Неоклассика с британским акцентом: «эдвардианские» и «георгианские» отражения в русской архитектуре 1900—1910-х годов

Авторы

  • Илья Евгеньевич Печёнкин Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0002-8000-7792

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.208

Аннотация

В статье исследуется один из аспектов стилевого многообразия архитектуры Российской империи первых десятилетий ХХ в., доминирующей темой в котором стала неоклассическая. Репертуар классической архитектуры космополитичен, но сама идея актуализации классики в начале прошлого столетия, отмеченного ярким выступлением ар-нуво и начатками модернизма, оказалась одинаково близкой Великобритании Эдвардианской эпохи и России времени последнего императора. Это единодушие в неприятии стилевых новаций интересно как феномен и, несомненно, заслуживает специального исследования. На настоящем этапе можно констатировать, что в русском неоклассицизме нашлось место и для англомании, которая выразилась, правда, не в формальных отзвуках эдвардианского стиля, а в заинтересованности историей британской классической традиции (в первую очередь архитектурой Георгианской эпохи). Эдвардианская идея возрождения благородного стиля прошлого воплотилась в России и в прямых апелляциях к наследию Ч. Камерона, который, обслуживая заказ Екатерины II, был представителем георгианской архитектуры, и в обращении к английским увражам, дававшим богатый материал по древнеримской археологии. Английское влияние в русском неоклассицизме прослежено в статье с самого начала — с момента проектирования И. В. Жолтовским в 1903 г. дома Скакового общества в Москве, считающегося первой постройкой этого направления; через программно «камероновскую» архитектуру московского дома князя С. А. Щербатова, созданную А. И. Таманяном, к спроектированным А. Я. Белобородовым «георгианским» апартаментам одного из знаменитейших англоманов Петербурга, князя Ф. Ф. Юсупова в фамильном дворце на набережной р. Мойки. «Георгианские» отражения обнаруживаются и в облике построенного Жолтовским московского особняка Г. А. Тарасова, экстерьер которого содержит отсылки не только к вичентийскому палаццо Тьене А. Палладио, но и к лондонскому Берлингтон-хаусу К. Кэмпбелла. Таким образом, британский «акцент» в русском неоклассицизме 1900–1910-х годов звучит не менее явно, чем итальянский.

Ключевые слова:

архитектура начала ХХ в., неоклассицизм, эдвардианский стиль, британские влияния, Иван Жолтовский, Александр Таманян, Андрей Белобородов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Набоков, Владимир. Другие берега. СПб.: Азбука-Аттикус, 2013.

2. Martell. “Разгаданный ребус”. Архитектурно-художественный еженедельник, no. 24 (1914): 253–5.

3. Гинзбург, Александр. “Роль Германии в русской художественной промышленности”. Зодчий, no. 47 (1914): 525–7.

4. Кузнецов, Иван. “Архитектура, ваяние и живопись. Искусство или ремесло?”. Студия: журнал искусства и сцены, no. 2 (1911): 17.

5. Щербатов, Сергей. Художник в ушедшей России. М.: Согласие, 2000.

6. Лукомский, Георгий. Современный Петроград. Очерки истории возникновения и развития классического строительства. 1900–1915. Пг.: Свободное искусство, 1916.

7. Гнедовская, Татьяна. Немецкий Веркбунд и его архитекторы: история одного поколения. М.: Пинакотека, 2011.

8. Певзнер, Николай. Английское в английском искусстве. Пер. Ларисы Житковой. СПб.: Азбука-классика, 2004.

9. Чикалова, Ирина. Великобритания: изучение в Российской империи (XIX — начало XX вв.). СПб.: Алетейя, 2017.

10. Козлов, Сергей. Русские люди об англичанах в XIX — начале ХХ века. М.: Новый хронограф, 2015.

11. Вязова, Екатерина. Гипноз англомании. Англия и «английское» в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

12. Hitchcock, Henry-Russell. Architecture: Nineteenth and Twentieth Centuries. New Heaven; London: Yale University Press, 1987.

13. McKean, John. “Thomson’s City: Mid-Nineteenth Century Glasgow”. Places 9, no. 1 (1994): 22–33.

14. Рзянин, Михаил. Русская архитектура. М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1947.

15. Хан-Магомедов, Селим. Иван Жолтовский. М.: С. Э. Гордеев, 2010.

16. Кириков, Борис. “Начальная стадия петербургского неоклассицизма (рубеж 1890 —1900-х годов)”. В сб. Архитектурное наследство 68, под ред. Игоря Бондаренко, 252–65. СПб.: Коло, 2018.

17. Печёнкин, Илья, и Ольга Шурыгина. Иван Жолтовский: Опыт жизнеописания советского архитектора. М.: Новое литературное обозрение, 2023.

18. “Хроника”. Зодчий, no. 1 (1903): 6–7.

19. Архитектурный музей, вып. 3 (1903). Дата обращения январь 04, 2024. https://vivaldi.nlr.ru/pm000000541/view/?#page=23.

20. Ощепков, Григорий. И. В. Жолтовский: проекты и постройки. М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1955.

21. Архитектурная Москва, вып. 1 (1911). Дата обращения январь 04, 2024. https://lib.cntb-sa.ru/node/471?fragment=page-1.

22. Ревзин, Григорий. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М.: [б. и.], 1992.

23. Фирсова, Анастасия. “Творческое наследие И. В. Жолтовского в отечественной архитектуре ХХ века”. Дис. канд. иск. 2 тома. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2004, т. 1.

24. Adam, Robert. Ruins of the palace of the Emperor Diocletian at Spalatro in Dalmatia. London: printed for the author, 1764.

25. Wood, Robert. The Ruins of Balbec, otherwise Heliopolis in Coelosyria. London: [s. n.], 1757.

26. Wood, Robert. The Ruins of Palmyra, otherwise Tedmor in the Desart. London: [s. n.], 1753.

27. Soane, John. Sketches in architecture: containing plans and elevations of cottages, villas and other useful buildings, with characteristic scenery by John Soane, architect to the Bank of England and Member of the Royal Academies of Parma and Florence. London: printed by J. Taylor, High Holborn, 1793.

28. Ежегодник Общества архитекторов-художников, вып. 3. (1908). Дата обращения январь 04, 2024. https://books.totalarch.com/n/1887.

29. Никольский, Андрей. “Итальянский Ренессанс и монументальная живопись русского неоклассицизма начала ХХ века (на примере росписей дома Скакового общества и особняка Тарасова в Москве)”. Academia. Архитектура и строительство, no. 4 (2015): 43–52.

30. Курбатов, Владимир. Петербург: Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. СПб.: Община св. Евгении, 1913.

31. Лансере, Николай. “Архитектор Чарльз Камерон”. В сб. Чарльз Камерон, под ред. Эриха Голлербаха и Николая Лансере, 7–20. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1924.

32. Швидковский, Дмитрий. Чарлз Камерон при дворе Екатерины II. М.: Улей, 2010.

33. Adam, Robert, and James Adam. The works in architecture of Robert and James Adam, Esquires. 2 vols. London: printed for the authors, and sold by T. Becket, 1773, vol. 1.

34. Adam, Robert, and James Adam. The works in architecture of Robert and James Adam, Esquires. 2 vols. London: printed for the authors, and sold by T. Becket, 1773, vol. 2.

35. Комеч, Алексей, ред. Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы. М.: Искусство — XXI век, 2007.

36. Ежегодник Общества архитекторов-художников, вып. 7 (1912).

37. Иванов, Дмитрий. “Русский архитектор и художник Андрей Белобородов”. Наше наследие, no. 71 (2003): 144–51.

38. Юсупов, Феликс. Мемуары. Пер. Елены Кассировой. М.: Захаров, 2004.

39. Юдин, Евгений. Князья Юсуповы: Аристократическая семья в позднеимперской России: 1890–1916. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2012.

40. Ежегодник Общества архитекторов-художников, вып. 11 (1916–1917).

41. Печёнкин, Илья. “Казус дома Тарасова. Заметки на полях творческой биографии И. В. Жолтовского”. В сб. Актуальные проблемы теории и истории искусства 10, под ред. Анны Захаровой, Светланы Мальцевой и Екатерины Станюкович-Денисовой, 460–71. СПб.: НП-Принт, 2020. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-40

42. Печёнкин, Илья. “Раннее творчество И. В. Жолтовского как частный случай конструирования классики в эпоху модернизма”. Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение, no. 4 (2020): 128–50. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-4-128-150

43. Барщ, Михаил. “Воспоминания”. В изд. МАРХИ. XX век. Сборник воспоминаний, сост. Андрей Некрасов и Алексей Щеглов, 96–119. 5 томов. М.: Салон-Пресс, 2006, т. 1.

44. Северцева, Ольга, сост. Александр Георгиевич Габричевский. Биография и культура: документы, письма, воспоминания. М.: РОССПЭН, 2011.

45. Печёнкин, Илья, и Ольга Шурыгина. “Палладио по-русски. Новые данные о переводе ‘Четырех книг об архитектуре’ в начале ХХ века”. Искусствознание, no. 3–4 (2018): 238–63.

Источники

I. ГАРФ. Ф. 5283. Оп. 15. Д. 383. Л. 41.

References

1. Nabokov, Vladimir. Other Shores. St. Petersburg: Azbuka-Attikus Publ., 2013. (In Russian)

2. Martell. “The rebus is solved”. Arkhitekturno-khudozhestvennyi ezhenedel’nik, no. 24 (1914): 253–5. (In Russian)

3. Ginzburg, Aleksandr. “The role of Germany in the Russian art industry”. Zodchii, no. 47 (1914): 525–7. (In Russian)

4. Kuznetsov, Ivan. “Architecture, sculpture and painting: art or craft?”. Studiia: zhurnal iskusstva i stseny, no. 2 (1911): 17. (In Russian)

5. Shcherbatov, Sergei. The artist of bygone Russia. Moscow: Soglasie Publ., 2000. (In Russian)

6. Lukomsky, Georgii. Modern Petrograd. An essay of on the history of the emergence and development of classical construction: 1900–1915. Petrograd: Svobodnoe iskusstvo Publ., 1916. (In Russian)

7. Gnedovskaia, Tat’iana. The German Werkbund and its architects: THe story of one generation. Moscow: Pinakoteka Publ., 2011. (In Russian)

8. Pevzner, Nikolaus. The Englishness of English Art. Rus. ed. Transl. by Larisa Zhitkova. St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2004. (In Russian)

9. Chikalova, Irina. The Great Britain: Its studying in the Russian Empire (19th — beginning of the 20th century). St. Petersburg: Aleteiia Publ., 2017. (In Russian)

10. Kozlov, Sergei. Russians about the British, in the 19th — beginning of the 20th century. Moscow: Novyi khronograf Publ., 2015. (In Russian)

11. Viazova, Ekaterina. Hypnosis of Anglomania. England and Englishness in Russian culture of the Late 19th to Early 20th century. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2009. (In Russian)

12. Hitchcock, Henry-Russell. Architecture: Nineteenth and Twentieth Centuries. New Heaven; London: Yale University Press, 1987.

13. McKean, John. “Thomson’s City: Mid-Nineteenth Century Glasgow”. Places 9, no. 1 (1994): 22–33.

14. Rzianin, Mikhail. Russian Architecture. Moscow: Izdatel’stvo Akademii arkhitektury SSSR Publ., 1947. (In Russian)

15. Khan-Magomedov, Selim. Ivan Zholtovsky. Moscow: S. E. Gordeev Publ., 2010. (In Russian)

16. Kirikov, Boris. “The initial stage of St. Petersburg neoclassicism (the turn of the 1890s–1900s)”. In Arkhitekturnoe nasledstvo 68, comp. by Igor Bondarenko, 252–65. St. Petersburg: Kolo Publ., 2018. (In Russian)

17. Pechenkin, Ilia, and Olga Shurygina. Ivan Zholtovsky: An attempt at a biography of a Soviet architect. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2023. (In Russian)

18. “Chronicle”. Zodchii, no. 1 (1903): 6–7. (In Russian)

19. Architectural Museum, iss. 3 (1903). Accessed January 04, 2024. https://vivaldi.nlr.ru/pm000000541/view/?#page=23. (In Russian)

20. Oshchepkov, Grigorii. I. V. Zholtovsky: Designs and buildings. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo literatury po stroitel’stvu i arkhitekture Publ., 1955. (In Russian)

21. Architectural Moscow, iss. 1 (1911). Accessed January 04, 2024. https://lib.cntb-sa.ru/node/471?fragment=page-1. (In Russian)

22. Revzin, Grigorii. Neoclassicism in Russian architecture of the Early 20th century. Moscow: [s. n.], 1992. (In Russian)

23. Firsova, Anastasiia. “Creative heritage of I. V. Zholtovsky in Russian architecture of the twentieth century”. PhD diss. 2 vols. Moskovskii gosudarstvennyi universitet im. M. V. Lomonosova Publ., 2004, vol. 1. (In Russian)

24. Adam, Robert. Ruins of the palace of the Emperor Diocletian at Spalatro in Dalmatia. London: printed for the author, 1764.

25. Wood, Robert. The Ruins of Balbec, otherwise Heliopolis in Coelosyria. London: [s. n.], 1757.

26. Wood, Robert. The Ruins of Palmyra, otherwise Tedmor in the Desart. London: [s. n.], 1753.

27. Soane, John. Sketches in architecture: containing plans and elevations of cottages, villas and other useful buildings, with characteristic scenery by John Soane, architect to the Bank of England and Member of the Royal Academies of Parma and Florence. London: printed by J. Taylor, High Holborn, 1793.

28. Yearbook of the Society of Architectural Artists, iss. 3 (1908). Accessed January 04, 2024. https://books.totalarch.com/n/1887. (In Russian)

29. Nikol’skii, Andrei. “Italian Renaissance and monumental painting of Russian neoclassicism of the early twentieth century (on the example of murals at the Racing Society house and the Tarasov mansion in Moscow)”. Academia. Arkhitektura i stroitel’stvo, no. 4 (2015): 43–52. (In Russian)

30. Kurbatov, Vladimir. St. Petersburg: Artistic-historical essay and review of the capital’s artistic treasury. St. Petersburg: Obshchina sv. Evgenii Publ., 1913. (In Russian)

31. Lanceray, Nikolai. “Architect Charles Cameron”. In Charles Cameron, eds Erich Hollerbach and Nikolai Lanceray. Moscow; Petrograd: Gosudarstvennoe izdatel’stvo Publ., 1924: 7–20. (In Russian)

32. Shvidkovskii, Dmitrii. Charles Cameron at the Court of Ekaterina the Second. Moscow: Ulei Publ, 2010. (In Russian)

33. Adam, Robert, and James Adam. The works in architecture of Robert and James Adam, Esquires. 2 vols. London: printed for the authors, and sold by T. Becket, 1773, vol. 1.

34. Adam, Robert, and James Adam. The works in architecture of Robert and James Adam, Esquires. 2 vols. London: printed for the authors, and sold by T. Becket, 1773, vol. 2.

35. Komech, Aleksei, ed. Architectural monuments of Moscow. Neighborhoods of old Moscow. Moscow: Iskusstvo — XXI vek Publ., 2007. (In Russian)

36. Yearbook of the Society of Architectural Artists, iss. 7 (1912). (In Russian)

37. Ivanov, Dmitrii. “Russian architect and artist Andrey Beloborodov”. Nashe nasledie, no. 71 (2003): 144–51. (In Russian)

38. Yusupov, Felix. Memoirs. Rus. ed. Transl. by Elena Kassirova. Moscow: Zakharov Publ., 2004. (In Russian)

39. Iudin, Evgenii. Princes Yusupov: Aristocratic family in late imperial Russia: 1890–1916. Moscow: Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet Publ., 2012. (In Russian)

40. Yearbook of the Society of Architectural Artists, iss. 11 (1916–1917). (In Russian)

41. Pechenkin, Ilia. “Case of the Tarasov Mansion: Notes in the Margins of the Creative Biography of I. V. Zholtovsky”. In Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles 10, eds Anna Zakharova, Svetlana Mal’tseva, and Ekaterina Staniukovich-Denisova, 460–71. St. Petersburg: NPPrint Publ., 2020. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-40 (In Russian)

42. Pechenkin, Ilia. “I. V. Zholtovsky’s early works as a special case of constructing the classics during the modernist era”. Vestnik RGGU. Seriia: Filosofiia. Sotsiologiia. Iskusstvovedenie, no. 4 (2020): 128–50. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2020-4-128-150 (In Russian)

43. Barshch, Mikhail. “Memoirs”. In MARKhI. XX vek. Sbornik vospominanii, comp. by Andrei Nekrasov, and Aleksei Shcheglov, 96–119. 5 vols. Moscow: Salon-Press Publ., 2006, vol. 1. (In Russian)

44. Severtseva, Olga, ed. Aleksander Georgievich Gabrichevsky. Biography and culture: Documents, correspondence, memoirs. Moscow: ROSSPEN Publ., 2011. (In Russian)

45. Pechenkin, Ilia, and Olga Shurygina. “Palladio in Russian. New data on the translation of ‘Four Books on Architecture’ at the beginning of the twentieth century”. Iskusstvoznanie, no. 3–4 (2018): 238–63. (In Russian)

Sources

I. GARF. F. 5283. Op. 15. D. 383. L. 41 [State Archives of the Russian Federation. Stock 5283. Inventory 15. Dossier 383. Sheet 41]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Печёнкин, И. Е. (2024). Неоклассика с британским акцентом: «эдвардианские» и «георгианские» отражения в русской архитектуре 1900—1910-х годов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 14(2), 382–404. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.208

Выпуск

Раздел

Архитектура