От «Сарской дороги» до «проспекта Победы». Этапы формирования архитектурного ансамбля Московского проспекта в Санкт-Петербурге
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.406Аннотация
Статья содержит сведения об истории формирования архитектурного ансамбля Московского проспекта в Санкт-Петербурге — одной из главных магистралей южных районов города. Отмечается роль регулярных градостроительных приемов и формальных решений в духе классицизма в процессе организации головной части современной магистрали, берущей начало от Сенной площади и с момента своего возникновения исполняющей функции важной для всей страны протяженной транспортной коммуникации, связывающей Петербург с Москвой и Киевом. Прослеживается процесс постепенного изменения архитектурных характеристик проспекта в XIX в., когда сложилась композиция отрезков магистрали от Фонтанки до площади у Московских триумфальных ворот. Подчеркивается большое историческое и символическое значение ворот, в силу которого было признано совершенно необходимым их восстановление после опрометчиво осуществленного сноса. Основное внимание уделено той части проспекта, которая создавалась в середине ХХ столетия в характере неоклассического направления того времени. Кратко рассматриваются результаты большого конкурса на разработку проектов планировки и застройки магистрали, проведенного в то время, когда проспект носил имя И. В. Сталина. Анализируется сложившаяся со временем пространственная структура магистрали, развитый характер которой позволяет сравнивать Московский проспект с Невским. Изучается роль ордера и его модификаций в композиции магистрали. Показано, что именно использование закономерностей, присущих ордерной системе, сделало возможным создание ансамбля, торжественный характер которого оказался созвучным теме Победы в войне 1941–1945 гг. Оценивается творческий вклад в создание ансамбля ряда советских архитекторов и скульпторов. Упоминаются примеры современной застройки некоторых соседних с проспектом кварталов, оценивается степень их совместимости с задачей сохранения ансамбля как памятника искусства своего времени.
Ключевые слова:
Санкт-Петербург, Московский проспект, архитектурный ансамбль, классический ордер, Великая Победа, Л. А. Ильин, Н. В. Баранов, Е. И. Катонин, С. Б. Сперанский, М. К. Аникушин
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.