Жития святых как источник сюжетов в западноевропейской живописи XIV–XVII вв. (на примере образа святого Иеронима Стридонского)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.305Аннотация
Западноевропейское искусство на протяжении многих столетий черпало свои сюжеты в древней истории, античной мифологии и Библии. Большое внимание художники уделяли изображению святых, для каждого из которых с течением времени сложился живописный канон с его собственными атрибутами и определенными сюжетами, благодаря чему зритель не только легко узнавал конкретного святого, но и мог ознакомиться с фактами его биографии и той ролью, которую он сыграл в истории церкви. Одним из самых популярных у художников был святой Иероним Стридонский, которого из всех Отцов и Учителей Церкви изображали чаще других. Рассматриваются вопросы формирования данного канона на примере его жизни и деятельности. В основе статьи — обзор литературы по теме, в ней приводятся основные исследования биографии, литературной, переводческой, экзегетической деятельности святого Иеронима, из которых художники черпали сюжеты для своих произведений. В хронологическом порядке описываются жития святого Иеронима, его агиография из сборника Иакова Ворагинского «Золотая легенда», биография и посмертные легенды, чудеса и явления святого из книги «Hieronymianus» Джованни д’Андреа. В XVI в. историческую биографию святого Иеронима написал Эразм Роттердамский. С XIX в. появляется большое количество научных исследований жизни и деятельности святого. Анализируются конкретные произведения Иеронима, которые также были источниками живописных изображений. Отдельное внимание уделяется обзору искусствоведческой литературы, а также средневековым бестиариям, поскольку картины со святым Иеронимом наполнены многочисленными символическими животными. Обзор литературы и источников по заявленной теме поможет стимулировать исследователей к дальнейшему изучению вопроса соотношения житий святых и их иконографии в искусстве, выявить лакуны в исследованиях данной темы и определить аспекты, на которые исследователи еще не обратили внимания.
Ключевые слова:
святой Иероним Стридонский, западноевропейская живопись, святые, жития, художественный символ, аллегория, Библия, отшельничество, «Золотая легенда», история искусства
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.