Драматизм в образной структуре русской исторической живописи XIX века

Авторы

  • Наталья Николаевна Мутья Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация

В статье рассматривается драматизм как средство художественно-образной выразительности русского искусства второй половины XIX века. Отмечается, что драматизм был присущ не только собственно драме, но и литературе, музыке, скульптуре и живописи того времени. Наиболее подробно анализируются черты драматизма в русской исторической живописи: конфликтная ситуация в сюжете, психологизм главных героев произведений, воздействие драматизма на рождение новых художественных приемов, языка, типов. Исследуются разнообразные формы конфликта, нашедшие отражение в религиозных и исторических сюжетах живописных полотен. Отмечается, что показ психологического состояния героев все более привлекает внимание художников. Они показывают на своих полотнах разнообразные типы героев: социальные, этнические, исторические, психологические. Подчеркивается, что для усиления драматизма художники используют приемы цветового, светового и пространственного контрастов. Эти черты рассматриваются на примере живописных произведений художников академистов и передвижников: Г. И. Семирадского, К. Е. Маковского, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, В. М. Васнецова, В. И. Сурикова. Особое внимание уделено творчеству живописцев демократической линии. Отмечается, что именно художникам этой линии развития русского искусства второй половины XIX века присущ драматизм в передаче исторических событий прошлого. В то время как художникам салонно-академической линии более близка театральность. 

Ключевые слова:

академизм, демократическая линия, драматизм, историческая живопись, психологизм, салонно-академическое искусство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Наталья Николаевна Мутья, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

кандидат искусствоведения, доцент, член союза художников России, член АИС

Библиографические ссылки

Литература

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. 816 с.

2. М. П. Мусоргский [Альбом]: изд. 2-е / сост. Р. К. Ширинян. М.: Музыка, 1989. 192 с.

3. Кузнецова Э. В. М. М. Антокольский. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1989. 310 с.

4. Кривцун О. А. Эстетика. URL: http://o-krivtsun.narod.ru/book-est-25.htm (дата обращения: 23.07.2013).

5. Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. М.: Искусство, 1990. 230 с.

6. Карпова Т. Л. Генрих Ипполитович Семирадский. СПб.: Золотой век: Художник России, 2008. 400 с.

7. Карелин А. А. Via Gaeta — вилла № 1. Из воспоминаний о Г. И. Семирадском // Звезда. 1902. № 35. С. 11–16.

8. Шехтер Т. Е. Реализм в измерении «гипер». СПб.: Астерион, 2011. 180 с.

9. Новаковска-Сито К. К вопросу о знаменитой картине Генриха Семирадского «Факелы Нерона» // Пинакотека. 2005. № 20–21. С. 100–107.

10. Лясковская О. А. Илья Ефимович Репин. М.: Искусство, 1982. 478 с.

11. Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. М., 1948. Т. II. 595 с.

12. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. 351 с.

13. Кашина Н. В. Эстетика Ф. М. Достоевского. М.: Высшая школа, 1989. 288 с.

14. ГИМ. Ф. 440. (Фонд И. Е. Забелина). Д. 6.

15. ГИМ. Ф. 440. (Фонд И. Е. Забелина). Д. 219.

16. РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 13 М. (Личное дело К. Е. Маковского.)

17. Нестерова Е. В. К. Е. Маковский. СПб.: Золотой век: Художник России, 2003. 286 с.

18. Художественные выставки в Петербурге. 5-я передвижная Выставка и 1-я Выставка общества выставок художественных произведений // Пчела. 1876. Т. 2. С. 3.

19. Плотников В. И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1987. 284 с.

20. Репин И. Е. В. И. Суриков // Искусство. 1937. № 3. С. 108–116.

21. Леняшин В. А. Суриков — почва и судьба // Василий Суриков в Русском музее. СПб., 1998. С. 4–22.

22. Волошин М. А. Суриков // Аполлон. 1916. № 6–7. С. 40–63.

23. Турунов А. Как создавалась картина «Покорение Сибири Ермаком» // Искусство. 1937. № 3. С. 87–107.

24. Письма В. И. Сурикова. URL: http://az.lib.ru/s/surikow_w_i/text_0010.shtml (дата обращения: 21.12.2014).

25. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995. 448 с.

References

1. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo iazyka. M.: Russkii iazyk, 1984. 816 p.

2. M. P. Musorgskii [Al'bom]: izd. 2-e / sost. R. K. Shirinian. M.: Muzyka, 1989. 192 p.

3. Kuznetsova E. V. M. M. Antokol'skii. Zhizn' i tvorchestvo. M.: Iskusstvo, 1989. 310 p.

4. Krivtsun O. A. Estetika. URL: http://o-krivtsun.narod.ru/book-est-25.htm (accessed: 23.07.2013).

5. Vereshchagina A. G. Istoricheskaia kartina v russkom iskusstve. Shestidesiatye gody XIX veka. M.: Iskusstvo, 1990. 230 p.

6. Karpova T. L. Genrikh Ippolitovich Semiradskii. SPb.: Zolotoi vek: Khudozhnik Rossii, 2008. 400 p.

7. Karelin A. A. Via Gaeta — villa № 1. Iz vospominanii o G. I. Semiradskom, Zvezda. 1902. № 35. p. 11–16.

8. Shekhter T. E. Realizm v izmerenii «giper». SPb.: Asterion, 2011. 180 p.

9. Novakovska-Sito K. K voprosu o znamenitoi kartine Genrikha Semiradskogo «Fakely Nerona», Pinakoteka. 2005. № 20–21. p. 100–107.

10. Liaskovskaia O. A. Il'ia Efimovich Repin. M.: Iskusstvo, 1982. 478 p.

11. Belinskii V. G. Izbrannye filosofskie sochineniia. M., 1948. T. II. 595 p.

12. Ten I. Filosofiia iskusstva. M.: Respublika, 1996. 351 p.

13. Kashina N. V. Estetika F. M. Dostoevskogo. M.: Vysshaia shkola, 1989. 288 p.

14. GIM. F. 440. (Fond I. E. Zabelina). D. 6.

15. GIM. F. 440. (Fond I. E. Zabelina). D. 219.

16. RGIA. F. 789. Op. 14. D. 13 M. (Lichnoe delo K. E. Makovskogo.)

17. Nesterova E. V. K. E. Makovskii. SPb.: Zolotoi vek: Khudozhnik Rossii, 2003. 286 s.

18. Khudozhestvennye vystavki v Peterburge. 5-ia peredvizhnaia Vystavka i 1-ia Vystavka obshchestva vystavok khudozhestvennykh proizvedenii, Pchela. 1876. T. 2. p. 3.

19. Plotnikov V. I. Fol'klor i russkoe izobrazitel'noe iskusstvo vtoroi poloviny XIX veka. L.: Khudozhnik RSFSR, 1987. 284 p.

20. Repin I. E. V. I. Surikov, Iskusstvo. 1937. № 3. p. 108–116.

21. Leniashin V. A. Surikov — pochva i sud'ba, Vasilii Surikov v Russkom muzee. SPb., 1998. p. 4–22.

22. Voloshin M. A. Surikov, Apollon. 1916. № 6–7. p. 40–63.

23. Turunov A. Kak sozdavalas' kartina «Pokorenie Sibiri Ermakom», Iskusstvo. 1937. № 3. p. 87–107.

24. Pis'ma V. I. Surikova. URL: http://az.lib.ru/s/surikow_w_i/text_0010.shtml (accessed: 21.12.2014).

25. Benua A. N. Istoriia russkoi zhivopisi v XIX veke. M.: Respublika, 1995. 448 p.

Загрузки

Опубликован

15.06.2015

Как цитировать

Мутья, Н. Н. (2015). Драматизм в образной структуре русской исторической живописи XIX века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 5(2), 100–109. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2274

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство