Монументальность новой русской скульптуры. Эпизод 2: «Стена скорби»

Авторы

  • Александр Олегович Котломанов Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица; Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-1917-2510

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2017.405

Аннотация

Статья продолжает материал, опубликованный в предыдущем выпуске журнала [1]. Анализируются актуальные тенденции русской монументальной скульптуры в контексте обсуждения новых скульптурных мемориалов, появившихся в недавнее время в Москве. Основной акцент сделан на истории с сооружением мемориала памяти жертв политических репрессий в Москве. Отдельно рассматривается творчество известного российского скульптора Георгия Франгуляна, чьи произведения играют заметную роль в формировании представлений о последних тенденциях в художественной культуре России. В качестве сравнительных примеров используются яркие образцы европейской и американской скульптуры последних десятилетий, работы Генри Мура, Альфреда Хрдлички, Ричарда Серры. Тема монументов и мемориалов раскрывается в контексте художественной проблематики, урбанистической ситуации, общественно-политических тенденций. Монументальная скульптура понимается как симптом состояния российского общества, одна из форм социального мировоззрения.

Ключевые слова:

современная скульптура, монументальная скульптура, мемориалы, городская скульптура, паблик-арт, русская скульптура, советская скульптура, Георгий Франгулян

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александр Олегович Котломанов, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица; Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения

Библиографические ссылки

Литература

1. Котломанов А. О. Монументальность новой русской скульптуры. Эпизод 1: памятник князю Владимиру // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2017. Т. 7, вып. 3. С. 342–359.

2. Турчин В. С. Монументы и города. Взаимосвязь художественных форм монументов и городской среды. М.: Советский художник, 1982. 160 с.

3. Ревзин Г. И. Памятная история // Коммерсантъ Власть. 2015. № 11. С. 44.

4. Базазьянц С. Б. Художник, пространство, среда. Монументальное искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и город. М.: Советский художник, 1983. 240 с.

5. Moore H. Writings and Conversations / ed. by A. Wilkinson. Berkeley: University of California Press, 2002. 320 p.

6. Нордвик В. «Стена скорби» — моя миссия»: беседа со скульптором Георгием Франгуляном, которому предстоит создать мемориал в память о жертвах политических репрессий // Родина. 2016. № 2. С. 56–65.

7. Победа в конкурсе по созданию памятника жертвам политических репрессий // Сайт скульптора Георгия Франгуляна. URL: http://www.georgy-frangulyan.ru/news/pobeda-v-konkurse-po-sozdaniyu-pamyatnika-zhertvam-politicheskikh-repressiy/ (дата обращения: 20.05.2017).

8. Полякова Н. И. Скульптура и пространство. Проблема соотношения объема и пространственной среды. М.: Советский художник, 1982. 200 с.

9. Causey A. Sculpture since 1945. Oxford; New York: Oxford University Press, 1988. 304 p.

References

1. Kotlomanov A. O. Monumental’nost’ novoi russkoi skul’ptury. Epizod 1: pamiatnik kniaziu Vladimiru [The monumentality of the new Russian sculpture. Episode 1: Monument to Prince Vladimir]. Vestnik SPbSU. Arts, 2017, vol. 7, issue 3, pp. 342–359. (In Russian)

2. Turchin V. S. Monumenty i goroda. Vzaimosviaz’ khudozhestvennykh form monumentov i gorodskoi sredy [Monuments and cities. The relationship of monumental forms and the urban environment]. Moscow, Soviet Artist Publ., 1982. 160 p. (In Russian)

3. Revzin G. I. Pamiatnaia istoriia [Memorable history]. Kommersant Vlast’, 2015, no 11, p. 44. (In Russian)

4. Bazaz’yants S. B. Khudozhnik, prostranstvo, sreda. Monumental’noye iskusstvo i yego rol’ v formirovanii dukhovno-material’nogo okruzheniia cheloveka. Khudozhnik i gorod [Artist, space, environment. Monumental art and its role in the formation of the spiritual and material environment of man. Artist and city]. Moscow, Soviet Artist Publ., 1982. 240 p. (In Russian)

5. Moore H. Writings and Conversations. Ed. by A. Wilkinson. Berkeley, University of California Press, 2002. 320 p.

6. Nordvik V. «Stena skorbi» — moia missiia». Beseda so skul’ptorom Georgiem Frangulianom, kotoromu predstoit sozdat’ memorial v pamiat’ o zhertvakh politicheskikh repressii [“The Wall of Grief is my mission”. A conversation with the sculptor Georgy Frangulyan, who will create a memorial in memory of the victims of political repression]. Rodina, 2016, no. 2, pp. 56–65. (In Russian)

7. Pobeda v konkurse po sozdaniu pamiatnika zhertvam politicheskikh repressii [Victory in the competition to create a monument to victims of political repression]. Sayt skul’ptora Georgiia Franguliana [Site of sculptor Georgy Frangulyan]. Available at: http://www.georgy-frangulyan.ru/news/pobeda-v-konkurse-po-sozdaniyu-pamyatnika-zhertvam-politicheskikh-repressiy/ (accessed 20.05.2017). (In Russian)

8. Polyakova N. I. Skul’ptura i prostranstvo. Problema sootnosheniia ob”ema i prostranstvennoi sredy [Sculpture and space. The problem of the relationship between volume and spatial environment]. Moscow, Soviet Artist Publ., 1982. 200 p. (In Russian)

9. Causey A. Sculpture since 1945. Oxford, New York, Oxford University Press, 1988. 304 p.

Загрузки

Опубликован

18.10.2017

Как цитировать

Котломанов, А. О. (2017). Монументальность новой русской скульптуры. Эпизод 2: «Стена скорби». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 7(4), 436–452. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2017.405

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>