The Demidoff Church in the San Donato Estate in Florence
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.405Аннотация
Статья посвящена убранству бывшей домовой церкви Демидовых в Сан-Донато, большая часть которого сейчас находится в построенной по проекту М. Т. Преображенского церкви Рождества Христова и свт. Николая Чудотворца во Флоренции. Автор статьи на основе записок современников, анализа планов дворца и сохранившихся элементов убранства реконструировал наиболее вероятный целостный облик домовой церкви Демидовых на вилле в Сан-Донато. Автор ставит под сомнение церковное назначение сохранившегося здания «капеллы Демидовых», основываясь на оригинальных эскизах Д. Силвестри, из которых следует, что это здание Одеона — концертно-театрального зала. Особое внимание уделено резному убранству церкви, выполненному в мастерской А. Барбетти, иконостасу и галерее местных и малых икон. Местные иконы иконостаса и ростовые иконы апостолов, выполненные в академической манере, принадлежат кисти В. В. Васильева. Однако галерея малых икон второго яруса иконостаса и дверей-киотов стилистически близка к иконописи XVII века. Основываясь на стилевом анализе галереи малых икон и исторических фактах, автор выдвигает гипотезы о возможной принадлежности икон к невьянской или пешехоновской иконописным школам. Первая гипотеза базируется на связях Демидовых со старообрядческой средой в Невьянске, где находились демидовские металлургические заводы и где сформировалась самобытная школа иконописи. Впоследствии иконы невьянской школы, все больше тяготея к изысканности и декоративности, стали предметом роскоши. Более того, заказ у невьянских мастеров не только подчеркивал высокий статус А. П. Демидова, но и демонстрировал связь заказчика с бывшими вотчинами на Урале. В пользу «пешехоновской» гипотезы говорит и то, что В. Васильев в свое время проходил учебу у Пешехонова и через Васильева заказчик мог выйти на эту престижную иконописную мастерскую. Изложенные гипотезы задают новые направления в исследовании и атрибуции галереи малых икон Демидовской церкви.
Ключевые слова:
Демидов, князь Сан-Донато, церковь Рождества Христова и свт. Николая Чудотворца во Флоренции, М. Т. Преображенский, Д. Силвестри, А. Барбетти, В. В. Васильев, невьянская иконопись, пешехоновская иконопись
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.