Образ Холокоста в телевизионной документальной драме-трилогии «Хроника Минского гетто»

Авторы

  • Наталья Григорьевна Стежко Белорусский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.104

Аннотация

В современном киноведении продолжает господствовать мнение, что телевизионная документальная драма (докудрама) — это гибрид, синтез или жанр документального кино. Автор высказывает гипотезу, что докудрама давно вышла за пределы документального кино и занимает собственное место в системе экранных видов искусств наравне с игровыми, документальными и анимационными фильмами. Приводится мнение, что докудрама — уникальное явление, порожденное телевидением, которое соединило в себе все современные инновации кино и позволяет эмоционально, зрелищно и точно переформатировать текстовую информацию в аудиовизуальную, т. е. в экранное искусство. Докудрама, таким образом, формирует образ, способный вызвать у зрителя определенные эмоции, заставляет мыслить и делать собственные выводы. Совокупность артефактов и цитат дает возможность создать в образе объем и художественную ценность. Исследуется генезис телевизионной докудрамы, ее развитие, дается дефиниция на основании ключевых характеристик. Причины популярности докудрамы автор видит в том, что документальный познавательный материал, который интересен и полезен зрителю, представлен в зрелищной и облегченной для восприятия форме. Для подтверждения этого тезиса приводится анализ документальной драмы-трилогии «Хроника Минского гетто», в которой создан образ Холокоста — великой трагедии евреев в годы Второй мировой войны.

Ключевые слова:

кино, телевизионная документальная драма, докудрама, Холокост, образ, экранное искусство, монтаж, жанр

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Наталья Григорьевна Стежко, Белорусский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Библиографические ссылки

Литература

1. Willis, Edgar E. Foundations in Broadcasting: Radio and Television. New York: Oxford University Press, 1951.

2. “Docudrama”. Cambridge Dictionary. Accessed January 23, 2020. http://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/docudrama.

3. Fournier, Georges. “British Docudrama”. Cinema and Marketing, no. 3 (2013). Accessed January 23, 2020. https://journals.openedition.org/inmedia/591.

4. Garvey, Daniel E. The Documentary: Its Evolution and Contemporary Problems. Stanford: Stanford University, 1960.

5. Hoffer, Thomas W., and Richard Alan Nelson. “Evolution of Docudrama on American Television Networks: A Content Analysis, 1966–1978”. Southern Speech Communication Journal 45 (1980): 149–63. Accessed February 21, 2020.

6. Irwin, Mary. “BBC Television Documentary 1960–70: A History”. Thesis of PhD diss. Glasgow Caledonian University, 2008. Accessed January 22, 2019. http://ethos.bl.uk/OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.492389/.

7. Малькова, Лилиана. “ТВ: игры с документальной формой”. Электронный журнал “Медиаскоп”, вып. 3 (2012). Дата обращения апрель 24, 2019. http://mediascope.ru/?q=node/1126.

8. Шергова, Ксения. “Докудрама — новый жанр?”. Вестник электронных и печатных СМИ, no. 13 (2012). Дата обращения июнь 24, 2016. http//:www.ipk.ru/index.php?id=2102.

9. Манскова, Елизавета. "Современная российская теледокументалистика: динамика жанров и средств экранной выразительности". Автореф. дис. канд. филол. наук. Алтайский государственный университет, 2011.

10. Штейн, Сергей. "Онтология кино". Менеджер кино, no. 8 (2009): 58–64. Дата обращения декабрь 12, 2019. http://schtein.ru/content/schtein/SCHTEIN_Ontology_of_cinema.pdf.

11. Тарковский, Андрей. “Запечатленное время”. Медиа-архив “Андрей Тарковский”. Дата обращения декабрь 19, 2019. http://tarkovskiy.su/texty/vrema/vrema6-5.html.

12. Соловьева, Светлана. “Художественный образ и наследие”. Известия Самарского научного центра Российской академии наук 17, no. 1 (2015): 218–21.

13. Базен, Андре. Что такое кино? Сборник статей. Пер. Виктор Божович и Изабелла Эпштейн. М.: Искусство, 1972.

14. Ромм, Михаил. “Вопросы киномонтажа. (Записи лекций)”. Токман. Дата обращения январь 12, 2020. http://www.tokman.ru/tx26.html.

15. Макиенко, Максим. “Художественный образ и символ как основа пространственно-временной реальности кинофильма (на примере художественного фильма ‘Карнавал’)”. Молодой ученый, no. 8 (2009): 190–7.

16. Остапенко, Раиса. “Холокост в советском кино: о чем умалчивалось?”. BBC News: русская служба. Дата обращения февраль 8, 2020. https://www.bbc.com/russian/society/2014/06/140620_jeremy_hicks_holocaust_interview.

17. Pulver, Andrew. “Holocaust Cinema: Why Film-Makers are Revisiting a Never-To-Be-Forgotten Hell”. The Guardian. Accessed March 3, 2020. https://www.theguardian.com/film/filmblog/2015/jun/10/holocaust-films-son-of-saul-auschwitz-nazis.

18. Gershenson, Olga. “Holocaust Cinema”. Oxford Bibliographies. Accessed February 15, 2020. https://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199791286/obo-9780199791286-0262.xml.

19. Zeltserman, Lea. “Ghosts of Soviet Holocaust Cinema Finally Escape From the Censors’ Files”. Tablet. Accessed March 6, 2020. https://www.tabletmag.com/sections/arts-letters/articles/soviet-holocaustcinema.

20. “История еврейской общины в Беларуси”. Минск старый и новый. Дата обращения февраль 26, 2020. https://minsk-old-new.com/life/zhiteli-goroda/istoriya-evrejskoj-obshhiny-belarusi.

21. Kobrynsky, Oleksander, and Gerd Bayer, eds. Holocaust Cinema in the Twenty-First Century: Images, Memory, and the Ethics of Representation. Rev. ed. New York: Wallflower Press, 2015.

22. Stiglegger, Marcus. “Cinema as Historical Archive? Representing the Holocaust on Film”. Ikonen. Accessed February 12, 2020. http://www.ikonenmagazin.de/artikel/Holocaust_cinema_Stiglegger.htm.

23. Познин, Виталий. “Художественное пространство и время в экранном хронотопе”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 9, no. 1 (2019): 93–109.

24. Стежко, Наталья. “Генезис и развитие телевизионной документальной драмы в Беларуси”. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, no. 1 (2018): 90–103.

25. Стежко, Наталья. “Докудрама на белорусском телеэкране”. Веснік БДУ. Серыя 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка, no. 3 (2012): 69–73.

References

1. Willis, Edgar E. Foundations in Broadcasting: Radio and Television. New York: Oxford University Press, 1951.

2. “Docudrama”. Cambridge Dictionary. Accessed January 23, 2020. http://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/docudrama.

3. Fournier, Georges. “British Docudrama”. Cinema and Marketing, no. 3 (2013). https://doi.org/10.4000/inmedia.591.

4. Garvey, Daniel E. The Documentary: Its Evolution and Contemporary Problems. Stanford: Stanford University, 1960.

5. Hoffer, Thomas W., and Richard Alan Nelson. “Evolution of Docudrama on American Television Networks: A Content Analysis, 1966–1978”. Southern Speech Communication Journal 45 (1980): 149–63. https://doi.org/10.1080/10417948009372446.

6. Irwin, Mary. “BBC Television Documentary 1960–70: A History”. Theses of PhD diss. Glasgow Caledonian University, 2008. Accessed January 22, 2019. http://ethos.bl.uk/OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.492389/.

7. Mal’kova, Liliana. “Television: Playing with the Documentary Form”. Elektronnyi zhurnal “Mediaskop”, iss. 3 (2012). Accessed April 24, 2019. http://mediascope.ru/?q=node/1126. (In Russian)

8. Shergova, Kseniia. “Is Docudrama a New Genre?” Vestnik elektronnykh i pechatnykh SMI, no. 13 (2012). Accessed June 24, 2016. http:www.ipk.ru/index.php?id=2102. (In Russian)

9. Manskova, Elizaveta. “Modern Television Documentaries in Russia: The Dynamics of Genres and Means of Screen Expression”. Thesis of PhD diss. Altaiskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2011. (In Russian)

10. Shtein, Sergei. “The Ontology of Film”. Menedzher kino, no. 8 (2009): 58–64. Accessed December 12, 2019. http://schtein.ru/content/schtein/SCHTEIN_Ontology_of_cinema.pdf. (In Russian)

11. Tarkovskii, Andrei. “Time Captured”. Media-arkhiv “Andrei Tarkovskii”. Accessed December 19, 2019. http://tarkovskiy.su/texty/vrema/vrema6-5.html. (In Russian)

12. Solov’eva, Svetlana. “Artistic Image and Legacy”. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk 17, no. 1 (2015): 218–21. (In Russian)

13. Bazin, Andrè. What is Cinema? A Collection of Articles. Rus. ed. Transl. by Viktor Bozhovich and Izabella Epshtein. Moscow: Iskusstvo Publ., 1972. (In Russian)

14. Romm, Mikhail. “Questions on Film Editing. (Lecture Notes)”. Tokman. Accessed January 12, 2020. http://www.tokman.ru/tx26.html. (In Russian)

15. Makienko, Maksim. “Artistic Image and Artistic Symbol as the Foundation of the Cinematic Space-Time Reality (Using the Feature Film ‘Carnival’ as an Example)”. Molodoi uchenyi, no. 8 (2009): 190–7. (In Russian)

16. Ostapenko, Raisa. “The Representation of the Holocaust in Soviet Cinema: What Was Not Talked About?” BBC News: russkaia sluzhba. Accessed February 8, 2020. https://www.bbc.com/russian/society/2014/06/140620_jeremy_hicks_holocaust_interview.

17. Pulver, Andrew. “Holocaust Cinema: Why Film-Makers are Revisiting a Never-To-Be-Forgotten Hell”. The Guardian. Accessed March 3, 2020. https://www.theguardian.com/film/filmblog/2015/jun/10/holocaust-films-son-of-saul-auschwitz-nazis.

18. Gershenson, Olga. “Holocaust Cinema”. Oxford Bibliographies. https://doi.org/10.1093/OBO/9780199791286-0262.

19. Zeltserman, Lea. “Ghosts of Soviet Holocaust Cinema Finally Escape From the Censors’ Files”. Tablet. Accessed March 6, 2020. https://www.tabletmag.com/sections/arts-letters/articles/soviet-holocaustcinema.

20. “The History of the Jewish Community in Belarus”. Minsk staryi i novyi. Accessed February 26, 2020. https://minsk-old-new.com/life/zhiteli-goroda/istoriya-evrejskoj-obshhiny-belarusi. (In Russian)

21. Kobrynsky, Oleksander, and Gerd Bayer, eds. Holocaust Cinema in the Twenty-First Century: Images, Memory, and the Ethics of Representation. Rev. ed. New York: Wallflower Press, 2015.

22. Stiglegger, Marcus. “Cinema as Historical Archive? Representing the Holocaust on Film”. Ikonen. Accessed February 12, 2020. http://www.ikonenmagazin.de/artikel/Holocaust_cinema_Stiglegger.htm.

23. Poznin, Vitaly. “Art Space and Time in the Screen Chronotope”. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie 9, no. 1 (2019): 93–109. https://doi.org/10.21638/spbu15.2019.105. (In Russian)

24. Stezhko, Natal’ia. “Genesis and Development of Television Documentary Drama in Belarus”. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10. Zhurnalistika, no. 1 (2018): 90–103. (In Russian)

25. Stezhko, Natal’ia. “Docudrama on the Belarusian TV”. Vesnіk BDU. Seryia 4. Fіlalogіia. Zhurnalіstyka. Pedagogіka, no. 3 (2012): 69–73. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.03.2021

Как цитировать

Стежко, Н. Г. . (2021). Образ Холокоста в телевизионной документальной драме-трилогии «Хроника Минского гетто». Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(1), 56–68. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.104

Выпуск

Раздел

Кино