Выразимые и невыразимые элементы музыкального и литературного языков: роман «Ада» Владимира Набокова и новая музыка

Авторы

  • Светлана Витальевна Лаврова Санкт-Петербургский государственный университет, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой https://orcid.org/0000-0002-0887-8075
  • Нина Феликсовна Щербак Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Цель данной статьи — выявление некоторых сходств, характерных для художественного нарратива Владимира Набокова (на примере романа «Ада», в английском оригинале — “Ada or Ardor”) и антинарративных, по сути своей, практик новой музыки. Причиной для подобных апелляций послужили их общие философские и эстетические особенности. В процессе исследования авторы обращаются к вопросу, является ли музыка языком или речью, а также к различным музыкально-семантическим системам: барочным риторическим фигурам, к соотнесению музыкальных и речевых структур в понятии «внутренняя речь» Л. С. Выготского. Тенденции новой музыки сопоставляются с такими особенностями, характерными для текстов позднего Набокова, как текстурные и ритмические акценты, интерес к звучанию, гетерогенность. Авторов также интересуют лексическая насыщенность и метафорическое полиязычие, встречающиеся и в новой музыке. Выводом становится общность проблемы художественного смысла: в литературе — попытка пройти «сквозь слово», а в новой музыке — сознательный отказ от нарративности.

Ключевые слова:

новая музыка, С. Шаррино, В. В. Набоков, антинарратив, художественный смысл, антириторика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Светлана Витальевна Лаврова, Санкт-Петербургский государственный университет, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой

кандидат искусствоведения, доцент кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, проректор по научной работе и развитию Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, член Союза композиторов России

Нина Феликсовна Щербак, Санкт-Петербургский государственный университет

старший преподаватель кафедры английской филологии и лингвокультурологии

Библиографические ссылки

Литература

1. Набоков В. В. Ада, или Радости страсти. Семейная хроника / пер. С. Ильина. М.: ДИ-ДИК, 1996. 576 с.

2. Nabokov V. Ada or Ardor: A Family Chronicle. UK: Penguin Books, 1970. 477 p.

3. Бонфельд М. Ш. Музыка: язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства). М., 1991. 126 с.

4. Бонфельд М. Ш. Музыка: язык или речь? // Открытый текст. URL: http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=1416 (дата обращения: 10.12.2012).

5. Levi-Strauss С. L’homme nu. Mythologiques V. Paris: Plon, 1971. 781 p.

6. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

7. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. 366 с.

8. Язык и мышление: учеб. пособ. / под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. 23 с.

9. Набоков В. В. Pro et contra: в 2 т. / под ред. Б. В. Аверина. СПб.: РХГИ, 1997, 1999. Т. 1. 976 с.

10. Лукьянова Е. А., Толочин И. В., Сорокина М. В., Коновалова М. Н. Учебник лексикологии. СПб.: Антология, 2014. 440 с.

11. Иглтон Т. Теория литературы: Введение. М.: «Территория будущего», 2010. 296 с.

12. Метафоры языка и метафоры в языке / под ред. А. В. Зеленщикова, А. А. Масленниковой. СПб.: СПбГУ, 2006. 263 с.

13. Левин Ю. И. Вл. Набоков // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. 824 с.

14. Рягузова Л. Н. Принцип палиндрома или внутренняя обратимость в текстах В. В. Набокова // Логический анализ языка. Семантика начала и конца / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: ИНДРИК, 2002. С. 480–481.

15. Падучева Е. В. Игра со временем в первой главе романа Набокова «Пнин» // Язык. Личность. Текст: сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой. М.: Языки славянских культур, 2005. С. 916–931.

16. Sciarrino S. Le figure della musica da Beethoven a oggi. Milano: Ricordi, 1998. 246 p.

17. Ноно Л. Текст — Музыка — Пение // Слово композитора: сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 145. М., 2001. С. 36–38.

18. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 с.

19. Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1. 470 с.

20. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис: Прогресс, 1992. 272 c.

21. Колотов А. А. А(у)топичность хронотопа (на примере трех романов Вирджинии Вулф) // Культура и текст: Мат-лы междунар. науч. конф. 10–11 сентября 1996 г. Вып. 1. Литературоведение. Ч. II. СПб.; Барнаул: БГПУ, 1997. С. 122–124.

22. Langacker R. W. Cognitive grammar: A basic introduction. Oxford: Oxford University Press, 2008. 584 р.

23. Падучева Е. В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.

24. Набоков В. В. Со дна коробки. Прозрачные предметы. СПб.: Азбука-классика, 2004. 251 с.

25. Бойд Б. Владимир Набоков. Русские годы. Биография. М.: Независимая газета; СПб.: Симпозиум, 2001. 695 с.

26. Набоков В. В. Неизданное в России // Звезда. 1996. № 11. 244 с.

27. Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. 334 с.

28. Масленникова А. А. Невозможное в возможном мире Дж. Джойса // Этюды по поводу. СПб.: СПбГУ, 2008. С. 52–53.

29. Grisey G., Fineberg J. Did you say spectral? // Contemporary Music Review. 2000. Vol. 19, Part 3. P. 1–3.

30. Курганов Е. Лолита и Ада. СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2001. 173 с.

31. Hiraga M. K. Diagrams and metaphors: Iconic aspects in language // Journal of Pragmatics. 1994. Vol. 22. P. 5–21.

References

1. Nabokov V. V. Ada, ili Radosti strasti. Semeinaia khronika, per. S. Il'ina. M.: DI-DIK, 1996. 576 p.

2. Nabokov V. Ada or Ardor: A Family Chronicle. UK: Penguin Books, 1970. 477 p.

3. Bonfel'd M. Sh. Muzyka: iazyk. Rech'. Myshlenie. (Opyt sistemnogo issledovaniia muzykal'nogo iskusstva) . M., 1991. 126 s.

4. Bonfel'd M. Sh. Muzyka: iazyk ili rech'? Otkrytyi tekst. URL: http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=1416 (accessed: 10.12.2012).

5. Levi-Strauss S. L’homme nu. Mythologiques V. Paris: Plon, 1971. 781 p.

6. Vygotskii L. S. Myshlenie i rech'. M.: Labirint, 1999. 352 p.

7. Zhinkin N. I. Iazyk. Rech'. Tvorchestvo. M.: Labirint, 1998. 366 p.

8. Iazyk i myshlenie: ucheb. posob., pod red. I. A. Sternina. Voronezh: Voronezhskii gosudarstvennyi universitet, 2004. 23 p.

9. Nabokov V. V. Pro et contra: v 2 t., pod red. B. V. Averina. SPb.: RKhGI, 1997, 1999. T. 1. 976 p.

10. Luk'ianova E. A., Tolochin I. V., Sorokina M. V., Konovalova M. N. Uchebnik leksikologii. SPb.: Antologiia, 2014. 440 p.

11. Iglton T. Teoriia literatury: Vvedenie. M.: «Territoriia budushchego», 2010. 296 p.

12. Metafory iazyka i metafory v iazyke, pod red. A. V. Zelenshchikova, A. A. Maslennikovoi. SPb.: SPbGU, 2006. 263 s.

13. Levin Iu. I. Vl. Nabokov, Levin Iu. I. Izbrannye trudy. Poetika. Semiotika. M., 1998. 824 p.

14. Riaguzova L. N. Printsip palindroma ili vnutrenniaia obratimost' v tekstakh V. V. Nabokova, Logicheskii analiz iazyka. Semantika nachala i kontsa, otv. red. N. D. Arutiunova. M.: INDRIK, 2002. P. 480–481.

15. Paducheva E. V. Igra so vremenem v pervoi glave romana Nabokova «Pnin», Iazyk. Lichnost'. Tekst: sb. st. k 70-letiiu T. M. Nikolaevoi. M.: Iazyki slavianskikh kul'tur, 2005. p. 916–931.

16. Sciarrino S. Le figure della musica da Beethoven a oggi. Milano: Ricordi, 1998. 246 p.

17. Nono L. Tekst — Muzyka — Penie, Slovo kompozitora: sb. tr. RAM im. Gnesinykh. Vyp. 145. M., 2001. P. 36–38.

18. Uspenskii B. A. Semiotika iskusstva. M.: Shkola «Iazyki russkoi kul'tury», 1995. 360 p.

19. Zhenett Zh. Figury: v 2 t. M.: Izd-vo im. Sabashnikovykh, 1998. T. 1. 470 p.

20. Lotman Iu. M. Kul'tura i vzryv. M.: Gnozis: Progress, 1992. 272 p.

21. Kolotov A. A. A(u)topichnost' khronotopa (na primere trekh romanov Virdzhinii Vulf), Kul'tura i tekst: Mat-ly mezhdunar. nauch. konf. 10–11 sentiabria 1996 g. Vyp. 1. Literaturovedenie. Ch. II. SPb.; Barnaul: BGPU, 1997. p. 122–124.

22. Langacker R. W. Cognitive grammar: A basic introduction. Oxford: Oxford University Press, 2008. 584 r.

23. Paducheva E. V. Semanticheskie issledovaniia: Semantika vremeni i vida v russkom iazyke. Semantika narrativa. M.: Iazyki russkoi kul'tury, 1996. 464 p.

24. Nabokov V. V. So dna korobki. Prozrachnye predmety. SPb.: Azbuka-klassika, 2004. 251 p.

25. oid B. BVladimir Nabokov. Russkie gody. Biografiia. M.: Nezavisimaia gazeta; SPb.: Simpozium, 2001. 695 p.

26. Nabokov V. V. Neizdannoe v Rossii, Zvezda. 1996. № 11. 244 p.

27. Florenskii P. A. Izbrannye trudy po iskusstvu. M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1996. 334 p.

28. Maslennikova A. A. Nevozmozhnoe v vozmozhnom mire Dzh. Dzhoisa, Etiudy po povodu. SPb.: SPbGU, 2008. P. 52–53.

29. Grisey G., Fineberg J. Did you say spectral? Contemporary Music Review. 2000. Vol. 19, Part 3. P. 1–3.

30. Kurganov E. KLolita i Ada. SPb.: Izd-vo zhurnala «Zvezda», 2001. 173 p.

31. Hiraga M. K. Diagrams and metaphors: Iconic aspects in language, Journal of Pragmatics. 1994. Vol. 22. P. 5–21.

Загрузки

Опубликован

15.06.2015

Как цитировать

Лаврова, С. В., & Щербак, Н. Ф. (2015). Выразимые и невыразимые элементы музыкального и литературного языков: роман «Ада» Владимира Набокова и новая музыка. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 5(2), 19–33. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2259

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2