 1243 p.

IX. Evangelisches Kirchen-Gesangbuch: Ausgabe für die Nordelbische Evangelisch-Lutherische Kirche. 14. Aufl. der Taschenbuchausgabe. Hamburg: Fr. Wittig, 1987.

References

1. [Riemann H. ] Katechismus der Fugen-Komposition (Analyse von J. S. Bachs «Wohltemperiertem Klavier» und «Kunst der Fuge»). 2. Aufl. In 3 Teilen. Leipzig, M. Hesse, 1906–1907.

2. Praut E. Fuga [Fugue]. Mosсow, P. Iurgenson Publ., 1900, 238 p. (In Russian)

3. Praut E. Analiz fug [Fugal analysis]. Mosсow, P. Iurgenson Publ., 1913, 249 p. (In Russian)

4. Czaczkes L. Analyse des Wohltemperierten Klaviers: Form und Aufbau der Fuge bei Bach. Bde. 1–2. Wien, Kaltschmid, 1956.

5. [Misch L.] Unerkannte Formen im Wohltemperierten Klavier: Die c-moll-Fuge und das fis-moll-Präludium des ersten Teils. Die Musikforschung, 1. Jg., 1948, S. 39–47.

6. Dubravskaia T. N. Polifoniia: ucheb. dlia vyssh. shkoly [Polyphony: Textbook for High School]. Mosсow, Akademicheskii proekt Publ.; Al’ma Mater Publ., 2008, 360 p. (Fundamentalnyi uchebnik). (In Russian)

7. Milka A. P. Polifoniia: ucheb. dlia muzyk. vuzov. Ch. II. [Polyphony: textbook for High school. Pt. II]. St. Petersburg, Kompozitor Publ., 2016, 248 p. (In Russian)

8. Simakova N. A. Kontrapunkt strogogo stilia i fuga. Kn. 2-ia. Fuga: ee logika i poetika [Counterpoint of the strict polyphonic style and Fugue. 2nd Book. Fugue: its logic and poetics]. Moscow, Kompozitor Publ., 2007, 800 p. (In Russian)

9. Fraenov V. P. Uchebnik polifonii [Polyphony textbook]. Mosсow, Muzyka Publ., 1987, 207 p. (In Russian)

10. Chugaev A. G. Osobennosti stroeniia klavirnykh fug Bakha [Compositional features of Bach’s fugues for Clavier]. Mosсow, Muzyka Publ., 1975, 255 p. (In Russian)

11. Gershkovich F. M. Ob odnoi inventsii Ioganna Sebast’iana Bakha (K voprosu o proiskhozhdenii venskoi sonatnoi formy) [About one of Johann Sebastian Bach’s Invention (Concerning origin of the Vienna form)]. Gershkovich F. M. O muzyke [Herschkowitz Ph. M. About Music]. Mosсow, Sovetskii kompozitor Publ., 1991, pp. 190–213.

12. Protopopov V. V. Zapadnoevropeiskaia muzyka XVII — pervoi chetverti XIX veka [West-european music in the 17. — first quarter of the 19. Century]. Mosсow, Muzyka Publ., 1985, 494 p. (Istoriia polifonii. Vyp. 3) [History of Polyphony. Issue 3.] (In Russian)

13. Protopopov V. V. Polifoniia v russkoi muzyke XVII — nachala XX veka [Polyphony in Russian Music of the 17. — early 18. Century]. Mosсow, Muzyka Publ., 1987, 319 p. (Istoriia polifonii. Vyp. 5) [History of Polyphony. Issue 5]. (In Russian)

14. Kiuregian T. S. Gomofoniia i polifoniia litsom k litsu: smeshannye formy [Homophony and Polyphony face to face: mixed forms]. V prostranstve smyslov: tekst i intertekst [In space of meanings: text and intertext]. Petrozavodsk, Verso Publ., 2016, pp. 44–54. (In Russian)

15. Dürr A. Johann Sebastian Bach — Das Wohltemperierte Klavier. Kassel; Basel etc., Bärenreiter, 2000, 459 S.

16. Milka A. P. Polifoniia: ucheb. dlia muzyk. vuzov. Ch. I. [Polyphony: textbook for High school. Pt. I]. St. Petersburg, Kompozitor Publ., 2016, 336 p. (In Russian)

17. Frid R. Z. O khudozhestvenno-smyslovom aspekte stroeniia bakhovskoi fugi (K izucheniiu KhTKII) [On artistic-notional aspect of Bach’s Fugue (To examination of WTC-II)]. Tret’i Bakhovskie chteniia: Khorosho temperirovannyi klavir, Vtoroi tom [The Third Bach-readings: The Well Tempered Clavier-2]. St. Petersburg, SPbGK im. N. A. Rimskogo-Korsakova Press, 1996, pp. 69–79. (In Russian)

18. Kats B. A. Siuzhet v bakhovskoi fuge [Sujet in Bach’s fugue] / [Plot in Bach’s fugue]. Sovetskaia muzyka, [Soviet music], 1981, no. 10, pp. 100–110. (In Russian)

19. Maiskii V. L. O kompozitsionnoi roli obrashcheniia temy v instrumental’nykh fugakh Bakha [On compositional function of a subject’s inversion in Bach’s fugues for instrument]. Aleksandr Naumovich Dolzhanskii (1908–1966): Sbornik statei k 100-letiiu so dnia rozhdeniia [Alexandr Naumovich Dolzhanskii (1908–1966): Collected articles to 100-years birthday]. St. Petersburg, «Sudarynia» Print, 2008, pp. 265–292. (In Russian)

20. Keller H. Die Klavierwerke Bachs. Leipzig, C. F. Peters, 1950, 280 S.

21. Iuzhak K. I. Duety iz Clavier-Übung III: edinstvo v mnogoobrazii [Duos from the Clavier Übung III: The unity in multiformity]. Opera musicologica, 2009, no. 1 [1], pp. 83–100. (In Russian)

22. David J. N. Das Wohltemperierte Klavier: Der Versuch einer Synopsis. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1962. 92 S.

23. Baranova I. N. Simmetriia musykal’noi struktury (na materiale sovetskoi muzyki). Authoref. diss. kand. isk. [Simmetry of musical structure (on a base of the Soviet Music). Diss. of PhD]. Leningrad, 1985, 166 p. (In Russian)

24. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Bd 2. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1921, 1880. [2], XIV, 1014, 20, [3] S.

25. Iuzhak K. I. Fuga: ot zhanra k forme [Fugue: From genre to form]. Iuzhak K. I. Polifoniia i kontrapunkt: Voprosy metodologii, istorii, teorii. Kn. 1-ia [Polyphony and counterpoint: Questions of methodology, history, theory. Book. 1]. St. Petersburg, «Sudarynia» Print, 2006, pp. 54–62. (In Russian)

Music editions

I. Bach J. S. Das wohltemperierte Klavier. Erster Teil. H. 1. BWV 846–853 / bearb. und erläut., mit daran anknüpfend. Beispielen u. Anweisungen für das Studium der modernen Klaviertechnik von Ferruccio Busoni. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1975, [2], 53 S. (Busoni-Ausgabe EB 4301a. Johann Sebastian Bach. Klavierwerke I. Unter Mitwirkung von Egon Petri und Bruno Mugellini hrsg. von Ferruccio Busoni).

II. Bach J. S. Das wohltemperierte Klavier. Erster Teil. H. 2. BWV 854–861 : instruktive Ausgabe. [Hrsg.] von Ferruccio Busoni. Leipzig, Breitkopf & Härtel, [1975], [2], 46 S. (Busoni-Ausgabe EB 4301b. Johann Sebastian Bach. Klavierwerke. Unter Mitwirkung von Egon Petri und Bruno Mugellini hrsg. von Ferruccio Busoni).

III. Bach J. S. Das wohltemperierte Klavier. Zweiter Teil. H. II. BWV 877–882. Bearb. und erläut., mit daran anknüpfend. Beispielen u. Anweisungen für das Studium der modernen Klaviertechnik von Ferruccio Busoni. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1973. [2], 53 S. (Busoni-Ausgabe № 4302b. Johann Sebastian Bach. Klavierwerke II. Unter Mitwirkung von Egon Petri und Bruno Mugellini hrsg. von Ferruccio Busoni).

IV. Bach J. S. Das wohltemperierte Klavier. Zweiter Teil. H. 3. BWV 883–888. Bearb. und erläut., mit daran anknüpfend. Beispielen u. Anweisungen für das Studium der modernen Klaviertechnik von Ferruccio Busoni. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1973, 58 S. (Busoni-Ausgabe № 4302c. Johann Sebastian Bach. Klavierwerke II. Unter Mitwirkung von Egon Petri und Bruno Mugellini hrsg. von Ferruccio Busoni).

V. [Bach J. S.] The first twenty-four preludes and fugues of the Well-Tempered Clavichord. Revis., annotate. and provid. with parallel and suggestions for the study of modern pianoforte-technique by Ferruccio B. Busoni. New York, G. Schirmer, inc., 1926, 207 р.

VI. Bakh I. S. Khorosho temperirovannyi klavir. T. 1I. BWV 870–893 [Well Tempered Clavier. Vol. II: BWV 870–893]. Ed. by Bruno Mudzhellini. Moscow, Muzyka Publ., s. a., 141 p.

VII. Bakh I. S. Khorosho temperirovannyi klavir: 48 preliudii i fug. T. 1 / raspolozhenie p’es v poriadke trudnosti, applikatura pal’tsev, ispolnit. ukazaniia i comment. obrab.: Bela Bartok [Well-tempered clavier: 48 preludes and fugues. Vol. I / layout in the order of difficulty, fingering, performing notes and commentary arranging: Bela Bartók]. Budapest, EMB, 1961, 113 p.

VIII. Liber usualis Missæ et Officii pro Dominicis et Festis duplicibus. Cum canto gregoriano. Romæ; Tornaci, Descleé, Lefebvre et Soc., 1904, xxij, 10*, 1243 p.

IX. Evangelisches Kirchen-Gesangbuch: Ausgabe für die Nordelbische Evangelisch-Lutherische Kirche. 14. Aufl. der Taschenbuchausgabe. Hamburg, Fr. Wittig, 1987.

Загрузки

Опубликован

23.03.2018

Как цитировать

Южак, К. И. (2018). О примечательной композиционной разновидности фуг в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(1), 17–36. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.102

Выпуск

Раздел

Музыка