Ю. И. Кузнецов — исследователь голландского и фламандского искусства XVII века

Авторы

  • Сергей Сергеевич Акимов Школа искусств и ремесел им. А. С. Пушкина «Изограф» https://orcid.org/0009-0008-3806-2027

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.305

Аннотация

Статья посвящена научному наследию выдающегося советского искусствоведа Ю. И. Кузнецова и имеет целью показать вклад ученого в исследование фламандского и голландского искусства XVII в., которое было главной сферой его профессиональных интересов. Прослежен его путь в науке на протяжении 30 лет, выделены и охарактеризованы тематические направления его исследований, показано значение трудов Кузнецова для развития отечественной нидерландистики. Будучи блестящим мастером атрибуции, он установил авторство многих голландских картин в собрании Эрмитажа, где работал с 1947 г. до своей смерти, и в фондах региональных российских музеев. Ему принадлежат исследования о творчестве Н. Кнюпфера, А. ван Остаде, Я. Стена, Н. Берхема и других представителей итальянизирующего направления в голландской живописи (которое он одним из первых среди отечественных и зарубежных искусствоведов оценил по достоинству за живописное мастерство). Классическим примером комплексного изучения произведения искусства стала его монография о «Данае» Рембрандта (1970). Сочетание стилистического и иконографического анализа, результатов технико-технологических исследований, привлечение биографических данных позволили окончательно идентифицировать сюжет этой картины и раскрыть ее историю, связанную с творческой эволюцией и частной жизнью художника. С не меньшим успехом Кузнецов занимался изучением фламандского и голландского рисунка. В этой части его наследия выделяются работы о рисунках Рубенса (1965, 1974) и единственная в отечественной науке книга, охватывающая развитие рисунка в Нидерландах XV–XVII вв. (1981). Также Кузнецов был организатором ряда выставок, посвященных мастерам Фландрии и Голландии, автором путеводителя по голландской экспозиции Эрмитажа. Методология его работ соединяет пристальное внимание к конкретным произведениям с широтой историко-культурного взгляда, интересом к творческим связям и взаимовлияниям. Делается вывод о том, что по своей интенсивности, разнообразию тематики и незаурядным результатам научная деятельность Кузнецова представляет одну из важнейших страниц в историографии фламандского и голландского искусства.

Ключевые слова:

Ю. И. Кузнецов, искусство XVII в., Фландрия, Голландия, Рубенс, Рембрандт, живопись, рисунок, атрибуция, Государственный Эрмитаж

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Ямщиков, Савелий. Спасенная красота. Рассказы о реставрации памятников искусства. М.: Просвещение, 1986.

2. Новосельская, Ирина. “Ю. И. Кузнецов. 1920–1984”. Сообщения Государственного Эрмитажа, no. 52 (1987): 95.

3. Кузнецов, Юрий. “Картина Карла Андреаса Рутхарта”. Сообщения Государственного Эрмитажа, no. 6 (1954): 23–4.

4. Кузнецов, Юрий. “Вновь определенная картина А. Бегейна”. Сообщения Государственного Эрмитажа, no. 15 (1959): 29–32.

5. Соколова, Ирина. Голландская живопись XVII–XVIII веков. Каталог коллекции. 5 томов. СПб.:Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017, т. 1: Алдеверелд — Винк.

6. Кузнецов, Юрий. “Вновь определенная картина Корнелиса Бега”. Сообщения Государственного Эрмитажа, no. 8 (1955): 21–2.

7. Кузнецов, Юрий. “Новый тип картины у Эгберта ван дер Пуля”. Сообщения Государственного Эрмитажа, no. 11 (1957): 29–31.

8. Соколова, Ирина. Голландская живопись XVII–XVIII веков. Каталог коллекции. 5 томов. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2023, т. 5: Хондекутер — Янсенс — Неизвестные голландские художники. Справочные материалы.

9. Кузнецов, Юрий. “Новые произведения Яна ван Скореля”. Искусство, no. 9 (1959): 65–72.

10. Егорова, Ксения. Нидерланды. XV–XVI века. Фландрия. XVII–XVIII века. Бельгия. XIX–XX века. Собрание живописи. М.: [б. и.], 1998.

11. Ульяновский областной художественный музей. Альбом. Авт. вступ. ст. Татьяна Верещагина. Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2000.

12. Кузнецов, Юрий. “Адриан ван Эмонт”. В изд. Труды Государственного Эрмитажа. Т. 1. Западноевропейское искусство, 129–58. М.: Искусство, 1956, вып. 1.

13. Renkens, B. J. A. “Nikolaes Ficke en een Haarlemse monogrammist”. Oud Holland 69, no. 2 (1954): 115–23.

14. Кузнецов, Юрий. “Новое об Адриане фан Эмонте”. В изд. Западноевропейское искусство. Сборник статей, ред. Антонина Изергина и Николай Никулин, 97–101. Л.: Аврора, 1970.

15. Стадничук, Нина. Государственный музей-заповедник «Павловск». Полный каталог коллекции. Т. 5. Живопись. Вып. 1. Живопись Голландии и Фландрии XVI–XVIII веков. СПб.: Гос. музей-заповедник «Павловск», 2009.

16. Machytka, Lubor. “Der Maler Adriaen van Eemont”. Oud Holland 106, no. 4 (1992): 188–90.

17. Кузнецов, Юрий. “Клас Берхем и его произведения в собрании Государственного Эрмитажа”. В сб. Из истории русского и западноевропейского искусства. Материалы и исследования, 325–55. М.: Академия наук СССР, 1960.

18. Кузнецов, Юрий. “Николаус Кнюпфер. Биография, темы и источники творчества, каталог произведений”. В изд. Труды Государственного Эрмитажа. Т. 8. Западноевропейское искусство, 187–232. Л.; М.: Советский художник, 1965, вып. 3.

19. Соколова, Ирина. Голландская живопись XVII–XVIII веков. Каталог коллекции. 5 томов. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017, т. 2: Винкбонс — Люст.

20. Кузнецов, Юрий. Адриан фан Остаде. М.: Изобразительное искусство, 1960.

21. Кузнецов, Юрий. Ян Стен. Альбом. М.; Л.: Советский художник, 1964.

22. Акимов, Сергей. “Рембрандт в публикациях советских искусствоведов 1930-х годов”. В сб. Ценностные приоритеты и гражданская активность: рефлексии и реализация в науке, литературе и искусстве — от эпохи Н. А. Добролюбова до современности, ред. Галина Дмитриевская и Владимир Строгецкий, 159–70. Н. Новгород: Гладкова О. В., 2018.

23. Кузнецов, Юрий. “Картина Рембрандта ‘Притча о работниках на винограднике’”. В изд. Труды Государственного Эрмитажа. Т. 6. Западноевропейское искусство, 60–88. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961, вып. 2.

24. Виппер, Борис. Становление реализма в голландской живописи XVII в. М.; Л.: Искусство,1957.

25. Кузнецов, Юрий. Загадки «Данаи». К истории создания картины Рембрандта. Л.: Искусство, 1970.

26. Членов, А. “Кто героиня эрмитажной картины Рембрандта”. Искусство, no. 6 (1960): 51–9.

27. Сложеникин, В. “Все же это не ‘Даная’. О картине Рембрандта под названием ‘Даная’”. Искусство, no. 9 (1976): 61–3.

28. Данилова, Ирина, ред. Рисунки фламандских и голландских мастеров XVII века. Из музеев Бельгии, Голландии и Нидерландского института в Париже. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1974.

29. Кузнецов, Юрий. Фламандский и голландский рисунок XVII века в Эрмитаже. Каталог выставки. Л.: Аврора, 1974.

30. Акимов, Сергей. “Об истории изучения произведений Луиса де Колери в российских музеях”. В сб. XXVI Крымские искусствоведческие чтения. Материалы республ. науч.-практ. конф., 14–15 октября 2021 г., 55–64. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2021.

31. Кузнецов, Юрий. Рисунки Рубенса из музеев СССР. К 325-летию со дня смерти художника. Л.; М.: Советский художник, 1965.

32. Кузнецов, Юрий. Рисунки Рубенса. М.: Искусство, 1974.

33. Кузнецов, Юрий. Шедевры Фландрии и Голландии. М.: Изобразительное искусство, 1981.

34. Борхерт, Тиль-Хольгер. Ян ван Эйк. Пер. с англ. Я. Лагузинской. М.: Арт-Родник, 2009.

35. Кузнецов, Юрий, и Ирина Линник. Голландская живопись в музеях Советского Союза. Л.: Аврора, 1984.

36. Кузнецов, Юрий. Голландская живопись XVII века в музеях СССР. М.: Изогиз, 1959.

37. Акимов, Сергей. “Из истории изучения коллекций фламандской и голландской живописи XVII столетия в региональных музеях России”. В сб. Жизнь провинции: история и современность. Сб. ст. по материалам Всерос. науч. конф., 151–60. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2019.

38. Кузнецов, Юрий. Голландская живопись XVII–XVIII веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. 3-е изд, испр. и доп. Л.: Искусство, 1988.

39. Кузнецов, Юрий. “Атрибуционная работа в художественном музее. Атрибуция и экспозиция”. В сб. Музей — 1. Художественные собрания СССР, сост. Лидия Срибнис, 11–3. М.: Советский художник, 1980.

40. Садков, Вадим. Западноевропейская живопись и скульптуры XVI–XIX веков. Научный каталог. Серпуховский историко-художественный музей. 2 тома. Подольск: [б. и.], 1995, т. 2: Текст.

References

1. Iamshchikov, Savelii. The Saved Beauty. Essays about Restoration of Monuments of Art. Moscow: Prosveschenie Publ., 1986. (In Russian)

2. Novosel’skaia, Irina. “Yu. I. Kuznetsov. 1920–1984”. Soobscheniia Gosudarstvennogo Ermitazha, no. 52 (1987): 95. (In Russian)

3. Kuznetsov, Yuriy. “The Picture by Carl Andreas Ruthart”. Soobschenia Gosudarstvennogo Ermitazha, no. 6 (1954): 23–4. (In Russian)

4. Kuznetsov, Yuriy. “The New Attributed Picture by A. Begeyn”. Soobscheniia Gosudarstvennogo Ermitazha, no. 15 (1959): 29–32. (In Russian)

5. Sokolova, Irina. The Dutch Painting of the 17th and 18th Centuries. Catalogue of the Collection. 5 vols. St. Petersburg: Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2017, vol. 1: Aldevereld — Wink. (In Russian)

6. Kuznetsov, Yuriy. “The New Attributed Picture by Cornelis Bega”. Soobscheniia Gosudarstvennogo Ermitazha, no. 8 (1955): 21–2. (In Russian)

7. Kuznetsov, Yuriy. “The New Type of Picture by Egbert van der Poel”. Soobscheniia Gosudarstvennogo Ermitazha, no. 11 (1957): 29–31. (In Russian)

8. Sokolova, Irina. The Dutch Painting of the 17th and 18th Centuries. Catalogue of the Collection. 5 vols. St. Petersburg: Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2023, vol. 5: Hondekuter — Janssens — Unknown Dutch painters, Reference. (In Russian)

9. Kuznetsov, Yuriy. “The New works by Jan van Scorel”. Iskusstvo, no. 9 (1959): 65–72. (In Russian)

10. Egorova, Kseniia. Netherlands. 15th–16th Centuries. Flanders. 17th–18th Centuries. Belgium. 19th–20th Centuries. Collection of Painting. Moscow: [s. n.], 1998. (In Russian)

11. The Ulyanovsk Regional Art Museum. Album. Introd. art. by Tat’iana Vereshchagin. Ulyanovsk: Ul’ianovskii Dom pechati Publ., 2000.

12. Kuznetsov, Yuriy. “Adriaen van Emont”. In Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha. Vol. 1. West-European Art, 129–58. Moscow: Iskusstvo Publ., 1956, iss. 1. (In Russian)

13. Renkens, B. J. A. “Nikolaes Ficke en een Haarlemse monogrammist”. Oud Holland 69, no. 2 (1954): 115–23.

14. Kuznetsov, Yuriy. “New Data about Adriaen van Emont”. In Zapadnoevropeiskoe iskusstvo. Sbornik statei, eds Antonina Izergina and Nikolai Nikulin, 97–101. Leningrad: Avrora Publ., 1970. (In Russian)

15. Stadnichiuk, Nina. The State Museum Reserve “Pavlovsk”. Catalogue of All Collections. Vol. 5. Painting. Iss. 1. Painting of Holland and Flanders of the 16th–18th Centuries. St. Petersburg: Gosudarstvennyi muzei-zapovednik “Pavlovsk” Publ., 2009. (In Russian)

16. Machytka, Lubor. “Der Maler Adriaen van Eemont”. Oud Holland 106, no. 4 (1992): 188–90.

17. Kuznetsov, Yuriy. “Claes Berhem and his works in the State Hermitage Collection”. In Iz istorii russkogo i zapadnoevropeiskogo iskusstva. Materialy i issledovaniia, 325–55. Moscow: Akademiia nauk SSSR Publ., 1960. (In Russian)

18. Kuznetsov, Yuriy. “Nicolaus Knüpfer. Biography, Themes and Sources of Works, Catalogue”. Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha. Vol. 8. West-European Art, 187–232. Leningrad; Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1965, iss. 3. (In Russian)

19. Sokolova, Irina. The Dutch Painting of the 17th and 18th Centuries. Catalogue of the Collection. 5 vols. St. Petersburg: Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2017, vol. 2: Winkbones — Lust. (In Russian)

20. Kuznetsov, Yuriy. Adriaen van Ostade. Moscow: Izobrazitelnoe iskusstvo Publ., 1960. (In Russian)

21. Kuznetsov, Yuriy. Jan Steen. Album. Leningrad; Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1964. (In Russian)

22. Akimov, Sergey. “Rembrandt in publications by Soviet Art Historians in 1930s”. In Tsennostnye prioritety i grazhdanskaia aktivnost’: refleksii i realizatsiia v nauke, literature i iskusstve — ot epokhi N. A. Dobroliubova do sovremennosti, eds Galina Dmitrievskaia and Vladimir Strogetskii, 159–70. Nizhny Novgorod: Gladkova O. V. Publ., 2018. (In Russian)

23. Kuznetsov, Yuriy. “Rembrandt’s Picture ‘The Parable about Workers at Vineyard’”. Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha. Vol. 6. West-European Art, 60–88. Leningrad: Izdatel’stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 1961, iss. 2. (In Russian)

24. Vipper, Boris. The Formation of Realism in the 17th Century Dutch Painting. Мoscow; Leningrad: Iskusstvo Publ., 1957. (In Russian)

25. Kuznetsov, Yuriy. Riddles of Danae. To the History of Creating Rembrandt’s Picture. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1970. (In Russian)

26. Chlenov, A. “Who is the Heroine of Rembrandt’s Picture in the Hermitage”. Iskusstvo, no. 6 (1960): 51–9. (In Russian)

27. Slozhenikin, V. “All the Same It Is No Danae. About Rembrandt’s Picture Called Danae”. Iskusstvo, no. 9 (1976): 61–3. (In Russian)

28. Danilova, Irina, ed. Drawings by Flemish and Dutch Masters of the 17th Century. From Museums of Belgium, Holland and the Netherlandish Institute at Paris. Exhibition catalogue. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1974. (In Russian)

29. Kuznetsov, Yuriy. Flemish and Dutch Drawings of the 17th Century in the Hermitage. Exhibition catalogue. Leningrad: Avrora Publ., 1974. (In Russian)

30. Akimov, Sergey. “On the History of Studies of Louis de Caullery’s Works in Russians Museums”. In XXVI Krymskie iskusstvovedcheskie chteniia. Materialy respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 14–15 oktiabria 2021 g., 55–64. Simferopol: IT “ARIAL” Publ., 2021. (In Russian)

31. Kuznetsov, Yuriy. Drawings by Rubens in museums of the USSR. Leningrad; Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1965. (In Russian)

32. Kuznetsov, Yuriy. Rubens’s Drawings. Мoscow: Iskusstvo Publ., 1974. (In Russian)

33. Kuznetsov, Yuriy. Masterpieces of Flanders and Holland. Moscow: Izobrazitel’noe Iskusstvo Publ., 1981. (In Russian)

34. Borhert, Till-Holger. Jan van Eyck. Rus. ed. Transl. by Ia. Laguzinskaia. Moscow: Art-Rodnik Publ., 2009. (In Russian)

35. Kuznetsov, Yuriy, and Irina Linnik. Dutch Painting in Museums of Soviet Union. Leningrad: Avrora Publ., 1984. (In Russian)

36. Kuznetsov, Yuriy. The 17th Century Dutch Painting in museums of the USSR. Moscow: Izogiz Publ., 1959. (In Russian)

37. Akimov, Sergey. “On the History of Studies of the Collection of Flemish and Dutch Painting in Russian Regional Museums”. In Zhizn’ provintsii: istoriia i sovremennost’. Sbornik statei po materialam Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, 151–60. Nizhny Novgorod: Izdatel’stvo Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. I. Lobachevskogo Publ., 2019. (In Russian)

38. Kuznetsov, Yuriy. Dutch Painting of the 17th and 18th Centuries in Hermitage. The Guide-Book. 3rd ed. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1988. (In Russian)

39. Kuznetsov, Yuriy. “Attribution in Museum of Arts. Attribution and Exposition”. In Muzey — 1. Khudozhestvennye sobrania SSSR, comp. by Lidia Sribnis, 11–3. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1980. (In Russian)

40. Sadkov, Vadim. West-European painting and sculpture. Catalogue. The Serpukhov Historical and Art Museum. Podolsk: [s. n.], 1995, vol. 2: Text. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Акимов, С. С. (2024). Ю. И. Кузнецов — исследователь голландского и фламандского искусства XVII века. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(3), 523–542. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.305

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство