В поисках метода. К вопросу кризиса архитектуроведения
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.208Аннотация
Как оценивать новейшую архитектуру, которая декларативно отказалась от преемственности, ориентации на образцы и какой бы то ни было системности? Какие эстетические критерии приложимы к произведениям, в которых всецело доминирует индивидуальное авторское начало? Подобные установки новейшей архитектуры и искусства в целом породили общий кризис гуманитарной мысли и заставляют говорить о конце истории искусства. Однако, как писал Ганс Зедльмайр, вопросу о методах должен предшествовать вопрос самоопределения аналитика в отношении своих исходных позиций и целеполагания. Актуальность слов Зедльмайра лишь возрастает в современных условиях стремительной смены парадигм. Обосновывается идея непосредственной взаимосвязи развития архитектурного формообразования с ценностными трансформациями, которые претерпевало общественное сознание начиная с Нового времени. Также ставится вопрос о поиске искусствоведческого метода, который бы соответствовал современной ситуации в архитектуре, с одной стороны, и в то же время обладал универсальностью, позволяющей применять его по отношению ко всей истории архитектуры, — с другой. В связи с этим аргументируется непреходящая актуальность искусствоведческого метода Макса Дворжака, обозначенного тезисом «история искусства как история духа». Этот метод, развитый Гансом Зедльмайром, основан на убеждении в необходимости этических, нравственных и духовных оценок тех явлений и процессов, которые имеют место в развитии искусства. Актуализация этого метода могла бы дать полноценную альтернативу существующим чрезмерно формализованным, а также произвольным и бессистемным подходам, которые имеют место в современном архитектуроведении.
Ключевые слова:
Традиция, Современность, модерн, постмодерн, традиционная архитектура, модернистская архитектура, новейшая архитектура, архитектуроведческий метод, самоопределение, целеполагание
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.