Жития святых как источник сюжетов в западноевропейской живописи XIV–XVII вв. (на примере образа святого Иеронима Стридонского)

Авторы

  • Татьяна Владимировна Вольская Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена https://orcid.org/0000-0002-0524-0754

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.305

Аннотация

Западноевропейское искусство на протяжении многих столетий черпало свои сюжеты в древней истории, античной мифологии и Библии. Большое внимание художники уделяли изображению святых, для каждого из которых с течением времени сложился живописный канон с его собственными атрибутами и определенными сюжетами, благодаря чему зритель не только легко узнавал конкретного святого, но и мог ознакомиться с фактами его биографии и той ролью, которую он сыграл в истории церкви. Одним из самых популярных у художников был святой Иероним Стридонский, которого из всех Отцов и Учителей Церкви изображали чаще других. Рассматриваются вопросы формирования данного канона на примере его жизни и деятельности. В основе статьи — обзор литературы по теме, в ней приводятся основные исследования биографии, литературной, переводческой, экзегетической деятельности святого Иеронима, из которых художники черпали сюжеты для своих произведений. В хронологическом порядке описываются жития святого Иеронима, его агиография из сборника Иакова Ворагинского «Золотая легенда», биография и посмертные легенды, чудеса и явления святого из книги «Hieronymianus» Джованни д’Андреа. В XVI в. историческую биографию святого Иеронима написал Эразм Роттердамский. С XIX в. появляется большое количество научных исследований жизни и деятельности святого. Анализируются конкретные произведения Иеронима, которые также были источниками живописных изображений. Отдельное внимание уделяется обзору искусствоведческой литературы, а также средневековым бестиариям, поскольку картины со святым Иеронимом наполнены многочисленными символическими животными. Обзор литературы и источников по заявленной теме поможет стимулировать исследователей к дальнейшему изучению вопроса соотношения житий святых и их иконографии в искусстве, выявить лакуны в исследованиях данной темы и определить аспекты, на которые исследователи еще не обратили внимания.

Ключевые слова:

святой Иероним Стридонский, западноевропейская живопись, святые, жития, художественный символ, аллегория, Библия, отшельничество, «Золотая легенда», история искусства

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Greene, E. A. Saints and Their Symbols: A Companion in the Churches and Picture Galleries of Europe. 24th ed. London: Whittaker and Co., 1908.

2. Bottomley, Frank. The Church Explorer’s Guide to Symbols and Their Meaning. London: Kaye and Ward, 1978.

3. Taylor, Gladys. Saints and Their Flowers. London: A. R. Mowbray, 1956.

4. Metzger, Bruce M. The Early Versions of the New Testament: Their Origin, Transmission, and Limitations. Oxford: Oxford University Press, 1977.

5. Berger, Samuel. Histoire de la Vulgate pendant les premiers siècles du moyen âge. Paris: Librairie Hachette et Co., 1893.

6. Verkholantsev, Julia. The Slavic Letters of St. Jerome. The History of the Legend and Its Legacy, or, How the Translator of the Vulgate Became an Apostle of the Slavs. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2014.

7. Verkholantsev, Julia. “St. Jerome, Apostle to the Slavs, and the Roman Slavonic Rite”. Speculum 87, no. 1 (2012): 37–61. https://doi.org/10.1017/S003871341100385X.

8. Verkholantsev, Julia. “St. Jerome as a Slavic Apostle in Luxembourg Bohemia”. Viator 44, no. 1 (2013): 251–86. https://doi.org/10.1484/J.VIATOR.1.103151.

9. Verkholantsev, Julia. “‘Littera Specialis… A Beato Jeronimo’: How did Sts. Cyril and Methodius Lose Recognition as Inventors of the Glagolitic Letters to St. Jerome?” Ricerche slavistiche, no. 8/54 (2010): 225–63.

10. Fine, John V. A. “The Slavic Saint Jerome: An Entertainment”. In Cultures and Nations of Central and Eastern Europe. Essays in Honor of Roman Szporluk, ed. by Z. Gitelman, L. Hajda, J.-P. Himka and R. Solchanyk, 101–12. Cambridge, MA: Harvard Ukrainian Research Institute, 2000.

11. Ivič, Ines. “The ‘Making’ of a National Saint: Reflections of the Formation of the Cult of Saint Jerome in the Eastern Adriatic”. “Il capitale culturale”. Studies on the Value of Cultural Heritage, Supplementi 07 (2018): 247–78. https://doi.org/10.13138/2039-2362/1795.

12. Ivič, Ines. “Circulation of Vita et Transitus Sancti Hieronymi along the Eastern Adriatic Coast in the Late Middle Ages”. Unity and Dialog 75, no. 1 (2020): 125–39.

13. Ivič, Ines. “The Cult of Saint Jerome in Dalmatia in the Fifteenth and the Sixteenth Centuries”. MA Thesis in Medieval Studies, Central European University, 2016.

14. Ivič, Ines. “Jerome Comes Home: The Cult of Saint Jerome in Late Medieval Dalmatia”. Hungarian Historical Review 5, no. 3 (2016): 618–44.

15. Ivič, Ines. “‘Recubo praesepis ad antrum’: The Cult of Saint Jerome in the Church of Santa Maria Maggiore in Rome at the End of the 13th Century“Il capitale culturale”. Studies on the Value of Cultural Heritage, no. 21 (2020): 87–119. https://doi.org/10.13138/2039-2362/2234.

16. Slepička, Martin. “Kult sv. Jeronýma v českých zemíchv období středověku”. Kultúrne dejiny / Cultural history 10, iss. 2 (2019): 176–96.

17. Slepička, Martin. “Ikonografie sv. Jeronýma v českém středověkém umění”. Magisterská diplomová práce, Ostravská univerzita, 2018.

18. Slepička, Martin. “K nejstarší ikonografii sv. Jeronýma na českých památkách doby posledních Přemyslovců a jejím pramenům”. Acta historica Neosoliensia Vedecký časopis pre historické vedy 22, no. 1 (2019): 60–77.

19. Turk, Zoran. “Kapela sv. Jeronima u Štrigovi — Hodočastilište za Spas Duše Fridrika Celjskog”. Radovi Zavoda za znanstveni rad HAZU Varaždin, no. 30 (2019): 667–85. https://doi.org/10.21857/y54jofp57m.

20. Migne, Jacques Paul, ed. Patrologiae Cursus Completus <…> omnium SS. Partum <…>. Series Latina <…>. 221 vols. Paris: Petit-Montrouge, 1864, vol. 22.

21. Fros, Henryk, ed. Bibliotheca Hagiographica Latina antiquae et mediae aetatis. 3 vols. Bruxellis: [s. n.], 1898, vol. 1.

22. Rice, Eugene F. Saint Jerome in the Renaissance. Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press, 1985.

23. Фокин, Алексей. Блаженный Иероним Стридонский. Библеист, экзегет, теолог. М.: Центр библейско-патрологических исследований, 2010.

24. Klaniczay, Gábor. “Legends as Life Strategies for Aspirant Saints in the Later Middle Ages”. Journal of Folklore Research 26, no. 2 (1989): 151–71.

25. Klaniczay, Gábor. The Uses of Supernatural Power: The Transformations of Popular Religion in Medieval and Early Modern Europe. Cambridge: Polity Press, 1990.

26. Хёйзинга, Йохан. “Об исторических жизненных идеалах”. В изд. Хейзинга, Йохан. Об исторических жизненных идеалах и другие лекции. Пер. Ирина Михайлова и ред. Юрий Колкер, 91–117. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992.

27. Voragine, Jacobus, de. Legenda Aurea: Vulgo Historia Lombardica Dicta. Recensuit Théodor Graesse. 3 ed. Vratislaviae [Breslau]: Koebner, 1890.

28. Voragine, Jacobus, de. Legenda Aurea — Goldene Legende. Hrsg. und übersetzt von Bruno W. Häuptli. 2 Bände. Freiburg im Bresgau: Herder GmbH, 2014.

29. Ворагинский, Иаков. Золотая легенда. Пер. И. Аникьев, И. Кувшинская, коммент. И. Кувшинская. 2 тома. М.: Изд-во Францисканцев, 2017, т. 1.

30. Ворагинский, Иаков. Золотая легенда. Пер. И. Аникьев, И. Кувшинская, коммент. И. Кувшинская. 2 тома. М.: Издательство Францисканцев, 2018, т. 2.

31. Andreae, Giovanni. Hieronymianus divi Hieronymi vitae mortis prodigiorum dictorum ac scriptorum exflorationes per stringens (ut sequens indicat prologus) principaliter quattuor in partes divisus. per Decretorum famosissimum doctorem D. Johannem Andree studiosissime complatus. Basel; Wien: A. Petrus de Langendorff for Leonhardus Alentseius et Luc Fratres, 1514.

32. Collins, David J. “A Life Reconstituted: Jacobus de Voragine, Erasmus of Rotterdam, and Their ‘Lives’ of St. Jerome”. Medievalia et Humanistica, no. 25 (1998): 31–51.

33. Rotterdam, Erasmus, et al., eds. Divi Eusebii Hieronymi Stridonensis opera omnia quae extant <…>. 9 vols. Basel: Johannes Froben, 1516.

34. Rotterdam, Érasme, de. Vie de saint Jérôme. Traduction et annotation par André Godin, edition par Alexandre Vanautgaerden. Turhout: Brepols; [Genève]: Bibliothèque de Genève, 2013. (Notulae Erasmianae, vol. 9).

35. Grützmacher, Georg. Hieronymus: Eine biographische Studie zur alten Kirchengeschichte. 3 vols. Leipzig: Dieterich’sche Verlags-Buchhandlung, 1901. (Studien zur Geschichte der Theologie und der Kirche).

36. Cavallera, Ferdinand. Saint Jérôme, sa vie et son oeuvre. 2 vols. Louvain: “Spicilegium Sacrum Lovaniense” Bureaux; Paris: Librairie Ancienne Honoré Champion, 1922.

37. Kelly, John Norman Davidson. Jerome: His Life, Writings, and Controversies. New York; Hagerstown; San Francisco; London: Harper and Row, 1975.

38. Rebenich, Stefan. Hieronymus und sein Kreis: Prosopographische und sozialgeschichtliche Untersuchungen. Stuttgart: Franz Steiner, 1992. (Historia. Einzelschriften, Heft 72).

39. Rebenich, Stefan. Jerome. London; New York: Routledge, 2002. (The Early Church Fathers).

40. Williams, Megan Hale. The Monk and the Book. Jerome and the Making of Christian Scholarship. Chicago; London: University of Chicago Press, 2006.

41. Schlange-Schöningen, Heinrich. Hieronymus. Eine historische Biografie. Darmstadt: Philipp von Zabern, 2018.

42. Matsen, Patricia P., Philip Rollinson, and Marion Sousa, eds. Readings from Classical Rhetoric. Carbondale; Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1990.

43. Иероним Стридонский. Творения блаженного Иеронима Стридонского. Собрание сочинений. 17 томов. Киев: тип. И. И. Чоколова, 1879–1903. (Библиотека творений святых отцев и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии).

44. Полянский, Евлампий. Творения блаж. Иеронима как источник для библейской археологии. Казань: Центральная тип., 1908.

45. Диесперов, Александр. Блаженный Иероним и его век. М.: К. Ф. Некрасов, 1916.

46. Диесперов, Александр. Блаженный Иероним и его век. М.: Канон+, 2002. (Православная библиотека).

47. Щёголев, Никифор. “Жизнь блж. Иеронима (Стридонского)”. Труды Киевской духовной академии, no. 1/3 (1863): III–CLIX.

48. Смирнов, Александр. “Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист”. Православное обозрение 1, no. 6 (1871): 753–93.

49. Смирнов, Александр. “Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист”. Православное обозрение 2, no. 7 (1871): 24–44.

50. Смирнов, Александр. Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист. [Б. д. Репринт], М.: Русскiй хронографъ, 1995.

51. Дуров, Валерий. Латинская христианская литература III–V веков. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. (Biblia sancta).

52. Алексеева, Ирина, Сергей Богданов, и Владимир Яковлев, авт.-сост. Святой Иероним: представление, познание, сотворение. К 220-летию Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб.: Скрипториум, 2017.

53. Яковлев, Владимир. “Святой Иероним Стридонский”. В изд. Святой Иероним: представление, познание, сотворение. К 220-летию Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, авт.-сост. Ирина Алексеева, Сергей Богданов и Владимир Яковлев, 15–29. СПб.: Скрипториум, 2017.

54. Яковлев, Владимир. “О сочинениях святого Иеронима”. В изд. Святой Иероним: представление, познание, сотворение. К 220-летию Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, авт.-сост. Ирина Алексеева, Сергей Богданов и Владимир Яковлев, 53–6. СПб.: Скрипториум, 2017.

55. Eusebius Sophronius Heironymus. “De viris illusribus”. In Patrologiae Cursus Completus <…> omnium SS. Partum <…>. Series Latina <…>, ed. by Jacques Paul Migne, 601–719. 221 vols. Paris: Petit-Montrouge, 1859, vol. 23.

56. Иероним Стридонский. “Книга о знаменитых мужах”. Пер. и коммент. М. Высокий. В кн. Церковные историки IV–V веков, сост. М. Высокий, М. Тимофеев, пер. М. Высокий, В. Дорофеев, 11–57, 299–372. М.: Росспэн, 2007. (Классики античности и средневековья).

57. Иероним Блаженный. Блаженного Евсевия Иеронима, пресвитера Стридонского четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Пер., вступ. ст. Илья Голенищев-Кутузов. М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1998. (Учители неразделенной церкви).

58. Иероним Стридонский. “Письмо к Паммахию о наилучшем способе перевода”. Пер. Н. Холмогорова, ред. М. Касьян и Т. Миллер. Альфа и Омега, no. 4/7 (1995): 173–87.

59. Блаженный Иероним Стридонский. Письма. Ред.-сост. Анна Войнова. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2020.

60. Eusebius Sophronius Heironymus. “Epistula 22”. In St. Jérôme. Lettres, texte établi et traduit par Jérôme Labourt, 62–98. 8 vols. Paris: Les Belles Lettres, 1949, vol. 1. (Collection des Universités de France).

61. Блаженный Иероним. “Письмо к Евстохии — о хранении девства”. В изд. Диесперов, Александр. Блаженный Иероним и его век, 137–75. М.: Канон+, 2002. (Православная библиотека).

62. Блаженный Иероним. “Письмо к монаху Илиодору”. В кн. Диесперов, Александр. Блаженный Иероним и его век, 123–32. М.: Канон+, 2002. (Православная библиотека).

63. Mütherich, Florentine, und Joachim E. Gaehde. Karolingische Buchmalerei. München: Prestel, 1976.

64. Gaehde, Joachim E. “The Turonian Sources of the Bible of San Paolo Fuori le Mura in Rome”. Frühmittelalterliche Studien 5 (1971): 361–5. https://doi.org/10.1515/9783112311363-016.

65. Madoz, José. Liciniano de Cartagena y sus Cartas. Madrid: s. n. [Facultades de Teología y de Filosofía del Colegio Máximo de Oña], 1948. (Estudios Onienses, Series 1, no. 4).

66. Weyman, Carl. “Les docteurs de L’Eglise”. Revue d’histoire et de littérature religieuses 3 (1898): 562–3.

67. Bardenhewer, Otto. Geschichte der altkirchlichen Literatur. 2nd ed. 4 vols. Freiburg-im-Breisgau: Herder, 1913, Bd. 1.

68. Вольская, Татьяна. “Житийные и легендарные мотивы в изображении святых Западной Церкви в живописи Европы XIV–XVII веков”. В изд. Энциклопедическая практика: материалы и исследования. Сборник научных статей и документов, ред. Кирилл Александров и др., отв. ред. Владимир Яковлев, 47–64. СПб.: Скрипториум, 2017, вып. 5.

69. Klapper, Joseph. “Aus der Frühzeit des Humanismus. Dichtungen zu Ehren des heiligen Hieronymus”. In Bausteine. Festschrift Max Koch zum 70. Geburtstage dargebracht <…>, ed. by Ernst Boehlich and Hans Heckel, 381–9. Breslau: Preuß und Jünger, 1926.

70. Henry, Tom. “Raphael’s Altar-Piece Patrons in Città di Castello”. The Burlington Magazine 144, no. 1190 (2002): 268–78.

71. Testa, Rita Lizzi. “The Ascetic Portrayed: Jerome and Eusebius of Cremona in the Italian Art and Culture of the Renaissance”. In From Rome to Constantinople. Studies in Honour of Averil Cameron, ed. by Hagit Amirav, Bas ter Haar Romeny, 303–40. Leuven; Paris; Dudley, MA: Peeters, 2007. (Late Antique History and Religion).

72. Brown, Patricia Fortini. “Carpaccio’s St. Augustine in His Study: A Portrait Within a Portrait”. In Augustine in Iconography: History and Legend, ed. by Joseph C. Schnaubelt, Frederick Van Fleteren, 507–47. New York: Peer Lang, 2003. (Augustinian Historical Institute Series, 4).

73. Яковлев, Владимир, и Татьяна Вольская. “Святой Иероним Стридонский в западноевропейской живописи: традиции, символы, смыслы”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 8, no. 1 (2018): 64–86. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.105.

74. Пастуро, Мишель. Зеленый. История цвета. Пер. Нина Кулиш. М.: Новое литературное обозрение, 2018. (Библиотека журнала “Теория моды”). (Programme A. Pouchkine).

75. Pastoureau, Michel. “Ceci est mon sang. Le christianisme médiéval et la couleur rouge”. In Le pressoir mystique. Actes du colloque de Recloses, éd. Danièle Alexandre-Bidon, 43–56. Paris: Cerf, 1990.

76. Ilardi, Vincent. Renaissance Vision from Spectacles to Telescopes. Philadelphia: American Philosophical Society, 2007. (Memoirs of the American Philosophical Society Held at Philadelphia for Promoting Useful Knowledge, vol. 259).

77. Gherghel, Valeriu. “Experiențe onirice în Antichitatea târzie: visul Sfântului Ieronim”. Philologica Jassyensia 11, no. 2/22 (2015): 165–71.

78. Вольская, Татьяна. “Святой Иероним в изобразительном искусстве”. В изд. Святой Иероним: представление, познание, сотворение. К 220-летию Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, авт.-сост. Ирина Алексеева, Сергей Богданов и Владимир Яковлев, 99–125. СПб.: Скрипториум, 2017.

79. Kotoula, Dimitra. “The Icon of Saints Augustine, Jerome and Benedict in the Fitzwilliam Museum at Cambridge: Theme and Function”. Mouseio Benaki 13–14 (2016): 129–43.

80. Кларк, Кеннет. Пейзаж в искусстве. Пер. Н. Тихонов. СПб.: Азбука-классика, 2004. (Художник и знаток).

81. Belting, Hans. “Poetry and Painting: Saint Jerome in the Wilderness”. In Giovanni Bellini: Landscapes of Faith in Renaissance Venice, ed. by Davide Gasparotto, 25–35. Los Angeles: The J. Paul Getty Museum, 2017.

82. Kalina, Pavel. “Hericiis et leporibus: Giovanni Bellini’s St. Jerome in Washington and the Idea of the Hermit’s Life in Italy and Central Europe in the Early 16th Century”. Umění art LX, no. 5 (2012): 346–62.

83. Vanderpoel, Matthew Sweet. “Reading Theological Place: Joachim Patinir’s ‘Saint Jerome in the Desert’ as Devotional Pilgrimage”. In ReVisioning: Critical Methods of Seeing Christianity in the History of Art, ed. by James Romaine and Linda Stratford, 193–206. Eugene, Oregon: Cascade Books, 2013. (Art for Faith’s Sake).

84. Nogrady, Elizabeth A. “A Seventeenth-Century Dutch Drawing of Saint Jerome by Abraham Bloemaert (1566–1651) in the Princeton University Art Museum”. Record of the Art Museum, Princeton University 71/72 (2012–2013): 20–35.

85. Giorgio, Cynthia, de. “Caravaggio’s St. Jerome Writing: An Artistic Appraisal”. Treasures of Malta 12, iss. 2, no. 35 (2006): 9–12.

86. Sciberras, Keith, and David M. Stone. “Malaspina, Malta, and Caravaggio’s ‘St. Jerome’”. Paragone. Rivista mensile di arte figurativa e letteratura fondata da Roberto Longhi. Arte LVI, no. 60/661 (2005): 3–17.

87. Scallen, Catherine B. “Rembrandt’s Reformation of a Catholic Subject: The Penitent and the Repentant Saint Jerome”. The Sixteenth Century Journal 30, no. 1 (1999): 71–88.

88. Scallen, Catherine B. “Rembrandt’s Etching ‘Saint Jerome Reading in an Italian Landscape’. The Question of Finish Reconsidered”. Delineavit et Sculpsit. Tijdschrift voor Nederlandse prent- en tekenkunst tot omstreeks 1850, no. 8 (1992): 1–11.

89. Jolly, Penny Howell. “Antonello da Messina’s ‘Saint Jerome in His Study’: An Iconographic Analysis”. The Art Bulletin 65, no. 2 (1983): 238–53. https://doi.org/10.2307/3050320.

90. Golahny, Amy. “Italian Art and the North: Exchanges, Critical Reception, and Identity, 1400–1700”. In A Companion to Renaissance and Baroque Art, ed. by Babette Bohn and James M. Saslow, 106–26. Oxford: Wiley-Blackwell, 2013.

91. Ridderbos, Bernhard. Saint and Symbol: Images of Saint Jerome in Early Italian Art. Transl. by P. de Waard-Dekking. Groningen: Bouma’s Boekhuis, 1984.

92. Яковлев, Владимир, и Татьяна Вольская. “Отражение жизни и деятельности святого Иеронима Стридонского в западноевропейской живописной традиции XV–XVII веков”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 7, no. 4 (2017): 453–71. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2017.406.

93. Payne, Edward. “Naples in Flesh and Bones: Ribera’s ‘Drunken Silenus’ and ‘Saint Jerome’”. Open Arts Journal, iss. 6 (2017/2018): 99–113.

94. Синайский патерик: текст и палеографическое описание. Подгот. В. Голышенко, В. Дубровина. М.: Наука, 1967.

95. Гладкова, Олеся. “К вопросу о символическом подтексте ‘Повести об авве Герасиме и льве’ из Синайского патерика”. В изд. Гладкова, Олеся. О славяно-русской агиографии: очерки, 7–50. М.: ImageLab, 2008.

96. Stone, Elaine Murray. A Saint and His Lion. The Story of Tekla of Ethiopia. New York: Paulist Press, 2004.

97. Носницин, Денис. “‘Житие Тэклэ Хайманота’ как памятник эфиопской средневековой литературы”. Дис. канд. филол. наук, Санкт-Петербургский государственный университет, 2002.

98. Moscovich, Atara. “The Lion and the Wisdom — the Multiple Meaning of the Lion as One of the Keys for Deciphering Vittore Carpaccio’s ‘Meditation on the Passion’”. Religions 10 (2019): 344–56. https://doi.org/10.3390/rel10050344.

99. Friedmann, Herbert. A Bestiary for Saint Jerome: Animal Symbolism in European Religious Art. Washington, D. C.: Smithsonian Institution Press, 1980.

100. Сечин, Александр. “Искусствознание и музеология: точки пересечения и грани соприкосновения”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 10, no. 3 (2020): 435–47. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.304.

101. Вольская, Татьяна. “Средневековые бестиарии как ключ к расшифровке смысла картины (на примере живописных изображений святого Иеронима)”. В изд. Энциклопедическая практика: материалы и исследования. Сборник научных статей и документов, ред. Кирилл Александров и др., отв. ред. Владимир Яковлев, 68–89. СПб.: Скрипториум, 2016, вып. 3.

102. La Mantia, Tommaso, and Bruno Massa. “Sulla coturnice raffigurata nel quadro di Antonello da Messina ‘San Gerolamo nello studio’”. Rivista italiana di Ornitologia 80, no. 2 (2012): 87–93.

103. Белоброва, Ольга. “Физиолог”. В изд. Словарь книжников и книжности Древней Руси, ред. Дмитрий Лихачев, 461–2. 3 вып. Л.: Наука, 1989, вып. 2: Вторая половина XIV–XVI в., ч. 2: Л — Я.

104. Средневековый бестиарий: [текст и миниатюры]. Пер. В. Микушевич, коммент. Ксения Муратова. М.: Искусство, 1984.

105. Блескина, Ольга. “Средневековые латинские ‘Бестиарии’ в собрании Отдела рукописей Российской национальной библиотеки”. В изд. Западные рукописи и традиция их изучения: [сборник по материалам юбилейной международной научной конференции Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, 14–16 июня 2005 г.], сост. Ольга Блескина и др.; науч. ред. Светлана Давыдова, 72–84. СПб.: Российская национальная библиотека, 2009.

106. Vollständige Faksimile-Ausgabe im Originalformat der Handschrift Ms. Ashmole 1511 — Bestiarium: aus dem Besitz der Bodleian Library, Oxford. Graz: Akademische Druck- und Verlagsanstalt, 1982. (Codices selecti phototypice impressi, vol. 76).

107. Unterkircher, Franz, Übersetzung und Komment. Bestiarium: Die Texte der Handschrift Ms. Ashmole 1511 der Bodleian Library Oxford in lateinischer und deutscher Sprache. Graz: Akademische Druck- und Verlagsanstalt, 1986. (Interpretationes ad codices, 3).

108. Guigon, Juliette. “Le Bestiaire de la Sculpture Romane”. Thèse pour le doctorat veterinaire, Ecole Nationale Veterinaire d’Alfort, 2004.

109. Hassig, Debra. Medieval Bestiaries: Text, Image, Ideology. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

110. Hassig, Debra, ed. The Mark of the Beast. The Medieval Bestiary in Art, Life, and Literature. New York; London: Routledge, 1999. (Garland Library of Medieval Literature, bk. 22). https://doi.org/10.4324/9781315052458.

111. Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: сборник статей. Сост. Алиса Львова, науч. ред. Ольга Довгий. М.: Intrada, 2012.

112. Махов, Александр. “Свойства зверя: от античной ‘естественной истории’ к эмблематике Ренессанса и барокко”. В изд. Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: сборник статей, сост. Алиса Львова, науч. ред. Ольга Довгий, 84–96. М.: Intrada, 2012.

113. Белова, Ольга. Славянский бестиарий: словарь названий и символики. Отв. ред. Анатолий Турилов. М.: Индрик, 2001.

114. Уайт, Теренс Хэнбери. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире. Пер. Сергей Федоров. М.: Центрполиграф, 2013.

115. White, Terence Hanbury. The Book of Beasts, Being a Translation from a Latin Bestiary of the Twelfth Century. London: Cape, 1954.

116. Cohen, Simona. Animals as Disguised Symbols in Renaissance Art. Leiden: Brill, 2008. (Brill’s Studies in Intellectual History, 169; Brill’s Studies on Art, Art History, and Intellectual History, 2). https://doi.org/10.1163/ej.9789004171015.i-319.2.

117. Cohen, Simona. “Ars simia natura: The Animal as Mediator and Alter Ego of the Artist in the Renaissance”. Explorations in Renaissance Culture 43, no. 2 (2017): 202–31. https://doi.org/10.1163/23526963-04302004.

118. Cohen, Simona. “Animal Imagery in Renaissance Art”. Renaissance Quarterly 67, no. 1 (2014): 164–80. https://doi.org/10.1086/676155.

119. Oettinger, April. “The Lizard in the Study: Landscape and Otium in Lorenzo Lotto’s Portrait of a Young Man (c1530)”. Artibus et Historiae 33, no. 65 (2012): 115–25.

120. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве. Пер. и вступ. ст. Александр Майкапар. М.: Крон-Пресс, 1996.

121. Levi D’Ancona, Mirella. The Garden of the Renaissance: Botanical Symbolism in Italian Painting. Florence: L. S. Olschki, 1977.

122. Fürst, Alfons. “Kürbis oder Efeu? Zur Übersetzung von Jona 4, 6 in der Septuaginta und bei Hieronymus”. In Fürst, Alfons. Von Origenes und Hieronymus zu Augustinus. Studien zur antiken Theologiegeschichte, 315–22. Berlin: De Gruyter, 2011. (Arbeiten zur Kirchengeschichte, 115).

123. Белецкий, Андрей. “Ошибки святого Иеронима”. Collegium, no. 1 (1993): 104–7.

References

1. Greene, E. A. Saints and Their Symbols: A Companion in the Churches and Picture Galleries of Europe. 24th ed. London: Whittaker and Co., 1908.

2. Bottomley, Frank. The Church Explorer’s Guide to Symbols and Their Meaning. London: Kaye and Ward, 1978.

3. Taylor, Gladys. Saints and Their Flowers. London: A. R. Mowbray, 1956.

4. Metzger, Bruce M. The Early Versions of the New Testament: Their Origin, Transmission, and Limitations. Oxford: Oxford University Press, 1977.

5. Berger, Samuel. Histoire de la Vulgate pendant les premiers siècles du moyen âge. Paris: Librairie Hachette et Co., 1893.

6. Verkholantsev, Julia. The Slavic Letters of St. Jerome. The History of the Legend and Its Legacy, or, How the Translator of the Vulgate Became an Apostle of the Slavs. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2014.

7. Verkholantsev, Julia. “St. Jerome, Apostle to the Slavs, and the Roman Slavonic Rite”. Speculum 87, no. 1 (2012): 37–61. https://doi.org/10.1017/S003871341100385X.

8. Verkholantsev, Julia. “St. Jerome as a Slavic Apostle in Luxembourg Bohemia”. Viator 44, no. 1 (2013): 251–86. https://doi.org/10.1484/J.VIATOR.1.103151.

9. Verkholantsev, Julia. “‘Littera Specialis… A Beato Jeronimo’: How did Sts. Cyril and Methodius Lose Recognition as Inventors of the Glagolitic Letters to St. Jerome?” Ricerche slavistiche, no. 8/54 (2010): 225–63.

10. Fine, John V. A. “The Slavic Saint Jerome: An Entertainment”. In Cultures and Nations of Central and Eastern Europe. Essays in Honor of Roman Szporluk, ed. by Z. Gitelman, L. Hajda, J.-P. Himka and R. Solchanyk, 101–12. Cambridge, MA: Harvard Ukrainian Research Institute, 2000.

11. Ivič, Ines. “The ‘Making’ of a National Saint: Reflections of the Formation of the Cult of Saint Jerome in the Eastern Adriatic”. “Il capitale culturale”. Studies on the Value of Cultural Heritage, Supplementi 07 (2018): 247–78. https://doi.org/10.13138/2039-2362/1795.

12. Ivič, Ines. “Circulation of Vita et Transitus Sancti Hieronymi along the Eastern Adriatic Coast in the Late Middle Ages”. Unity and Dialog 75, no. 1 (2020): 125–39.

13. Ivič, Ines. “The Cult of Saint Jerome in Dalmatia in the Fifteenth and the Sixteenth Centuries”. MA Thesis in Medieval Studies, Central European University, 2016.

14. Ivič, Ines. “Jerome Comes Home: The Cult of Saint Jerome in Late Medieval Dalmatia”. Hungarian Historical Review 5, no. 3 (2016): 618–44.

15. Ivič, Ines. “‘Recubo praesepis ad antrum’: The Cult of Saint Jerome in the Church of Santa Maria Maggiore in Rome at the End of the 13th Century“Il capitale culturale”. Studies on the Value of Cultural Heritage, no. 21 (2020): 87–119. https://doi.org/10.13138/2039-2362/2234.

16. Slepička, Martin. “Kult sv. Jeronýma v českých zemíchv období středověku”. Kultúrne dejiny / Cultural history 10, iss. 2 (2019): 176–96.

17. Slepička, Martin. “Ikonografie sv. Jeronýma v českém středověkém umění”. Magisterská diplomová práce, Ostravská univerzita, 2018.

18. Slepička, Martin. “K nejstarší ikonografii sv. Jeronýma na českých památkách doby posledních Přemyslovců a jejím pramenům”. Acta historica Neosoliensia Vedecký časopis pre historické vedy 22, no. 1 (2019): 60–77.

19. Turk, Zoran. “Kapela sv. Jeronima u Štrigovi — Hodočastilište za Spas Duše Fridrika Celjskog”. Radovi Zavoda za znanstveni rad HAZU Varaždin, no. 30 (2019): 667–85. https://doi.org/10.21857/y54jofp57m.

20. Migne, Jacques Paul, ed. Patrologiae Cursus Completus <…> omnium SS. Partum <…>. Series Latina <…>. 221 vols. Paris: Petit-Montrouge, 1864, vol. 22.

21. Fros, Henryk, ed. Bibliotheca Hagiographica Latina antiquae et mediae aetatis. 3 vols. Bruxellis: [s. n.], 1898, vol. 1.

22. Rice, Eugene F. Saint Jerome in the Renaissance. Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press, 1985.

23. Fokin, Aleksei R. St Jerome of Stridon: Biblical Scholar, Exegete, Theologian. Moscow: Tsentr bibleisko-patrologicheskikh issledovanii Publ., 2010. (In Russian)

24. Klaniczay, Gábor. “Legends as Life Strategies for Aspirant Saints in the Later Middle Ages”. Journal of Folklore Research 26, no. 2 (1989): 151–71.

25. Klaniczay, Gábor. The Uses of Supernatural Power: The Transformations of Popular Religion in Medieval and Early Modern Europe. Cambridge: Polity Press, 1990.

26. Huizinga, Johan. “Historical Ideals of Life”. In Huizinga, Johan. Historical Ideals of Life and Other Essays. Rus. ed. Transl. by Irina Mikhailova, ed. by Yuri Kolker, 91–117. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. (In Russian)

27. Voragine, Jacobus, de. Legenda Aurea: Vulgo Historia Lombardica Dicta. Recensuit Théodor Graesse. 3 ed. Vratislaviae [Breslau]: Koebner, 1890.

28. Voragine, Jacobus, de. Legenda Aurea — Goldene Legende. Hrsg. und übersetzt von Bruno W. Häuptli. 2 Bände. Freiburg im Bresgau: Herder GmbH, 2014.

29. Voragine, Jacobus, de. Golden Ledend. Rus. ed. Transl. by I. Anik’ev, I. Kuvshinskaia, comment. by I. Kuvshinskaia. 2 vols. Moscow: Frantsiskantsev Publ., 2017, vol. 1. (In Russian)

30. Voragine, Jacobus, de. Golden Ledend. Rus. ed. Transl. by I. Anik’ev, I. Kuvshinskaia, comment. by I. Kuvshinskaia. 2 vols. Moscow: Frantsiskantsev Publ., 2018, vol. 2. (In Russian)

31. Andreae, Giovanni. Hieronymianus divi Hieronymi vitae mortis prodigiorum dictorum ac scriptorum exflorationes per stringens (ut sequens indicat prologus) principaliter quattuor in partes divisus. per Decretorum famosissimum doctorem D. Johannem Andree studiosissime complatus. Basel; Wien: A. Petrus de Langendorff for Leonhardus Alentseius et Luc Fratres, 1514.

32. Collins, David J. “A Life Reconstituted: Jacobus de Voragine, Erasmus of Rotterdam, and Their ‘Lives’ of St. Jerome”. Medievalia et Humanistica, no. 25 (1998): 31–51.

33. Rotterdam, Erasmus, et al., eds. Divi Eusebii Hieronymi Stridonensis opera omnia quae extant <…>. 9 vols. Basel: Johannes Froben, 1516.

34. Rotterdam, Érasme, de. Vie de saint Jérôme. Traduction et annotation par André Godin, edition par Alexandre Vanautgaerden. Turhout: Brepols; [Genève]: Bibliothèque de Genève, 2013. (Notulae Erasmianae, 9).

35. Grützmacher, Georg. Hieronymus: Eine biographische Studie zur alten Kirchengeschichte. 3 vols. Leipzig: Dieterich’sche Verlags-Buchhandlung, 1901. (Studien zur Geschichte der Theologie und der Kirche).

36. Cavallera, Ferdinand. Saint Jérôme, sa vie et son oeuvre. 2 vols. Louvain: “Spicilegium Sacrum Lovaniense” Bureaux; Paris: Librairie Ancienne Honoré Champion, 1922.

37. Kelly, John Norman Davidson. Jerome: His Life, Writings, and Controversies. New York; Hagerstown; San Francisco; London: Harper and Row, 1975.

38. Rebenich, Stefan. Hieronymus und sein Kreis: Prosopographische und sozialgeschichtliche Untersuchungen. Stuttgart: Franz Steiner, 1992. (Historia. Einzelschriften, Heft 72).

39. Rebenich, Stefan. Jerome. London; New York: Routledge, 2002. (The Early Church Fathers).

40. Williams, Megan Hale. The Monk and the Book. Jerome and the Making of Christian Scholarship. Chicago; London: University of Chicago Press, 2006.

41. Schlange-Schöningen, Heinrich. Hieronymus. Eine historische Biografie. Darmstadt: Philipp von Zabern, 2018.

42. Matsen, Patricia P., Philip Rollinson, and Marion Sousa, eds. Readings from Classical Rhetoric. Carbondale; Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1990.

43. Ieronim Stridonskii. The Works of Blessed Jerome of Stridon. Collected works. 17 vols. Kiev: I. I. Chokolova Publ., 1879–1903. (Biblioteka tvorenii sviatykh ottsev i uchitelei tserkvi zapadnykh, izdavaemaia pri Kievskoi dukhovnoi akademii). (In Russian)

44. Polianskii, Evlampii. The Works of Blessed Jerome as a Biblical Archaeology Source. Kazan’: Tsentral’naia tip. Publ., 1908. (In Russian)

45. Diesperov, Aleksandr. Blessed Jerome and His Epoch. Moscow: K. F. Nekrasov Publ., 1916. (In Russian)

46. Diesperov, Aleksandr. Blessed Jerome and His Epoch. Moscow: Kanon+ Publ., 2002. (Pravoslavnaia biblioteka). (In Russian)

47. Shchegolev, Nikifor. “The Life of Blessed Jerome (of Stridon)”. Trudy Kievskoi dukhovnoi akademii, no. 1/3 (1863): III–CLIX. (In Russian)

48. Smirnov, Aleksandr. “Blessed Jerome of Stridon as a Historian and Controversialist”. Pravoslavnoe obozrenie 1, no. 6 (1871): 753–93. (In Russian)

49. Smirnov, Aleksandr. “Blessed Jerome of Stridon as a Historian and Controversialist”. Pravoslavnoe obozrenie 2, no. 7 (1871): 24–44. (In Russian)

50. Smirnov, Aleksandr. Blessed Jerome of Stridon as a Historian and Controversialist. [S. d. Reprint], Moscow: Russkii khronograf Publ., 1995. (In Russian)

51. Durov, Valerii. Latin Christian Literature of III–Vth Centuries. St. Petersburg: Filologicheskii fakul’tet SPbGU Publ., 2003. (Biblia sancta). (In Russian)

52. Alekseeva, Irina, Sergei Bogdanov, and Vladimir Yakovlev, authors and comp. Saint Jerome: Conception, Perception, Creation. To the 220th Anniversary of the Herzen Russian State Pedagogical University. St. Petersburg: Skriptorium Publ., 2017. (In Russian)

53. Yakovlev, Vladimir. “Saint Jerome of Stridon”. In Sviatoi Ieronim: predstavlenie, poznanie, sotvorenie. K 220-letiiu Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, authors and comp. Irina Alekseeva, Sergei Bogdanov and Vladimir Yakovlev, 15–29. St. Petersburg: Skriptorium Publ., 2017. (In Russian)

54. Yakovlev, Vladimir. “On the Works of Saint Jerome”. In Sviatoi Ieronim: predstavlenie, poznanie, sotvorenie. K 220-letiiu Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, authors and comp. Irina Alekseeva, Sergei Bogdanov and Vladimir Yakovlev, 53–6. St. Petersburg: Skriptorium Publ., 2017. (In Russian)

55. Eusebius Sophronius Heironymus. “De viris illusribus”. In Patrologiae Cursus Completus <…> omnium SS. Partum <…>. Series Latina <…>, ed. by Jacques Paul Migne, 601–719. 221 vols. Paris: Petit-Montrouge, 1859, vol. 23.

56. Ieronim Stridonskii. “On Illustrious Men”. Rus. ed. Transl. and comment. by M. Vysokii. In Tserkovnye istoriki IV–V vekov, comp. by M. Vysokii, M. Timofeev, transl. by M. Vysokii, V. Dorofeev, 11–57, 299–372. Moscow: Rosspen Publ., 2007. (Klassiki antichnosti i srednevekov’ia). (In Russian)

57. Ieronim Blazhennyi. Four Books of Exegesis of the Matthew Gospel by Blessed Eusebius Hieronymus, presbyter of Stridon. Rus. ed. Introd. article by Il’ia Golenishchev-Kutuzov. Moscow: Uchebno-informatsionnyi ekumenicheskii tsentr ap. Pavla Publ., 1998. (Uchiteli nerazdelennoi tserkvi). (In Russian)

58. Ieronim Stridonskii. “Letter to Pammachius of the Best Translation Method”. Rus. ed. Transl. by N. Kholmogorova, ed. by M. Kas’ian and T. Miller. Al’fa i Omega, no. 4/7 (1995): 173–87. (In Russian)

59. Blazhennyi Ieronim Stridonskii. Letters. Ed. and comp. by Anna Voinova. Moscow: Moskovskogo podvor’ia Sviato-Troitskoi Sergievoi lavry Publ., 2020. (In Russian)

60. Eusebius Sophronius Heironymus. “Epistula 22”. In St. Jérôme. Lettres, texte établi et traduit par Jérôme Labourt, 62–98. 8 vols. Paris: Les Belles Lettres, 1949, vol. 1. (Collection des Universités de France).

61. Ieronim Blazhennyi. “Letter to Eustochium on Consecrated Virginity”. In Diesperov, Aleksandr. Blazhennyi Ieronim i ego vek, 137–75. Moscow: Kanon+ Publ., 2002. (Pravoslavnaia biblioteka). (In Russian)

62. Ieronim Blazhennyi. “Letter to Monk Heliodorum”. In Diesperov, Aleksandr. Blazhennyi Ieronim i ego vek, 123–32. Moscow: Kanon + Publ., 2002. (Pravoslavnaia biblioteka). (In Russian)

63. Mütherich, Florentine, und Joachim E. Gaehde. Karolingische Buchmalerei. München: Prestel, 1976.

64. Gaehde, Joachim E. “The Turonian Sources of the Bible of San Paolo Fuori le Mura in Rome”. Frühmittelalterliche Studien 5 (1971): 361–5. https://doi.org/10.1515/9783112311363-016.

65. Madoz, José. Liciniano de Cartagena y sus Cartas. Madrid: s. n. [Facultades de Teología y de Filosofía del Colegio Máximo de Oña], 1948. (Estudios Onienses, Series 1, no. 4).

66. Weyman, Carl. “Les docteurs de L’Eglise”. Revue d’histoire et de littérature religieuses 3 (1898): 562–3.

67. Bardenhewer, Otto. Geschichte der altkirchlichen Literatur. 2nd ed. 4 vols. Freiburg-im-Breisgau: Herder, 1913, Bd. 1.

68. Volskaia, Tatiana. “Vita and Legendary Motives in the Depiction of the Western Church Saints in the European Painting of the 14–17th Centuries”. In Entsiklopedicheskaia praktika: Materialy i issledovaniia. Sbornik nauchnykh statei i dokumentov, ed. by Kirill Aleksandrov et al., executive ed. Vladimir Yakovlev, 47–64. St. Petersburg: Skriptorium Publ., 2017, iss. 5. (In Russian)

69. Klapper, Joseph. “Aus der Frühzeit des Humanismus. Dichtungen zu Ehren des heiligen Hieronymus”. In Bausteine. Festschrift Max Koch zum 70. Geburtstage dargebracht <…>, ed. by Ernst Boehlich and Hans Heckel, 381–9. Breslau: Preuß und Jünger, 1926.

70. Henry, Tom. “Raphael’s Altar-Piece Patrons in Città di Castello”. The Burlington Magazine 144, no. 1190 (2002): 268–78.

71. Testa, Rita Lizzi. “The Ascetic Portrayed: Jerome and Eusebius of Cremona in the Italian Art and Culture of the Renaissance”. In From Rome to Constantinople. Studies in Honour of Averil Cameron, ed. by Hagit Amirav, Bas ter Haar Romeny, 303–40. Leuven; Paris; Dudley, MA: Peeters, 2007. (Late Antique History and Religion).

72. Brown, Patricia Fortini. “Carpaccio’s St. Augustine in His Study: A Portrait Within a Portrait”. In Augustine in Iconography: History and Legend, ed. by Joseph C. Schnaubelt, Frederick Van Fleteren, 507–47. New York: Peer Lang, 2003. (Augustinian Historical Institute Series, 4).

73. Yakovlev, Vladimir, and Tatiana Volskaia. “Saint Jerome of Stridon in the West European Pictorial Art: Traditions, Symbols, Meanings”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie 8, no. 1 (2018): 64–86. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.105. (In Russian)

74. Pastoureau, Michel. Green. Color’s History. Rus. ed. Transl. by Nina Kulish. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2018. (Biblioteka zhurnala “Teoriia mody”). (Programme A. Pouchkine). (In Russian)

75. Pastoureau, Michel. “Ceci est mon sang. Le christianisme médiéval et la couleur rouge”. In Le pressoir mystique. Actes du colloque de Recloses, éd. Danièle Alexandre-Bidon, 43–56. Paris: Cerf, 1990.

76. Ilardi, Vincent. Renaissance Vision from Spectacles to Telescopes. Philadelphia: American Philosophical Society, 2007. (Memoirs of the American Philosophical Society Held at Philadelphia for Promoting Useful Knowledge, vol. 259).

77. Gherghel, Valeriu. “Experiențe onirice în Antichitatea târzie: visul Sfântului Ieronim”. Philologica Jassyensia 11, no. 2/22 (2015): 165–71.

78. Volskaia, Tatiana. “Saint Jerome in the Pictorial Art”. In Sviatoi Ieronim: predstavlenie, poznanie, sotvorenie. K 220-letiiu Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, authors and comp. Irina Alekseeva, Sergei Bogdanov and Vladimir Yakovlev, 99–125. St. Petersburg: Skriptorium Publ., 2017. (In Russian)

79. Kotoula, Dimitra. “The Icon of Saints Augustine, Jerome and Benedict in the Fitzwilliam Museum at Cambridge: Theme and Function”. Mouseio Benaki 13–14 (2016): 129–43.

80. Clark, Kenneth. Landscape into Art. Rus. ed. Transl. by N. Tikhonov. St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2004. (Khudozhnik i znatok). (In Russian)

81. Belting, Hans. “Poetry and Painting: Saint Jerome in the Wilderness”. In Giovanni Bellini: Landscapes of Faith in Renaissance Venice, ed. by Davide Gasparotto, 25–35. Los Angeles: The J. Paul Getty Museum, 2017.

82. Kalina, Pavel. “Hericiis et leporibus: Giovanni Bellini’s St. Jerome in Washington and the Idea of the Hermit’s Life in Italy and Central Europe in the Early 16th Century”. Umění art LX, no. 5 (2012): 346–62.

83. Vanderpoel, Matthew Sweet. “Reading Theological Place: Joachim Patinir’s ‘Saint Jerome in the Desert’ as Devotional Pilgrimage”. In ReVisioning: Critical Methods of Seeing Christianity in the History of Art, ed. by James Romaine and Linda Stratford, 193–206. Eugene, Oregon: Cascade Books, 2013. (Art for Faith’s Sake).

84. Nogrady, Elizabeth A. “A Seventeenth-Century Dutch Drawing of Saint Jerome by Abraham Bloemaert (1566–1651) in the Princeton University Art Museum”. Record of the Art Museum, Princeton University 71/72 (2012–2013): 20–35.

85. Giorgio, Cynthia, de. “Caravaggio’s St. Jerome Writing: An Artistic Appraisal”. Treasures of Malta 12, iss. 2, no. 35 (2006): 9–12.

86. Sciberras, Keith, and David M. Stone. “Malaspina, Malta, and Caravaggio’s ‘St. Jerome’”. Paragone. Rivista mensile di arte figurativa e letteratura fondata da Roberto Longhi. Arte LVI, no. 60/661 (2005): 3–17.

87. Scallen, Catherine B. “Rembrandt’s Reformation of a Catholic Subject: The Penitent and the Repentant Saint Jerome”. The Sixteenth Century Journal 30, no. 1 (1999): 71–88. https://doi.org/10.2307/2544900.

88. Scallen, Catherine B. “Rembrandt’s Etching ‘Saint Jerome Reading in an Italian Landscape’. The Question of Finish Reconsidered”. Delineavit et Sculpsit. Tijdschrift voor Nederlandse prenten tekenkunst tot omstreeks 1850, no. 8 (1992): 1–11.

89. Jolly, Penny Howell. “Antonello da Messina’s ‘Saint Jerome in His Study’: An Iconographic Analysis”. The Art Bulletin 65, no. 2 (1983): 238–53. https://doi.org/10.2307/3050320.

90. Golahny, Amy. “Italian Art and the North: Exchanges, Critical Reception, and Identity, 1400–1700”. In A Companion to Renaissance and Baroque Art, ed. by Babette Bohn and James M. Saslow, 106–26. Oxford: Wiley-Blackwell, 2013.

91. Ridderbos, Bernhard. Saint and Symbol: Images of Saint Jerome in Early Italian Art. Transl. by P. de Waard-Dekking. Groningen: Bouma’s Boekhuis, 1984.

92. Yakovlev, Vladimir, and Tatiana Volskaia. “The Reflection of Life and Works of Saint Jerome of Stridon in the West European Pictorial Art Tradition of the 15–17th Centuries”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Iskusstvovedenie 7, no. 4 (2017): 453–71. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2017.406. (In Russian)

93. Payne, Edward. “Naples in flesh and bones: Ribera’s ‘Drunken Silenus’ and ‘Saint Jerome’”. Open Arts Journal, iss. 6 (2017/2018): 99–113.

94. Sinai Patericon: Text and Paleographic Description. Prepared by V. Golyshenko, V. Dubrovina. Moscow: Nauka Publ., 1967. (In Russian)

95. Gladkova, Olesia. “On the Question of the Symbolic Implications of the ‘Story of Abba Gerasimus and the Lion’ from the Sinai Patericon”. In Gladkova, Olesia. O slaviano-russkoi agiografii: ocherki, 7–50. Moscow: ImageLab Publ., 2008. (In Russian)

96. Stone, Elaine Murray. A Saint and His Lion. The Story of Tekla of Ethiopia. New York: Paulist Press, 2004.

97. Nosnitsyn, Denis. “‘Tekla Haimanot Vita’ as a Monument of Ethiopian Medieval Literature”. PhD diss., Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2002. (In Russian)

98. Moscovich, Atara. “The Lion and the Wisdom — the Multiple Meaning of the Lion as One of the Keys for Deciphering Vittore Carpaccio’s ‘Meditation on the Passion’”. Religions 10 (2019): 344–56. https://doi.org/10.3390/rel10050344.

99. Friedmann, Herbert. A Bestiary for Saint Jerome: Animal Symbolism in European Religious Art. Washington, D. C.: Smithsonian Institution Press, 1980.

100. Sechin, Alexander. “Art History and Museology: Points of Intersection and Points of Contact”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Arts 10, no. 3 (2020): 435–47. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.304. (In Russian)

101. Volskaia, Tatiana. “Medieval Bestiaries as the Clue to Deciphering the Meaning of the Picture (on the Example of Picturesque Images of Saint Jerome)”. In Entsiklopedicheskaia praktika: Materialy i issledovaniia. Sbornik nauchnykh statei i dokumentov, ed. by Kirill Aleksandrov et al., executive ed. Vladimir Yakovlev, 68–89. St. Petersburg: Skriptorium Publ., 2016, iss. 3. (In Russian)

102. La Mantia, Tommaso, and Bruno Massa. “Sulla coturnice raffigurata nel quadro di Antonello da Messina ‘San Gerolamo nello studio’”. Rivista italiana di Ornitologia 80, no. 2 (2012): 87–93.

103. Belobrova, Ol’ga. “Physiologus”. In Slovar’ knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi, ed. by Dmitrii Likhachev, 461–2. 3 issues. Leningrad: Nauka Publ., 1989, iss. 2: Vtoraia polovina XIV–XVI v., pt. 2: L — Ia. (In Russian)

104. The Medieval Bestiary: [Text and Miniatures]. Transl. by V. Mikushevich, comment. by Kseniia Muratova. Moscow: Iskusstvo Publ., 1984. (In Russian)

105. Bleskina, Ol’ga. “Medieval Latin ‘Bestiaries’ in the collection of the Russian National Library Department of Manuscripts”. In Zapadnye rukopisi i traditsiia ikh izucheniia: [sbornik po materialam iubileinoi mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii Otdela rukopisei Rossiiskoi natsional’noi biblioteki, 14–16 iiunia 2005 g.], comp. by Ol’ga Bleskina et al.; ed. by Svetlana Davydova, 72–84. St. Petersburg: Rossiiskaia natsional’naia biblioteka Publ., 2009. (In Russian)

106. Vollständige Faksimile-Ausgabe im Originalformat der Handschrift Ms. Ashmole 1511 — Bestiarium: aus dem Besitz der Bodleian Library, Oxford. Graz: Akademische Druck- und Verlagsanstalt, 1982. (Codices selecti phototypice impressi, vol. 76).

107. Unterkircher, Franz, Übersetzung und Komment. Bestiarium: Die Texte der Handschrift Ms. Ashmole 1511 der Bodleian Library Oxford in lateinischer und deutscher Sprache. Graz: Akademische Druck- und Verlagsanstalt, 1986. (Interpretationes ad codices, 3).

108. Guigon, Juliette. “Le Bestiaire de la Sculpture Romane”. Thèse pour le doctorat veterinaire, Ecole Nationale Veterinaire d’Alfort, 2004.

109. Hassig, Debra. Medieval Bestiaries: Text, Image, Ideology. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

110. Hassig, Debra, ed. The Mark of the Beast. The Medieval Bestiary in Art, Life, and Literature. New York; London: Routledge, 1999. (Garland Library of Medieval Literature, bk. 22). https://doi.org/10.4324/9781315052458.

111. Bestiary in Art and Literature. Comp. by Alisa L’vova, science ed. by Ol’ga Dovgii. Moscow: Intrada Publ., 2012. (In Russian)

112. Makhov, Aleksandr. “The Properties of the Beast: From the Ancient Natural History to the Renaissance and Baroque Emblem”. In Bestiary in Art and Literature, comp. by Alisa L’vova, science ed. by Ol’ga Dovgii, 84–96. Moscow: Intrada Publ., 2012. (In Russian)

113. Belova, Ol’ga. Slavonic Bestiary: Dictionary of Names and Symbolism. Ed. by Anatolii Turilov. Moscow: Indrik Publ., 2001. (In Russian)

114. White, Terence Hanbury. Medieval Bestiary. What Our Ancestors Thought about the World around Them. Rus. ed. Transl. by Sergei Fedorov. Moscow: Tsentrpoligraf Publ., 2013. (In Russian)

115. White, Terence Hanbury. The Book of Beasts, Being a Translation from a Latin Bestiary of the Twelfth Century. London: Cape, 1954.

116. Cohen, Simona. Animals as Disguised Symbols in Renaissance Art. Leiden: Brill, 2008. (Brill’s Studies in Intellectual History, 169; Brill’s Studies on Art, Art History, and Intellectual History, 2). https://doi.org/10.1163/ej.9789004171015.i-319.2.

117. Cohen, Simona. “Ars simia natura: The Animal as Mediator and Alter Ego of the Artist in the Renaissance”. Explorations in Renaissance Culture 43, no. 2 (2017): 202–31. https://doi.org/10.1163/23526963-04302004.

118. Cohen, Simona. “Animal Imagery in Renaissance Art”. Renaissance Quarterly 67, no. 1 (2014): 164–80. https://doi.org/10.1086/676155.

119. Oettinger, April. “The Lizard in the Study: Landscape and Otium in Lorenzo Lotto’s Portrait of a Young Man (c1530)”. Artibus et Historiae 33, no. 65 (2012): 115–25.

120. Hall, James. Dictionary of Subjects and Symbols in Art. Rus. ed. Transl. and introd. article by Aleksandr Maikapar. Moscow: Kron-Press Publ., 1996. (In Russian)

121. D’Ancona, Mirella Levi. The Garden of the Renaissance: Botanical Symbolism in Italian Painting. Florence: L. S. Olschki, 1977.

122. Fürst, Alfons. “Efeu oder Kürbis? Zur Übersetzung von Jona 4,6 in der Septuaginta und bei Hieronymus (1994)”. In Fürst, Alfons. Von Origenes und Hieronymus zu Augustinus. Studien zur antiken Religionsgeschichte, 315–322. Berlin: De Gruyter, 2011.

123. Beletskii, Andrei. “Saint Jerome’s Mistakes”. Collegium, no. 1 (1993): 104–7. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

02.10.2021

Как цитировать

Вольская, Т. В. . (2021). Жития святых как источник сюжетов в западноевропейской живописи XIV–XVII вв. (на примере образа святого Иеронима Стридонского). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(3), 437–466. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.305

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство