«Пространство тишины»: ирония и оптические иллюзии в новой музыке
Аннотация
Статья посвящена проявлениям иронического отношения к пространственно-временным категориям, смещающим привычные ориентиры, в творчестве композиторов второй половины ХХ в. Ирония — одна из отправных точек новой музыки, утонченная смысловая игра с пространственно-временными категориями, устранение высоты и глубины (в отдельных случаях), правомерность звука и молчания, допускающая различную плотность звукового материала — все эти элементы в той или иной степени связаны с иронией в отношении традиционного подхода к звуковым средствам. Пустота в качестве музыкальной формы пришла в новую музыку с творчеством Джона Кейджа. Наполнение пустоты звуками и молчанием образует новую философию вслушивания, которая в дальнейшем становится основным творческим методом композиторов Сальваторе Шаррино и Хельмута Лахенманна. Творческие установки этих композиторов и их реализация в отдельных произведениях — в фокусе исследовательского интереса автора статьи.
Ключевые слова:
пространство тишины, оптические иллюзии
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.