Монументальная живопись С.М.Романовича: бывшее и несбывшееся

Авторы

  • Александр Николаевич Иньшаков Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств https://orcid.org/0000-0002-4165-7100

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.107

Аннотация

Статья посвящена важному периоду жизни и творчества московского художника С.М.Романовича (1894–1968), одного из наиболее интересных молодых художников русского живописного авангарда второй половины 1910-х годов, ученика и впоследствии друга М.Ф.Ларионова. С конца 1930-х и до середины 1950-х годов он был сотрудником Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. С.М.Романович работал вместе с Л.А.Бруни и В.А.Фаворским над декорированием Театра Красной армии, принимал участие в разработке проектов и оформлении интерьеров театральных и выставочных пространств, новых общественных зданий в Москве и городах страны. Художник обратился к монументальному искусству в значительной степени вынужденно, не имея возможности серьезно заниматься станковой живописью и выставлять свои картины в 1930-е годы. Автор проанализировал основные работы, выполненные Романовичем в области монументального искусства. Особое внимание уделяется интересу Романовича к живописи выдающихся мастеров эпохи Возрождения и Нового времени, оказавшей определенное влияние на его монументальные работы: среди наиболее значимых для художника мастеров — Рафаэль, Микеланджело, Делакруа. Также раскрыты связи и взаимные влияния между станковым творчеством и монументальной живописью Романовича. В его творчестве проявлялось и «встречное» влияние: интерес художника к выдающимся памятникам монументального искусства прошлого отразился на его исканиях в области живописи. Автор показывает это влияние, обратившись к анализу нескольких известных произведений Романовича конца 1940-х годов. Важнейшее место в наследии художника занимает религиозная живопись. В условиях СССР 1940–1950-х годов Романович не мог проявить и реализовать свой талант монументалиста в религиозном искусстве, глубокий интерес к которому проявился в его поздней живописи на библейские и евангельские темы.

Ключевые слова:

Л.А.Бруни, М.Ф.Ларионов, С.М.Романович, В.А.Фаворский, архитектура, живопись, монументальное искусство в СССР

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александр Николаевич Иньшаков, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

кандидат искусствоведения

Библиографические ссылки

Литература

1. Романович, Наталья, авт.-сост. С.М.Романович. О прекраснейшем из искусств. Литературное наследие. Выдержки из переписки. Воспоминания современников о художнике. М.: Галарт, 2011.

2. Сергей Михайлович Романович. Живопись, графика <…>: сборник материалов, каталог выставки. К 100-летию со дня рождения художника. Сост. Е.Яковлева и др., ред. Ю.Евдокимова. М.: Русский путь, 1994.

3. Эльконин, Владимир. “Наша мастерская. 1973”. В изд. Мастерская монументальной живописи при Академии архитектуры СССР, 1935–1948, сост. и авт. вст. статьи Елена Шункова, 171–81. М.: Советский художник, 1978.

4. Эдельштейн, Константин. “Совместная работа с Л.А.Бруни в Мастерской монументальной живописи. 1973”. В изд. Мастерская монументальной живописи при Академии архитектуры СССР, 1935–1948, сост. и авт. вст. статьи Елена Шункова, 146–71. М.: Советский художник, 1978.

5. Шункова, Елена, сост. и авт. вст. статьи. Мастерская монументальной живописи при Академии архитектуры СССР, 1935–1948. М.: Советский художник, 1978.

6. Поспелов, Глеб, и Евгения Илюхина. Михаил Ларионов. Живопись. Графика. Театр. М.: Галарт; RA, 2005.

7. История “Русского балета”, реальная и фантастическая в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова. Авт. концепции Ирина Остаркова и др., науч. ред. Елена Суриц и Глеб Поспелов. М.: Интерроса, 2009. (Первая публикация).

8. Художественная галерея “Элизиум”. Петр Игнатьевич Бромирский, 1886–1920. Авторы ст. Александра Шатских и Валерий Турчин, сост. Юрий Лоев и Максим Боксер. М.: Компьютер-Пресс, 2000.

9. Белогорцев, Игорь, и Иван Софинский. Смоленск. М.: Гос. издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952. (Архитектура городов СССР).

10. Смоленск в акварелях и рисунках художника Б.Рыбченкова. Ред. и авт. вст. ст. Николай Рыленков. Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1963.

11. Знамеровская, Татьяна. Сальватор Роза: альбом. М.: Изобразительное искусство, 1972.

12. Иньшаков, Александр. “Лучизм по С.Романовичу”. Искусствознание, no. 2 (2003): 348–61.

13. Иньшаков, Александр. “Молодые художники из круга Михаила Ларионова и Владимир Маяковский: из истории московского авангарда 1910-х годов”. В изд. Творчество В.В.Маяковского, отв. ред. Вера Терехина, 326–48. М.: ИМЛИ РАН, 2015, вып. 3: Текст и биография. Слово и изображение.

14. Serullaz, Maurice. Les peintures Murales de Delacroix. Paris: Les Editions du Temps, 1963.

15. Delacroix, Eugene. L’Opera Pittorica Completa di Delacroix. Introdotta da Passi del “Journal” e Coordinata da Luigina Rossi Bortolatto. Milano: Rizzoli Editore, 1972.

16. Прокофьева, Маргарита. Делакруа. М.: Изобразительное искусство, 1998. (Великие мастера прошлого).

17. Иньшаков, Александр. “Ларионов, Романович и Делакруа”. Искусствознание, no. 3–4 (2013): 411–27.

18. Гос. Третьяковская галерея. Николай Николаевич Ге, 1831–1894. К 180-летию со дня рождения. Ред.-сост. Татьяна Карпова. М.: Пинакотека, 2011.

19. Панофский, Эрвин. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. Пер. Н.Лебедева, Н.Осминская, Д.Захарова и др. 2-е изд. СПб.: Азбука-классика, 2009. (Художник и знаток).

20. Villa, Renzo, e Giovanni Carlo Federico Villa. Tintoretto. Milano: Silvana Editoriale, 2012.

21. Зиновьев, Александр. Ансамбль ВСХВ: Архитектура и строительство. М.: [б. и.], 2014.

22. Нефедов, А. Павильон “Ветеринария и зоотехния”: путеводитель. М.: Гос. издательство сельскохозяйственной литературы, 1954.

23. РСФСР. Народный комиссариат просвещения. Отдел изобразительных искусств. Справочник Отдела ИЗО Наркомпроса. М.: [б. и.], 1920.

24. Хан-Магомедов, Селим. Георгий Крутиков. М.: Фонд “Русский авангард”, 2008. (Творцы авангарда).

References

1. Romanovich, Natal’ia, author and comp. S.M.Romanovich. About the Most Beautiful of the Arts. Literary Heritage. Excerpts from Correspondence. Memories of Contemporaries About the Artist. Moscow: Galart Publ., 2011. (In Russian)

2. Sergey Mikhailovich Romanovich. Painting, Graphics <…> Collection of Materials, Exhibition Catalog. To the 100th Anniversary of the Artist’s Birth. Comp. by E.Iakovleva et al., ed. by Iu. Evdokimova. Moscow: Russkii put’ Publ., 1994. (In Russian)

3. El’konin, Vladimir. “Our Workshop. 1973”. In Masterskaia monumental’noi zhivopisi pri Akademii arkhitektury SSSR, 1935–1948, ed. by Elena Shunkova, 171–81. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1978. (In Russian)

4. Edelstein, Konstantin. “Collaboration with L.A.Bruni in the Workshop of Monumental Painting. 1973”. In Masterskaia monumental’noi zhivopisi pri Akademii arkhitektury SSSR, 1935–1948, ed. by Elena Shunkova, 146–71. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1978. (In Russian)

5. Shunkova, Elena, comp. Workshop of Monumental Painting at the Academy of Architecture of the USSR, 1935–1948. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ., 1978. (In Russian)

6. Pospelov, Gleb, and Evgeniia Iliukhina. Mikhail Larionov. Painting. Graphics. Theatre. Moscow: Galart Publ.; RA Publ., 2005. (In Russian)

7. The History of the Russian Ballet, Real and Fantastic in Drawings, Memoirs and Photographs from the Archive of Mikhail Larionov. Сoncept by Irina Ostarkova et al., sci. ed. by Elena Surits and Gleb Pospelov. Moscow: Interrosa Publ., 2009. (Pervaia publikatsiia). (In Russian)

8. Khudozhestvennaia galereia “Elizium”. Peter Ignatievich Bromirsky, 1886–1920. Articles by Aleksandra Shatskikh and Valerii Turchin, comp. by Iurii Loev and Maksim Bokser. Moscow: Komp’iuterPress Publ., 2000. (In Russian)

9. Belogortsev, Igor’, and Ivan Sofinskii. Smolensk. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo literatury po stroitel’stvu i arkhitekture Publ., 1952. (Arkhitektura gorodov SSSR). (In Russian)

10. Smolensk in Watercolors and Drawings by Artist B.Rybchenkov. Ed. and foreword by Nikolai Rylenkov. Smolensk: Smolenskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1963. (In Russian)

11. Znamerovskaia, Tat’iana. Salvator Rosa: Album. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1972. (In Russian)

12. In’shakov, Aleksandr. “Luchism for S.Romanovich”. Iskusstvoznanie, no. 2 (2003): 348–61. (In Russian)

13. In’shakov, Aleksandr. “Young Artists From the Circle of Mikhail Larionov and Vladimir Mayakovsky: From the History of the Moscow Avant-Garde of the 1910s”. In Tvorchestvo V.V.Maiakovskogo, ed. by Vera Terekhina, 326–48. Moscow: IMLI RAN Publ., 2015, iss. 3: Tekst i biografiia. Slovo i izobrazhenie. (In Russian)

14. Serullaz, Maurice. Les peintures Murales de Delacroix. Paris: Les Editions du Temps, 1963.

15. Delacroix, Eugene. L’Opera Pittorica Completa di Delacroix. Introdotta da Passi del “Journal” e Coordinata da Luigina Rossi Bortolatto. Milano: Rizzoli Editore, 1972.

16. Prokof ’eva, Margarita. Delacroix. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1998. (Velikie mastera proshlogo). (In Russian)

17. In’shakov, Aleksandr. “Larionov, Romanovich and Delacroix”. Iskusstvoznanie, no. 3–4 (2013): 411–27. (In Russian)

18. Gos. Tret’iakovskaia galereia. Nikolai Nikolaevich Ge, 1831–1894. The 180th Anniversary of His Birth. Ed. and comp. by Tat’iana Karpova. Moscow: Pinakoteka Publ., 2011. (In Russian)

19. Panofsky, Erwin. Studies on Iconology. Humanistic Themes in the Art of the Renaissance. Rus. ed. Transl. by N.Lebedeva, N.Osminskaia, D.Zakharova et al. 2nd ed. St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ., 2009. (Khudozhnik i znatok). (In Russian)

20. Villa, Renzo, e Giovanni Carlo Federico Villa. Tintoretto. Milano: Silvana Editoriale, 2012.

21. Zinov’ev, Aleksandr. Ensemble of VSKHV: Architecture and Construction. Moscow: [s. n.], 2014. (In Russian)

22. Nefedov, A.Pavilion “Veterinary and Animal Science”. Guide. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo sel’skokhoziaistvennoi literatury Publ., 1954. (In Russian)

23. RSFSR. Narodnyi komissariat prosveshcheniia. Otdel izobrazitel’nykh iskusstv. Directory of the Department of the People’s Commissariat of Education. Moscow: [s. n.], 1920. (In Russian)

24. Khan-Magomedov, Selim. George Krutikov. Moscow: Fond Russkii avangard Publ., 2008. (Tvortsy avangarda). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.03.2021

Как цитировать

Иньшаков, А. Н. . (2021). Монументальная живопись С.М.Романовича: бывшее и несбывшееся. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 11(1), 102–126. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.107

Выпуск

Раздел

Изобразительное искусство