Климент Квитка и народная скрипка в ранних полевых исследованиях Московской консерватории

Авторы

  • Елена Викторовна Битерякова Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского https://orcid.org/0000-0001-8799-1318

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2025.101

Аннотация

Статья посвящена народным скрипичным традициям, бытовавшим на территории современной Брянской области до Великой Отечественной войны. Зафиксированное единичными экспедициями Московской консерватории в середине ХХ в., искусство брянских скрипачей остается слабо изученным по сравнению с наследием смоленских, псковских, тверских и курских музыкантов. Инициатором исследования народной скрипки на курских, смоленских и брянских территориях стал Климент Квитка (1880–1953), возглавивший в 1937 г. фольклорный отдел Кабинета по изучению музыкального творчества народов СССР в Московской консерватории. Им осуществлены первые полевые звукозаписи курских и смоленских скрипачей (в 1937, 1940 гг.). Изучение музыкального фольклора Брянщины, прежде всего в той части области, которая ранее относилась к Черниговской губернии, было начато К. В. Квиткой в 1951 г. Но знаменательные встречи с местными народными скрипачами произошли уже после его смерти. Заслуга фиксации редких скрипичных образцов в Стародубском и Жирятинском районах области принадлежит его коллегам Л. А. Бачинскому и К. Г. Свитовой (1953), а также студенту консерватории В. Л. Живову (1962). После ухода К. В. Квитки из жизни этот проект в Московской консерватории был закрыт, и запись 1962 г. уже носила случайный характер. Фактически на сегодняшний день представления этномузыкологов о бытовании народной скрипки на Брянщине ограничены двумя полевыми сеансами. Тем не менее и этот ограниченный объем полевых материалов (аудиозаписи, рукописные этнографические заметки, фотографии) дает некоторое представление о местной скрипичной школе: о разнообразном репертуаре народных исполнителей, об их активном участии в обрядовых действах (в свадьбе), особенностях сольной и ансамблевой игры. Все эти вопросы рассмотрены в статье в свете наблюдений К. В. Квитки, отраженных в печатных и рукописных источниках.

Ключевые слова:

Климент Квитка, Московская консерватория, народная скрипка, экспедиции 1950-х — начала 1960-х годов, Владимир Живов, Лев Бачинский, инструментальные сеансы звукозаписи, брянские народные исполнители, полевые материалы

Скачивания

 

Библиографические ссылки

Литература

1. Квитка, Климент. “Флейта Пана в Коми АССР (подг. к публ. и коммент. Н. И. Жулановой)”. В кн. Из архива Кабинета народной музыки Московской консерватории, 36–49. М.: МГК, 2007. (Научные труды Московской гос. консерватории имени П. И. Чайковского, вып. 61).

2. Гордиенко, Олег. “Из материалов смоленской экспедиции К. В. Квитки”. Вопросы этномузыкознания 8, no. 3 (2014): 102–13.

3. Квитка, Климент. “Парная флейта (публ. О. В. Гордиенко)”. Вопросы этномузыкознания 13, no. 4 (2015): 5–51.

4. Музыкальный фольклор села Мишковка в записях 1950-х годов. Сост., предисл. и коммент. Елены Битеряковой, подгот. текстов Елены Битеряковой и Ольги Ивановой. Брянск: Автографф, 2023. (Антология фольклора Брянской области, вып. 5, ч. 2).

5. Квитка, Климент. “Профессиональные народные певцы и музыканты на Украине (программа для исследования их деятельности и быта)”. В кн. Квитка, Климент. Избранные труды в двух томах, сост. и коммент. Владимира Гошовского, общ. ред. Петра Богатырева, 279–325. М.: Советский композитор, 1973, т. 2.

6. Квитка, Климент. “К изучению украинской народной инструментальной музыки”. В кн. Квитка, Климент. Избранные труды в двух томах, сост. и коммент. Владимира Гошовского, общ. ред. Петра Богатырева, 251–76. М.: Советский композитор, 1973, т. 2.

7. Мациевский, Игорь. “Социопсихологические поиски Климента Квитки и современная этномузыковедческая практика в Восточной Европе и Центральной Азии”. В кн. Мациевский, Игорь. В пространстве музыки, 175–86. СПб.: РИИИ, 2013, т. 2.

8. Смирнов, Борис. Народные скрипичные наигрыши (записанные на родине М. Глинки). Под общ. ред. Сергея Аксюка. М.: Советский композитор, 1961.

9. Казанская, Татьяна. “Традиционное искусство русских народных скрипачей (на материале инструментального фольклора Смоленской области)”. Дис. канд. иск., Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1990.

10. Казанская, Татьяна. Традиционное искусство смоленских скрипачей: экспедиционные материалы и исследование Т. Н. Казанской. М.: РАМ им. Гнесиных, 2022. (Смоленский музыкально-этнографический сборник, вып. 6).

11. Казанская, Татьяна. “О традиционном искусстве народных скрипачей Смоленщины”. В сб. Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных, сост. Владимир Харьков, 79–111. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1974, вып. 15.

12. Музыкальный фольклор Жирятинского и Севского районов в записях В. Л. Живова 1962 года. Сост., предисл., коммент., подгот. текстов Елены Битеряковой, науч. ст. Олега Гордиенко. Брянск: Аверс, 2024. (Антология фольклора Брянской области, вып. 7).

13. Банин, Александр. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М.: ГРЦРФ, 1997.

14. Шнитман, Галина. “Скрипка на белорусской свадьбе в народных представлениях и этнографических материалах XIX века”. В сб. Проблемы когнитивной музыкологии: тезисы и рефераты докладов Междунар. науч.-теорет. конф. (Санкт-Петербург, 1–2 июня 2009 г.), отв. ред. и сост. Игорь Мациевский, 42–5. СПб.: РИИИ, 2009.

15. Величкина, Ольга. “Скрипичная музыка в русской народной свадьбе”. Дипл. работа, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1987.

16. Полякова, Алла. Традиция скрипичной игры Западнодвинского района Тверской области. Ред. Ксения Мехнецова. Саратов: Амирит, 2023. (Хрестоматия по музыкальному фольклору из экспедиционных коллекций Фольклорно-этнографического центра им. А. М. Мехнецова СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова, вып. 9).

17. Квитка, Климент. “Об изучении быта лирников”. В кн. Квитка, Климент. Избранные труды в двух томах, сост. и коммент. Владимира Гошовского, общ. ред. Петра Богатырева, 327–45. М.: Советский композитор, 1973, т. 2.

18. Стеньшевский, Ян. “Скрипка и игра на скрипке в польской народной традиции”. В сб. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка в двух частях, под общ. ред. Евгения Гиппиуса, 48–77. М.: Советский композитор, 1988, ч. 2.

19. Моисеев, Григорий. “‘Во дни балетов и блинов…’ Отражение столичной балетной жизни в дневниках великого князя Константина Николаевича”. Научный вестник Московской консерватории 14, no. 4 (2023): 674–750. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2023.55.4.04

20. Полякова, Алла. Скрипка в народных традициях Псковской области. Науч. ред. Галина Лобкова. СПб.: [б. и.], 2014. (Хрестоматия по музыкальному фольклору из экспедиционных коллекций ФЭЦ им. А. М. Мехнецова СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова, вып. 3).

21. Свитова, Клавдия. Народные песни Брянской области. Ред. Лев Лебединский. М.: Музыка, 1966.

22. Квитка, Климент. “Несколько слов о русском гудке”. В кн. Квитка, Климент. Избранные труды в двух томах, сост. и коммент. Владимира Гошовского, общ. ред. Петра Богатырева, 206–16. М.: Советский композитор, 1973, т. 2.

23. Mahler, Elsa. Altrussische Volkslieder aus Pečoryland. Basel: Bärenreiter-Verlag, [1951].

Источники

I. НЦНМ.РФ. Инв. 0991. Прудникова, Ирэна, Р. Шавердова. Народные песни Семеновского района Черниговской области (по материалам фольклорной экспедиции 1954 года). Рукопись.

II. РНММ. Ф. 275. Ед. хр. 239. Квитка, Климент. Материалы о скрипке [1940].

References

1. Kvitka, Kliment. “Pan flute in the Komi ASSR (publ. and comment. by Nadezhda Zhulanova)”. In Iz arhiva Kabineta narodnoi muzyki Moskovskoi konservatorii, 36–49. Moscow: Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia Publ., 2007. (Nauchnye trudy Moskovskoi gosudarstvennoi konservatorii imeni P. I. Chaikovskogo, iss. 61). (In Russian)

2. Gordienko, Oleg. “From the materials of the Smolensk expedition by Kliment Kvitka”. Voprosy etnomuzykoznania 8, no. 3 (2014): 102–13. (In Russian)

3. Kvitka, Kliment. “The Pair Flute (publ. by Oleg Gordienko)”. Voprosy etnomuzykoznania 13, no. 4 (2015): 5–51. (In Russian)

4. Musical folklore of the village of Mishkovka in recordings of the 1950s. Comp., preface, comment. by Elena Biteriakova, texts’ prep. by Elena Biteriakova and Olga Ivanova. Bryansk: Avtograff Publ., 2023. (Antologiia fol’klora Brianskoi oblasti, iss. 5, pt. 2). (In Russian)

5. Kvitka, Kliment. “Professional folk singers and musicians in Ukraine (a program for the study of their activities and everyday life)”. In Kvitka, Kliment. Izbrannye trudy v dvukh tomakh, comp. and comment. by Vladimir Goshovskii, ed. by Peter Bogatyrev, 279–325. Moscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1973, vol. 2. (In Russian)

6. Kvitka, Kliment. “To the Study of Ukrainian Folk Instrumental Music”. In Kvitka, Kliment. Izbrannye trudy v dvukh tomakh, comp. and comment. by Vladimir Goshovskii, ed. by Peter Bogatyrev, 251–76. Moscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1973, vol. 2. (In Russian)

7. Matsievskii, Igor’. “Sociopsychological searches of Kliment Kvitka and modern ethnomusicological practice in Eastern Europe and Central Asia”. In Matsievskii, Igor’. V prostranstve muzyki, 175–86. St. Petersburg: Rossiiskii institut istorii iskusstv Publ., 2013, vol. 2. (In Russian)

8. Smirnov, Boris. Folk violin melodies (recorded in the homeland of M. Glinka). Ed. by Sergei Aksiuk. Мoscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1961. (In Russian)

9. Kazanskaia, Tat’iana. “Traditional Art of Russian Folk Violinists (based on the Material of Instrumental Folklore of the Smolensk Region)”. PhD thesis, Gosudarstvennyi muzykal’no-pedagogicheskii institut imeni Gnesinykh Publ., 1990. (In Russian)

10. Kazanskaia, Tat’iana. The traditional art of Smolensk violinists: Expedition materials and research by Tatiana Kazanskaia. Moscow: Rossiiskaia akademiia muzyki imeni Gnessinykh Publ., 2022. (Smolenskii muzykal’no-etnograficheskii sbornik, iss. 6). (In Russian)

11. Kazanskaia, Tat’iana. “About the Traditional Art of Folk Violinists of Smolensk region”. In Muzykal’nyi fol’klor. Trudy GMPI im. Gnesinykh, comp. by Vladimir Khar’kov, 79–111. Moscow: Gosudarstvennyi muzykal’no-pedagogicheskii institut imeni Gnesinykh Publ., 1974, iss. 15. (In Russian)

12. Musical folklore of Zhiryatinsky and Sevsky districts in the recordings of Vladimir Zhivov in 1962. Comp., preface, comment., texts’ prep. by Elena Biteriakova, scient. art. by Oleg Gordienko. Bryansk: Avers Publ., 2024. (Antologiia fol’klora Brianskoi oblasti, iss. 7). (In Russian)

13. Banin, Aleksandr. Russian Instrumental Music of the Folklore Tradition. Moscow: Gosudarstvennyi respublikanskii tsentr russkogo fol’klora Publ., 1997. (In Russian)

14. Shnitman, Galina. “The Violin at a Belarusian Wedding in Folk Ideas and Ethnographic Materials of the 19th Century”. In Problemy kognitivnoi muzykologii: tezisy i referaty dokladov Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii (Sankt-Peterburg, 1–2 iiunia 2009 g.), ed. and comp. by Igor’ Matsievskii, 42–5. St. Petersburg: Rossiiskii institut istorii iskusstv Publ., 2009. (In Russian)

15. Velichkina, Ol’ga. “Violin Music in a Russian Folk Wedding”. Diploma thesis, Moskovskaia gosudarstvennaia konservatoriia imeni P. I. Chaikovskogo Publ., 1987. (In Russian)

16. Poliakova, Alla. The tradition of violin playing in the Zapadnodvinsky district of the Tver region. Ed. by Kseniia Mekhnetsova. Saratov: Amirit Publ., 2023. (Khrestomatiia po muzykal’nomu fol’kloru iz ekspeditsionnykh kollektsii FETs imeni A. M. Mekhnetsova SPbGK imeni N. A. Rimskogo-Korsakova, iss. 9). (In Russian)

17. Kvitka, Kliment. “About the study of the life of lyrists”. In Kvitka, Kliment. Izbrannye trudy v dvukh tomakh, comp. and comment. by Vladimir Goshovskii, ed. by Peter Bogatyrev, 327–45. Moscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1973, vol. 2. (In Russian)

18. Sten’shevskii, Ian. “Violin and Violin Playing in the Polish Folk Tradition”. In Narodnye muzykal’nye instrumenty i instrumental’naia muzyka v dvukh chastiakh, ed. by Evgenii Gippius, 48–77. Мoscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1988, pt. 2. (In Russian)

19. Moiseev, Grigorii. “‘On the days of Ballets and Pancakes…’ Reflection of the Russian Imperial Ballet in the Personal Diaries of Grand Duke Konstantin Nikolaevich”. Nauchnui vestnik Moskovskoi konservatorii 14, no. 4 (2023): 674–750. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2023.55.4.04 (In Russian)

20. Poliakova, Alla. The Violin in the Folk Traditions of the Pskov Region. Scient. ed. by Galina Lobkova. St. Petersburg: [s. n.], 2014. (Khrestomatiia po muzykal’nomu fol’kloru iz ekspeditsionnykh kollektsii FETs imeni A. M. Mekhnetsova SPbGK imeni N. A. Rimskogo-Korsakova, iss. 3). (In Russian)

21. Svitova, Klavdia. Folk songs of the Bryansk region. Ed. by Lev Lebedinskii. Moscow: Muzyka Publ., 1966. (In Russian)

22. Kvitka, Kliment. “A few words about the Russian gudok”. In Kvitka, Kliment. Izbrannye trudy v dvukh tomakh, comp. and comment. by Vladimir Goshovskii, ed. by Peter Bogatyrev, 206–16. Moscow: Sovetskii kompozitor Publ., 1973, vol. 2. (In Russian)

23. Mahler, Elsa. Altrussische Volkslieder aus Pečoryland. Basel: Bärenreiter-Verlag, [1951].

Sources

I. NTsNM.RF. Inv. 0991 [Kliment Kvitka Folk Music Research Centre. Manuscript collection. Invenory 0991]. (In Russian)

II. RNMM. F. 275. Ed. khr. 239 [Russian National Museum of Music. Stock 275. Record 239]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.03.2025

Как цитировать

Битерякова, Е. В. (2025). Климент Квитка и народная скрипка в ранних полевых исследованиях Московской консерватории. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 15(1), 3–22. https://doi.org/10.21638/spbu15.2025.101

Выпуск

Раздел

Музыка