Игровая природа упражнений Михаила Чехова

Авторы

  • Елена Евгеньевна Кузина Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

Аннотация

В статье исследуется игровая природа театрально-педагогического метода Михаила Чехова. Основным природным свойством игровой активности является «раздвоение сознания», порождающее «двуплановое поведение» — одновременное существование в реальном и воображаемом мирах. По мнению М. Чехова, именно двойственность существования актера на сцене — гарантия его свободы и источник вдохновения. С целью воспитания актера, способного удерживать оба плана, легко переходить от одного к другому, М. Чеховым были разработаны специальные упражнения.

Ключевые слова:

техника актера, актерский тренинг, творчество актера, упражнение для актеров, импровизация, театральная система, игровая природа, игровой театр, энергия актера, сценическое присутствие, Ленард Петит, Михаил Чехов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Евгеньевна Кузина, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

старший преподаватель кафедры режиссуры

Библиографические ссылки

Литература

1. Хёйзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992. 464 с.

2. Лотман Ю. М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. С. 274–294.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–76.

4. Кириллов А. А. Театр и театральная система Михаила Чехова: автореф. дис. … канд. искусствовед. СПб., 2008. 27 с.

5. Кириллов А. А. Театральная система Михаила Чехова // Мнемозина: док. и факты из истории отеч. театра ХХ в. Вып. 3. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. С. 495–516.

6. Кнебель М. О. Процесс становления режиссера: автореф. дис. … д-ра искусствовед. М., 1966. 20 с.

7. Кнебель М. О. Вся жизнь. М.: Всерос. театр. об-во, 1967. 584 с.

8. Кнебель М. О. М. Чехов об искусстве актера // Чехов М. А. Литературное наследие. Т. 2. М., 1986. С. 5–30.

9. Вертман Ю. Д. Театрально-педагогическая деятельность М. А. Чехова: автореф. дис. … канд. искусствовед. М., 1975. 22 с.

10. Бюклинг Л. Михаил Чехов в западном театре и кино. СПб.: Академический проект, 2000. 560 с.

11. Уроки Михаила Чехова в Государственном театре Литвы. 1932 год: материалы к курсу «Мастерство актера» / сост. А. Адомайтите, А. Гуобис. М.: ГИТИС, 1989. 73 с.

12. Громов В. А. Михаил Чехов. М., 1970. 212 с.

13. Лекции Рудольфа Штайнера о драматическом искусстве в изложении Михаила Чехова. Письма актера к В. А. Громову. Вступительный текст В. В. Иванова. Публикации С. В. Казачковой и Т. Л. Стрижак // Мнемозина: док. и факты из истории отеч. театра ХХ в. Вып. 2. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 85–142.

14. Чехов М. А. Литературное наследие: в 2 т. Т. 2. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1986. 559 с.

15. Petit L. The Michael Chekhov Handbook: for the Actor. London and New York: Routledge, 2010. 182 p.


References

1. Kheizinga I. Homo ludens. Moscow, Progress-Akademiia Publ., 1992. 464 p. (In Russian)

2. Lotman Iu. M. Tezisy k probleme «Iskusstvo v riadu modeliruiushchikh sistem». Lotman Iu. M. Stat'i po semiotike kul'tury i iskusstva. St Petersburg, 2002, pp. 274–294. (In Russian)

3. Vygotskii L. S. Igra i ee rol' v psikhicheskom razvitii rebenka. Voprosy psikhologii, 1966, no. 6, pp. 62–76. (In Russian)

4. Kirillov A. A. Teatr i teatral'naia sistema Mikhaila Chekhova: avtoref. dis. … kand. isk. St Petersburg, 2008. 27 p. (In Russian)

5. Kirillov A. A. Teatral'naia sistema Mikhaila Chekhova. Mnemozina: dok. i fakty iz istorii otech. teatra XX v. Issue. 3. Moscow, Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 2004, pp. 495–516. (In Russian)

6. Knebel' M. O. Protsess stanovleniia rezhissera: avtoref. dis. … d-ra isk. Moscow, 1966. 20 p. (In Russian)

7. Knebel' M. O. Vsia zhizn'. Moscow, Vseros. teatr. ob-vo Publ., 1967. 584 p. (In Russian)

8. Knebel' M. O. M. Chekhov ob iskusstve aktera. Chekhov M. A. Literaturnoe nasledie. Vol. 2. Moscow, 1986, pp. 5–30. (In Russian)

9. Vertman Iu. D. Teatral'no-pedagogicheskaia deiatel'nost' M. A. Chekhova: avtoref. dis. … kand. isk. M., 1975. 22 p. (In Russian)

10. Biukling L. Mikhail Chekhov v zapadnom teatre i kino. St Petersburg, Akademicheskii proekt Publ., 2000. 560 p. (In Russian)

11. Uroki Mikhaila Chekhova v Gosudarstvennom teatre Litvy. 1932 god: materialy k kursu "Masterstvo aktera". Comp. by A. Adomaitite, A. Guobis. Moscow, GITIS Press, 1989. 73 p. (In Russian)

12. Gromov V. A. Mikhail Chekhov. Moscow, 1970. 212 p. (In Russian)

13. Lektsii Rudol'fa Shtainera o dramaticheskom iskusstve v izlozhenii Mikhaila Chekhova. Pis'ma aktera k V. A. Gromovu. Vstupitel'nyi tekst V. V. Ivanova. Publikatsii S. V. Kazachkovoi i T. L. Strizhak. Mnemozina: dok. i fakty iz istorii otech. teatra XX v. Issue 2. Moscow, Editorial URSS, 2000, pp. 85–142. (In Russian)

14. Chekhov M. A. Literaturnoe nasledie. T. 2. Ob iskusstve aktera. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986. 559 p. (In Russian)

15. Petit L. The Michael Chekhov Handbook: for the Actor. London and New York, Routledge, 2010. 182 p.

Загрузки

Опубликован

15.06.2011

Как цитировать

Кузина, Е. Е. (2011). Игровая природа упражнений Михаила Чехова. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 1(2), 50–58. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/652

Выпуск

Раздел

Театр