Современная художественная эмаль: стилистические и инновационные тенденции развития

  • Ирина Юрьевна Перфильева Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств https://orcid.org/0000-0003-4960-3892

Аннотация

Художественная эмаль на протяжении длительного периода, начиная с 1920-х до 2010-х годов, прошла сложный путь развития. В начале ХХ в. она представляла многообразие техник художественной обработки металлов. Сегодня это самостоятельный вид пластических искусств, в котором синтезировались как технико-технологические новации, так и стилистические особенности современного искусства и актуальных арт-практик. В истории художественной эмали отчетливо просматривается несколько этапов. Начало процесса лежит в проникновении принципов станкового искусства в декоративное, которое происходило в первое послереволюционное десятилетие благодаря участию в создании эмальерных произведений ведущих мастеров русского авангардного искусства. На втором этапе художниками следующего поколения были предприняты попытки соединить принципы станковой живописи с национальными традициями, бытовавшими в центрах народных художественных промыслов. Третий этап инспирирован вхождением в процесс монументалистов и активным участием российских художников в международных творческих эмальерных симпозиумах. На четвертом этапе роль структурирующего фактора развития отечественного эмальерного искусства сыграли индивидуальные творческие мастерские, открытые в разных регионах России. Для станковой эмали 2010-х годов характерны многомерность художественного пространства, создание эмальерных произведений на стыке разных видовых характеристик, как традиционных, так и актуальных. Это и классические картины-панно, и станковые трехмерные объекты, в которых эмаль сочетается с другими материалами, и монументально-декоративные арт-объекты, и цифровая живопись в эмали. В итоге современная российская художественная эмаль сегодня представляет самостоятельный вид пластических искусств, в котором, помимо традиционных, бытуют многочисленные инновационные, авторские технико-технологические приемы и методики работы. Здесь сформировались региональные школы, в совокупности демонстрирующие многоаспектность индивидуальных поисков и экспериментов художников-эмальеров. Современная российская художественная эмаль представляет собой сложившуюся многоплановую жанровую структуру: от миниатюрных до монументальных декоративных произведений.

Ключевые слова:

современная художественная эмаль, роспись по эмали, живопись на эмали, инновационные технологии, станковая эмаль, картина-панно, арт-объект, монументально-декоративная пластика, цифровая живопись на эмали, художник-монументалист

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Ирина Юрьевна Перфильева, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Литература

1. Пак, Вера. Ростовская финифть ХХ века: иллюстрированный биобиблиографический словарь. М.: Галарт, 2006.

2. Гилодо, Андрей. Авангард и авиация. М.: Арт Гид, 2014.

3. Ракитин, Василий. Николай Михайлович Суетин. М.: Литературно-художественное агентство “Лира”: RA; [СПб.]: Palace ed., 1998.

4. Арватов, Борис. “Две группировки”. Зрелища, no. 8 (1922): 7–15.

5. Стригалев, Анатолий. “Искусство и производство”. В изд. Москва — Париж. 1900–1930: каталог выставки, науч. ред. М. Бессонова, Е. Левитин, С. Задора и Н. Уврар, 66–77. 2 тома. М.: Советский художник, 1981, т. 1: Изобразительное искусство, прикладное и промышленное искусство, архитектура и градостроительство, агитационно-массовое искусство, плакат, театр, литература, музыка, кино, художественная фотография.

6. Гегель, Георг Вильгельм Фридрих. Наука логики. 3 тома. М.: Мысль, 1970, т. 1. (АН СССР. Ин-т философии. Философское наследие).

7. Суслов, Игорь. “Ростовская финифть”. В изд. Разина, Т., И. Суслов, Е. Хохлова, и Н. Гореликов. Русский художественный металл, отв. ред. Наталия Шкаровская, 16–27. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1958. (Художественные промыслы РСФСР / Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти Роспромсовета).

8. Каплан, Нина, Ольга Попова, и Елена Яковлева “Художественные промыслы и ремесла”. В изд. Советское декоративное искусство, 1945–1975: очерки истории, отв. ред. Владимир Толстой, 147–80. М.: Искусство, 1984.

9. Гилодо, Андрей. Русская эмаль: середина 19 — 20 век: альбом. М.: Береста, 1996.

10. Терехович, Марина. “Советско-венгерский семинар”. Декоративное искусство СССР, no. 9 (1983): 38–40.

11. Власова, Галина. “Живопись, рожденная огнем”. В изд. Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Современная горячая эмаль: каталог выставки, 4–5. СПб.: [б. и.], 2007.

12. “Современная художественная эмаль”: информационный обзор проекта к международной биеннале искусства эмали “Образы белых ночей” в Санкт-Петербурге. СПб.: [б. и.], 2010.

13. Дервиз, Григорий. “Восторженная хвала эмальерному искусству, или Почему я люблю горячую эмаль”. В изд. Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Современная горячая эмаль: каталог выставки, 6–7. СПб.: [б. и.], 2007.

14. Агафонова, Анастасия. “Экология — обиталище души. Свет и тень”. В изд. Межрегиональная выставка современной эмали России “Экология — обиталище души. Свет и тень”: каталог выставки, сост. Анастасия Агафонова и Евгений Матько, 3. М.: тип. “Принта групп”, 2017.

15. Матько, Евгений. “Вечная метафизика новых технологий”. В изд. Межрегиональная выставка современной эмали России “Экология — обиталище души. Свет и тень”: каталог выставки, сост. Анастасия Агафонова и Евгений Матько, 5. М.: тип. “Принта групп”, 2017.

16. Агафонова, Анастасия. “Мастера эмали художественно-промышленных академий графа Строганова и барона Штиглица в процессе формирования школы станковой эмали России”. В изд. Мастера эмали художественно-промышленных академий графа Строганова и барона Штиглица: каталог выставки, сост. Анастасия Агафонова и Евгений Матько, 15–18. М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2019.

17. Малинина, Татьяна. “Культурные палимпсесты: их проявление и прочтение в архитектурно-художественных текстах советского времени”. Артикульт 29, no. 1 (2018): 75–96.

18. Рындина, Анна. “Алтарная преграда ‘Долгоруковской’ церкви. Монументальные эмали Зураба Церетели. Новый взгляд”. В изд. Особенности развития техник и технологий в современном изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне. сборник научных статей <…>, сост. Татьяна Кочемасова и Н. Мухина, ред. Елена Романова, 24–7. Ярославль: Филигрань, 2014, вып. 1.

19. Романова, Елена. “Букет на Гоголевском”. Декоративное искусство, no. 4/415 (2013): 8–9.

20. Алитова, Рашида. [“Вступительная статья”]. В изд. Прогулки PRO Голландию: каталог выставки, 2. Ярославль: ООО “СПК”, 2013.

21. Бекетов, Михаил. [“Вступительная статья”]. В изд. Зазеркалье, игра с зеркалами: каталог арт-проекта, 4–5. Ярославль: ООО “СПК”, 2014.

22. Пак, Вера, сост. Современная эмаль. К 255-летию ростовской финифти: каталог выставки. Ростов: [б. и.], 2016.

23. Романова, Елена. “Мир эмалей и рельефов мастера”. В изд. Зураб Церетели, сост. Елена Церетели, Людмила Андреева и Любовь Евдокимова, 230–46. 3 тома. М.: тип. “Творческая мастерская Зураба Церетели”, 2011, т. 3: Графика — Эмаль — Рельеф.

24. Векслер, Анна, авт.-сост. Иван Дьяков. Живописная эмаль: альбом произведений. СПб.: НП‑Принт, 2017.

Источник

I. Промысловая кооперация, no. 12 (1939): 22–4.

References

1. Pak, Vera. Rostov Enamel of the Twentieth Century: An Illustrated Bio-Bibliographic Dictionary. Moscow: Galart Publ., 2006. (In Russian)

2. Gilodo, Andrei. Avant-garde and Aviation. Moscow: Art Gid Publ., 2014. (In Russian)

3. Rakitin, Vasilii. Nikolai Mikhailovich Suetin. Moscow: Literaturno-khudozhestvennoe agentstvo “Lira”: RA Publ.; [SPb.]: Palace ed. Publ., 1998. (In Russian)

4. Arvatov, Boris. “Two Factions”. Zrelishcha, no. 8 (1922): 7–15. (In Russian)

5. Strigalev, Anatolii. “Art and Production”. In Moskva — Parizh. 1900–1930: katalog vystavki, science ed. M. Bessonova, E. Levitin, S. Zadora and N. Uvrar, 66–77. 2 vols. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1981, vol. 1: Izobrazitel’noe iskusstvo, prikladnoe i promyshlennoe iskusstvo, arkhitektura i gradostroitel’stvo, agitatsionno-massovoe iskusstvo, plakat, teatr, literatura, muzyka, kino, khudozhestvennaia fotografiia. (In Russian)

6. Hegel, Georg Wilhelm Friedrich. Science of Logic. 3 vols. Rus. ed. Moscow: Mysl’ Publ., 1970, vol. 1. (AN SSSR. In-t filosofii. Filosofskoe nasledie). (In Russian)

7. Suslov, Igor’. “Rostov Finift”. In Razina, T., I. Suslov, E. Khokhlova, and N. Gorelikov. Russkii khudozhestvennyi metal, ed. by Nataliia Shkarovskaia, 16–27. Moscow: Vsesoiuznoe kooperativnoe izdatel’stvo Publ., 1958. (Khudozhestvennye promysly RSFSR / Nauch.-issled. in-t khudozh. prom-sti Rospromsoveta). (In Russian)

8. Kaplan, Nina, Olga Popova, and Elena Iakovleva. “Arts and Crafts”. In Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo, 1945–1975: ocherki istorii, ed. by Vladimir Tolstoi, 147–80. Moscow: Iskusstvo Publ., 1984. (In Russian)

9. Gilodo, Andrei. Russian Enamel: Mid-19th and 20th Century: Album. Moscow: Beresta Publ., 1996. (In Russian)

10. Terekhovich, Marina. “Soviet-Hungarian Seminar”. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 9 (1983): 38–40. (In Russian)

11. Vlasova, Galina. “Painting Born of Fire”. In Muzei prikladnogo iskusstva Sankt-Peterburgskoi khudozhestvenno-promyshlennoi akademii im. A. L. Shtiglitsa. Sovremennaia goriachaia emal’: katalog vystavki, 4–5. St. Petersburg: [s. n.], 2007. (In Russian)

12. “Modern Art Enamel”: Information Review of the Project for the International Enamel Art Biennale “Images of White Nights” in Saint Petersburg. St. Petersburg: [s. n.], 2010. (In Russian)

13. Derviz, Grigorii. “Enthusiastic Praise for Enamel Art, Or Why I love Hot Enamel”. In Muzei prikladnogo iskusstva Sankt-Peterburgskoi khudozhestvenno-promyshlennoi akademii im. A. L. Shtiglitsa. Sovremennaia goriachaia emal’: katalog vystavki, 6–7. St. Petersburg: [s. n.], 2007. (In Russian)

14. Agafonova, Anastasiia. “Ecology is the Abode of the Soul. Light and Shadow”. In Mezhregional’naia vystavka sovremennoi emali Rossii “Ekologiia — obitalishche dushi. Svet i ten’”: katalog vystavki, comp. by Anastasiia Agafonova and Evgenii Mat’ko, 3. Moscow: tip. “Printa Grupp” Publ., 2017.

15. Mat’ko, Evgenii. “The Eternal Metaphysics of the New Technologies”. In Mezhregional’naia vystavka sovremennoi emali Rossii “Ekologiia — obitalishche dushi. Svet i ten’”: katalog vystavki, comp. by Anastasiia Agafonova and Evgenii Mat’ko, 5. Moscow: tip. “Printa Grupp” Publ., 2017. (In Russian)

16. Agafonova, Anastasiia. “Enamel Masters of the Art and Industrial Academies of Count Stroganov and Baron Stieglitz in the Process of Forming the School of Easel Enamel in Russia”. In Mastera emali khudozhestvenno-promyshlennykh akademii grafa Stroganova i barona Shtiglitsa: katalog vystavki, comp. by Anastasiia Agafonova and Evgenii Mat’ko, 15–18. Moscow: MGKhPA im. S. G. Stroganova Publ., 2019. (In Russian)

17. Malinina, Tat’iana. “Cultural Palimpsests: Their Manifestation and Reading in Architectural and Artistic Texts of the Soviet Time”. Artikul’t 29, no. 1 (2018): 75–96. doi: 10.28995/2227-6165-2018-1-75-96. (In Russian)

18. Ryndina, Anna. “Altar Barrier ‘Dolgorukovskaya’ Church. The Monumental Enamels of Zurab Tsereteli. New Look”. In Osobennosti razvitiia tekhnik i tekhnologii v sovremennom izobrazitel’nom iskusstve, arkhitekture, dizaine: sbornik nauchnykh statei <…>, comp. by Tat’iana Kochemasova and N. Mukhina, ed. by Elena Romanova, 24–7. Iaroslavl’: Filigran’ Publ., 2014, iss. 1. (In Russian)

19. Romanova, Elena. “Bouquet on Gogol Boulevard”. Dekorativnoe iskusstvo, no. 4/415 (2013): 8–9. (In Russian)

20. Alitova, Rashida. [“Introductory Article”]. In Progulki PRO Gollandiiu: katalog vystavki, 2. Iaroslavl’: OOO “SPK” Publ., 2013. (In Russian)

21. Beketov, Mikhail. [“Introductory Article”]. In Zazerkal’e, igra s zerkalami: katalog art-proekta, 4–5. Iaroslavl’: OOO “SPK” Publ., 2014. (In Russian)

22. Pak, Vera, comp. Contemporary Enamel. To the 255th Anniversary of Rostov Enamel: Catalog of the Exhibition. Rostov: [s. n.], 2016. (In Russian)

23. Romanova, Elena. “The World of Enamels and Reliefs of the Master”. In Zurab Tsereteli, comp. by Elena Tsereteli, Liudmila Andreeva and Liubov’ Evdokimova, 230–46. 3 vols. Moscow: tip. “Tvorcheskaia masterskaia Zuraba Tsereteli” Publ., 2011, vol. 3: Grafika — Emal’ — Rel’ef. (In Russian)

24. Veksler, Anna, author and comp. Ivan Dyakov. Pictorial Enamel: An Album of Works. St. Petersburg: NP-Print Publ., 2017. (In Russian)

Source

I. Commercial cooperation, no. 12 (1939): 22–4.

Опубликован
2020-12-15
Как цитировать
Перфильева, И. Ю. (2020). Современная художественная эмаль: стилистические и инновационные тенденции развития. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 10(4), 586-608. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.404
Раздел
Изобразительное искусство