Особенности психологии восприятия новой музыки: звуки как элементы языка

Авторы

Аннотация

Статья посвящена гештальтпсихологии и особенностям восприятия новой музыки, где среди прочих особенностей проявляет себя идея бинарности — звука и эха — зеркальности отражений, оказывающейся в центре системы итальянского композитора Сальваторе Шаррино. Автор статьи анализирует также творчество немецкого композитора Хельмута Лахенманна, известного своим интересом к данному вопросу и его изучением («Musikalsexistentielle», 1996). Исследование этого вопроса осуществляется параллельно. С одной стороны, автор апеллирует к гештальтпсихологии и восприятию новой музыки в работах Мишеля Эмберти, современного французского ученого, музыковеда, философа и психолога, специалиста по музыкальной семантике и музыкальному развитию, исследовавшего отношение музыки и бессознательного, с другой стороны — к творчеству Жиля Делёза, французского философа-постмодерниста. Автор приходит к выводу о приоритетности гиперструктуры в концепции Х. Лахенманна, о подчинении психологии слушателя и замысла композитора единой идее зеркальности в творчестве С. Шаррино.

Ключевые слова:

гештальтпсихология, акустическое восприятие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Витальевна Лаврова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения; доцент кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств; композитор; член Союза композиторов России

Библиографические ссылки

Литература

1. Назайкинский Е. О психологии звукового восприятия. М.: Музыка, 1972. URL: http://music.rulitru.ru/v (дата обращения: 25.11.2012).

2. Делёз Ж. Логика смысла / пер. с фр. URL: http://lib.guru.ua/FILOSOF/DELEZGVATTARI/logica.txt (дата обращения: 25.11.2012).

3. Imberty Michel. La musique creuse le temps. [Б. м.]: Publisher: L’Harmattan, 2005. 494 S.

4. Sciarrino S. Efebo con radio // Sciarrino S. Carte da suono scritti 1981–2001. Texto de Salvatore Sciarrino. Novecento: CIDIM, 2001. P. 130–140.

5. Lachenmann H. TemA (vocalise). Wiesbaden: Breitkopf/Hartel, 1968. 45 S.

6. Lachenmann H. Klangtypen der neuen Musik // Zeitschrift für Musiktheorie.1970. S. 21–30.

7. Lachenmann H. Dialektischer Strukturalismus, Ästhetik und Komposition: Zur Aktualität der Darmstädter Ferienkursarbeit [citation needed]. 23–32. Mainz: Schott, 1978. 432 S.


References

1. Nazaikinskii E. O psikhologii zvukovogo vospriiatiia. Moscow: Muzyka, 1972. URL: http://music.rulitru.ru/v (data obrashcheniia: 25.11.2012).

2. Delez Zh. Logika smysla. Per. s fr. URL: http://lib.guru.ua/FILOSOF/DELEZGVATTARI/logica.txt (data obrashcheniia: 25.11.2012).

3. Imberty Michel. La musique creuse le temps. L’Harmattan, 2005. 494 S.

4. Sciarrino S. Efebo con radio. Sciarrino S. Carte da suono scritti 1981–2001. Texto de Salvatore Sciarrino. Novecento: CIDIM, 2001. P. 130–140.

5. Lachenmann H. TemA (vocalise). Wiesbaden: Breitkopf/Hartel, 1968. 45 S.

6. Lachenmann H. Klangtypen der neuen Musik. Zeitschrift für Musiktheorie.1970. S. 21–30.

7. Lachenmann H. Dialektischer Strukturalismus, Ästhetik und Komposition: Zur Aktualität der Darmstädter Ferienkursarbeit [citation needed]. 23–32. Mainz: Schott, 1978. 432 S.

Загрузки

Опубликован

27.10.2018

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2018). Особенности психологии восприятия новой музыки: звуки как элементы языка. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(2), 3–7. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2334

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>