Временные перекрестки новой музыки и философии Жиля Делёза: Эон, «горизонт сознания» Гуссерля и «Часы Бергсона»

Авторы

Аннотация

В статье исследуется проблема музыкального времени. Категория времени рассматривается сквозь призму философии и новой музыки. Два прочтения времени — время Хроноса и время Эона, согласно утверждению французского философа Ж. Делёза, противоположны. Музыка определяется в значительной степени через упорядоченное течение времени. Структурирование музыкального времени и его различные концепции анализируются в контексте музыкальных идей итальянского композитора С. Шаррино. Среди анализируемых в статье сочинений С. Шаррино, «Vanitas» — гигантская парафраза канцоны Stardust , где автор обращается к метафоре Эоновой пустоты. Противопоставляя Хроноса и Эона как две формы времени, выясняет, что свойства первого — это то, что он ограничен и бесконечен. Эон также безграничен как будущее и прошлое, но конечен как мгновение. Одним из соответствующих выводов статьи, становится стремление С. Шаррино к музыкальным формам, адекватным процессам деятельности сознания, и памяти. Теория длительности А. Бергсона также связана с его же теорией памяти. При помощи свойств памяти прошлое и настоящее не взаимно внеположны, они объединяются единством познания. Одна из частей цикла «Opera per flauto» С. Шаррино носит название «Часы Бергсона» («L’oroligio di Bergson»), в чем также выражен интерес композитора к философии и вопросом музыкального времени.

Ключевые слова:

временные перекрестки, , «Часы Бергсона»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Витальевна Лаврова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения; доцент кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств; композитор; член Союза композиторов России

Библиографические ссылки

Литература

1. Messiaen O. Traité de rythme, de couleur, et d’ornithologie: in 7 vols.Vol. I. Paris: Alphonse Leduc, 2002. 375 p.

2. Делёз Ж. Логика смысла / пер. с фр. Я. И. Свирского М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.

3. Циммерман Б. А. Два эссе о музыке / пер. А. Сафронова. Интервал и время (1957). — URL: http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id=4012 10.01 2013

4. Stockhausen K. Texte zur Musik: in 6 Bde. Bd 1. Köln: M. DuMont-Schauberg, 1963. 255 S.

5. Гуссерль Эд. Собр. сочинений: в 5 т. Т. 3 (1): Логические исследования / пер. с нем. В. И. Молчанова. М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. 470 с.

6. Sciarrino S. Carte da suono scritti 1981–2001. Novecento: CIDIM, 2001. 462 р.

7. Бергсон А. Непосредственные данные сознания. Время и свобода воли. М.: Изд-во ЛКИ, 2012. 260 с.

8. Бергсон А. Материя и память. 1896. Ч. 1 (фр.). — URL: philosophy.ru›library/berg/bergson_materia.html (дата обращения: 13.01.2013).

References

1. Messiaen O. Traité de rythme, de couleur, et d’ornithologie: in 7 vols. Vol. I. Paris: Alphonse Leduc, 2002. 375 p.

2. Delez Zh. Logika smysla. Per. s fr. Ia. I. Svirskogo Moscow: Raritet; Ekaterinburg: Delovaia kniga, 1998. 480 p.

3. Tsimmerman B. A. Dva esse o muzyke. Per. A. Safronova. Interval i vremia (1957). http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id=4012 (accessed 10.01 2013)

4. Stockhausen K. Texte zur Musik: in 6 Bde. Bd 1. Köln: M. DuMont-Schauberg, 1963. 255 S.

5. Gusserl' Ed. Sobr. sochinenii. 5 t. T. 3 (1): Logicheskie issledovaniia. Per. s nem. V. I. Molchanova. Moscow: Gnozis, Dom intellektual'noi knigi, 2001. 470 p.

6. Sciarrino S. Carte da suono scritti 1981–2001. Novecento: CIDIM, 2001. 462 p.

7. Bergson A. Neposredstvennye dannye soznaniia. Vremia i svoboda voli. Mosow: Izd-vo LKI, 2012. 260 p.

8. Bergson A. Materiia i pamiat'. 1896. Ch. 1 (fr.). philosophy.ru›library/berg/bergson_materia.html (accessed 13.01.2013).

Загрузки

Опубликован

16.07.2013

Как цитировать

Лаврова, С. В. (2013). Временные перекрестки новой музыки и философии Жиля Делёза: Эон, «горизонт сознания» Гуссерля и «Часы Бергсона». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 3(3), 16–24. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2389

Выпуск

Раздел

Музыка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2