От Леду до Ле Корбюзье… и обратно: к историографии революционной архитектуры

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.406

Аннотация

Рассматривается один из важнейших аспектов изучения архитектуры времен Великой французской революции — ее предполагаемая связь с основными течениями и представителями модернизма (современной архитектуры XX в.). Некогда безоговорочно постулированное влияние или по крайней мере внутренняя близость радикальных течений конца XVIII и начала XX в. на поверку оказывается чередой случайных совпадений, где всякая жестко установленная взаимосвязь чревата насилием над исторической действительностью. Возможно, имеет смысл попытаться пересмотреть некоторые принятые подходы, обнаружив неожиданную близость там, где ее менее всего надеялись найти. К примеру, выражаясь современным языком, в рамках как постмодерна, так и антимодерна — в архитектуре пресловутых тоталитарных режимов. Очевидно, что на яркое наследие визионерских проектов времен Французской революции свои претензии могли заявлять самые разные течения и творческие группировки на протяжении всего XX в. Вероятно, правильный вывод должен заключаться в том, что архитектура определенного периода принадлежит только своей эпохе — и никакой другой. Хорошей иллюстрацией тому могут послужить разнообразные споры, происходившие на протяжении минувшего столетия вокруг наследия зодчества рубежа XVIII–XIX вв. Отталкиваясь от (произвольно выбранного) названия одного из первых исследований архитектуры второй половины XVIII в., книги австрийского ученого Э. Кауфманна, автор показывает, как на протяжении всего XX в. менялось отношение к так называемой революционной архитектуре, а равным образом и к представлению о ее значимости для настоящего и будущего культуры Запада.

Ключевые слова:

революционная архитектура, модернизм, К.-Н. Леду, Э. Кауфманн, Франция, Ле Корбюзье

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Иван Дмитриевич Саблин, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств факультета свободных искусств и наук

Библиографические ссылки

Литература

1. Kaufmann, Emil. Von Ledoux bis Le Corbusier: Ursprung und Entwicklung der autonomen Architektur. Leipzig; Wien: Verlag Dr. R. Passer, 1933.

2. Леду, Клод-Николя. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству. Екатеринбург: Архитектон Канон, 2003.

3. Herrmann, Wolfgang. “The Problem of Chronology in C. N. Ledoux’s Engraved Works”. The Art Bulletin 42, no. 3 (1960): 191–210.

4. Sedlmayr, Hans. “Der absolute Städtebau. I: Stadtbaupläne von Le Corbusier (Anläßlich einer Ausstellung im Wiener Künstlerhaus, März-April 1926)”. Die Baupolitik, no. 1 (1926): 16–21.

5. Vidler, Anthony. “The Ledoux Effect: Emil Kaufmann and the Claims of Kantian Autonomy”. Perspecta 33 (2002): 16–29.

6. Гидион, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. Пер. Марина Леонене. 3-е изд. М.: Стройиздат, 1984.

7. Pevsner, Nikolaus. Pioneers of the Modern Movement from William Morris to Walter Gropius. London: Faber & Faber, 1936.

8. Kaufmann, Emil. Architecture in the Age of Reason: Baroque and Post-Baroque in England, Italy and France. Cambridge Mass.: Harvard University Press, 1955.

9. Sedlmayr, Hans. “Eine Soziale Idealstadt am Vorabend der Französischen Revolution”. In Epochen und Werke: Gesammelte Schriften zur Kunstgeschichte, 223–43. Mittenwald: Mäander, 1982, Bd. 3.

10. Зедльмайр, Ханс. Утрата середины. Революция Современного искусства. Смерть света. Пер. Степан Ванеян. М.: Прогресс-традиция; Территория будущего, 2008.

11. Зедльмайр, Ганс. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. Пер. Юрий Попов. СПб.: Axiōma, 2000.

12. Viel, Charles-François. Décadence de l’architecture à la fin du dixhutième siècle. Paris: L’auteur et Perronneau, 1800.

13. Sedlmayr, Hans. “Europäische Romanik im Licht ihrer kritischen Formen”. In Epochen und Werke: Gesammelte Schriften zur Kunstgeschichte, 46–69. Mittenwald: Mäander, 1982, Bd. 3.

14. Sedlmayr, Hans. “Die Kugel als Gebäude oder: Das Bodenlose”. Das Werk des Künstlers 1 (1939): 278–310.

15. Giedion, Sigfried. Spätbarocker und romantischer Klassizismus. München: F. Brückmann, 1922.

16. Фремптон, Кеннет. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. Пер. Е. Дубченко; ред. В. Хайт. М.: Стройиздат, 1990.

17. Rosenblum, Robert. Transformations in Late Eighteenth Century Art. Princeton NJ: Princeton University Press, 1967.

18. Lemonnier, Henry. “La Mégalomanie dans l’architecture à la fin du XVIIIe siècle”. In Lemonnier, Henry. L’art moderne (1500–1800). Essais et esquisses, 273–89. Paris: Librarie Hachette et Cie., 1912.

19. Грабарь, Игорь. “Ранний Александровский классицизм и его французские источники”. Старые годы, no. 7–9 (1912): 68–98.

20. Бенуа, Франсуа. Искусство Франции эпохи Революции и Первой Империи. Пер. анон. М.; Л.: Искусство, 1940.

21. Шпеер, Альберт. Третий рейх изнутри: Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. Пер. С. Лисогорский. М.: Центрполиграф, 2005.

22. Vogt, Adolf Max. “Revolutions-Architektur und Nazi-Klassizismus”. In Badt, Kurt, Martin Gosebruch, and Lorenz Dittmann. Argo. Festschrift f. Kurt Badt zu seinem 80. Geburtstag am 3. März 1970, 354–63. Köln: DuMont, 1970.

23. Boullée, Etienne Louis. Boullée’s Treatise on Architecture. Ed. by Helen Rosenau. London: A. Tiranti, 1953.

24. Nerdinger, Winfried, Klaus Jan Philipp, und Hans-Peter Schwarz, Hrsg. Revolutions Architektur: Ein Aspekt der Europäischen Architektur um 1800. München: Hirmer Verlag, 1990.

25. Stephan, Hans, und Albert Speer. Wilhelm Kreis. Oldenburg: Stalling, 1944.

26. Johnson, Philip. “House at New Canaan, Connecticut”. Architectural Review 58, no. 645 (1950): 152–9.

27. Рябушин, Александр, и Анна Шукурова. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М.: Стройиздат, 1985.

28. Lemagny, Jean-Claude, cat. Visionary Architects: Boullée. Ledoux. Lequeu <…>. Houston: University of St. Thomas, 1968.

29. Banham, Reyner. Theory and Design in the First Machine Age. New York; Washington: Praeger. 1960.

30. Бэнем, Рейнер. Взгляд на современную архитектуру: Эпоха мастеров. Пер. А. Христиани и Е. Гринкруг; ред. Е. Асса и А. Боков. М.: Стройиздат, 1980.

31. Teige, Karel. “Mundaneum”. Stavba 7 (1929): 145.

32. Бэнем, Рейнер. Новый брутализм — этика или эстетика? Пер. анон. М.: Стройиздат, 1973.

33. Wittkower, Rudolph. Architectural Principles in the Age of Humanism. London: Warburg Institute; University of London, 1949.

34. Jencks, Charles. Modern Movements in Architecture. New York: Penguin Books, 1972.

35. Eisenman, Peter. “Cardboard Architecture”. In Eisenman, P., M. Graves, Ch. Gwathmey, J. Hejduk and R. Meier. Five Architects: Eisenman, Graves, Gwathmey, Hejduk, Meier, 15–7. New York: Oxford University Press, 1975.

36. Hitchcock, Henry-Russell, and Philip Johnson. The International Style: Architecture Since 1922. New York: W. W. Norton & Co. Inc., 1932.

37. Лоос, Адольф. “Орнамент и преступление”. В изд. Мастера архитектуры об архитектуре, сост. и общ. ред. Андрей Иконников, 143–8. М.: Искусство, 1972.

38. Kaufmann, Emil. “Three Revolutionary Architects, Boullee, Ledoux, and Lequeu”. Transactions of the American Philosophical Society 42, pt. 3 (1952): 433–564.


References

1. Kaufmann, Emil. Von Ledoux bis Le Corbusier: Ursprung und Entwicklung der autonomen Architektur. Leipzig; Wien: Verlag Dr. R. Passer, 1933.

2. Ledoux, Claude-Nicolas. Architecture Considered in Terms of Art, Morals and Legislation. Rus. and French ed. Ekaterinburg: Arkhitekton Kanon Publ., 2003. (In Russian)

3. Herrmann, Wolfgang. “The Problem of Chronology in C. N. Ledoux’s Engraved Works”. The Art Bulletin 42, no. 3 (1960): 191–210.

4. Sedlmayr, Hans. “Der absolute Städtebau. I: Stadtbaupläne von Le Corbusier (Anläßlich einer Ausstellung im Wiener Künstlerhaus, März-April 1926)”. Die Baupolitik, no. 1 (1926): 16–21.

5. Vidler, Anthony. “The Ledoux Effect: Emil Kaufmann and the Claims of Kantian Autonomy”. Perspecta 33 (2002): 16–29.

6. Giedion, Sigfried. Space, Time, Architecture. Rus. ed. Transl. by Marina Leonene. 3rd ed. Moscow: Stroiizdat Publ., 1984. (In Russian)

7. Pevsner, Nikolaus. Pioneers of the Modern Movement from William Morris to Walter Gropius. London: Faber & Faber, 1936.

8. Kaufmann, Emil. Architecture in the Age of Reason: Baroque and Post-Baroque in England, Italy and France. Cambridge Mass.: Harvard University Press, 1955.

9. Sedlmayr, Hans. “Eine Soziale Idealstadt am Vorabend der Französischen Revolution”. In Epochen und Werke: Gesammelte Schriften zur Kunstgeschichte, 223–43. Mittenwald: Mäander, 1982, Bd. 3.

10. Sedlmayr, Hans. Lost Center. Revolution of Modern Art. Death of Light. Rus. ed. Transl. by Stepan Vaneian. Moscow: Progress-traditsiia Publ.; Territoriia budushchego Publ., 2008. (In Russian)

11. Sedlmayr, Hans. Epochs and Works. Theory and Method of the Art History. Rus. ed. Transl. by Yurii Popov. St. Petersburg: Axiōma Publ., 2000. (In Russian)

12. Viel, Charles-François. Décadence de l’architecture à la fin du dixhutième siècle. Paris: L’auteur et Perronneau, 1800.

13. Sedlmayr, Hans. “Europäische Romanik im Licht ihrer kritischen Formen”. In Epochen und Werke: Gesammelte Schriften zur Kunstgeschichte, 46–69. Mittenwald: Mäander, 1982, Bd. 3.

14. Sedlmayr, Hans. “Die Kugel als Gebäude oder: Das Bodenlose”. Das Werk des Künstlers 1 (1939): 278–310.

15. Giedion, Sigfried. Spätbarocker und romantischer Klassizismus. München: F. Brückmann, 1922.

16. Frampton, Kenneth. Modern Architecture: A Critical History. Rus. ed. Transl. by E. Dubchenko; ed. by V. Khait. Moscow: Stroiizdat Publ., 1990.

17. Rosenblum, Robert. Transformations in Late Eighteenth Century Art. Princeton NJ: Princeton University Press, 1967.

18. Lemonnier, Henry. “La Mégalomanie dans l’architecture à la fin du XVIIIe siècle”. In Lemonnier, Henry. L’art moderne (1500–1800). Essais et esquisses, 273–89. Paris: Librarie Hachette et Cie., 1912.

19. Grabar’, Igor’. “Early Alexandrine Classicism and its French Sources”. Starye gody, no. 7–9 (1912): 68–98. (In Russian)

20. Benoist, François. French Art of the Revolution and the First Empire. Rus. ed. Moscow; Leningrad: Iskusstvo Publ., 1940. (In Russian)

21. Speer, Albert. Inside the Third Reich. Memories of the Reichminister of Armaments. Rus. ed. Transl. by S. Lisogorskii. Moscow: Tsentrpoligraf Publ., 2005. (In Russian)

22. Vogt, Adolf Max. “Revolutions-Architektur und Nazi-Klassizismus”. In Badt, Kurt, Martin Gosebruch, and Lorenz Dittmann. Argo. Festschrift f. Kurt Badt zu seinem 80. Geburtstag am 3. März 1970, 354–63. Köln: DuMont, 1970.

23. Boullée, Etienne Louis. Boullée’s Treatise on Architecture. Ed. by Helen Rosenau. London: A. Tiranti, 1953.

24. Nerdinger, Winfried, Klaus Jan Philipp, und Hans-Peter Schwarz, Hrsg. Revolutions Architektur: Ein Aspekt der Europäischen Architektur um 1800. München: Hirmer Verlag, 1990.

25. Stephan, Hans, und Albert Speer. Wilhelm Kreis. Oldenburg: Stalling, 1944.

26. Johnson, Philip. “House at New Canaan, Connecticut”. Architectural Review 58, no. 645 (1950): 152–9.

27. Riabushin, Aleksandr, and Anna Shukurova. Artistic Contradictions of the Contemporary Western Architecture. Moscow: Stroiizdat Publ., 1985. (In Russian)

28. Lemagny, Jean-Claude, cat. Visionary Architects: Boullée. Ledoux. Lequeu <…>. Houston: University of St. Thomas, 1968.

29. Banham, Reyner. Theory and Design in the First Machine Age. New York; Washington: Praeger. 1960.

30. Banham, Reyner. Age of the Masters. A Personal View of Modern Architecture. Rus. ed. Transl. by A. Khristiani and E. Grinkrug; ed. by E. Assa and A. Bokov. Moscow: Stroiizdat Publ., 1980. (In Russian)

31. Teige, Karel. “Mundaneum”. Stavba 7 (1929): 145.

32. Banham, Reyner. The New Brutalism: Ethic or Aesthetic? Rus. ed. Moscow: Stroiizdat, 1973.

33. Wittkower, Rudolph. Architectural Principles in the Age of Humanism. London: Warburg Institute; University of London, 1949.

34. Jencks, Charles. Modern Movements in Architecture. New York: Penguin Books, 1972.

35. Eisenman, Peter. “Cardboard Architecture”. In Eisenman, P., M. Graves, Ch. Gwathmey, J. Hejduk and R. Meier. Five Architects: Eisenman, Graves, Gwathmey, Hejduk, Meier, 15–7. New York: Oxford University Press, 1975.

36. Hitchcock, Henry-Russell, and Philip Johnson. The International Style: Architecture Since 1922. New York: W. W. Norton & Co. Inc., 1932.

37. Loos, Adolf. “Ornament and Crime”. Rus. ed. In Mastera arkhitektury ob arkhitekture, comp. and ed. by

Andrei Ikonnikov, 143–8. Moscow: Iskusstvo Publ., 1972.

38. Kaufmann, Emil. “Three Revolutionary Architects, Boullee, Ledoux, and Lequeu”. Transactions of the American Philosophical Society 42, pt. 3 (1952): 433–564.

Загрузки

Опубликован

20.11.2019

Как цитировать

Саблин, И. Д. (2019). От Леду до Ле Корбюзье… и обратно: к историографии революционной архитектуры. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(4), 688–697. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.406

Выпуск

Раздел

Архитектура