О понятии «традиция» в архитектуре
Аннотация
В статье делается попытка вывести понятие «классическая традиция» за узкостилевые ордерные рамки, осмыслить глубинные общие истоки традиционного зодчества и выяснить причину очевидного, по мнению автора, антагонизма между классической и модернистской архитектурой. Классическая (традиционная) архитектура базируется на всецелом доминировании религиозной идеи в мировоззрении традиционных обществ. Здесь лежат истоки ее формообразования, планирования, градостроительных принципов. При всей разнице параллельно существующих или сменяющих друг друга конфессий центр тяжести сознания древних лежал вне материально-бытовой плоскости бытия. Живучесть и длительная безальтернативность ордерной традиции говорит не только о ее мощном художественном потенциале, но и о том, что лишь к началу XX века в обществе окончательно сформировались фундаментальные идеи нового мировоззрения. Именно к этому времени произошел революционный переход от традиционно религиозной модели мироздания к абсолютно новой — материалистической. В архитектуре это выразилось в появлении (через промежуточный этап — модерн) принципиально нового стиля (точнее, суперстиля) — авангарда-модернизма. Именно атеистический импульс с его приоритетом материальной функции перед всеми прочими стал главным источником модернистского формообразования и планирования на всех уровнях.
Ключевые слова:
традиция, архитектура, стиль, формообразование, религиозная идея, истина, мировоззрение, красота, эстетика, материализм
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.