Образ Холокоста в телевизионной документальной драме-трилогии «Хроника Минского гетто»

Авторы

  • Наталья Григорьевна Стежко Белорусский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.104

Аннотация

В современном киноведении продолжает господствовать мнение, что телевизионная документальная драма (докудрама) — это гибрид, синтез или жанр документального кино. Автор высказывает гипотезу, что докудрама давно вышла за пределы документального кино и занимает собственное место в системе экранных видов искусств наравне с игровыми, документальными и анимационными фильмами. Приводится мнение, что докудрама — уникальное явление, порожденное телевидением, которое соединило в себе все современные инновации кино и позволяет эмоционально, зрелищно и точно переформатировать текстовую информацию в аудиовизуальную, т. е. в экранное искусство. Докудрама, таким образом, формирует образ, способный вызвать у зрителя определенные эмоции, заставляет мыслить и делать собственные выводы. Совокупность артефактов и цитат дает возможность создать в образе объем и художественную ценность. Исследуется генезис телевизионной докудрамы, ее развитие, дается дефиниция на основании ключевых характеристик. Причины популярности докудрамы автор видит в том, что документальный познавательный материал, который интересен и полезен зрителю, представлен в зрелищной и облегченной для восприятия форме. Для подтверждения этого тезиса приводится анализ документальной драмы-трилогии «Хроника Минского гетто», в которой создан образ Холокоста — великой трагедии евреев в годы Второй мировой войны.

Ключевые слова:

кино, телевизионная документальная драма, докудрама, Холокост, образ, экранное искусство, монтаж, жанр

Скачивания

  • Social Media
  • Facebook - Shares, Likes & Comments: 174
 

Биография автора

Наталья Григорьевна Стежко, Белорусский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Библиографические ссылки

Литература

1. Willis, Edgar E. Foundations in Broadcasting: Radio and Television. New York: Oxford University Press, 1951.

2. “Docudrama”. Cambridge Dictionary. Accessed January 23, 2020. http://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/docudrama.

3. Fournier, Georges. “British Docudrama”. Cinema and Marketing, no. 3 (2013). Accessed January 23, 2020. https://journals.openedition.org/inmedia/591.

4. Garvey, Daniel E. The Documentary: Its Evolution and Contemporary Problems. Stanford: Stanford University, 1960.

5. Hoffer, Thomas W., and Richard Alan Nelson. “Evolution of Docudrama on American Television Networks: A Content Analysis, 1966–1978”. Southern Speech Communication Journal 45 (1980): 149–63. Accessed February 21, 2020.

6. Irwin, Mary. “BBC Television Documentary 1960–70: A History”. Thesis of PhD diss. Glasgow Caledonian University, 2008. Accessed January 22, 2019. http://ethos.bl.uk/OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.492389/.

7. Малькова, Лилиана. “ТВ: игры с документальной формой”. Электронный журнал “Медиаскоп”, вып. 3 (2012). Дата обращения апрель 24, 2019. http://mediascope.ru/?q=node/1126.

8. Шергова, Ксения. “Докудрама — новый жанр?”. Вестник электронных и печатных СМИ, no. 13 (2012). Дата обращения июнь 24, 2016. http//:www.ipk.ru/index.php?id=2102.

9. Манскова, Елизавета. "Современная российская теледокументалистика: динамика жанров и средств экранной выразительности". Автореф. дис. канд. филол. наук. Алтайский государственный университет, 2011.

10. Штейн, Сергей. "Онтология кино". Менеджер кино, no. 8 (2009): 58–64. Дата обращения декабрь 12, 2019. http://schtein.ru/content/schtein/SCHTEIN_Ontology_of_cinema.pdf.

11. Тарковский, Андрей. “Запечатленное время”. Медиа-архив “Андрей Тарковский”. Дата обращения декабрь 19, 2019. http://tarkovskiy.su/texty/vrema/vrema6-5.html.

12. Соловьева, Светлана. “Художественный образ и наследие”. Известия Самарского научного центра Российской академии наук 17, no. 1 (2015): 218–21.

13. Базен, Андре. Что такое кино? Сборник статей. Пер. Виктор Божович и Изабелла Эпштейн. М.: Искусство, 1972.

14. Ромм, Михаил. “Вопросы киномонтажа. (Записи лекций)”. Токман. Дата обращения январь 12, 2020. http://www.tokman.ru/tx26.html.

15. Макиенко, Максим. “Художественный образ и символ как основа пространственно-временной реальности кинофильма (на примере художественного фильма ‘Карнавал’)”. Молодой ученый, no. 8 (2009): 190–7.

16. Остапенко, Раиса. “Холокост в советском кино: о чем умалчивалось?”. BBC News: русская служба. Дата обращения февраль 8, 2020. https://www.bbc.com/russian/society/2014/06/140620_jeremy_hicks_holocaust_interview.

17. Pulver, Andrew. “Holocaust Cinema: Why Film-Makers are Revisiting a Never-To-Be-Forgotten Hell”. The Guardian. Accessed March 3, 2020. https://www.theguardian.com/film/filmblog/2015/jun/10/holocaust-films-son-of-saul-auschwitz-nazis.

18. Gershenson, Olga. “Holocaust Cinema”. Oxford Bibliographies. Accessed February 15, 2020. https://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199791286/obo-9780199791286-0262.xml.

19. Zeltserman, Lea. “Ghosts of Soviet Holocaust Cinema Finally Escape From the Censors’ Files”. Tablet. Accessed March 6, 2020. https://www.tabletmag.com/sections/arts-letters/articles/soviet-holocaustcinema.

20. “История еврейской общины в Беларуси”. Минск старый и новый. Дата обращения февраль 26, 2020. https://minsk-old-new.com/life/zhiteli-goroda/istoriya-evrejskoj-obshhiny-belarusi.

21. Kobrynsky, Oleksander, and Gerd Bayer, eds. Holocaust Cinema in the Twenty-First Century: Images, Memory, and the Ethics of Representation. Rev. ed. New York: Wallflower Press, 2015.

22. Stiglegger, Marcus. “Cinema as Historical Archive? Representing the Holocaust on Film”. Ikonen. Accessed February 12, 2020. http://www.ikonenmagazin.de/artikel/Holocaust_cinema_Stiglegger.htm.

23. Познин, Виталий. “Художественное пространство и время в экранном хронотопе”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 9, no. 1 (2019): 93–109.

24. Стежко, Наталья. “Генезис и развитие телевизионной документальной драмы в Беларуси”. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, no. 1 (2018): 90–103.

25. Стежко, Наталья. “Докудрама на белорусском телеэкране”. Веснік БДУ. Серыя 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка, no. 3 (2012): 69–73.

References

1. Willis, Edgar E. Foundations in Broadcasting: Radio and Television. New York: Oxford University Press, 1951.

2. “Docudrama”. Cambridge Dictionary. Accessed January 23, 2020. http://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/docudrama.

3. Fournier, Georges. “British Docudrama”. Cinema and Marketing, no. 3 (2013). https://doi.org/10.4000/inmedia.591.

4. Garvey, Daniel E. The Documentary: Its Evolution and Contemporary Problems. Stanford: Stanford University, 1960.

5. Hoffer, Thomas W., and Richard Alan Nelson. “Evolution of Docudrama on American Television Networks: A Content Analysis, 1966–1978”. Southern Speech Communication Journal 45 (1980): 149–63. https://doi.org/10.1080/10417948009372446.

6. Irwin, Mary. “BBC Television Documentary 1960–70: A History”. Theses of PhD diss. Glasgow Caledonian University, 2008. Accessed January 22, 2019. http://ethos.bl.uk/OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.492389/.

7. Mal’kova, Liliana. “Television: Playing with the Documentary Form”. Elektronnyi zhurnal “Mediaskop”, iss. 3 (2012). Accessed April 24, 2019. http://mediascope.ru/?q=node/1126. (In Russian)

8. Shergova, Kseniia. “Is Docudrama a New Genre?” Vestnik elektronnykh i pechatnykh SMI, no. 13 (2012). Accessed June 24, 2016. http:www.ipk.ru/index.php?id=2102. (In Russian)

9. Manskova, Elizaveta. “Modern Television Documentaries in Russia: The Dynamics of Genres and Means of Screen Expression”. Thesis of PhD diss. Altaiskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2011. (In Russian)

10. Shtein, Sergei. “The Ontology of Film”. Menedzher kino, no. 8 (2009): 58–64. Accessed December 12, 2019. http://schtein.ru/content/schtein/SCHTEIN_Ontology_of_cinema.pdf. (In Russian)

11. Tarkovskii, Andrei. “Time Captured”. Media-arkhiv “Andrei Tarkovskii”. Accessed December 19, 2019. http://tarkovskiy.su/texty/vrema/vrema6-5.html. (In Russian)

12. Solov’eva, Svetlana. “Artistic Image and Legacy”. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk 17, no. 1 (2015): 218–21. (In Russian)

13. Bazin, Andrè. What is Cinema? A Collection of Articles. Rus. ed. Transl. by Viktor Bozhovich and Izabella Epshtein. Moscow: Iskusstvo Publ., 1972. (In Russian)

14. Romm, Mikhail. “Questions on Film Editing. (Lecture Notes)”. Tokman. Accessed January 12, 2020. http://www.tokman.ru/tx26.html. (In Russian)

15. Makienko, Maksim. “Artistic Image and Artistic Symbol as the Foundation of the Cinematic Space-Time Reality (Using the Feature Film ‘Carnival’ as an Example)”. Molodoi uchenyi, no. 8 (2009): 190–7. (In Russian)

16. Ostapenko, Raisa. “The Representation of the Holocaust in Soviet Cinema: What Was Not Talked About?” BBC News: russkaia sluzhba. Accessed February 8, 2020. https://www.bbc.com/russian/society/2014/06/140620_jeremy_hicks_holocaust_interview.

17. Pulver, Andrew. “Holocaust Cinema: Why Film-Makers are Revisiting a Never-To-Be-Forgotten Hell”. The Guardian. Accessed March 3, 2020. https://www.theguardian.com/film/filmblog/2015/jun/10/holocaust-films-son-of-saul-auschwitz-nazis.

18. Gershenson, Olga. “Holocaust Cinema”. Oxford Bibliographies. https://doi.org/10.1093/OBO/9780199791286-0262.

19. Zeltserman, Lea. “Ghosts of Soviet Holocaust Cinema Finally Escape From the Censors’ Files”. Tablet. Accessed March 6, 2020. https://www.tabletmag.com/sections/arts-letters/articles/soviet-holocaustcinema.

20. “The History of the Jewish Community in Belarus”. Minsk staryi i novyi. Accessed February 26, 2020. https://minsk-old-new.com/life/zhiteli-goroda/istoriya-evrejskoj-obshhiny-belarusi. (In Russian)

21. Kobrynsky, Oleksander, and Gerd Bayer, eds. Holocaust Cinema in the Twenty-First Century: Images, Memory, and the Ethics of Representation. Rev. ed. New York: Wallflower Press, 2015.

22. Stiglegger, Marcus. “Cinema as Historical Archive? Representing the Holocaust on Film”. Ikonen. Accessed February 12, 2020. http://www.ikonenmagazin.de/artikel/Holocaust_cinema_Stiglegger.htm.

23. Poznin, Vitaly. “Art Space and Time in the Screen Chronotope”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie 9, no. 1 (2019): 93–109. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.105. (In Russian)

24. Stezhko, Natal’ia. “Genesis and Development of Television Documentary Drama in Belarus”. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10. Zhurnalistika, no. 1 (2018): 90–103. (In Russian)

25. Stezhko, Natal’ia. “Docudrama on the Belarusian TV”. Vesnіk BDU. Seryia 4. Fіlalogіia. Zhurnalіstyka. Pedagogіka, no. 3 (2012): 69–73. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.03.2021

Как цитировать

Стежко, Н. Г. . (2021). Образ Холокоста в телевизионной документальной драме-трилогии «Хроника Минского гетто». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(1), 56–68. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.104

Выпуск

Раздел

Кино