Некоторые вопросы художественного оформления оклада Нового Завета 1702 года издания из собрания Эрмитажа

Авторы

  • Ольга Никандровна Мальцева Государственный Эрмитаж
  • Полина Вадимовна Западалова Государственный Русский Музей https://orcid.org/0000-0003-4624-445X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.309

Аннотация

Статья посвящена Новому Завету в драгоценном окладе — изданию московской печати 1702 г., преподнесенному блюстителем патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном Яворским новорожденному царевичу Петру Петровичу, появившемуся на свет 28 октября 1715 г. В 1881 г. книга была вложена в ризницу Спасского собора Зимнего дворца. И издание, и его оклад принадлежат культуре петровского времени. Украшение книги датируется временем между 1702 и 1715 г. Подарок, сделанный царевичу, тесно связан с биографией рязанского митрополита, известного своими «словесными дарами» царю — проповедями, прославляющими Петра I, а также в качестве ктитора — заказчика храмовой утвари и икон. Дата поднесения Нового Завета (12 ноября 1715 г.) близка времени письма Стефана Яворского к Петру (14 ноября), содержащего поздравления с рождением сына и просьбу отпустить его на освящение главной церкви будущего Нежинского монастыря, «в ней же и о новорожденном царевиче принесется умилостивительная Богу жертва». Драгоценный подарок — Новый Завет 1702 г. издания в изысканном окладе, очевидно, должен был усилить ходатайство рязанского митрополита. Исключительные по выразительности живописные вставки на окладе, созданные одним из лучших московских иконописцев, свидетельствуют о блюстителе патриаршего престола как о тонком ценителе иконописи. Дробницы с оплечными изображениями евангелистов и Распятием Христовым исполнены в традициях иконописания Оружейной палаты и принадлежат к памятникам ведущего стилистического направления в живописи Москвы конца XVII — начала XVIII в. Общая композиция декорации оклада Нового Завета, предназначенного для личного использования, восходит к оформлению роскошных богослужебных Евангелий.

Ключевые слова:

Стефан Яворский, царевич Петр Петрович, цесаревич Павел Петрович, драгоценный оклад, евангелисты, Петр I, искусство начала XVIII в., Нежинский монастырь, живоподобие, Дмитрий Логинов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Баддлей, Ориана, Эрлин Брюннер, и Юрий Пятницкий, ред. Синай. Византия. Русь. Православное искусство с 6 до начала 20 века. Каталог выставки. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2000.

2. Семевский, Михаил. Описи орденов, разных вещей и драгоценностей императора Павла I, с распределением их по смерти императора, в 1801 г., разным лицам. М.: Унив. тип., 1867.

3. Кузнецова, Лилия. “О некоторых вещах из ризницы Большого собора Зимнего дворца, переданных в собрание Эрмитажа”. В сб. Собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце как памятник духовной и материальной культуры. Материалы научной конференции, 27–31. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998.

4. Сидоров, Алексей. Древнерусская книжная гравюра. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951.

5. Гусева, Александра. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М.: Индрик, 2010.

6. Ходько, Юлия. “Гравюры неизвестного московского издания Нового Завета 1712 года в контексте истории оформления кириллической книги 1710–1730-х годов”. Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. Научно-теоретический журнал, no. 3. (2020): 134–42.

7. Шимко, Иван. Патриарший казенный приказ. Его внешняя история, устройство и деятели. М.: Типо-лит. тов. И. Н. Кушнерев и Кo, 1894.

8. Быкова, Юлия. “Ювелиры, работавшие по царскому заказу в России в петровское время. Биография. Организация труда. Стилистика”. Культура и искусство, no. 12 (2020): 27–51.

9. Никодим, архим. Неизданные проповеди местоблюстителя патриаршего престола рязанского митрополита Стефана Яворского. М.: [б. и.], 1863.

10. Маслов, Сергей. Библиотека Стефана Яворского. Киев: Тип. М. Т. Мейнандера, 1914.

11. Гумилевский, Дмитрий (архим. Филарет). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов: Губерн. тип., 1873, кн. 3.

12. Воскресенский, Николай. Законодательные акты Петра I. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1945.

13. Походный журнал [Петра Великого] 1715 года. СПб.: [б. и.], 1855.

14. Рункевич, Стефан. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб.: Тип. Монтвида, 1906.

15. Сосновцева, Ирина, и Полина Западалова, сост. Осень русского Средневековья. Искусство XVII века в собрании Русского музея. Альманах. СПб.: Palace Editions, 2018, вып. 535.

16. Книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022.

17. Черненилова, Лариса. Волшебная нить. Лицевое и орнаментальное шитье XVI — начала XVIII века из собрания музея «Новый Иерусалим». Каталог. М.: Голден-Би, 2013.

18. Борисова, Татьяна, и Светлана Зюзева, сост. Рукописные и печатные Евангелия XIII — начала XX века в собрании Музеев Московского Кремля. 2 тома. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль», 2019, т. 1.

19. Борисова, Татьяна, и Светлана Зюзева, сост. Рукописные и печатные Евангелия XIII — начала XX века в собрании Музеев Московского Кремля. 2 тома. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль», 2019, т. 2.

20. Кочетков, Игорь, ред. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. М.: Индрик, 2003.

21. Мартынова, Марина. Московская эмаль XV–XVII веков. Каталог. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль», 2002.

22. Меняйло, Виктория. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Каталог. М.: Красная площадь, 2005.

23. Николаева, Мария. Иконостасное строительство последней трети XVII века: «столярство и резьба», золочение, иконописные работы. Новодевичий, Донской, Высоко-Петровский, Симонов монастыри. М.: БуксМАрт, 2020.

24. Толстая, Татьяна, сост. Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы. Каталог. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль», 2011.

25. Вьюева, Наталья. Иконы живописца Василия Познанского в церкви Распятия Большого Кремлевского дворца. М.: Голден-Би, 2011.

26. Шведова, Марина. “Иконостасы эпохи барокко в Новодевичьем монастыре”. В сб. Государственный исторический музей. Забелинские чтения. 1993. Труды ГИМ, 256–71. М.: [б. и.], 1995.

27. Успенский, Александр. Царские иконописцы и живописцы XVII в. Словарь. М.: Тип. П. П. Сойкина, 1910.

28. Бусева-Давыдова, Ирина. Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна: поиски сакрального образа. М.: БуксМАрт, 2019.

29. Есенина, Светлана, и Оксана Сахарова. Иконы Рязани. 2 тома. М.: Северный паломник, 2021, т. 1.

30. Симон Ушаков — царский изограф. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2015.

31. Коробко, Ольга, и Галина Ченская, сост. «Писал сий образ…». Подписная икона и молитвенный образ в собрании Государственного музея истории религии. Каталог. 2 тома. СПб.: ООО «Первый издательско-полиграфический холдинг», 2020, т. 1: Андреев Алексей — Людмила, монахиня.

32. Максимова, Галина. “Особенности композиции главного иконостаса церкви Святого Иоанна Воина на улице Якиманка”. Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки и искусство 175, no. 2 (2018): 199–216.

References

1. Baddlei, Oriana, Erlin Briunner, and Iurii Piatnitskii, ed. Sinai. Byzantium. Rus. Ortodox art from the 6th to the beginning of the 20th century. Exhibition catalogue. St. Petersburg: Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2000. (In Russian)

2. Semevskii, Mikhail. List of orders, different things and jewels with their distribution after the emperor’s death, in 1801, among various persons. Moscow: Universitetskaia tipografiia Publ., 1867. (In Russian)

3. Kuznetsova, Liliia. “About some things from the sacristy of the Great Cathedral of the Winter Palace, transferred to the Hermitage collection”. In Sobor Spasa Nerukotvornogo obraza v Zimnem dvortse kak pamiatnik dukhovnoi I materialnoi kulturi. Materiali nauchnoi konferentsii, 27–31. St. Petersburg: Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 1998. (In Russian)

4. Sidorov, Alexei. Old Russian book engraving. Moscow: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1951. (In Russian)

5. Guseva, Alexandra. A list of Russian books printed in Cyrillic in the 18th century from the Moscow and St. Petersburg printing houses and a universal method for their identification. Moscow: Indrik Publ., 2010. (In Russian)

6. Khod’ko, Iulia. “Engravings of the unknown Moscow edition of the New Testament of 1712 in the context of the history of the design of the Cyrillic book in 1710–1730s”. Novoe iskusstvoznanie. Istoriia, teoriia I filosofiia iskusstva. Nauchno-teorticheskii zhurnal, no. 3. (2020): 134–42. (In Russian)

7. Shimko, Ivan. Patriarchal government order. Its external history, structure and figures. Moscow: Tipo-litografiia tovarishchestva I. N. Kushnerev i Ko Publ., 1894. (In Russian)

8. Bykova, Iulia. “Jewelers, who worked on the tsar’s order in Russia in Peter’s time. Biography. Organization of work. Style”. Kultura i iskusstvo, no. 12 (2020): 27–51. (In Russian)

9. Nikodim, archimandrite. Unpublished sermons of the locum tenens patriarchal see and the Metropolitan of Ryazan Stefan Yavorsky. Мoscow: [s. n.], 1863. (In Russian)

10. Maslov, Sergey. Library of Stefan Yavorsky. Kiev: Tipografia M. T. Meinandera Publ., 1914. (In Russian)

11. Gumilewskii, Dmitrii (archimandrite Filaret). Historical-statistical description of the Chernigov eparchy. Chernigov: Gubernskaia tipografiia Publ., 1873, vol. 3.

12. Voskresenskii, Nikolai. Legislative acts of Peter I. Moscow; Leningrad: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR Publ., 1945. (In Russian)

13. Field Journal [of Peter the Great] of 1715. St. Petersburg: [s. n.], 1855. (In Russian)

14. Runkevich, Stefan. Bishops of Peter’s epoch in their correspondence with Peter the Great. St. Petersburg: Tipografia Montvida Publ., 1906. (In Russian)

15. Sosnovtseva, Irina, and Polina Zapadalova, comp. Autumn of the Russian Middle Ages. Art of the 17th century in the collection of the Russian Museum. Almanac. St. Petersburg: Palace Editions Publ., 2018, iss. 535. (In Russian)

16. Books published in the reign of Peter the Great. St. Petersburg: Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2022. (In Russian)

17. Chernenilova, Larisa. Magic thread. Figurative and ornamental embroidery of the 16th — early 18th centuries from the collection of the New Jerusalem Museum. Catalog. Moscow: Golden-Bi Publ., 2013. (In Russian)

18. Borisova, Tatiana, and Svetlana Ziuzeva, comp. Handwritten and printed Gospels of the 13th — early 20th centuries in the collection of the Moscow Kremlin Museums. 2 vols. Moscow: Gosudarstvennyi istoriko-kul’turnyi muzei-zapovednik “Moskovskii Kreml’” Publ., 2019, vol. 1. (In Russian)

19. Borisova, Tatiana, and Svetlana Ziuzeva, comp. Handwritten and printed Gospels of the 13th — early 20th centuries in the collection of the Moscow Kremlin Museums. 2 vols. Moscow: Gosudarstvennyi istoriko-kul’turnyi muzei-zapovednik “Moskovskii Kreml’” Publ., 2019, vol. 2. (In Russian)

20. Kochetkov, Igor’, ed. Dictionary of russian icon-painters of the 11th–17th centuries. Moscow: Indrik Publ., 2003. (In Russian)

21. Martynova, Marina. Moscow enamel of the 15th–17th centuries. Catalog. Moscow: Gosudarstvennyi istoriko-kul’turnyi muzei-zapovednik “Moskovskii Kreml’” Publ., 2002. (In Russian)

22. Meniailo, Victoria. Icons from the Ascension Monastery of the Moscow Kremlin. Catalog. Moscow: Krasnaia ploshchad’ Publ., 2005. (In Russian)

23. Nikolaeva, Mariia. Construction of the ikonostasis in the last third of the 17th century: “carpentry and carving”, gilding, icon-painting works. Novodevichy, Donskoy, Vysokopetrovsky, Simonov monasteries. Moscow: BuksMArt Publ., 2020. (In Russian)

24. Tolstaia, Tatiana, comp. Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. Iconostases. Catalog. Moscow: Gosudarstvennyi istoriko-kul’turnyi muzei-zapovednik “Moskovskii Kreml’” Publ., 2011. (In Russian)

25. Viueva, Natalia. Icons of the painter Vasily Poznansky in the Crucifixion Church of the Grand Kremlin Palace. Moscow: Golden-Bi Publ., 2011. (In Russian)

26. Shvedova, Marina. “Iconostases of the Baroque era in the Novodevichy monastery”. In Gosudarstvennyi istoricheskii musei. Zabelinskie chteniia. 1993. Trudy GIM, 256–71. Moscow: [s. n.], 1995. (In Russian)

27. Uspenskyii, Alexander. Tsar’s iconographers and painters of the 17th century. Dictionary. Moscow: Tipografia P. P. Soikina Publ., 1910. (In Russian)

28. Buseva-Davydova, Irina. Russian icon painting from Armory Chamber Workshop to Art Nouveau: the search for a sacred image. Moscow: BooksMART Publ., 2019. (In Russian)

29. Esenina, Svetlana, and Oksana Sakharova. Ryazan Icons. 2 vols. Мoscow: Severny palomnik Publ., 2021, vol. 1. (In Russian)

30. Simon Ushakov — isographer of tsar. Moscow: Gosudarstvennaia Tretiakovskaia galereia Publ., 2015. (In Russian)

31. Korobko, Olga, and Galina Chenskaia, comp. “This image was painted by…”. Signed icons and prayer images in the collection of the State Museum of the History of Religion. Catalog. 2 vols. St. Petersburg: Pervyi izdatelsko-poligraficheskii kholding Publ., 2020, vol. 1: Andreev Alexey — Lyudmila, nun. (In Russian)

32. Maksimova, Galina. “Compositional features of the main iconostasis of the Church of St. John the Warrior on Yakimanka Street”. Izvestiia Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriia 2. Gumanitarnye nauki i iskusstva 175, no. 2 (2018): 199–216. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Мальцева, О. Н., & Западалова, П. В. (2024). Некоторые вопросы художественного оформления оклада Нового Завета 1702 года издания из собрания Эрмитажа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(3), 599–614. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.309

Выпуск

Раздел

Декоративно-прикладное искусство