«Пространство тишины»: ирония и оптические иллюзии в новой музыке

Авторы

Аннотация

Статья посвящена проявлениям иронического отношения к пространственно-временным категориям, смещающим привычные ориентиры, в творчестве композиторов второй половины ХХ в. Ирония — одна из отправных точек новой музыки, утонченная смысловая игра с пространственно-временными категориями, устранение высоты и глубины (в отдельных случаях), правомерность звука и молчания, допускающая различную плотность звукового материала — все эти элементы в той или иной степени связаны с иронией в отношении традиционного подхода к звуковым средствам. Пустота в качестве музыкальной формы пришла в новую музыку с творчеством Джона Кейджа. Наполнение пустоты звуками и молчанием образует новую философию вслушивания, которая в дальнейшем становится основным творческим методом композиторов Сальваторе Шаррино и Хельмута Лахенманна. Творческие установки этих композиторов и их реализация в отдельных произведениях — в фокусе исследовательского интереса автора статьи.

Ключевые слова:

пространство тишины, оптические иллюзии

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Витальевна Лаврова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения; доцент кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств; композитор; член Союза композиторов России

Библиографические ссылки

Литература

1. Делёз Жиль. Логика смысла / пер. с фр. URL: http://lib.guru.ua/FILOSOF/DELEZGVATTARI/logica.txt (дата обращения: 26.11 2012).

2. Кейдж Дж., Ценова В. Пересекающиеся слои, или Мир как аквариум (интервью, которого не было). URL: http://www.21israel-music.com/Cage.htm (дата обращения: 26.11 2012).

3. Dosse François. Histoire du structuralisme. T. 1. Le champ du signe 1945–1966. Paris: La Découverte/Poche, 2012. 474 p.

4. Caratelli C. L’integrazione dell’estesico nel poietico nella poietica musicalepost-strutturalista: il caso di Salvatore Sciarrino, una “composizione dell’ascolto”: tesi didottorato. Paris: Università di Trento-Université Paris Sorbonne, 2006. 256 р.

5. Porzio М. Metafisica del silenzio. John Cage. L’oriente e la nuova musica. Milano: Auditorium edezioni, 1995 200 p.

6. Sciarrino S. La perfezione di uno spirito sottile // Sciarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001. 454 p.

7. Sciarrino S. Alle nuvole di pietra (per Cavatina e i gridi) // Scarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001.454 p.

8. Sciarrino S. Origine delle idee sottili // Sciarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001. 454 p.

9. Sciarrino S. “Diario parigino”, «Avidi Lumi», anno V, n°12, 2001 // Sciarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001.454 p.

10. Sciarrino S. Efebo con radio // Sciarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001. 454 p.

11. Sciarrino S. Origine delle idee sottili // Sciarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001. 454 p.

12. Sciarrino S. Le figure della musica. Da Beethoven a oggi. Milano: Ricordi, 1998. 252 p.

13. Lachenmann H. NUN / text by Kitaro Nishida [transl. by Peter Pörtner]. Mainz: Breitkopf und Härtel, 2002.169 S.

14. Sciarrino S. L’impossibilità di divenire invisibili. Programma di sala di Vanitas. Milano: Teatro della Piccola Scala, 1981.86 p.

15. Caratelli C. L’integrazione dell’estesico nel poietico nella poietica musicalepost-strutturalista: il caso di Salvatore Sciarrino, una “composizione dell’ascolto”, tesi didottorato. Paris: Università di Trento-Université Paris Sorbonne, 2006. 256 p.

16. Siciliano E. Genio e sregolatezza. Enzo Siciliano incontra Salvatore Sciarrino. Torino: Prosa c.r.l., 1992.78 p.


References

1. Delez Zhil'. Logika smysla. Per. s fr. http://lib.guru.ua/FILOSOF/DELEZGVATTARI/logica.txt (accessed 26.11 2012).

2. Keidzh Dzh., Tsenova V. Peresekaiushchiesia sloi, ili Mir kak akvarium (interv'iu, kotorogo ne bylo). http://www.21israel-music.com/Cage.htm (accessed 26.11 2012).

3. Dosse François. Histoire du structuralisme. T. 1. Le champ du signe 1945–1966. Paris: La Découverte/Poche, 2012. 474 p.

4. Caratelli C. L’integrazione dell’estesico nel poietico nella poietica musicalepost-strutturalista: il caso di Salvatore Sciarrino, una “composizione dell’ascolto”: tesi didottorato. Paris: Università di Trento-Université Paris Sorbonne, 2006. 256 р.

5. Porzio М. Metafisica del silenzio. John Cage. L’oriente e la nuova musica. Milano: Auditorium edezioni, 1995 200 p.

6. Sciarrino S. La perfezione di uno spirito sottile. Sciarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001. 454 p.

7. Sciarrino S. Alle nuvole di pietra (per Cavatina e i gridi). Scarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001.454 p.

8. Sciarrino S. Origine delle idee sottili. Sciarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001. 454 p.

9. Sciarrino S. “Diario parigino”, «Avidi Lumi», anno V, n°12, 2001. Sciarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001.454 p.

10. Sciarrino S. Efebo con radio. Sciarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001. 454 p.

11. Sciarrino S. Origine delle idee sottili. Sciarrino S. Carte da suono. Novecento: CIDIM, 2001. 454 p.

12. Sciarrino S. Le figure della musica. Da Beethoven a oggi. Milano: Ricordi, 1998. 252 p.

13. Lachenmann H. NUN / text by Kitaro Nishida [transl. by Peter Pörtner]. Mainz: Breitkopf und Härtel, 2002.169 S.

14. Sciarrino S. L’impossibilità di divenire invisibili. Programma di sala di Vanitas. Milano: Teatro della Piccola Scala, 1981.86 p.

15. Caratelli C. L’integrazione dell’estesico nel poietico nella poietica musicalepost-strutturalista: il caso di Salvatore Sciarrino, una “composizione dell’ascolto”, tesi didottorato. Paris: Università di Trento-Université Paris Sorbonne, 2006. 256 p.

16. Siciliano E. Genio e sregolatezza. Enzo Siciliano incontra Salvatore Sciarrino. Torino: Prosa c.r.l., 1992.78 p.

Загрузки

Опубликован

08.10.2018

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2018). «Пространство тишины»: ирония и оптические иллюзии в новой музыке. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(2), 8–14. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2335

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>