В поисках метода. К вопросу кризиса архитектуроведения

Авторы

  • Ирина Олеговна Бембель Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.208

Аннотация

Как оценивать новейшую архитектуру, которая декларативно отказалась от преемственности, ориентации на образцы и какой бы то ни было системности? Какие эстетические критерии приложимы к произведениям, в которых всецело доминирует индивидуальное авторское начало? Подобные установки новейшей архитектуры и искусства в целом породили общий кризис гуманитарной мысли и заставляют говорить о конце истории искусства. Однако, как писал Ганс Зедльмайр, вопросу о методах должен предшествовать вопрос самоопределения аналитика в отношении своих исходных позиций и целеполагания. Актуальность слов Зедльмайра лишь возрастает в современных условиях стремительной смены парадигм. Обосновывается идея непосредственной взаимосвязи развития архитектурного формообразования с ценностными трансформациями, которые претерпевало общественное сознание начиная с Нового времени. Также ставится вопрос о поиске искусствоведческого метода, который бы соответствовал современной ситуации в архитектуре, с одной стороны, и в то же время обладал универсальностью, позволяющей применять его по отношению ко всей истории архитектуры, — с другой. В связи с этим аргументируется непреходящая актуальность искусствоведческого метода Макса Дворжака, обозначенного тезисом «история искусства как история духа». Этот метод, развитый Гансом Зедльмайром, основан на убеждении в необходимости этических, нравственных и духовных оценок тех явлений и процессов, которые имеют место в развитии искусства. Актуализация этого метода могла бы дать полноценную альтернативу существующим чрезмерно формализованным, а также произвольным и бессистемным подходам, которые имеют место в современном архитектуроведении.

Ключевые слова:

Традиция, Современность, модерн, постмодерн, традиционная архитектура, модернистская архитектура, новейшая архитектура, архитектуроведческий метод, самоопределение, целеполагание

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Ирина Олеговна Бембель, Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Литература

1. Добрицына, Ирина. От постмодернизма — к нелинейной архитектуре. Архитектура в контексте современной философии и науки. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

2. Яковлева, Ольга. “Теория Ханса Бельтинга в его работе ‘Конец истории искусства?’”. Вестник московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика, no. 3 (2010): 216–9.

3. Зедльмайр, Ганс. Искусство и истина: теория и метод истории искусства. Пер. Юрий Попов. СПб.: Axioma, 2000.

4. Бембель, Ирина. “‘Суперстили’ и периодизация в архитектуре”. Academia. Архитектура и строительство, no. 4 (2018): 29–34.

5. Базен, Жермен. История истории искусства: От Вазари до наших дней. Пер. Кирилл Чекалов, ред. Цолак Арзаканян. М.: Прогресс. Культура, 1994.

6. Соловьёв, Владимир. “Красота в природе”. Институт философии Российской академии наук. Дата обращения сентябрь 16, 2019. https://iphras.ru/elib/Soloviev_Krasota.html.

7. Флоренский, Павел. “Иконостас”. Дата обращения сентябрь 16, 2019. http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html.

8. Генон, Рене. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. (Антология мысли).

9. Лиринский, Викентий. “О вероизложениях вообще, или Об общем характере православной догматики <…>”. Дата обращения май 31, 2019. https://www.litmir.me/br/?b=133951.

10. Дворжак, Макс. История искусства как история духа. Пер. Александр Сидоров, ред. Алексей Лепорк. СПб.: Академический проект, 2001.

11. Шмарзов, Август. “Сущность архитектонического творчества”. Искусство жить: Творческий портал. Дата обращения сентябрь 16, 2019. https://art-life.biz/nauchnyj-i-hudozhestvennyjperevod/avgust-shmarzov-sushchnost-arhitektonicheskogo-tvorchestva/.

12. Хан-Магомедов, Селим. Иван Жолтовский. М.: С. Э. Гордеев, 2010.

13. Евдокимов, Павел. Искусство иконы. Богословие красоты. Пер. иеромон. Димитрий (Захаров) и Елена. Майданович. Клин: Христианская жизнь, 2005.

14. Фостер, Х., Р. Краусс, И.-А. Буа, Б. Бухло, и Д. Джослит. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Пер. Георгий Абдушелишвили и др., ред. Андрей Фоменко и Алексей Шестаков. М.: Ad Marginem, 2015.

15. Маркаде, Жан-Клод. “О супрематизме Малевича”. Vania Marcadé. Дата обращения май 06, 2019. http://www.vania-marcade.com/о-супрематизме-малевича/.

16. Ломонте, Чиро. “Блуждающие огни в беспросветной ночи”. Капитель, no. 1/26 (2015). https://archi.ru/press/world/65695/bluzhdayuschie-ogni-v-besprosvetnoi-nochi.

17. Салингарос, Никос. Антиархитектура и деконструкция. Триумф нигилизма. Пер. Татьяна Быстрова и Елена Дуйловская. 4-е изд. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый; Федор Еремеев, 2017.

18. Кутырёв, Владимир. Последнее целование. Человек как традиция. СПб.: Алетейя, 2015. (Тела мысли).

19. Бодрийяр, Жан. Символический обмен и смерть. Пер. и вступ. ст. Сергей Зенкин. М.: Добросвет, 2000.

20. Генон, Рене. Царство количества и знамения времени. Пер. Татьяна Любимова. М.: Беловодье, 2011. (Избранные произведения).

21. Кутырёв, Владимир. “Как готовится конец света в философии и науке (наша цивилизация в эпоху трансмодерна)”. Философская мысль, no. 4 (2013): 83–116.


References

1. Dobritsyna, Irina. From Postmodernism to Nonlinear Architecture: Architecture in the Context of Modern Philosophy and Science. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 2004. (In Russian)

2. Yakovleva, Ol’ga. “Hans Belting’s Theory of His Work “The End of the History of Art?”. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Lingvistika, no. 3 (2010): 216–9. (In Russian)

3. Sedlmayr, Hans. Art and Truth: Theory and Method of the Art History. Rus. ed. Transl. by Iurii Popov. St. Petersburg: Axioma Publ., 2000. (In Russian)

4. Bembel, Irina. “‘Superstyles’ and Problem of Periodization in Architecture”. Academia. Arkhitektura i stroitel’stvo, no. 4 (2018): 29–34. (In Russian)

5. Bazin, Germain. History of Art History: From Vasari to Our Days. Rus. ed. Transl. by Kirill Chekalov, ed. by Tsolak Arzakanian. Moscow: Progress. Kul’tura Publ., 1994. (In Russian)

6. Solov’ev, Vladimir. “Beauty in Nature”. Institut Filosofii Rossiiskoi Akademii Nauk. Accessed September 16, 2019. https://iphras.ru/elib/Soloviev_Krasota.html. (In Russian)

7. Florenskii, Pavel. “Iconostasis”. Accessed September 16, 2019. http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html. (In Russian)

8. Guénon, René. The Crisis of the Modern World. Rus. ed. Moscow: Eksmo Publ., 2008. (Antologiia mysli). (In Russian)

9. Vincentius of Lerins. “On Articles of Faith Statement in General, or On General Orthodox Dogmatics <…>”. Accessed May 31, 2019. https://www.litmir.me/br/?b=133951. (In Russian)

10. Dvořák, Max. History of Art as Intellectual History. Rus. ed. Transl. by Alexandr Sidorov, ed. by Aleksei Lepork. St. Petersburg: Akademicheskii proekt Publ., 2001. (In Russian)

11. Schmarsow, August. “Essence of Architectonical Creation”. Iskusstvo zhit’: Tvorcheskii portal. Accessed September 16, 2019. https://art-life.biz/nauchnyj-i-hudozhestvennyj-perevod/avgust-shmarzov-sushchnost-arhitektonicheskogo-tvorchestva/. (In Russian)

12. Khan-Magomedov, Selim. Ivan Zholtovskii. Moscow: S. E. Gordeev Publ., 2010. (In Russian)

13. Evdokimov, Pavel. Art of Icon. Theology of Beauty. Rus. ed. Transl. by Dimitrii (Zakharov) and Elena Maidanovich. Klin: Khristianskaia zhizn’ Publ., 2005. (In Russian)

14. Foster, H., R. E. Krauss, Y.-A. Bois, B. H. D. Buchloh, D. Joselit. Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. Rus. ed. Transl. by Georgii Abdushelishvili et al., ed. by Andrei Fomenko and Aleksei Shestakov. Moscow: Ad Marginem Publ., 2015. (In Russian)

15. Marcadé, Jean-Claude. “On Suprematism of Malevich”. Vania Marcadé. Accessed May 06, 2019. http://www.vania-marcade.com/о-супрематизме-малевича/. (In Russian)

16. Lomonte, Ciro. “Ghost Lights on the Black Night”. Kapitel’, no. 1/26 (2015). https://archi.ru/press/world/65695/bluzhdayuschie-ogni-v-besprosvetnoi-nochi. (In Russian)

17. Salingaros, Nikos. Anti-architecture and Deconstruction. The Triumph of Nihilism. Rus. ed. Transl. by Tat’iana Bystrova and Elena Duilovskaia. 4th ed. Moscow; Ekaterinburg: Kabinetnyi uchenyi Publ.; Fedor Eremeev Publ., 2017. (In Russian)

18. Kutyrev, Vladimir. Last Kissing. Man as the Tradition. St. Petersburg: Aleteiia Publ., 2015. (Tela mysli). (In Russian)

19. Baudrillard, Jean. Symbolic Exchange and Death. Rus. ed. Transl. and introd. article by Sergey Zenkin. Moscow: Dobrosvet Publ., 2000. (In Russian)

20. Guénon, René. The Reign of Quantity and the Signs of the Times. Rus. ed. Transl. by Tatiana Liubimova. Moscow: Belovod’e Publ., 2011. (Izbrannye proizvedeniia). (In Russian)

21. Kutyrev, Vladimir. “How to Make the End of the World in Philosophy and Science (Our Civilization in Transmodern Times)”. Filosofskaia mysl’, no. 4 (2013): 83–116. doi: 10.7256/2306-0174.2013.4.285. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

16.06.2020

Как цитировать

Бембель, И. О. (2020). В поисках метода. К вопросу кризиса архитектуроведения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(2), 323–339. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.208

Выпуск

Раздел

Архитектура