The Demidoff Church in the San Donato Estate in Florence

Аннотация

Статья посвящена убранству бывшей домовой церкви Демидовых в Сан-Донато, большая часть которого сейчас находится в построенной по проекту М. Т. Преображенского церкви Рождества Христова и свт. Николая Чудотворца во Флоренции. Автор статьи на основе записок современников, анализа планов дворца и сохранившихся элементов убранства реконструировал наиболее вероятный целостный облик домовой церкви Демидовых на вилле в Сан-Донато. Автор ставит под сомнение церковное назначение сохранившегося здания «капеллы Демидовых», основываясь на оригинальных эскизах Д. Силвестри, из которых следует, что это здание Одеона — концертно-театрального зала. Особое внимание уделено резному убранству церкви, выполненному в мастерской А. Барбетти, иконостасу и галерее местных и малых икон. Местные иконы иконостаса и ростовые иконы апостолов, выполненные в академической манере, принадлежат кисти В. В. Васильева. Однако галерея малых икон второго яруса иконостаса и дверей-киотов стилистически близка к иконописи XVII века. Основываясь на стилевом анализе галереи малых икон и исторических фактах, автор выдвигает гипотезы о возможной принадлежности икон к невьянской или пешехоновской иконописным школам. Первая гипотеза базируется на связях Демидовых со старообрядческой средой в Невьянске, где находились демидовские металлургические заводы и где сформировалась самобытная школа иконописи. Впоследствии иконы невьянской школы, все больше тяготея к изысканности и декоративности, стали предметом роскоши. Более того, заказ у невьянских мастеров не только подчеркивал высокий статус А. П. Демидова, но и демонстрировал связь заказчика с бывшими вотчинами на Урале. В пользу «пешехоновской» гипотезы говорит и то, что В. Васильев в свое время проходил учебу у Пешехонова и через Васильева заказчик мог выйти на эту престижную иконописную мастерскую. Изложенные гипотезы задают новые направления в исследовании и атрибуции галереи малых икон Демидовской церкви.

Ключевые слова:

Демидов, князь Сан-Донато, церковь Рождества Христова и свт. Николая Чудотворца во Флоренции, М. Т. Преображенский, Д. Силвестри, А. Барбетти, В. В. Васильев, невьянская иконопись, пешехоновская иконопись

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Виталий Викторович Жердев, Харьковская государственная академия дизайна и искусств

кандидат искусствоведения, доцент кафедры рисунка, докторант кафедры теории и истории искусств Харьковской государственной академии дизайна и искусств, Член Национального Союза художников Украины

Литература


References

1. Prato, Cesare Da. Firenze ai Demidoff. Pratolino e S. Donato. Relazione storica e descritiva preceduta da cenni biografi sui Demidoff. Firenze: Tipografia di Pia Casa di l’altronato, 1886.

2. Sisi, Carlo. “Carlo Morelli”. In Istituto della enciclopedia italiana. Dizionario Biografico degli Italiani, redattore capo Serena Andreotti, vol. 76. Roma: Abramo Printing & Logistics S. p. A. — Catanzaro, 2012. Accessed June 1, 2018. http://www.treccani.it/enciclopedia/carlo-morelli_res-7368b8ec-9476-11e1-9b2f-d5ce3506d72e_(Dizionario-Biografico).

3. Giamperi, Innocenzo. La favola di Psiche, dipinta in undici quadri a buon fresco per commissione di S. E. il sig. conte commendatore Anatolio Demidoff in una sala della di lui villa al Ponte alle Mosse dal pittore Carlo Morelli Innocenzo Giampieri. Firenze: per Leonardo Ciardetti, 1836.

4. Frosini, Dino. “Angiolo Barbetti”. In Istituto della enciclopedia italiana. Dizionario Biografico degli Italiani, vol. 6. Roma: Libri vintage, 1964. Accessed May 24, 2018. http://www.treccani.it/enciclopedia/angiolo-barbetti_(Dizionario-Biografico).

5. “Pravoslavnye russkie tserkvi za granitsei”. Russkii khudozhestvennyi listok, izdavaemyi s Vusochaishego soizvolenia Vasiliem Timmom, no. 17 (1860). (In Russian)

6. Talalai, Mikhail. Russkaia tserkovnaia zhizn’ i khramostroitel’stvo v Italii. St. Petersburg: Kolo, 2011. (In Russian)

7. Dandolo, Tullio. Panorama di Firenze, la Esposizione nazionale del 1861 e la villa Demidoff a San Donato. Mosaico storico ed artistico. Milano: Libreria antica e moderna di G. Schiepatti, 1863.

8. Haskell, Francis, Stephen Duffy, Robert Wenley, and David Edge. Anatole Demidoff, Prince of San Donato (1812–70). London: Trustees of the Wallace Collection, 1994.

9. Jarves, James Jackson. “Prince Demidoff’s Sale; Preparing to Disperse a Great Art Collection; This Result of Enormous Wealth and Untrained Taste; A Remarkable Catalogue; The Prince’s Plan; A Charitable Lottery”. The New York Times, February 1, 1880.

10. Palais de San Donato. Catalogue des objets d’art et d’ameublement. Tableaux dont la vente aux enchères publiques aura lieu à Florence au palais de San Donato. Le 15 mars 1880 et les jours suivants. A une heure précise. M. Charles Pillet commissaire-priseur, M. Victor Leroy commissaire-priseur, M. Victor Leroy commissaire expert des musées royaux de Belgique, M. Charles Mannheim, expert en objets d’art. Paris: Imp. de Pillet et Dumoulin, 1880.

11. Zherdev, Vitalii. “Tserkov’ sv. Ekateriny v Shtutgarte: v poiskakh khudozhestvennogo obraza” [Church of St. Catherine in Stuttgart — Quest for the Artistic Image]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V. Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva [St. Tikhons University Review. Series V. Problems of History and Theory of Christian Art], no. 1/21 (2016): 59–71. doi: http://dx.doi.org/10.15382/sturV201621.59-70. (In Russian)

12. Lorenzo, Sanna. “Territorio e patrimonio storico architettonico tra XI e XX secolo”. Arte / Architettura / Ambiente, no. 1 (2001): 22–30.

13. Grazia, Gobbi Sica. The Florentine Villa. Architecture, History, Society. Translated by Ursula Creigh. New York: Rouledge, 2007.

14. Levitskii, Vladimir. “Zhurnal sooruzheniia russkoi pravoslavnoi tserkvi vo Florentsii. 1897–1912. Prilozhenie 1”. In Talalai, Mikhail. Russkaia tserkovnaia zhizn’ i khramostroitel’stvo v Italii, 193–287. St. Petersburg: Kolo, 2011. (In Russian)

15. Shkerin, Vladimir. “Zakrytie staroobriadcheskikh chasoven v Nizhne-Tagil’skom zavodskom okruge v 30–40-e gody XIX veka”. In Religiia i tserkov’ v Sibiri, edited by A. Chernyshov, 94–102. Tiumen’: MI “RUTRA”, 1995, iss. 8. (In Russian)

16. Golynets, Galina, ed. Nev’ianskaia ikona. Al’bom. Ekaterinburg: Ural’skii universitet, 1997. (In Russian)

17. Gramolin, A. “Nev’ianskaia ikonopis’”. Nauka i zhizn’, no. 8 (1998). Accessed April 23, 2018. https://www.nkj.ru/archive/articles/10974/. (In Russian)

18. "Khristianstvo v iskusstve, sm. Vasil’ev Vasilii Vasil’evich (1829–1894)". Accessed June 08, 2018. http://www.icon-art.info/author.php?lng=ru&author_id=139&mode=general. (In Russian)

19. Kuznetsova, Ol’ga, and Aleksei Fedorchuk, comp. Pokhvala Bogomateri. Ikony Iaroslavlia XIII–XX vekov iz sobraniia Iaroslavskogo Khudozhestvennogo muzeia. Katalog vystavki. Moscow: Severnyi Palomnik, 2003. (In Russian)

20. Kondakov, Sergei. Iubileinyi spravochnik Imperatorskoi Akademii khudozhestv. 1764–1914. 2 vols. Petrograd: T-vo R. Golike i A. Vil’borg, 1915, vol. 2. (In Russian)

21. Belik, Zhanna. “Ikonopisets Dvora Ego Imperatorskogo Velichestva”. Russkoe iskusstvo, no. 3 (2006). Accessed June 17, 2018. http://www.russiskusstvo.ru/themes/artist/a1858/. (In Russian)

22. Frosini, Dino. “Rinaldo Barbetti”. In Istituto della enciclopedia italiana. Dizionario Biografico degli Italiani, vol. 6. Roma: Libri vintage, 1964. Accessed May 24, 2018. http://www.treccani.it/enciclopedia/rinaldo-barbetti_(Dizionario-Biografico).

Опубликован
2018-12-11
Как цитировать
Жердев, В. В. (2018). The Demidoff Church in the San Donato Estate in Florence. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 8(4), 605-625. https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.405
Раздел
Изобразительное искусство