Кинематограф М. Таривердиева 1960-х годов: прорыв в «будущее звуковой фильмы»

Авторы

  • Наталья Витальевна Пинтверене Санкт-Петербургская детская музыкальная школа им. А. Петрова

Аннотация

В статье «Будущее звуковой фильмы» (1928) С. Эйзенштейн теоретически наметил пути развития отечественного кино, заявил о методе «контрапунктического построения „звуковой фильмы“», при котором работа со звуком должна быть направлена в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами. М. Таривердиев одним из первых осознал художественное значение этого приема. Он разработал систему структурных принципов музыкальной кинодраматургии. Прием звукозрительного контрапункта стал одним из ключевых, разрабатываемых в общей музыкальной концепции фильма. В данной статье приводятся результаты музыкального анализа избранных кинокартин и доказательства вышеизложенных тезисов.

Ключевые слова:

звукозрительный контрапункт, полифоничность, «третье направление»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Наталья Витальевна Пинтверене, Санкт-Петербургская детская музыкальная школа им. А. Петрова

Преподаватель

Библиографические ссылки

Литература

1. Эйзенштейн С. Будущее звуковой фильмы. Заявка (1928) // Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 315–316.

2. Таривердиев М. Л. Я просто живу. Таривердиева В. Г. Биография музыки. М.: Зебра Е, 2004. 656 с.

3. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Об искусстве. СПб.: Искусство — СПб, 1998. С. 290–370.

4. Васильева Н. Дмитрий Шостакович — кинематографист // Искусство кино. 1971. № 2. С. 128–139.

5. Трахтенберг Л. Заметки о музыке кино // Искусство кино. 1960. № 11. С. 109–111.

6. Трахтенберг Л. Драматургия звука // Искусство кино. 1969. № 9. С. 100–105.

7. Таривердиев М. Из фильма песни не выкинешь // Советский экран. 1962. № 24. С. 3.

8. Васина-Гроссман В. О песнях Микаэла Таривердиева // Мастера советской песни. М.: Сов. Композитор. 1977. Вып. 1. С. 125–149.

9. Цукер А. Микаэл Таривердиев: монография. М.: Сов. Композитор, 1985. 288 с.


References

1. Eizenshtein S. Budushchee zvukovoi fil'my. Zaiavka (1928). Eizenshtein S. Izbrannye proizvedeniia, 6 vols. Moscow, Iskusstvo Publ., 1964, vol. 2, pp. 315–316. (In Russian)

2. Tariverdiev M. L. Ia prosto zhivu. Tariverdieva V. G. Biografiia muzyki. Moscow, Zebra E Publ., 2004. 656 p. (In Russian)

3. Lotman Iu. Semiotika kino i problemy kinoestetiki. Ob iskusstve. St Petersburg, Iskusstvo — SPb Publ., 1998, pp. 290–370. (In Russian)

4. Vasil'eva N. Dmitrii Shostakovich — kinematografist. Iskusstvo kino, 1971, no. 2, pp. 128–139. (In Russian)

5. Trakhtenberg L. Zametki o muzyke kino. Iskusstvo kino, 1960, no. 11, pp. 109–111. (In Russian)

6. Trakhtenberg L. Dramaturgiia zvuka. Iskusstvo kino, 1969, no. 9, pp. 100–105. (In Russian)

7. Tariverdiev M. Iz fil'ma pesni ne vykinesh'. Sovetskii ekran, 1962, no. 24, pp. 3. (In Russian)

8. Vasina-Grossman V. O pesniakh Mikaela Tariverdieva. Mastera sovetskoi pesni, Moscow, Sov. kompozitor Publ., 1977, iss. 1, pp. 125–149. (In Russian)

9. Tsuker A. Mikael Tariverdiev: monografiia. Moscow: Sov. kompozitor Publ., 1985. 288 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

10.11.2011

Как цитировать

Пинтверене, Н. В. (2011). Кинематограф М. Таривердиева 1960-х годов: прорыв в «будущее звуковой фильмы». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 1(4), 88–96. извлечено от https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1000

Выпуск

Раздел

Кино