Джордж Вашингтон в изобразительном искусстве США ХХ века: от забвения к новой искренности

  • Никита Сергеевич Аграновский Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В настоящей работе, завершающей серию статей о репрезентации в живописи США Джорджа Вашингтона как мифологемы национального идентифицирующего героя, рассматривается сложная история обращения искусства к образу «отца нации» на протяжении ХХ века. Модернизм, сделавший актуальными совершенно иные по сравнению с предыдущими столетиями жанры, темы и техники, отодвинул привычные исторические картины и портреты на периферию, однако против всех ожиданий не потерял интереса к фигуре Вашингтона. Такое искусство, перестав быть «гласом народа», стало рупором интеллектуального меньшинства, осознающего феномен мифа и рефлексирующего о нем. Эта рефлексия, получившая самые разнообразные формальные выражения, проследует за Первым президентом США по всей дистанции ХХ века от забвения и критицизма первых десятилетий, через игровые практики и множественность смыслов постмодернистских опытов, к новой искренности, неуклонно набирающей силу в последней трети столетия.

Ключевые слова:

Джордж Вашингтон, миф и мифология, искусство США, живопись XX века

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Никита Сергеевич Аграновский, Санкт-Петербургский государственный университет

магистр, выпускник факультета свободных искусств и наук по направлению арт-критика

Литература

Литература

1. Geldzahler H. American painting in the 20th century. New York: Metropolitan Museum of Art, 1965. 236 p.

2. Матусовская Е. М. Американская реалистическая живопись. Очерки. М.: Искусство, 1986. 192 с.

3. Rae E. C. The education of the artist: what artists say about it // Art Journal. Winter, 1960/1961. Vol. 20, N 2. P. 87–89.

4. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М.: Из-во РГГУ, 2001. 169 с.

5. George Washington: American symbol / ed. by B. J. Mitnik. New York: Hudson HillsPress, 1999. 162 p.

6. Lengel E. G. Inventing George Washington: America’s founder, in myth and memory. New York: Harper Collins Press. xviii + 249 p.

7. Dana J. C. American Art: How it can be made to flourish. Woodstock, VT: The Elm Tree Press, 1914. 31 p.

8. New Wall Papers by Nevius & Haviland // The Decorator and Furnisher. 1894. Vol. 25, N 1. P. 23–25.

9. McKendree Bangs W. An illustrator of child life // The Quarterly Illustrator. 1894. Vol. 2, N 5. P. 31–36.

10. Степанова О. Л. 4 июля 1776. М., Молодая гвардия, 1976. 192 с.

11. Bynum R. The Celebration of Washington’s Birthday // The English Journal. Feb. 1933. Vol. 22, N 2. P. 133–137.

12. Greenhalgh A. “Not a Man but a God” The Apotheosis of Gilbert Stuart’s Athenaeum Portrait of George Washington // Winterthur Portfolio. 2007. Vol. 41, N 4. P. 269–304.

13. Freeman D. S. George Washington. New York: Scribner, 1995. xxxiv + 896 p.

14. Роуз Б. Американское искусство. ХХ век. Лозанна: Bookking, 1995. 175 с.

15. Чегодаев А. Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18–20 вв. М.: Искусство, 1978. 267 с.

16. Панегирическая литература петровского времени. М.: Наука, 1979. 206 с.

17. Merrill J. A list of plays of interest to high-school students // Francis W. Parker School Studies in Education. 1934. Vol. 10. P. 242–248.

18. Stehle R. L. Emanuel Leutze, 1816–1868 // Records of the Columbia Historical Society, Washington, D. C. 1969/1970. Vol. 69/70. P. 306–331.

19. Энциклопедия искусства XX века / авт.-сост. О. Б. Краснова. М.: ОЛМА-пресс, 2002. 349 с.

20. Browning E. Indiana society Daughters of the American Revolution: Report of the state historian // The Indiana Quarterly Magazine of History. 1909. Vol. 5, N 4. P. 181–182.

21. Ткач М. И. Энциклопедия пейзажа. М.: ОЛМА-пресс образование, 2002. 350 с.

22. Мифы в искусстве старом и новом: Историко-художественная монография (по Рене Менару). СПб.: Лениздат, 1994. 384 с.

23. Pickering R. Grant Wood, painter in overalls // The North American Review. 1935. Vol. 240, N 2. P. 271–277.

24. Baigell M. Grant Wood revisited // Art Journal. 1966–1967. Vol. 26, N 2. P. 116–122.

25. Бойс С. Китч и социалистический реализм: [электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Boim_Kitch.php (дата обращения: 14.06.2014).

26. Балла О. Мифология мифа // Знание — сила. 1999. № 9–10. С. 34–50.

27. Livingstone M. Pop Art: A continuing history. New York: Thames & Hudson, 2000. 272 p.

28. Harrison H. A. Larry Rivers. New York: Harper & Row, 1984. 142 p.

29. Шлезингер-младший А. М. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992. 688 с.

30. Юрьева Т. С. Эндрю Уайет. М.: Изобразительное искусство, 1986. 160 с.

31. Cumings P. Oral history interview with Alex Katz, 1969 Oct. 2: [Электронный ресурс]. URL: http://www.aaa.si.edu/collections/interviews/oral-history-interview-alex-katz-12448 (дата обращения: 14.06.2014).

32. Holt J. Looking at American History through Art // The History Teacher. 1998. Vol. 31, N 2. P. 181–192.

33. Todd E. W. Two Georges and us: Multiple perspectives on the image // American Art. 2003. Vol. 17, N 2. P. 13–17.

34. Greene C. Oral history interview with Jacob Lawrence, 1968 Oct. 26: [Электронный ресурс]. URL: http://www.aaa.si.edu/collections/interviews/oral-history-interview-jacob-lawrence-11490 (дата обращения: 14.06.2014).

35. Spalding M. George Washington’s farewell address // The Wilson Quarterly. 1996. Vol. 20, N 4. P. 65–71.

36. Аграновский Н. С. “The King is dead. Long Live the King!”: эволюция и функционирование мифа о Джордже Вашингтоне в изобразительном искусстве США XIX века // Вестник СПбГУ. Сер. 15: Искусствоведение. 2014. Вып. 3. С. 44–63.

37. Shapiro T. R. Arnold Friberg, painter of “The Prayer at the Valley Forge”, dies at 96 // Washington Post. 2010. N 191. P. 16.

38. Андронникова М. И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975. 326 с.

39. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.

40. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003. 256 с.

41. Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое Средневековье. М.: Канон+, 2002. 448 с.

42. Стейнбек Дж. Америка и американцы // Нева. 1966. № 2. С. 132–142.

43. Meyer J. F. Myths in stone: Religious dimensions of Washington, D. C. Berkley: University of California Press, 2001. 354 p.

References

1. Geldzahler H. American painting in the 20th century. New York: Metropolitan Museum of Art, 1965. 236 p.

2. Matusovskaia E. M. Amerikanskaia realisticheskaia zhivopis'. Ocherki. M.: Iskusstvo, 1986. 192 p.

3. Rae E. C. The education of the artist: what artists say about it, Art Journal. Winter, 1960/1961. Vol. 20, N 2. P. 87–89.

4. Meletinskii E. M. Ot mifa k literature. M.: Iz-vo RGGU, 2001. 169 p.

5. George Washington: American symbol, ed. by B. J. Mitnik. New York: Hudson HillsPress, 1999. 162 p.

6. Lengel E. G. Inventing George Washington: America’s founder, in myth and memory. New York: Harper Collins Press. xviii + 249 p.

7. Dana J. C. American Art: How it can be made to flourish. Woodstock, VT: The Elm Tree Press, 1914. 31 p.

8. New Wall Papers by Nevius & Haviland, The Decorator and Furnisher. 1894. Vol. 25, N 1. P. 23–25.

9. McKendree Bangs W. An illustrator of child life, The Quarterly Illustrator. 1894. Vol. 2, N 5. P. 31–36.

10. Stepanova O. L. 4 iiulia 1776. M., Molodaia gvardiia, 1976. 192 p.

11. Bynum R. The Celebration of Washington’s Birthday, The English Journal. Feb. 1933. Vol. 22, N 2. P. 133–137.

12. Greenhalgh A. “Not a Man but a God” The Apotheosis of Gilbert Stuart’s Athenaeum Portrait of George Washington, Winterthur Portfolio. 2007. Vol. 41, N 4. P. 269–304.

13. Freeman D. S. George Washington. New York: Scribner, 1995. xxxiv + 896 p.

14. Rouz B. Amerikanskoe iskusstvo. XX vek. Lozanna: Bookking, 1995. 175 p.

15. Chegodaev A. D. Stat'i ob iskusstve Frantsii, Anglii, SShA 18–20 vv. M.: Iskusstvo, 1978. 267 p.

16. Panegiricheskaia literatura petrovskogo vremeni. M.: Nauka, 1979. 206 p.

17. Merrill J. A list of plays of interest to high-school students. Francis W. Parker School Studies in Education. 1934. Vol. 10. P. 242–248.

18. Stehle R. L. Emanuel Leutze, 1816–1868. Records of the Columbia Historical Society, Washington, D. C. 1969/1970. Vol. 69/70. P. 306–331.

19. Entsiklopediia iskusstva XX veka, avt.-sost. O. B. Krasnova. M.: OLMA-press, 2002. 349 p.

20. Browning E. Indiana society Daughters of the American Revolution: Report of the state historian, The Indiana Quarterly Magazine of History. 1909. Vol. 5, N 4. P. 181–182.

21. Tkach M. I. Entsiklopediia peizazha. M.: OLMA-press obrazovanie, 2002. 350 p.

22. Mify v iskusstve starom i novom: Istoriko-khudozhestvennaia monografiia (po Rene Menaru). SPb.: Lenizdat, 1994. 384 p.

23. Pickering R. Grant Wood, painter in overalls, The North American Review. 1935. Vol. 240, N 2. P. 271–277.

24. Baigell M. Grant Wood revisited, Art Journal. 1966–1967. Vol. 26, N 2. P. 116–122.

25. Bois S. Kitch i sotsialisticheskii realizm: [elektronnyi resurs]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Boim_Kitch.php (accessed: 14.06.2014).

26. Balla O. Mifologiia mifa. Znanie — sila. 1999. № 9–10. p. 34–50.

27. Livingstone M. Pop Art: A continuing history. New York: Thames & Hudson, 2000. 272 p.

28. Harrison H. A. Larry Rivers. New York: Harper & Row, 1984. 142 p.

29. Shlezinger-mladshii A. M. Tsikly amerikanskoi istorii. M.: Progress, 1992. 688 p.

30. Iur'eva T. S. Endriu Uaiet. M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1986. 160 p.

31. Cumings P. Oral history interview with Alex Katz, 1969 Oct. 2: [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.aaa.si.edu/collections/interviews/oral-history-interview-alex-katz-12448 (accessed: 14.06.2014).

32. Holt J. Looking at American History through Art, The History Teacher. 1998. Vol. 31, N 2. P. 181–192.

33. Todd E. W. Two Georges and us: Multiple perspectives on the image, American Art. 2003. Vol. 17, N 2. P. 13–17.

34. Greene C. Oral history interview with Jacob Lawrence, 1968 Oct. 26: [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.aaa.si.edu/collections/interviews/oral-history-interview-jacob-lawrence-11490 (accessed: 14.06.2014).

35. Spalding M. George Washington’s farewell address, The Wilson Quarterly. 1996. Vol. 20, N 4. P. 65–71.

36. Agranovskii N. S. “The King is dead. Long Live the King!”: evoliutsiia i funktsionirovanie mifa o Dzhordzhe Vashingtone v izobrazitel'nom iskusstve SShA XIX veka. Vestnik SPbGU. Ser. 15: Iskusstvovedenie. 2014. Vyp. 3. p. 44–63.

37. Shapiro T. R. Arnold Friberg, painter of “The Prayer at the Valley Forge”, dies at 96. Washington Post. 2010. N 191. P. 16.

38. Andronnikova M. I. Ob iskusstve portreta. M.: Iskusstvo, 1975. 326 p.

39. Gurevich A. Ia. Kategorii srednevekovoi kul'tury. M.: Iskusstvo, 1984. 350 p.

40. Eko U. Iskusstvo i krasota v srednevekovoi estetike. SPb.: Aleteiia, 2003. 256 p.

41. Berdiaev N. A. Smysl istorii. Novoe Srednevekov'e. M.: Kanon+, 2002. 448 p.

42. Steinbek Dzh. Amerika i amerikantsy, Neva. 1966. № 2. p. 132–142.

43. Meyer J. F. Myths in stone: Religious dimensions of Washington, D. C. Berkley: University of California Press, 2001. 354 p.

Опубликован
2014-11-28
Как цитировать
Аграновский, Н. С. (2014). Джордж Вашингтон в изобразительном искусстве США ХХ века: от забвения к новой искренности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 4(4), 50-71. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4531
Раздел
Изобразительное искусство