Жанровая трансформация в музыкальном фольклоре (на примере «Молитвы Шамиля»)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.102

Аннотация

На примере кавказского танца «Молитва Шамиля» рассматриваются сложные процессы жанровой трансформации фольклорных вербальных и музыкальных текстов, происходящие в регионе Северного Кавказа. Танец, сымпровизированный кумыкским гармонистом в начале ХХ в. на основе рассказа очевидцев о пленении имама Шамиля, широко распространился в казачьей среде и затем по всему СССР. В течение последующих ста лет танец бытовал с шутливыми и сатирическими куплетами и без них, как сюжетно-театральная композиция в аутентике и на сцене художественной самодеятельности, как музыка для сабельного фланкирования и т. п. В работе исследуются механизмы трансформационных процессов. Музыкальный текст меняет жанровую маркировку: танец превращается в песню, песня — в молитву, молитва становится гимном. В содержательном плане первоначально исторический герой перевоплощается в антигероя, подвергается осмеянию. Меняется и его этническая маркировка: аварец Шамиль «замещается» безымянными чеченцем и черкесом, а позже — казаком. Смена героя коррелирует с жанровой характеристикой музыки. Танец постепенно превращается в шуточную песню, затем в искрометную лезгинку и, наконец, в казачий гимн. Музыкальный инвариант песни отделяется от первоисточника и контаминирует с другими известными мелодическими темами. Объективные причины жанровой трансформации кроются в динамичных социокультурных процессах на Юге России, обусловленных локальными войнами, живым функционированием традиции с использованием наработанных веками адаптивных приемов фольклора. Социокультурные вызовы современного общества Юга России также связаны с потребностью в консолидации и культурном возрождении казачества.

Ключевые слова:

молитва Шамиля, танец, лезгинка, жанровая трансформация, герой, антигерой, вариант, инвариант

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Алла Николаевна Соколова, Адыгейский государственный университет

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Институт искусств

Библиографические ссылки

Литература

1. Земцовский, Изалий. “К теории жанра в фольклоре”. Советская музыка, no. 4 (1983): 61–5.

2. Татаринова, Татьяна. “Эволюция и инволюция жанров музыкального фольклора на примере эпоса и обрядовых песен”. Дом Бурганова. Пространство культуры, no. 3 (2015): 202–7.

3. Маркова, Т., И. Голованов, Е. Голованова, Т. Прохорова, Н. Ковтун, В. Катаев, Л. Кислова и др. Жанровые трансформации в литературе и фольклоре. Ред. Татьяна Маркова. Челябинск: Изд-во “Энциклопедия”, 2012.

4. Савельева, Татьяна. “Жанровые трансформации в современной устной мифологической прозе”. Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение 94, no. 5/360 (2015): 267–72.

5. Ошаев, Халид. “Кто автор ‘Молитвы Шамиля’”. Революция и горец, no. 10–11 (1931): 112–3.

6. Соколова, Алла. “Танец Шамиля”. Литературная Адыгея, no. 3 (1998): 129–34.

7. Соколова, Алла. “Жъыу — вокальный подголосок адыгского традиционного инструментального многоголосия”. Pax sonoris: история и современность, вып. 2/4 (2009): 27–34.

8. Sokolova, Alla. “Zhu — vocal part of Adyghe traditional instrumental polyphony”. In Problems of Traditional Polyphony. Materials of the Fourth International Symposium on Traditional Polyphony, held at the International Research Centre of Traditional Polyphony at Tbilisi State Conservatory on September 15–19, 2008, edited by Rusudan Tzurtzumia and Joseph Jordania, 267–91. Tbilisi: Nova Science, 2010.

9. Блаева, Тамара. “Ежъыу — особая форма группового пения адыгов”. В кн. Мир культуры, отв. ред. Галим Мамбетов, 102–9. Нальчик: Эльбрус, 1990.

10. Вишневская, Лилия. “К проблеме ежъу в традиционных песнях черкесов и карачаевцев”. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, no. 10 (2008): 170–3.

11. Анзароков, Чесик, и Анзарокова, Марзиет. “Культура жъыу на рубеже ХIХ–ХХ вв.”. В сб. Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе. Материалы международной конференции, ред. Валерий Мозгот, 125–32. Майкоп: Аякс, 2008, вып. 2.

12. Соколова, Алла. “Казачьи танцы как культурный феномен”. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, no. 4 (2011): 243–9.


Источники

I. Соколова, Алла. Экспедиционные материалы. Аул Кошехабль, Кошехабльский район, Республика Адыгея. Информанты Сальбий Агержаноков и Мухамет Табухов, 2006.

II. Соколова, Алла. Письмо Юрия Чиркова. Личный архив, май 20, 2018.

III. Соколова, Алла. Письмо Юрия Чиркова.Личный архив , май 17, 2018.

IV. Соколова, Алла. Экспедиционные материалы. Станица Пашковская, Краснодарский край. Информант Василий Сидельников, 1998.

V. Соколова, Алла. Письмо Юрия Чиркова. Личный архив, октябрь 29, 2017.

VI. “‘Ой-ся’ в исполнении Патриаршего хора Данилова монастыря”. YouTubeVideo, 3:40. Опубликовано Белорецкий, октябрь 2016. https://www.youtube.com/watch?v=vzNBEbbfm7c.

VII. “‘Ой-ся, ты ой-ся’ Кубанский казачий хор”. YouTubeVideo, 2:39. Опубликовано Русский мир, февраль 2016. https://www.youtube.com/watch?v=_kj241uxIkQ.

VIII. “Ой ся”. YouTubeVideo, 3:04. Опубликовано Денис Куликов, август 2015. https://www.youtube.com/watch?v=18ChiBjNaoU.

IX. “Руссский стяг — Ойся (Пермь 2012)”. YouTubeVideo, 3:56. Опубликовано Русский стяг, сентябрь 2016. https://www.youtube.com/watch?v=WhITlalQoAc

X. “Ойся, ты ойся Казачья песня в исполнении Ярослава Сумишевского, Сергея Рябого и ансамбля ‘Берегиня’”. YouTubeVideo, 5:23. Опубликовано Махор сентябрь 2017. https://www.youtube.com/watch?v=ocQLfrAkBdQ.

XI. “Как играть на гармони казачью песню ‘Ойся, ты ойся’”. YouTubeVideo, 7:27. Опубликовано Maxim Karakulov, сентябрь 2015. https://www.youtube.com/watch?v=IDFAUDoFXOw.

XII. “Разбор Ойся ты Ойся”. YouTubeVideo, 3:31. Опубликовано ПРО ГАРМОНЬ С ГАРМОНЬЮ О ГАРМОНИ, июнь 2017. https://www.youtube.com/watch?v=bPyh0r44a3I.

XIII. “РАЗБОРЫ! Ойся, ты ойся!” YouTubeVideo, 7:47. Опубликовано Иван Киселёв, октябрь 2017. https://www.youtube.com/watch?v=–1Oc437yHx4.

XIV. “16 Гармонь Ойся ты ойся На горе стоял казак”. YouTubeVideo, 0:50. Опубликовано jacuchenko, январь 2018. https://www.youtube.com/watch?v=4yGOjTI5VfQ.

XV. “Ойся, ты ойся — Московский казачий хор”. YouTubeVideo, 3:46. Опубликовано DjukiNew1957, февраль 2018. https://www.youtube.com/watch?v=5WXRQvTcqek.


References

1. Zemtsovskii, Izalii. “K teorii zhanra v fol’klore”. Sovetskaia muzyka, no. 4 (1983): 61–5. (In Russian)

2. Tatarinova, Tat’iana. “Evoliutsiia i involiutsiia zhanrov muzykal’nogo fol’klora na primere eposa i obriadovykh pesen” [“Evolution and involution of the musical folklore genres by the examples of epos and ceremonial songs”]. Dom Burganova. Prostranstvo kul’tury [Burganov House. The Space of Culture], no. 3 (2015): 202–7. (In Russian)

3. Markova, T., I. Golovanov, E. Golovanova, T. Prokhorova, N. Kovtun, V. Kataev, L. Kislova et al. Zhanrovye transformatsii v literature i fol’klore. Edited by Tat’iana Markova. Cheliabinsk: Izd-vo “Entsiklopediia”, 2012. (In Russian)

4. Savel’eva, Tat’iana. “Zhanrovye transformatsii v sovremennoi ustnoi mifologicheskoi proze” [“Genre Transformation in Modern Oral Mythological Prose”]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filologiia. Iskusstvovedenie 94, no. 5/360 (2015): 267–72. (In Russian)

5. Oshaev, Khalid. “Kto avtor ‘Molitvy Shamilia’”. Revoliutsiia i gorets, no. 10–11 (1931): 112–3. (In Russian)

6. Sokolova, Alla. “Tanets Shamilia”. Literaturnaia Adygeia, no. 3 (1998): 129–34. (In Russian)

7. Sokolova, Alla. “Zh”yu — vokal’nyi podgolosok adygskogo traditsionnogo instrumental’nogo mnogogolosiia”. Pax sonoris: istoriia i sovremennost’, iss. 2/4 (2009): 27–34. (In Russian)

8. Sokolova, Alla. “Zhu — vocal part of Adyghe traditional instrumental polyphony”. In Problems of Traditional Polyphony. Materials of the Fourth International Symposium on Traditional Polyphony, held at the International Research Centre of Traditional Polyphony at Tbilisi State Conservatory on September 15–19, 2008, edited by Rusudan Tzurtzumia and Joseph Jordania, 267–91. Tbilisi: Nova Science, 2010.

9. Blaeva, Tamara. “Ezh”yu — osobaia forma gruppovogo peniia adygov”. In Mir kul’tury, edited by Galim Mambetov, 102–9. Nal’chik: El’brus, 1990. (In Russian)

10. Vishnevskaia, Liliia. “K probleme ezh”u v traditsionnykh pesniakh cherkesov i karachaevtsev” [“Vishnevskaya L. A. On phenomenon ezhyu in traditional songs of Circassians and Karachaevs”]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2: Filologiia i iskusstvovedenie, no. 10 (2008): 170–3. (In Russian)

11. Anzarokov, Chesik, and Marziet Anzarokova. “Kul’tura zh”yu na rubezhe XIX–XX vv.”. In Integrativnaia psikhologiia i pedagogika iskusstva v polietnicheskom regione. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii, edited by Valerii Mozgot, 125–32. Maikop: Aiaks, 2008, iss. 2. (In Russian)

12. Sokolova, Alla. “Kazach’i tantsy kak kul’turnyi fenomen” [“The Cossack Dances as a Cultural Phenomenon”]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 2: Filologiia i iskusstvovedenie, no. 4 (2011): 243–9. (In Russian)


Sources

I. Sokolova, Alla. Ekspeditsionnye materialy. Aul Koshekhabl’, Koshekhabl’skii raion, Respublika Adygeia [Expedition materials. Aul Koshekhabl, Koshekhablsky District, Republic of Adygea]. Informers Salbiy Agerzhanokov and Mukhamet Tabukhov, 2006.

II. Sokolova, Alla. Pis’mo Iuriia Chirkova. Lichnyi arkhiv [Letter from Iurii Chirkov. Personal archive], May 20, 2018.

III. Sokolova, Alla. Pis’mo Iuriia Chirkova. Lichnyi arkhiv [Letter from Iurii Chirkov. Personal archive], May 17, 2018.

IV. Sokolova, Alla. Ekspeditsionnye materialy. Stanitsa Pashkovskaia, Krasnodarskii krai [Expedition materials. Stanitsa Pashkovskaya, Krasnodar Territory]. Informer Vasilii Sidelnikov, 1998.

V. Sokolova, Alla. Pis’mo Iuriia Chirkova. Lichnyi arkhiv [Letter from Iurii Chirkov. Personal archive], Oсtober 29, 2017.

VI. “‘Oi-sia’ v ispolnenii Patriarshego khora Danilova monastyria”. YouTubeVideo, 3:40. Posted by Beloretskii, October 2016. https://www.youtube.com/watch?v=vzNBEbbfm7c.

VII. “‘Oi-sia, ty, oi-sia’ Kubanskii kazachii khor”. YouTubeVideo, 2:39. Posted by Russkii mir, February 2016. https://www.youtube.com/watch?v=_kj241uxIkQ.

VIII. “Oi sia”. YouTubeVideo, 3:04. Posted by Denis Kulikov, August 2015. https://www.youtube.com/watch?v=18ChiBjNaoU.

IX. “Russskii stiag — Oisia (Perm’ 2012)”. YouTubeVideo, 3:56. Posted by Russkii stiag, September 16. https://www.youtube.com/watch?v=WhITlalQoAc.

X. “Oisia, ty oisia Kazach’ia pesnia v ispolnenii Iaroslava Sumishevskogo, Sergeia Riabogo i ansamblia ‘Bereginia’”. YouTubeVideo, 5:23. Poster by Makhor, September 2017. https://www.youtube.com/watch?v=ocQLfrAkBdQ.

XI. “Kak igrat’ na garmoni kazach’iu pesniu ‘Oisia, ty oisia’”. YouTubeVideo, 7:27. Posted by Maxim Karakulov, September 2015. https://www.youtube.com/watch?v=IDFAUDoFXOw.

XII. “Razbor Oisia ty Oisia”. YouTubeVideo, 3:31. Posted by PRO GARMON' S GARMON’IU O GARMONI, June 2017. https://www.youtube.com/watch?v=bPyh0r44a3I.

XIII. “RAZBORY! Oisia ty oisia!” YouTubeVideo, 7:47. Posted by Ivan Kiselev, October 2017. https://www.youtube.com/watch?v=–1Oc437yHx4.

XIV. “16 Garmon’ Oisia ty oisia Na gore stoial kazak”. YouTubeVideo, 0:50. Posted by jacuchenko, January 2018. https://www.youtube.com/watch?v=4yGOjTI5VfQ.

XV. “Oisia, ty oisia — Moskovskii Kazachii Khor”. YouTubeVideo, 3:46. Posted by DjukiNew1957, February 2018. https://www.youtube.com/watch?v=5WXRQvTcqek.

Загрузки

Опубликован

27.03.2019

Как цитировать

Соколова, А. Н. (2019). Жанровая трансформация в музыкальном фольклоре (на примере «Молитвы Шамиля»). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(1), 30–45. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.102

Выпуск

Раздел

Музыка