Паблик-арт: страницы истории. Феномен контр-монумента и кризис мемориальной традиции в современной монументальной скульптуре

Авторы

  • Александр Олегович Котломанов Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица; Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-1917-2510

Аннотация

Статья посвящена проблемам эволюции жанра контр-монумента в зарубежной скульптуре второй половины XX — начала XXI века. Рассматривается круг вопросов, связанных с причинами появления подобного направления, его связи с идеями «общественного искусства» (паблик-арта) и общим кризисом монументальной скульптуры. Прослеживается история наиболее выдающихся памятников мемориальной скульптуры в Западной Европе после Второй мировой войны. Проводится сравнительный анализ стилистических характеристик советских военных мемориалов и альтернативных форм мемориализации в практике современной зарубежной скульптуры. Отдельно анализируются примеры контр-монументов в современной Германии. Заключительная часть статьи связана с анализом мемориалов Холокоста, установленных в Вене и Берлине в 2000-х годах и до сих пор вызывающих дискуссии по поводу адекватности воплощения в них идей памяти и покаяния.

Ключевые слова:

современная скульптура, монументальная скульптура, паблик-арт, Осип Цадкин, Генри Мур, Рейчел Уайтрид, Питер Айзенман

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Олегович Котломанов, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица; Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Библиографические ссылки

Литература

1. Moore H. Writings and Conversations / ed. by A. Wilkinson. Berkeley: University of California Press, 2002. 320 p.

2. Бартке Э., Кухирт У., Людеке Х. Памятник в Бухенвальде / пер. с нем. Д. Аркиной. М.: Искусство, 1966. 98 с.

3. Holocaust monuments and counter-monuments. URL: http://www.yadvashem.org/odot_pdf/Microsoft%20Word%20-%203659.pdf (дата обращения: 28.10.2014).

4. Barris R. Architectures of memory and counter-memory: Berlin and Bucharest. URL: http://www.radford.edu/rbarris/research/Architectures%20of%20Memory%201.pdf (дата обращения: 28.10.2014).

5. Young J. E. The counter-memorial: Memory against itself in Germany today // Critical Inquiry. 1992. Vol. 18, N 2. P. 267–296.

6. Miles M. Remembering the unrememberable — the Harburg monument against fascism (Jochen and Esther Shalev Gerz, 2009) // Dokumentas, Straipsnis leidinyje: Meno istorija ir kritika. 2010. N 6. P. 63–71.

7. Widrich M. The willed and the unwilled monument. Judenplatz Vienna and Riegl’s Denkmalpflege // Journal of the Society of Architectural Historians. 2013. N. 3. P. 382–398.

8. Whiteread R. Carving space: interview with D. Silvester // Tate. 1999. N 17. P. 40–47.

9. Young J. E. Memory and counter-memory. The end of the monument in Germany // Harvard design magazine. 1999. N 9. P. 1–10.

References

1. Moore H. Writings and Conversations / ed. by A. Wilkinson. Berkeley: University of California Press, 2002. 320 p.

2. Bartke E., Kukhirt U., Liudeke Kh. Pamiatnik v Bukhenval'de, per. s nem. D. Arkinoi. M.: Iskusstvo, 1966. 98 s.

3. Holocaust monuments and counter-monuments. URL: http://www.yadvashem.org/odot_pdf/Microsoft%20Word%20-%203659.pdf (data obrashcheniia: 28.10.2014).

4. Barris R. Architectures of memory and counter-memory: Berlin and Bucharest. URL: http://www.radford.edu/rbarris/research/Architectures%20of%20Memory%201.pdf (accessed: 28.10.2014).

5. Young J. E. The counter-memorial: Memory against itself in Germany today, Critical Inquiry. 1992. Vol. 18, N 2. P. 267–296.

6. Miles M. Remembering the unrememberable — the Harburg monument against fascism (Jochen and Esther Shalev Gerz, 2009), Dokumentas, Straipsnis leidinyje: Meno istorija ir kritika. 2010. N 6. P. 63–71.

7. Widrich M. The willed and the unwilled monument. Judenplatz Vienna and Riegl’s Denkmalpflege, Journal of the Society of Architectural Historians. 2013. N. 3. P. 382–398.

8. Whiteread R. Carving space: interview with D. Silvester, Tate. 1999. N 17. P. 40–47.

9. Young J. E. Memory and counter-memory. The end of the monument in Germany, Harvard design magazine. 1999. N 9. P. 1–10.

Загрузки

Опубликован

07.10.2018

Как цитировать

Котломанов, А. О. (2018). Паблик-арт: страницы истории. Феномен контр-монумента и кризис мемориальной традиции в современной монументальной скульптуре. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 5(1), 54–71. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2290

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>