Этапы развития графического дизайна в арабском мире

Авторы

  • Карам Низарович Сабур Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна https://orcid.org/0000-0003-4999-132X
  • Марина Эдуардовна Вильчинская-Бутенко Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна https://orcid.org/0000-0002-8874-4527

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.309

Аннотация

Выделяются критерии периодизации и этапы развития графического дизайна в странах арабского мира. Отмечается, что первоначальный этап развития графического дизайна совпадает с историей дизайна в целом и специфической характеристикой периода протодизайна (VII–XIX вв.) можно считать выделение графического искусства в самостоятельную сферу профессиональной деятельности человека. На этом этапе происходит развитие специфических элементов исламского декоративного канона — каллиграфии, геометрических узоров, растительных арабесок — и выделение профессиональных художников и каллиграфов. Непосредственное влияние на этот процесс оказало предписание Корана, запрещающее реалистичное изображение людей, растительного и животного мира. Второй этап развития графического дизайна в странах арабского мира определяется периодом колониальной зависимости и приоритетом европейской культурной традиции (XIX — первая половина ХХ в.). Он связан со становлением видов прикладной графики, выделившихся в самостоятельный тип творчества: книжный, рекламный дизайн (живописная вывеска, политическая реклама, плакаты, афиши), дизайн банкнот, бланки типографского изготовления, графику для почтового ведомства и т. п. Этот этап графического дизайна связан с культурным заимствованием и отсутствием национальных традиций и профессиональных кадров в сфере графического дизайна. Третий этап — возврат к визуальному языку геометрических узоров, арабесков и арабской каллиграфии как общеарабскому визуальному наследию. Он знаменовал собой открытие типографий и школ печатного дела, изменение эстетики полиграфии в результате компьютеризации производства, появление профессии графического дизайнера и направлений одноименной подготовки в арабских университетах.

Ключевые слова:

графический дизайн, история дизайна, арабские страны, арабская каллиграфия, арабеска, графический орнамент

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Карам Низарович Сабур, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

аспирант кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникаций

Марина Эдуардовна Вильчинская-Бутенко, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и теории дизайна и медиакоммуникаций

Библиографические ссылки

Литература

1. Аззи, Руа Ахмад. “Традиционная культура и актуальные тенденции в формировании графического языка современного плаката региона Ближнего Востока”. Дис. канд. иск., Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, 2018.

2. Байт, Сайд Мохамед Хассан Али. “Книжный дизайн Омана: художественные источники, эволюция, современное состояние”. Дис. канд. иск., Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2010.

3. Hisham, Ibrahim Izedin Mohamed Ali. “Arabic Typography Development and Technological Compatibility”. American Journal of Linguistics, no. 6/2 (2018): 19–26.

4. Alsuwaie, Abdel Aziz Saeid. Arabic Letter, Masterpiece of History and the Technology Complex. Libya: Jamahiria for Publicity and Distribution, 1989.

5. Ахмед, Язжи. История графического дизайна: учебное пособие для студентов. Ред. Хасна Акдах. Дамаск: Издательство Дамасского Университета, 2011–2012. (На араб. яз.)

6. Александер, Кристофер, Сара Исикава, и Мюррей Силверстайн. Язык шаблонов: города, здания, строительство. Пер. Ирина Сырова. М.: Студия Артемия Лебедева, 2014.

7. Джонс, Джон Кристофер. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. Пер. Т. Бурмистрова и И. Фриденберг, ред. В. Венда и В. Мунипов. М.: Мир, 1976.

8. Брызгов, Николай, и Евгений Жердев. Промышленный дизайн: история, современность, футурология. М.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, 2015.

9. Золотухин, Юрий. “Эволюция модели. Древнее моделирование. Истоки моделирования в дизайне”. Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв. Мистецтвознавство. Архитектура, no. 9 (2012): 80–92. Дата обращения декабрь 17, 2018. http://nbuv.gov.ua/UJRN/had_2012_9_16.

10. Рунге, Владимир. “Особенности возникновения предпосылок протодизайна в России. Рекламная графика (плакат)”. В кн. Рунге, Владимир. История дизайна, науки и техники, 2 книги, 140–64. М.: Архитектура-С, 2006, кн. 1.

11. Станкевич, Михайло. “Протодизайн, концепції і морфологія дизайну”. В сб. Нариси з історії українського дизайну ХХ століття, заг. ред. Микола Яковлєв, 122–31. Київ: Фенікс, 2012.

12. Рамзи, Альараби. Графический дизайн. Оман: Арабское общество, 2009. (На араб. яз.)

13. Нурхан, Сундук. “Интерактивный дизайн веб-страниц и его роль в интернет-маркетинге”. Дис. магистра иск., Дамасский университет, 2014]. (На араб. яз.)

14. Люблинский, Владимир. Книга в истории человеческого общества: сборник избранных книговедческих работ. Сост. Наталья Варбанец. М.: Книга, 1972.

15. Глинтерник, Элеонора. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы. СПб.: Петербургский институт печати, 2002.

16. Глинтерник, Элеонора. Реклама в России ХVIII — первой половины ХХ века. Опыт иллюстрированных очерков. СПб.: Аврора, 2007.

17. Weill, Alain. “Three Centuries of French Poster”. Interpress Grafik, no. 4 (1977): 16–8.

18. Макдиси, Джордж. “Суннитское возрождение”. Пер. Виталий Наумкин. В сб. Мусульманский мир. 950–1150, отв. ред. Виталий Наумкин и Михаил Пиотровский, 179–84. М.: Наука, 1981.

19. Бибикова, Ольга. “Калам острее сабли”. Восточная коллекция, no. 1/20 (2005): 66–83.

20. Салех, Ахмед Альшами. Исламское искусство. Приверженность и инновации. Дамаск: Алькалам, 1990. (На араб. яз.)

21. Бутенко, Марина. “Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России”. Дис. канд. пед. наук., Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 1997.

22. Afifi, Fawzi Salim. The Beginning and Development of Arabic Writing and its Cultural and Social Role. Kuwait: Publishing Agency, 1980.

23. Qadoora, Wahid, et al. Studies in the Arabic European Dialog. First Arabic books printed in Europe. Tunisia: Centre for Othman and Moresque studies, Zagwan and King Fahad Library, 1993.

24. Hassan, Tajalsir. “Arabic Letters in Printing, Samples and Development”. Huruf Arabia Magazine, Seminar on Culture and Sciences, no. 9 (2002): 78–81.

25. Ахмадуллин, Марс. “Дизайн арабоалфавитной печатной продукции Поволжья и Урала: конец XIX — начало XX в.” Автореф. дис. канд. иск., Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2011.

26. Hassan, Tajalsir. “Arabic Letters in Printing”. Huruf Arabia Magazine, Seminar on Culture and Sciences, no. 10 (2004): 46–52.

27. Hassan, Tajalsir. “Arabic Letters in Communication Technology”. Huruf Arabia magazine, Seminar on Culture and Sciences, no. 3 (2001): 8–9.

28. Насер, Аси. Я книга, и это моя история. Абу-даби: Муалем, 2010. (На араб. яз.)

29. Мухсен, Хусейн. От бумаг иракских журналистов. Дубай: Дубайская культурная книга, 2012, вып. 65. (На араб. яз.)

30. Schami, Rafik. What I Create will Outlast Time: The Story of the Beauty of Arabic Script. London: Arabia, 2010.

31. Anderson, Benedict. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. Rev. ed. London: Verso, 1998.

32. AbiFarès, Huda Smitshuijzen. Arabic Typography: A Comprehensive Sourcebook. London: Saqi Books, 2001.

33. Луцкий, Владимир. “Арабские страны под турецким господством”. В изд. Всемирная история. Энциклопедия, ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье и М. Полтавский, т. 5. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. Дата обращения январь 14, 2019. http://yakov.works/library/03_v/se/vsem_000.htm.


References

1. Azzi, Rua Akhmad. “Traditional Culture and Current Trends in the Formation of the Graphic Language of the Modern Poster of the Middle East Region”. PhD diss., Moskovskaia gosudarstvennaia khudozhestvenno-promyshlennaia akademiia im. S. G. Stroganova, 2018. (In Russian)

2. Bait, Said Mokhamed Khassan Ali. “The Book Design of Oman: Artistic Sources, Evolution, Current Condition”. PhD diss., Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet tekhnologii i dizaina, 2010. (In Russian)

3. Hisham, Ibrahim Izedin Mohamed Ali. “Arabic Typography Development and Technological Compatibility”. American Journal of Linguistics, no. 6/2 (2018): 19–26. DOI: 10.5923/j.linguistics.20180602.01.

4. Alsuwaie, Abdel Aziz Saeid. Arabic Letter, Masterpiece of History and the Technology Complex. Libya: Jamahiria for Publicity and Distribution, 1989.

5. Ahmd, Yazjy. The History of Graphic Design. Damshq: Manshurat jamieat damashq, 2011–2012. (In Arabic)

6. Alexander, Christopher, Sara Ishikawa, and Murray Silverstein. A Pattern Language: Towns, Buildings, Construction. Rus. ed. Transl. by. Irina Syrova. Moscow: Studiia Artemiia Lebedeva Publ., 2014.

7. Jones, John Christopher. Design Methods: Seeds of Human Futures. Rus. ed. Transl. by T. Burmistrova and I. Fridenberg, ed. by V. Venda and V. Munipov. Moscow: Mir Publ., 1976.

8. Bryzgov, Nikolai, and Evgenii Zherdev. The Industrial Design: Past, Present and Futures: The Textbook. Moscow: Moskovskaia gosudarstvennaia khudozhestvenno-promyshlennaia akademiia im. S. G. Stroganova Publ. 2015. (In Russian)

9. Zolotukhin, Yurii. “Evolution Model. Ancient Modeling. Origins Modeling in the Design”. Vіsnik Kharkіvs’koї derzhavnoї akademії dizainu і mistetstv. Mistetstvoznavstvo. Arkhitektura, no. 9 (2012): 80–92. Accessed December 17, 2018. http://nbuv.gov.ua/UJRN/had_2012_9_16.

10. Runge, Vladimir. “The Features of Emergence of Preconditions for Protodesign in Russia. Advertising Graphics (Poster)”. In Runge, Vladimir. Istoriia dizaina, nauki i tekhniki, 140–64. 2 bks. Moscow: Arkhitektura-S Publ., 2006, bk. 1. (In Russian)

11. Stankevich, Mikhailo. “Protodesign, Design Concepts and Morphology ”. In Natsіonal’na akademіia mistetstv Ukraїni, Іnstitut problem suchasnogo mistetstva. Narisi z іstorіi ukrains’kogo dizainu XX stolіttia, ed. by Mikola Iakovlev, 122–31. Kiev: Fenіks Publ., 2012. (In Ukrainian)

12. Ramzi, Alearbi. Graphic Design. Eamana: Almujtamae alearabi, 2009. (In Arabic)

13. Nuruhan, Sunduq. “Interactive Design of Web-Pages and its Role in Internet Marketing”. Dirasat ‘ueidat linayl darajat almajstayr fi alfunun aljamilt, Jamieat dmshq, 2014. (In Arabic)

14. Liublinskii, Vladimir. Book in the History of Human Society: A Collection of Selected Bibliology Works. Comp. by Natal’ia Varbanets. Moscow: Kniga Publ., 1972. (In Russian)

15. Glinternik, Eleonora. Graphic Design as an Artistic and Communicative System and Means of Advertising. St. Petersburg: Peterburgskii institut pechati Publ., 2002. (In Russian)

16. Glinternik, Eleonora. Advertising in Russia XVIII — First Half of XX Century. Experience of Illustrated Studies. St. Petersburg: Avrora Publ., 2007. (In Russian)

17. Weill, Alain. “Three Centuries of French Poster”. Interpress Grafik, no. 4 (1977): 16–8.

18. Makdisi, George. “The Sunni Revival”. Rus. ed. In Musul’manskii mir, 950–1150, ed. by Vitalii Naumkin and Mikhail Piotrovskii, 179–84. Moscow: Nauka Publ., 1981.

19. Bibikova, Ol’ga. “Kalam Is Sharper Than A Sword”. Vostochnaia kollektsiia, no. 1/20 (2005): 66–83. (In Russian)

20. Salh, Ahmad Alshshamy. Islamic Art. Commitment and Innovation. Dmshq: Dar alkalam, 1990. (In Arabic)

21. Butenko, Marina. “Formation and Development of the Cultural and Leisure Traditions of Muslims of Russia”. PhD diss., Sankt-Peterburgskaia gosudarstvennaia akademiia kul’tury, 1997. (In Russian)

22. Afifi, Fawzi Salim. The Beginning and Development of Arabic Writing and its Cultural and Social Role. Kuwait: Publishing Agency, 1980.

23. Qadoora, Wahid, et al. Studies in the Arabic European Dialog. First Arabic books printed in Europe. Tunisia: Centre for Othman and Moresque studies, Zagwan and King Fahad Library, 1993.

24. Hassan, Tajalsir. “Arabic Letters in Printing, Samples and Development”. Huruf Arabia Magazine, Seminar on Culture and Sciences, no. 9 (2002): 78–81.

25. Akhmadullin, Mars. “Design of the Arabic Alphabetical Printed Materials of the Volga Region and the Urals: The End of XIX — Beginning of XX Century.” Theses of PhD diss., Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet tekhnologii i dizaina, 2011. (In Russian)

26. Hassan, Tajalsir. “Arabic Letters in Printing”. Huruf Arabia Magazine, Seminar on Culture and Sciences, no. 10 (2004): 46–52.

27. Hassan, Tajalsir. “Arabic Letters in Communication Technology”. Huruf Arabia magazine, Seminar on Culture and Sciences, no. 3 (2001): 8–9.

28. Nasira, Easi. I am a Book and it is my Story. ‘Abu zabi: Dar almualaf liltabaeat walnashr waltwzye, 2010. (In Arabic)

29. Mhsn, Husayn. From the Iraqi Journalists Papers. Dubay: Majalat dubay althaqafyt, 2012, al’iisdar 65. (In Arabic)

30. Schami, Rafik. What I Create will Outlast Time: The Story of the Beauty of Arabic Script. London: Arabia, 2010.

31. Anderson, Benedict. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. Rev. ed. London: Verso, 1998.

32. AbiFarès, Huda Smitshuijzen. Arabic Typography: A Comprehensive Sourcebook. London: Saqi Books, 2001.

33. Lutskii, Vladimir. “The Arab Countries Under the Turkish Rule”. In Vsemirnaia istoriia. Entsiklopediia, ed. by A. Beliavskii, L. Lazarevich, A. Mongait, I. Lur’e and M. Poltavskii, vol. 5. Moscow: Izdatel’stvo sotsial’no-ekonomicheskoi literatury Publ., 1958. Accessed January 14, 2019. http://yakov.works/library/03_v/se/vsem_000.htm. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.09.2019

Как цитировать

Сабур, К. Н., & Вильчинская-Бутенко, М. Э. (2019). Этапы развития графического дизайна в арабском мире. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 9(3), 590–603. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.309

Выпуск

Раздел

Дизайн