Советское в произведениях Владислава Мамышева-Монро

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.105

Аннотация

Статья посвящена ресайклингу советских образов в творчестве Владислава Мамышева-Монро 1987–2006 гг. В своем мультидисциплинарном творчестве Владислав Мамышев-Монро (1969–2013), художник и литератор, неоднократно воспроизводил образы из советского кино и поп-культуры. Он в гриме Мерилин Монро исполнял советские песни на концертах и в видеоклипах, представлял в перформансах и фотопортретах Аллу Пугачеву, В.И.Ленина и Н.К.Крупскую, эпизод встречи Штирлица с женой из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Мамышев также написал несколько философских трактатов о российской и советской ментальности и истории. Экзистенциальный перформанс Мамышева, связанный с древними практиками юродства и парресии, рассматривается в динамике постсоветской истории. В 1990 г. в ремейках портретов членов Политбюро он преобразил советских геронтократов в красавиц мирового кино, «исправляя карму» советской власти. В репортаже «Пиратского телевидения» 19 августа 1991 г. Мамышев выступил против отмены реформ Горбачева. В начале 1990-х он выдвинул идею сказочной фольклорной основы российского и советского бессознательного и отметил начало контаминации российской и советской истории в постсоветском сознании. В конце 1990-х Мамышев исследует в образе Любови Орловой комплекс советских представлений о совершенстве, которые оказывают одновременно мобилизующее и омертвляющее социокультурное воздействие. Представляя советские образы, Мамышев держит в фокусе их тоталитарный государственный месседж и одновременно их отражение в индивидуальном сознании, нацеленном на поиск идеальной любви и счастья, показывая неизбежный трагический разрыв функциональной связи советской идеологии и российской реальности.

Ключевые слова:

Владислав Мамышев-Монро, российское, советское, постсоветское общественное сознание, ресайклинг, перформанс

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Екатерина Юрьевна Андреева, Государственный Русский Музей

доктор философских наук, кандидат искусствоведения

Библиографические ссылки

Литература

1. Мамышев, Владислав. “Автобиография”. В изд. Архив М: каталог выставки, сост. Елена Селина, 63. М.: Московский музей современного искусства, 2015.

2. Мамышев, Владислав. “Стихотворное письмо из Парижа”. Дантес. Литературно-художественный журнал. Специальный выпуск, no. 2 (1999): 13.

3. Мамышев, Владислав. “Рукопожатие на орбите”. Дантес. Литературно-художественный журнал. Специальный выпуск, no. 2 (1999): 8–12.

4. Мамышев, Владислав. “Интервью журналу ‘Птюч’, № 2, 1995”. В изд. Архив М: каталог выставки, сост. Елена Селина, 318. М.: Московский музей современного искусства, 2015.

5. Лазарев, А. “Берем на контроль”, Смена, ноябрь 05, 1986.

6. Мамышева, Нина. “Воспоминания”. В изд. Владислав Мамышев-Монро в воспоминаниях современников, сост. Елизавета Березовская, 182–5. М.: ООО “Арт-Гид”, 2016.

7. Е-Е [Козлов, Евгений]. “Я хотел его двигать вперед, давать ему конкретные стимулы…” В изд. Владислав Мамышев-Монро в воспоминаниях современников, сост. Елизавета Березовская, 145. М.: ООО “Арт-Гид”, 2016.

8. Мамышев, Владислав. “Инсинуационизм”. Художественный журнал, no. 3 (1994). Дата обращения май 13, 2020. http://moscowartmagazine.com/issue/49/article/991.

9. Селина, Елена, сост. Архив М: Каталог выставки. М.: Московский музей современного искусства, 2015.

10. Мамышев, Владислав. “Интервью Ирине Кулик. 2013”. В изд. Архив М: каталог выставки, сост. Елена Селина, 325–6. М.: Московский музей современного искусства, 2015.

11. Венцлова, Андрюс. “Жизнь на вдохе”. В изд. Владислав Мамышев-Монро в воспоминаниях современников, сост. Елизавета Березовская, 64. М.: ООО “Арт-Гид”, 2016.

12. Маслов, Олег. “Два привета с того света”. В изд. Владислав Мамышев-Монро в воспоминаниях современников, сост. Елизавета Березовская, 194–5. М.: ООО “Арт-Гид”, 2016.

13. Трофименков, Михаил. “Оно номер два”. Дантес. Литературно-художественный журнал. Специальный выпуск, no. 2 (1999): 61.

14. Циба, Ганна. “Владислав Мамышев-Монро: ‘Я заслужил право заниматься искусством беспечным, абсолютно юмористическим’”. Дата обращения май 13, 2020. https://artukraine.com.ua/a/vladislav-mamyshev-monro-ya-zasluzhil-pravo-zanimatsya-iskusstvom-bespechnym-absolyutnoyumoristicheskim/.X2KCC2gzbIU.

15. Мамышев, Владислав. “Любовь не умирает”. В изд. Архив М: каталог выставки, сост. Елена Селина, 90. М.: Московский музей современного искусства, 2015.

16. Мамышев, Владислав. “Впечатляющее величие советской эстетики тоталитаризма”. Дантес. Литературно-художественный журнал. Специальный выпуск, no. 2 (1999): 31–2.

References

1. Mamyshev, Vladislav. “Autobiography”. In Arkhiv M: katalog vystavki, comp. by Elena Selina, 63. Moscow: Moskovskii muzei sovremennogo iskusstva Publ., 2015. (In Russian)

2. Mamyshev, Vladislav. “A Poetic Letter from Paris”. Dantes. Literaturno-khudozhestvennyi zhurnal. Spetsial’nyi vypusk, no. 2 (1999): 13. (In Russian)

3. Mamyshev, Vladislav. “Handshake at the Orbit”. Dantes. Literaturno-khudozhestvennyi zhurnal. Spetsial’nyi vypusk, no. 2 (1999): 8–12. (In Russian)

4. Mamyshev, Vladislav. “Interview for the Magazine ‘Ptyuch’, no. 2, 1995”. In Arkhiv M: katalog vystavki, comp. by Elena Selina, 318. Moscow: Moskovskii muzei sovremennogo iskusstva Publ., 2015. (In Russian)

5. Lazarev, A. “Take on Control”, Smena, November 05, 1986. (In Russian)

6. Mamysheva, Nina. “Memories”. In Vladislav Mamyshev-Monro v vospominaniiakh sovremennikov, comp. by Elizaveta Berezovskaia, 182–5. Moscow: OOO “Art-Gid” Publ., 2016. (In Russian)

7. E-E [Kozlov, Evgenii]. “I Wanted to Move Him Forward, Give Him Specific Incentives…” In Vladislav Mamyshev-Monro v vospominaniiakh sovremennikov, comp. by Elizaveta Berezovskaia, 145. Moscow: OOO “Art-Gid” Publ., 2016. (In Russian)

8. Mamyshev, Vladislav. “Insinuationism”. Khudozhestvennyi zhurnal, no. 3 (1994). Accessed May 13, 2020. http://moscowartmagazine.com/issue/49/article/991. (In Russian)

9. Selina, Elena, comp. Archive M: Exhibition Catalogue. Moscow: Moskovskii muzei sovremennogo iskusstva Publ., 2015. (In Russian)

10. Mamyshev, Vladislav. “Interview for Irina Kulik. 2013”. In Arkhiv M: katalog vystavki, comp. by Elena Selina, 325–6. Moscow: Moskovskii muzei sovremennogo iskusstva Publ., 2015. (In Russian)

11. Ventslova, Andrius. “Life on a Breath”. In Vladislav Mamyshev-Monro v vospominaniiakh sovremennikov, comp. by Elizaveta Berezovskaia, 64. Moscow: OOO “Art-Gid” Publ., 2016. (In Russian)

12. Maslov, Oleg. “Two Greetings from the Next World”. In Vladislav Mamyshev-Monro v vospominaniiakh sovremennikov, comp. by Elizaveta Berezovskaia, 194–5. Moscow: OOO “Art-Gid” Publ., 2016. (In Russian)

13. Trofimenkov, Mikhail. “It is Number Two”. Dantes. Literaturno-khudozhestvennyi zhurnal. Spetsial’nyi vypusk, no. 2 (1999): 61. (In Russian)

14. Tsiba, Ganna. “Vladislav Mamyshev-Monro: ‘I have Earned the Right to Engage in the Art of Careless, Absolutely Humorous’”. Accessed May 13, 2020. https://artukraine.com.ua/a/vladislav-mamhev-monro-ya-zasluzhil-pravo-zanimatsya-iskusstvom-bespechnym-absolyutno-yumoristicheskim/#.X2KCC2gzbIU. (In Russian)

15. Mamyshev, Vladislav. “Love Does Not Die”. In Arkhiv M: katalog vystavki, comp. by Elena Selina, 90. Moscow: Moskovskii muzei sovremennogo iskusstva Publ., 2015. (In Russian)

16. Mamyshev, Vladislav. “The Impressive Grandeur of the Soviet Aesthetics of Totalitarianism ”. Dantes. Literaturno-khudozhestvennyi zhurnal. Spetsial’nyi vypusk, no. 2 (1999): 31–2. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.03.2021

Как цитировать

Андреева, Е. Ю. . (2021). Советское в произведениях Владислава Мамышева-Монро. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(1), 69–82. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.105

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство