Общение в концепции актерского искусства К. С. Станиславского

Авторы

  • Михаил Анатольевич Ильин Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

Аннотация

Достижения гуманитарных наук последних десятилетий в разработке коммуникативных про- блем позволяют по-новому оценить место и значение общения в театральной концепции К. С. Станиславского. Актерское искусство в понимании Станиславского неотделимо от особого сценического бытия актера и создаваемой им роли. Художественная реальность этого бытия возникает только в процессе живого творческого общения актеров друг с другом и со зрительным залом. Анализ этого процесса на основе современной интерпретации идей Станиславского позволил автору выделить общение из общего ряда других компонентов актерского искусства, обосновать его конституирующую, интегрирующую и креативную функции.

Ключевые слова:

театр, актерское искусство, актерская психотехника, система Станиславского, театральное образование, обучение актеров, психология искусства, общение, сценическое общение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Михаил Анатольевич Ильин, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

доцент, заместитель декана факультета актерского искусства и режиссуры по научно-издательской работе

Библиографические ссылки

Литература

1. Станиславский К. С. Из записных книжек: в 2 т. М.: Всерос. театр. об-во, 1986.

2. Берхин Н. Б. Проблема общения в работах К. С. Станиславского // Психологические исследования общения / отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, В. Н. Носуленко. М.: Наука, 1985.

3. Станиславский К. С. Собр. соч.: в 8 т. М., 1954–1961.

4. Рациональность и коммуникация: тез. VII междунар. науч. конф. 14–16 ноября 2007 г. / отв. ред. Б. И. Липский. СПб., 2007.

5. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского: учеб. пособие. М., 1968.

6. Гримак Л. П. Общение с собой. Начала психологии активности. М., 2009.

7. Каган М. С. Искусствознание и художественная критика: избр. ст. СПб., 2001.

8. Костелянец Б. О. Драма и действие. М., 2007.

9. Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Проблема общения и детерминации психического в работах советских психологов // Общение и развитие психики: сб. науч. тр. М., 1988. С. 7–21.

10. Малочевская И. Б. Режиссерская школа Товстоногова. СПб., 2003.

11. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.

12. Розеншток-Хюсси О. Избранное. Язык рода человеческого. М.; СПб., 2000.

13. Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л., 1988.

14. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Л., 1984.

15. Маленьких А. Н. Специфика положения зрителя в современной культуре // Зритель в искусстве: интерпретация и творчество: матер. науч. конф. СПб., 2008.

16. Ильин М. А. Раскованность. Сосредоточенность. Контактность: учеб. пособие. СПб., 2010.

17. Волкова А. И. Психология общения. Ростов н/Д., 2007.


References

1. Stanislavskii K. S. Iz zapisnykh knizhek. Vol. 1, 2. Moscow, Vseros. teatr. ob-vo Publ., 1986. (In Russian)

2. Berkhin N. B. Problema obshcheniia v rabotakh K. S. Stanislavskogo. Psikhologicheskie issledovaniia obshcheniia. Gen. ed. by B. F. Lomov, A. V. Beliaeva, V. N. Nosulenko. Moscow, Nauka Publ., 1985. (In Russian)

3. Stanislavskii K. S. Sobr. soch.: v 8 t. Moscow, 1954–1961. (In Russian)

4. Ratsional'nost' i kommunikatsiia: tez. VII mezhdunar. nauch. konf. 14–16 noiabria 2007 g. Gen. ed. by B. I. Lipskii. St Petersburg, 2007. (In Russian)

5. Kristi G. V. Vospitanie aktera shkoly Stanislavskogo: ucheb. posobie. Moscow, 1968. (In Russian)

6. Grimak L. P. Obshchenie s soboi. Nachala psikhologii aktivnosti. Moscow, 2009. (In Russian)

7. Kagan M. S. Iskusstvoznanie i khudozhestvennaia kritika: izbr. st. St Petersburg, 2001. (In Russian)

8. Kostelianets B. O. Drama i deistvie. Moscow, 2007. (In Russian)

9. Kovalev G. A., Radzikhovskii L. A. Problema obshcheniia i determinatsii psikhicheskogo v rabotakh sovetskikh psikhologov. Obshchenie i razvitie psikhiki: sb. nauch. tr. Moscow, 1988, pp. 7–21. (In Russian)

10. Malochevskaia I. B. Rezhisserskaia shkola Tovstonogova. St Petersburg, 2003. (In Russian)

11. Bakhtin M. M. Problemy tvorchestva Dostoevskogo. Kiev, 1994. (In Russian)

12. Rozenshtok-Khiussi O. Izbrannoe. Iazyk roda chelovecheskogo. Moscow; St Petersburg, 2000. (In Russian)

13. Barboi Iu. M. Struktura deistviia i sovremennyi spektakl'. Leningrad, 1988. (In Russian)

14. Tovstonogov G. A. Zerkalo stseny. Leningrad, 1984. (In Russian)

15. Malen'kikh A. N. Spetsifika polozheniia zritelia v sovremennoi kul'ture. Zritel' v iskusstve: interpretatsiia i tvorchestvo: mater. nauch. konf. St Petersburg, 2008. (In Russian)

16. Il'in M. A. Raskovannost'. Sosredotochennost'. Kontaktnost': ucheb. posobie. St Petersburg, 2010. (In Russian)

17. Volkova A. I. Psikhologiia obshcheniia. Rostov on Don, 2007. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.06.2011

Как цитировать

Ильин, М. А. (2011). Общение в концепции актерского искусства К. С. Станиславского. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 1(2), 34–49. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/651

Выпуск

Раздел

Театр